Дело № 33а-1714/2017
Судья Воронцова Е.С.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Тамбов 17 мая 2017 года
Судебная коллегия по административным делам Тамбовского областного суда в составе:
председательствующего: Бурашниковой Н.А.,
судей: Курохтина Ю.А., Баранова В.В.,
при секретаре: Рудаковой О.О.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Тамбова о признании бездействия, выразившегося в непередаче учетного дела в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, незаконным, возложении обязанности передать учетное дело в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области,
по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 февраля 2017 года.
Заслушав доклад судьи Курохтина Ю.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Постановлением администрации г.Тамбова от 22.06.2009 № 4635 ФИО1 принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».
Письмом Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области от 16.06.2016 г. № Р-10-1585 ФИО1 сообщено, что он не состоит в Списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, поскольку в адрес данного Управления не поступало учетное дело ФИО1 до достижения им 23-х лет.
В письме указано, что ФИО1 исполнилось 25 лет, и он не относится к категории детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с чем улучшение жилищных условий ФИО1 должно осуществляться в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации г.Тамбова, в котором указывал, что решением Советского районного суда г.Тамбова от *** его родители были лишены родительских прав. Распоряжением начальника территориального управления мэрии *** от *** № 267 он был направлен в детское государственное учреждение и за ним сохранено право пользования жилым помещением, находящимся по адресу: ***.
Согласно акту о пожаре от 09.03.2006 квартира вышеназванная квартира полностью сгорела, ввиду чего по заявлению ФИО1 постановлением администрации г.Тамбова от 22.06.2009 № 4635 он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Дети — сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» с составом семьи один человек. Согласно сообщению жилищного комитета администрации г.Тамбова от 24.06.2009 № 01-12-2434/9 очередь ФИО1 № 74.
По мнению административного истца администрацией г.Тамбова должно было быть сформировано его учетное дело, которое в дальнейшем следовало передать в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области для постановки его на учет в Списке детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей для обеспечения его жилым помещением.
Бездействие административного ответчика, выраженное в не передаче учетного дела в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, нарушает его права по обеспечению жилым помещением как лица, относящегося к категории «детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей».
В связи с изложенным просил признать незаконным бездействие администрации г.Тамбова по непередаче в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области учетного дела, сформированного муниципальным органом в отношении ФИО1 в связи с тем, что он относится к категории «детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей», и обязать администрацию г.Тамбова передать в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области данное учетное дело.
Решением Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 февраля 2017 года в удовлетворении вышеназванного административного иска отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 считает данное решение незаконным, подлежащим отмене. Указывает, что отказывая в удовлетворении его требований суд исходил из того, что административный истец не отрицал факт того, что после обращения с заявлением от 01.06.2009 о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с отдельным заявлением о предоставлении ему жилого помещения в администрацию г.Тамбова не обращался. Это утверждение суда не соответствует фактам, поскольку, как утверждает ФИО1, он подписал все заявления, касающиеся проблемы формирования его четного дела и просил суд затребовать все материалы, относящиеся к данному обстоятельству, однако в этом ему было отказано.
Кроме того, суд при вынесении обжалуемого решения не принял во внимание положения Постановления администрации Тамбовской области от 22 мая 2007 г. № 553 «Об утверждении Положения о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа», согласно п.2.1. которого граждане, претендующие на получение субсидии, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления как лиц, относящихся к категории дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей.
В соответствии с этой нормой он обратился в администрацию г.Тамбова и представил все необходимые документы, вследствие чего было сформировано его учетное дело. Затем учетное дело подлежало передаче в администрацию Тамбовской области, так как согласно п. 2.5. вышеназванного Постановления, сформированные учетные дела граждан представляются органами местного самоуправления в управление труда и социального развития области в порядке очередности, в соответствии со списком граждан, претендующих на получение субсидии. Учетные дела рассматриваются управлением труда и социального развития области, при необходимости осуществляется проверка документов учетных дел и запрашиваются дополнительные сведения. По результатам рассмотрения гражданин, претендующий на получение субсидии, ставится в единую очередь получателей субсидии.
Таким образом, учетное дело подлежало передаче в любой комплектации и при необходимости дополнительные документы подлежали истребованию. То, что учетное дело не было передано администрацией г.Тамбова в администрацию Тамбовской области в дальнейшем и создало проблему, связанную с включением его в названный список. Администрация г.Тамбова, на которой лежит бремя доказывания оснований бездействия, не доказало должным образом законности своего бездействия, выраженного в том, что учетное дело в том виде, в котором оно было сформировано, так и не было передано. Суд в нарушение закона переложил бремя доказывания на административного истца, при этом ограничив его в возможности истребования документов у администрации г.Тамбова, чем существенно нарушил нормы процессуального права.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ФИО1 –ФИО2, поддержавшего жалобу, представителя администрации г. Тамбова – ФИО3, представителя Управления социальной защиты и семейной политики Тамбовской области ФИО4, считавших решение правильным, судебная коллегия приходит к выводу об отмене решения суда в связи с существенным нарушением норм процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст.8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Исходя из положений п.п. 3, 9 ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, формирует орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, из числа лиц в возрасте от 14 до 23-х лет.
В силу ч.1 ст.6 Закона Тамбовской области № 682-3 от 23 июля 2010 года «О дополнительных гарантиях для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц их числа из числа детей, оставшихся без попечения родителей» вышеуказанным категориям, органом исполнительной власти области однократно в соответствии со списком, сформированным в порядке, установленном статьей 6.1 настоящего Закона, предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, общей площадью жилого помещения не менее 33 кв. метров и не более 37 кв. метров.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, предусмотренными настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Согласно ч.ч. 1, 2 ст. 6.1 Закона Тамбовской области № 682-3 список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частями 1 и 3 статьи 6 настоящего Закона, формируется органом исполнительной власти области и поддерживается в актуализированном состоянии. Перечень документов, дающих право на признание детей-сирот нуждающимися в жилых помещениях и на включение их в список, устанавливается постановлением администраций области.
Принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1, суд, в том числе, руководствовался действующим на момент возникновения спорных правоотношений (2009 год) пунктом 2.1 Положения о порядке предоставления социальной выплаты на приобретение жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа, утвержденного постановлением администрации Тамбовской области от 22.05.2007 № 553, предусматривающим следующий порядок предоставления данной дополнительной гарантии для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей граждане. Названным пунктом предусмотрено, что граждане, претендующие на получение мер социальной поддержки, обращаются в органы местного самоуправления по месту их выявления как лиц, относящихся к категории дети- сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, с заявлением по форме согласно приложению № 1 к настоящему Положению, одновременно представляя: документы, подтверждающие отношение к данной категории лиц (копию решения суда о лишении родителя (ей) родительских прав или копию свидетельства о смерти родителя (ей), копию решения органа местного самоуправления об установлении опекунства); справку о составе семьи; справку из органов государственной регистрации о наличии или отсутствии жилых помещений на праве собственности (если имеется семья - на каждого члена семьи); копию постановления органов местного самоуправления о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
После принятия органом местного самоуправления решения о праве гражданина на получение мер социальной поддержки, он включается в список граждан, претендующих на ее получение, и на него оформляется учетное дело, которое должно быть предоставлено органами местного самоуправления в Управление труда и социального развития области (Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области).
По результатам рассмотрения учетного дела Управлением принимается решение о включении гражданина, претендующего на получение социальной поддержки, в единую очередь ее получателей (п. 2.4 Положения).
Вместе с тем, судом не учтено, что приведенное положение утратило силу 15.07.2011 года, то есть до достижения ФИО1 23 –летнего возраста, а Федеральный закон № 159-ФЗ действовал. Кроме того, Постановлением администрации Тамбовской области от 23 сентября 2013 г. № 1055 утвержден Перечень документов, дающих право на признание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в жилых помещениях, постановку на учет и на включение их в список, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, положения которого судом при вынесении обжалуемого решения не учитывались.
В соответствии с п. 10 данного Постановления Тамбовской области управление образования и науки области определено уполномоченным органом по: признанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающимися в предоставлении жилого помещения, и постановке их на учет; ведению учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях.
Управление социальной защиты и семейной политики области определено уполномоченным органом по:
формированию и поддержанию в актуальном состоянии списка детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями;
приобретению (долевому участию в строительстве) индивидуальных или многоквартирных жилых домов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений;
выявлению обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
При этом пунктом 7 Приложения 7 к названному постановлению администрации Тамбовской области предусмотрено, что Управление образования и науки области в течение 5-ти рабочих дней с момента поступления полного и правильно оформленного пакета документов и заключения издает приказ о признании ребенка-сироты нуждающимся в предоставлении жилого помещения и постановке на учет (об отказе в признании нуждающимся и постановке на учет) и включает сведения о нем в Реестр детей-сирот, нуждающихся в предоставлении жилых помещений, до совершеннолетия (объявления эмансипированным) (далее - Реестр), по форме, утвержденной приказом управления образования и науки области.
Пунктом 12 Приложения 7 предусмотрено, что сведения о детях-сиротах, поставленных на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления до 01.01.2013, включаются в Реестр на основании решений органа местного самоуправления и их учетных дел.
Согласно пункту 21 Приложения 7 сведения о детях-сиротах, признанных нуждающимися в жилых помещениях, после достижения ими 14-летнего возраста, передаются с копиями документов в управление социальной защиты и семейной политики области в течение 10 календарных дней со дня принятия управлением образования и науки области приказа о признании детей-сирот нуждающимися в предоставлении жилого помещения и постановке на учет.
Таким образом, судом не оценивались действия администрации г.Тамбова период времени с момента прекращения действия Постановления администрации Тамбовской области от 22.05.2007 № 553 (15.07.2011 г.) и до достижения ФИО1 23 –летнего возраста.
Поскольку управление образования и науки области является уполномоченным органом по ведению учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, и именно данное управление передает необходимые сведения и документы в управление социальной защиты и семейной политики области, судом не выяснено, имелась ли у администрации г.Тамбова обязанность по передаче в управление образования и науки области всех документов, касающихся ведения учета ФИО1, принятого на учет 22.06.2009 года в качестве нуждающегося в жилом помещении по списку очереди «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей», с учетом приведенного выше п. 12 Приложения 7 к постановлению администрации области.
В связи с тем, что в рамках данного административного дела управление образования и науки области является одним из уполномоченных органов, наделенных полномочиями по реализации категорией граждан «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» своих прав, имеются основания полагать, что разрешаемые при рассмотрении административного искового заявления вопросы могут затрагивать права и обязанности названного управления, не привлеченного к участию в деле
Согласно п.4 ч.1 ст. 310 КАС РФ решение суда первой инстанции подлежат безусловной отмене, в том числе, в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.
При таких обстоятельствах решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16.02.2017 года нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрений в тот же суд.
При новом рассмотрении административного дела суду надлежит рассмотреть поставленный в административном исковом заявлении вопрос о законности (незаконности) бездействия администрации г.Тамбова исходя из анализа изменяющегося законодательства, наличия (отсутствия) обязанности у администрации г.Тамбова в силу закона по передаче управлению образования и науки области всех документов по категории граждан «Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» и в случае установления нарушения прав истца, определить способ восстановления нарушенного права.
Руководствуясь ст.ст. 309,310,311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г.Тамбова от 16 февраля 2017 года отменить, дело по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации г.Тамбова о признании бездействия, выразившегося в непередаче учетного дела в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области, незаконным, возложении обязанности передать учетное дело в Управление социальной защиты и семейной политики Тамбовской области направить в тот же суд для нового рассмотрения.
Председательствующий
Судьи