ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17173/2016 от 20.01.2017 Самарского областного суда (Самарская область)

Судья Сметанина О.Н. адм. дело № 33а-333/2017

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Самара 20 января 2017 года

Судебная коллегия по административным делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Вачковой И.Г.,

судей Шилова А.Е., Лазаревой М.А.,

при секретаре Моревой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 октября 2016 года.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Контрольно-счетная палата городского округа Тольятти обратилась в суд с административным исковым заявлением к мэрии городского округа Тольятти о признании бездействия незаконным.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в период с 03.03.2015 г. по 07.04.2015 г. проведено контрольное мероприятие по проверке эффективного использования субсидий, предоставленных МБУ «Зеленстрой» за счет средств бюджета городского округа Тольятти, за 2014 год.

В ходе контрольного мероприятия установлено нецелевое использование субсидий, в результате чего 27.04.2015 г. в адрес МБУ «Зеленстрой» вынесено предписание № 3, согласно которому на учреждение возложена обязанность возвратить в бюджет городского округа Тольятти средства субсидии, использованные не по целевому назначению, в сумме 167 500 руб., а также излишне полученные средства субсидии в сумме 675 100 руб.

Также по итогам проверки был составлен отчет от 24.04.2015 г., согласно которому МБУ «Зеленстрой» допущено нецелевое использование средств субсидии и на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность обеспечить возврат в бюджет городского округа Тольятти субсидии, использованные МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению.

15.04.2016 г. контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти в адрес административного ответчика направлено письмо о предоставлении информации, содержащей сведения о мерах, принятых мэрией городского округа Тольятти для исполнения рекомендаций, отраженных в отчете от 24.04.2015 г.

Однако до настоящего времени мэрией городского округа Тольятти не приняты меры для возврата в бюджет городского округа Тольятти средств субсидии, использованных МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению и излишне полученных в результате невыполнения муниципального задания в полном объеме.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, контрольно-счетная палата городского округа Тольятти просила суд признать незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти, выраженное в непринятии мер для возврата в бюджет городского округа Тольятти средств субсидии, использованных МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению и излишне полученных в результате невыполнения муниципального задания в полном объеме, обязать мэрию городского округа Тольятти обратиться в суд с исковым заявлением к МБУ «Зеленстрой» о возмещении ущерба, причиненного городскому округу Тольятти.

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 октября 2016 года административное исковое заявление контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным бездействия удовлетворено.

Признано незаконным бездействие мэрии городского округа Тольятти, выраженное в непринятии мер для возврата в бюджет городского округа Тольятти средств субсидии, использованных МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению и излишне полученных в результате невыполнения муниципального задания в полном объеме, и на мэрию городского округа Тольятти возложена обязанность обратиться в суд с исковым заявлением к МБУ «Зеленстрой» о возмещении ущерба, причиненного городскому округу Тольятти.

В апелляционной жалобе мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального и процессуального права.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель мэрии городского округа Тольятти – Якунина А.А. доводы апелляционной жалобы поддержала, просила жалобу удовлетворить.

Представитель контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти Колесникова Е.С. возражала против доводов апелляционной жалобы, просила решение суда оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица – МБУ «Зеленстрой» Мартынова Т.В. просила жалобу удовлетворить.

Выслушав объяснения представителей сторон, мнение представителя заинтересованного лица, проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В соответствии со статьей 226 (часть 8) Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства в полном объеме.

Полномочиями органов внешнего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внешнего государственного (муниципального) финансового контроля являются: контроль за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в ходе исполнения бюджета; контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, квартального и годового отчетов об исполнении бюджета; контроль в других сферах, установленных Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» и Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (статья 268.1 Бюджетного кодекса РФ).

Полномочиями по внешнему муниципальному финансовому контролю, то есть контролю за исполнением бюджета г.о. Тольятти; аудиту эффективности, направленному на определение экономности и результативности использования бюджетных средств; экспертизе проектов муниципальных правовых актов г.о. Тольятти о бюджете, иных нормативных правовых актов Думы, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе обоснованности показателей (параметров и характеристик) бюджетов; а также полномочия по внешней проверке годового отчета об использовании бюджета возложены на контрольно-счетную палату на основании Положения «О контрольно-счетной палате городского округа Тольятти» утвержденного решением Думы городского округа Тольятти от 22.01.2014 № 169.

В случае установления нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, контрольно-счетной палатой составляются представления и предписания.

Объекты контроля в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетную палату о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах.

Предписание контрольно-счетной палаты должно быть исполнено в установленные в нем сроки – пункт 17 Положения.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 06.02.2014 г. между мэрией городского округа Тольятти (Учредитель) и МБУ «Зеленстрой» (Учреждение) заключено соглашение № 431-92/4.1-О «О порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнения работ)».

Предметом данного Соглашения является предоставление Учредителем в 2014 году субсидии муниципальному бюджетному учреждению городского округа Тольятти из бюджета городского округа Тольятти на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием им в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг (выполнением работ), относящихся к его основным видам деятельности, предусмотренным его уставом.

В соответствии с пунктами 3.1–3.2 указанного Соглашения, исполнение муниципальным учреждением муниципального задания меньше по объему, чем это предусмотрено данным муниципальным заданием, является одним из оснований для возврата средств субсидии.

Учредитель в течение десяти рабочих дней со дня выявления случаев, указанных в пункте 3.1, направляет муниципальному учреждению требование о возврате в бюджет городского округа Тольятти суммы субсидии в части неисполнения муниципального задания или суммы субсидии, использованной не по целевому назначению, а муниципальное учреждение в течение двадцати календарных дней с момента получения указанного требования возвращает в бюджет городского округа Тольятти сумму субсидии в части неисполнения муниципального задания или сумму субсидии, использованной не по целевому назначению.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» предусмотрено, что по результатам проведения контрольных мероприятий контрольно-счетные органы вправе вносить в органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, проверяемые органы и организации и их должностным лицам представления для их рассмотрения и принятия мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, предотвращению нанесения материального ущерба субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию или возмещению причиненного вреда, по привлечению к ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях, а также мер по пресечению, устранению и предупреждению нарушений.

При этом органы государственной власти и государственные органы субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления и муниципальные органы, а также организации в течение одного месяца со дня получения представления обязаны уведомить в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых по результатам рассмотрения представления решениях и мерах (часть 3 статьи 16 Федерального закона от 07.02.2011 № 6-ФЗ).

Из материалов дела видно, что контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти в период с 03.03.2015 г. по 07.04.2015 г. в отношении МБУ «Зеленстрой» проведено контрольное мероприятие, в результате которого выявлено нецелевое и неэффективное использование субсидий, предоставляемых МБУ «Зеленстрой» за счет средств бюджета городского округа Тольятти, за 2014 год.

В отчете от 24.04.2015 г. по проверке эффективного использования субсидий, предоставленных за счет средств бюджета городского округа Тольятти МБУ «Зеленстрой», указано, в том числе на необходимость обеспечения мэрией городского округа Тольятти возврата в бюджет городского округа Тольятти средств субсидии, использованных МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению и излишне полученных в результате невыполнения муниципального задания в полном объеме (л.д. 25).

27.04.2015 г. контрольно-счетной палатой в адрес учреждения вынесено предписание № 3, которым МБУ «Зеленстрой» предписано возвратить в бюджет городского округа Тольятти 167 500 руб., использованных не по целевому назначению, а также возвратить в бюджет городского округа Тольятти 675 100 руб., излишне полученных средств субсидий; о выполнении предписания и принятых мерах по исполнению предписания проинформировать контрольно-счетную палату, а также городской округ Тольятти в срок до 12.05.2015 г. (л.д. 35-36).

15.04.2016 г. контрольно-счетной палатой городского округа Тольятти в адрес мэра городского округа Тольятти было направлено письмо о предоставлении информации, содержащей сведения о мерах, принятых для исполнения рекомендаций, отраженных в отчете от 24.04.2015 г. (л.д. 38).

06.05.2016 г. заместителем мэра городского округа Тольятти в адрес контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти представлен ответ, в котором указано о намерении МБУ «Зеленстрой» обжаловать предписание от 27.04.2015 г. в Центральный районный суд г. Тольятти (л.д. 40).

Решением Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 25.07.2016 г., вступившим в законную силу 14.10.2016 г., в удовлетворении требований МБУ «Зеленстрой» к контрольно-счетной палате городского округа Тольятти об оспаривании предписания от 27.04.2015 г. № 3 отказано.

Установлено, что указанное предписание контрольно-счетной палаты о возврате средств бюджета МБУ «Зеленстрой» до настоящего времени не исполнено.

Данных, свидетельствующих о направлении Учредителем в течение десяти рабочих дней муниципальному учреждению требования о возврате в бюджет городского округа Тольятти суммы субсидии, материалы дела не содержат.

Доказательств, подтверждающих, что мэрия городского округа Тольятти в течение одного месяца со дня получения представления уведомила в письменной форме контрольно-счетный орган о принятых мерах для возврата в бюджет городского округа Тольятти средств субсидии, использованных МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению и излишне полученных в результате невыполнения муниципального задания в полном объеме, не представлено.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия – часть 9 статьи 227 КАС РФ.

Оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства, учитывая вышеприведенные нормы права, суд пришёл к правильному выводу о признании незаконным бездействия мэрии городского округа Тольятти, выразившегося в непринятии мер для возврата в бюджет городского округа Тольятти средств субсидии, использованных МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению и излишне полученных в результате невыполнения муниципального задания.

Вместе с тем, признав бездействие мэрии городского округа Тольятти незаконным, суд необоснованно возложил на мэрию обязанность обратиться в суд с исковым заявлением к МБУ «Зеленстрой» о возмещении ущерба, причиненного городскому округу Тольятти, поскольку в силу части 1 статьи 3 Гражданского процессуального кодекса РФ, статьи 9 Гражданского кодекса РФ, заинтересованное лицо вправе, но не обязано обращаться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов; граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Таким образом, в силу принципа диспозитивности гражданского процесса лица, участвующие в деле, самостоятельно выбирают способ защиты своих интересов, самостоятельно распоряжаются предоставленными им законом правами и обязанностями. Право на обращение в суд с иском должно реализовываться лицом самостоятельно, вне зависимости от императивных предписаний суда.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод, Конституция Российской Федерации непосредственно не устанавливает какой-либо определенный порядок реализации данного права.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что постановленное судом первой инстанции решение в указанной части нельзя признать законным, оно подлежит отмене с вынесением по административному делу в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти о возложении на мэрию городского округа Тольятти обязанности обратиться в суд с исковым заявлением к МБУ «Зеленстрой» о возмещении ущерба, причиненного городскому округу Тольятти.

Доводы апелляционной жалобы мэрии городского округа Тольятти о том, что административным истцом без уважительных причин пропущен срок, установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд с указанными выше требованиями, являются несостоятельными, поскольку о бездействии мэрии городского округа Тольятти органу финансового контроля стало известно из письма мэрии городского округа Тольятти, направленного в адрес контрольно-счетной палаты 06.05.2016 г.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии бездействия со стороны мэрии городского округа Тольятти являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, данные доводы суд проверял полно и всесторонне, дал им соответствующую правовую оценку, поэтому не могут служить основанием для отмены судебного акта.

При таких обстоятельствах обжалуемое решение суда в части бездействия мэрии городского округа Тольятти, выразившегося в непринятии мер для возврата в бюджет городского округа Тольятти средств субсидии, использованных МБУ «Зеленстрой» не по целевому назначению и излишне полученных в результате невыполнения муниципального задания, является законным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309–310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 27 октября 2016 года в части возложения на мэрию городского округа Тольятти обязанности обратиться в суд с исковым заявлением к МБУ «Зеленстрой» о возмещении ущерба, причиненного городскому округу Тольятти, отменить и принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении требований контрольно-счетной палаты городского округа Тольятти к мэрии городского округа Тольятти о возложении обязанности обратиться в суд с исковым заявлением к МБУ «Зеленстрой» о возмещении ущерба, причиненного городскому округу Тольятти, отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи