ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-171/2021 от 18.01.2021 Костромского областного суда (Костромская область)

Судья Морев Е.А. № 33а-171/2021 (33а-2795/2021)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

«18» января 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой О.Н.,

судей Пелевиной Н.В. и Ивковой А.В.,

при секретаре Миронове М.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (№ 2а-3554/2020, УИД 44RS0001-01-2020-004567-53) по апелляционной жалобе Деревянко Валерия Викторовича на решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 сентября 2020 года, которым в удовлетворении исковых требований Деревянко Валерия Викторовича к Главному управлению МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения отказано.

Заслушав доклад судьи Пелевиной Н.В., выслушав объяснения административного истца Деревянко В.В. и его представителя Мартынова А.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика - ГУ МЧС России по Костромской области - Буланова А.Ю., возражавшего против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Деревянко В.В. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 08 мая 2020 года, которым ему отказано в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения. В обоснование иска указал, что проходит государственную гражданскую службу в ГУ МЧС России по Костромской области, и в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», Постановлением Правительства РФ от 27 января 2009 года № 63 «О предоставлении федеральным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения» ему полагается единовременная субсидия на приобретение жилого помещения, однако из-за неправомерных действий жилищной комиссии он лишен права воспользоваться такой субсидией. Постановлением Администрации г. Костромы от 26 апреля 2000 года № 1650 ему как военнослужащему была предоставлена квартира общей площадью 86,9 кв.м, расположенная по адресу: г. <адрес>, которая по договору приватизации от 27 апреля 2006 года была передана в общую долевую собственность ему и его сыну ФИО13 По договору дарения от 21 июня 2007 года он подарил свою долю в праве на квартиру своей супруге ФИО14 брак с которой ДД.ММ.ГГГГ году был расторгнут. В настоящее время он проживает в указанной квартире совместно с двумя детьми ДД.ММ.ГГГГ бывшей супругой, ее новым мужем и их сыном ДД.ММ.ГГГГ года рождения. 07 сентября 2015 года он направил в Комиссию МЧС России по рассмотрению вопросов предоставления федеральным государственным служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения заявление о постановке на учет для получения названой субсидии, однако в постановке на учет ему было отказано. 18 сентября 2018 года он повторно обратился в жилищную комиссию при ГУ МЧС России по Костромской области с заявлением о постановке на учет для получения единовременной субсидии, однако в этом ему также было отказано, так как ранее ему была предоставлена квартира. 19 февраля 2020 года ГУ МЧС России по Костромской области ему выдало справку о том, что в период прохождения военной службы в ГУ МЧС России по Костромской области субсидия на приобретение жилого помещения ему не предоставлялась, и 18 марта 2020 года он вновь обратился в жилищную комиссию с заявлением о постановке на учет для предоставления единовременной субсидии, но решением комиссии от 08 мая 2020 года ему в постановке на учет отказано, так как его семье ранее предоставлялось жилое помещение. При вынесении такого решения жилищная комиссия нарушила его право на получение единовременной субсидии, и не учла тот факт, что ранее субсидий на приобретение жилья он не получал, а с момента ухудшения его жилищных условий прошло более пяти лет.

Судом по делу постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Деревянко В.В. просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об удовлетворении его требований. Считает, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права и сделан ошибочный вывод об утрате им права на предоставление субсидии в связи с предоставлением ему ранее как военнослужащему жилого помещения. В ответе на его запрос Министерство труда и социальной защиты РФ от 09 октября 2020 года № 26-3/00Г-4679 разъяснило, что получение гражданским служащим во время прохождения военной службы жилого помещения в собственность не является основанием для отказа в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии, поэтому вывод суда о приравнивании получения им жилого помещения в натуре к получению субсидии является незаконным. Федеральным законодателем введены различия в правовом положении военнослужащих и гражданских служащих, правовое регулирование отношений, связанных с прохождением соответствующего вида государственной службы осуществляется самостоятельными правовыми актами, поэтому нет оснований полагать, что гражданским служащим предоставляются государственные гарантии, аналогичные гарантиям военнослужащих. В материалах дела имеются документы о том, что в период прохождения государственной гражданской и военной службы субсидия на приобретение жилого помещения ему не предоставлялась, что ранее в других органах он гражданскую службу не проходил и до настоящего времени проходит ее в том же федеральном органе, что по состоянию на 21 сентября 2020 года его выслуга лет составляет: на военной службе – 36 лет 04 месяца 29 дней, на государственной гражданской службе – 07 лет 04 месяца 13 дней, общая выслуга лет на государственной службе – 43 года 09 месяцев 12 дней, что он состоит на учете нуждающихся в получении жилого помещения в Администрации г. Костромы, и это говорит о том, что все условия для постановки его на учет для получения субсидии имеются. Доказательств получения им субсидии в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» ответчиком не представлено. Ухудшение в 2007 году жилищных условий путем отчуждения принадлежащей ему доли в праве собственности на квартиру бывшей супруге ФИО15 позволяет осуществить постановку его на учет, поскольку с даты совершения указанных действий прошло более 5 лет. Ссылка ответчика и суда на статью 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и на подпункт «д» пункт 10 постановления Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства», необоснованна, так как эти акты в данном случае применению не подлежат, и спорные правоотношения регулируются Федеральным законом «О государственной гражданской службе».

Изучив материалы настоящего административного дела, материалы гражданского дела № 2-3419/2017 по иску Деревянкко В.В. к МЧС России, ЦРЦ МЧС России, ГУ МЧС России по Костромской области о признании незаконным решения единой жилищной комиссии об отказе в постановке на учет и административного дела № 2а-1213/2019 по административному иску Деревянко В.В. к ГУ МЧС России о признании незаконным решения единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 09 ноября 2018 года № 20 об отказе в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации определены Федеральным законом от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Согласно данному Федеральному закону система государственной службы включает в себя: государственную гражданскую службу, военную службу, государственную службу иных видов (пункт 1 статьи 2).

Одним из принципов построения и функционирования системы государственной службы является единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы (пункт 1 статьи 3).

Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы (пункт 2 статьи 3).

Право военнослужащих на жилище установлено Федеральным законом от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», согласно пункту 1 статьи 15 которого государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных указанным федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

Государственная гарантия по обеспечению жильем гражданских служащих установлена Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в статье 53 которого закреплено, что гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Правила предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года № 63.

Из пункта 1 названных Правил, как и из статьи 53 вышеназванного Федерального закона следует, что единовременная субсидия на приобретение жилого помещения федеральным государственным гражданским служащим предоставляется 1 раз за весь период государственной гражданской службы Российской Федерации.

Согласно пункту 2(1) Правил единовременная выплата предоставляется гражданскому служащему при условии, что он не получал субсидию для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» или статьей 4 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», субсидию или иную выплату для приобретения или строительства жилого помещения, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается и судом установлено, что Деревянко В.В. с 01 августа 1975 года по 30 декабря 2011 года проходил военную службу в органах МЧС РФ, уволен со службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

В период прохождения военной службы ему на основании ордера от 04 мая 2000 года на семью из 3 человек (он, супруга ФИО16 сын ФИО17 была предоставлена трехкомнатная квартира общей площадью 86,85 кв.м. по адресу: <адрес> которая по договору приватизации от 27 апреля 2006 года была безвозмездно передана в общую долевую собственность Деревянко В.В. и его сына ФИО18 в равных долях.

По договору дарения от 21 июня 2007 года Деревянко В.В. передал свою долю в праве собственности на квартиру своей супруге ФИО19. с сохранением за собой права проживания в квартире.

Решением мирового судьи судебного участка № 12 г. Костромы от ДД.ММ.ГГГГ брак между Деревянко В.В. и ФИО20 расторгнут.

С 10 мая 2000 года по настоящее время Деревянко В.В. зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении.

С 03 мая 2012 года по 06 сентября 2012 года Деревянко В.В. находился, и с 27 мая 2014 года по настоящее время находится на государственной гражданской службе Российской Федерации в Главном управлении МЧС России по Костромской области.

Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 11 апреля 2017 года Деревянко В.В. отказано в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения со ссылкой на пункт 2(1) Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, статью 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», и подпункт «д» пункта 10 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 1998 года № 1054, согласно которому не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае, если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 19 октября 2017 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Костромского областного суда от 15 января 2018 года, в удовлетворении требований Деревянко В.В. о признании вышеуказанного решения единой жилищной комиссии незаконным отказано.

18 сентября 2018 года Деревянко В.В. повторно обратился в ГУ МЧС России по Костромской области с заявлением о постановке его на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области № 20 от 09 ноября 2018 года в постановке на учет отказано.

Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 12 марта 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 27 мая 2019 года, требования Деревянко В.В. о признании решения жилищной комиссии от 09 ноября 2018 года незаконным оставлены без удовлетворения.

18 марта 2020 года Деревянко В.В. вновь обратился в ГУ МЧС России по Костромской области с заявлением о постановке его с сыном ФИО21 на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.

Решением единой жилищной комиссии ГУ МЧС России по Костромской области от 08 мая 2020 года в постановке на учет для предоставления единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Деревянко В.В. отказано по тем же мотивам, что и ранее, в том числе, со ссылкой на наличие вышеуказанных судебных решений.

31 августа 2020 года Деревянко В.В. обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая возникший спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных Деревянко В.В. требований.

При этом суд исходил из того, что в период прохождения военной службы Деревянко В.В. был обеспечен за счет государства жилым помещением, в связи с чем утратил право на повторное улучшение жилищных условий за счет государственных бюджетных средств, в том числе в форме предоставления денежной субсидии, выплата которой предусмотрена Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также из того, что указанные обстоятельства установлены вступившими в законную силу судебными решениями и в силу части 2 статьи 64 КАС РФ не могут быть оспорены в настоящем деле.

Оснований не согласиться с выводами суда судебная коллегия не усматривает.

Делая вывод об отсутствии у истца права на получение единовременной субсидии для приобретения жилого помещения, суд проанализировал нормы Федеральных законов от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», положения Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 сентября 1998 года № 1054, и Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства № 63 от 27 января 2009 года, и правильно посчитал, что военная служба и государственная гражданская служба входят в единую систему государственной службы, в рамках которой реализация права служащих на жилище осуществляется по единым принципам правового регулирования, одним из которых является однократность улучшения жилищных условий за счет государства, что предоставление жилищной субсидии является одной из форм реализации права на жилище, поэтому в случае исполнения государством своих обязательств по жилищному обеспечению военнослужащего путем предоставления ему жилого помещения он утрачивает право на предоставление субсидии для покупки или строительства жилого помещения, несмотря на приобретение после увольнения с военной службы статуса гражданского служащего.

Вывод суда подробно мотивирован в судебном решении и основан на верном толковании норм материального права, полном и правильном установлении обстоятельств дела и их оценке.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд правомерно, исходя из предписаний статьи 64 КАС РФ, принял во внимание и наличие вступивших в законную силу судебных решений от 19 октября 2017 года и от 12 марта 2019 года, содержащих выводы об утрате административным истцом права на получение предусмотренной Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» субсидии для приобретения или строительства жилого помещения в связи с его обеспечением в период прохождения военной службы жилым помещением.

Таким образом, решение судом принято при правильном применении норм материального и процессуального права.

Доводы же апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании закона, каких-либо сведений об обстоятельствах, влекущих отмену судебного решения, не содержат, направлены, в том числе, на оспаривание выводов, содержащихся во вступивших в законную силу судебных актах, не подлежащих пересмотру при рассмотрении настоящего дела, а потому поводом к отмене обжалуемого судебного акта не являются.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 25 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Деревянко Валерия Викторовича – без удовлетворения.

На судебные акты может быть подана кассационная жалоба во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: