ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1725/2018 от 22.05.2018 Вологодского областного суда (Вологодская область)

Судья Павлова Т.В.

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 22 мая 2018 года № 33а-1725/2018

г. Вологда

Судебная коллегия по административным делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Коничевой А.А., Молоковой Л.К.,

при секретаре Маловой Т.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционному представлению прокуратуры города Череповца Вологодской области на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 26 января 2018 года, которым административное исковое заявление прокурора города Череповца в защиту прав неопределенного круга лиц к мэрии города Череповца о признании несоответствующим федеральному законодательству абзаца 2 пункта 4.1, пункта 4.5, пункта 4.12 Положения о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 1), утвержденного пунктом 1 постановления мэрии города Череповца от 09 июня 2011 года ..., пунктов 2,4,7,8 постановления мэрии города Череповца от 09 июня 2011 года ... оставлены без удовлетворения.

Сообщение о принятом решении определено подлежащим публикации в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании-газете ...

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения прокурора прокуратуры Вологодской области Григоровой С.Г., представителя мэрии города Череповца ФИО1, представителя Комитета по управлению имуществом города Череповца ФИО2, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы Вологодской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

решением Череповецкой городской думы от 01 февраля 2011 года №... утверждены Правила размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории <адрес>

Постановлением мэрии города Череповца Вологодской области от 09 июня 2011 года №... (в редакции от 16 августа 2017 года) ... утверждены:

пунктом 1 - положение о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 1);

пунктом 2 - порядок определения размера платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 2);

пунктом 4 - коэффициенты специализации, типа нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, коэффициенты выравнивания (приложение 3);

пунктом 7 - форма разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 6);

пунктом 8 - форма заявления на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли (приложение 7).

Указанным постановлением регулируются вопросы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города, за исключением земельных участков, принадлежащих на праве собственности юридическим и/или физическим лицам.

Документ опубликован в печатном издании «...№... от 16 июня 2011 года.

Заместитель прокурора города Череповца, действуя в защиту прав неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением о признании не соответствующим федеральному законодательству пункты 2, 4, 7, 8 постановления мэрии города Череповца от 09 июня 2011 года ... абзац 2 пункта 4.1, пункт 4.5, пункт 4.12 Положения о размещении нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению на территории города (приложение 1), регулирующие размещение объектов развозной и разносной торговли, а также приложения № 2, 3, 6.

Судом принято приведенное решение.

В апелляционном представлении прокуратура города Череповца Вологодской области со ссылкой на существенное нарушение норм материального права ставит вопрос об отмене вынесенного судебного постановления и принятии по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных требований. Указывает, что оспариваемые нормы постановления мэрии города Череповца Вологодской области от 09 июня 2011 года №...... установлены с превышением полномочий органов местного самоуправления, не соответствуют федеральному законодательству и нарушают права организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере экономической деятельности.

В возражениях на апелляционное представление мэрия города Череповца и комитет по управлению имуществом города Череповца просят оставить решение суда без изменения, апелляционное представление – без удовлетворения.

В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Вологодской области Григорова С.Г. доводы апелляционного представления поддержала.

Представитель административного ответчика мэрии города Череповца ФИО1 и представитель заинтересованного лица Комитета по управлению имуществом города Череповца ФИО2 полагали доводы апелляционной жалобы несостоятельными, просили решение суда оставить без изменения.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной антимонопольной службы Вологодской области ФИО3 поддержал доводы апелляционного представления.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы апелляционного представления и возражений на них, полагает, что решение судом принято в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями законодательства.

Согласно статье 39 Кодекса административного судопроизводства Федерации и пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (статья 130 (часть 1) Конституции Российской Федерации).

Пунктом 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ).

Согласно подпункту 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, и осуществления иных полномочий, предусмотренных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ.

В соответствии с частями 1-3 и 5 статьи 10 указанного федерального закона размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.

Порядок включения в схему размещения, названную в части 1 настоящей статьи, нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 сентября 2010 года №..., включение объектов в схему размещения осуществляется органом местного самоуправления по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими полномочия собственника имущества.

В соответствии с Положением о Департаменте экономического развития Вологодской области, утвержденным постановлением Правительства Вологодской области от 16 декабря 2013 года №... исполнительным органом государственной власти Вологодской области в сфере регулирования торговой деятельности на территории области является Департамент экономического развития Вологодской области, которым 21 марта 2014 года за №... утвержден Порядок разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований области схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории области, в соответствии с которым органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области рекомендовано разработать схемы и организовать дальнейшую работу по размещению нестационарных торговых объектов на территории соответствующих муниципальных образований (пункт 2).

Решением Череповецкой городской думы от 01 февраля 2011 года №... утверждены Правила размещения и эксплуатации нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города Череповца, которыми регламентировано, что нестационарные объекты размещаются на основании договора аренды земельного участка либо договора о размещении объекта.

Исключение составляют нестационарные объекты развозной и разносной торговли, размещаемые в соответствии с планами мероприятий Правительства Вологодской области, мэрии города, на основании разрешения на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разносной торговли.

Размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению и требования к ним регулируются постановлением мэрии города (пункт 3.2).

Федеральным законом № 381-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления в целях обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли в числе прочего принимают меры экономического стимулирования по поддержке строительства, размещению объектов социально ориентированной торговой инфраструктуры и обеспечению доступности для хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую деятельность, имущества, находящегося в муниципальной собственности (пункт 3 части 3 статьи 17); размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (часть 1 статьи 10).

На основании части 3 статьи 10 Федерального закона № 381-ФЗ в целях упорядочения размещения и функционирования нестационарных торговых объектов на территории <адрес>, создания условий для улучшения организации и качества торгового обслуживания населения мэрией города Череповца 09 июня 2011 года издано постановление №... «№...

Таким образом, вывод суда первой инстанции о том, что данное постановление принято мэрией города Череповца в пределах ее компетенции, является правильным.

Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается названный кодекс и иные изданные в соответствии с ним акты земельного законодательства, является принцип платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, за исключением случаев, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Из приведенного положения федерального законодательства следует, что использование земли в любой форме и для любых целей является платным, если иное не предусмотрено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.

Договор на размещение на государственных или муниципальных землях соответствующего объекта и договор аренды земельного участка имеют схожую правовую природу, поскольку оба связаны с отношениями по использованию земель. Следовательно, использование земли по договору на размещение объекта без предоставления земельного участка не может иметь в вопросе платы иное правовое регулирование, чем это предусмотрено статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой одной из форм платы за использование земли является арендная плата. Иное ставило бы в неравное положение участников данных правоотношений.

Таким образом, установление платности размещения нестационарных торговых объектов и объектов по оказанию услуг населению на территории <адрес> в соответствии с оспариваемым постановлением, является правомерным, поскольку иное не предусмотрено ни федеральным законом, ни законом Вологодской области.

Согласно приложению 2 к постановлению мэрии города Череповца от 09 июня 2011 года №... размер платы за размещение нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города определяется по формуле: П=(С х S х Кс х Кт х Кв) х Т : 365 х 100%+1 : 100%, где

П- годовая плата за размещение Объекта;

С- среднее значение кадастровой стоимости 1 кв.м. земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания» по городу Череповцу;

S- площадь Объекта;

Кс- коэффициент специализации Объекта;

Кт- коэффициент типа Объекта;

Кв- коэффициент выравнивания;

Т- период размещения;

1- коэффициент инфляции, установленный исходя из уровня инфляции на

соответствующий год, равный предельному уровню инфляции в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, с учетом накопленной инфляции начиная с 2017 года.

Экономическая обоснованность коэффициентов по специализации и типа нестационарных торговых объектов и нестационарных объектов по оказанию услуг населению для определения размера платы за размещение объектов на территории муниципального образования <адрес> подтверждена отчетом ООО «Эларум» от 08 декабря 2015 года, составленным на основании муниципального контракта от 12 ноября 2015 года.

Анализ данного документа свидетельствует о том, что дифференциация повышающих коэффициентов произведена с учетом типа и специализации НТО, коммерческой привлекательности места их размещения и доходности; с учетом социальной значимости были приняты понижающие коэффициенты на хлеб и хлебобулочные изделия, бытовые услуги, общественное питание без алкогольной продукции – 0.3; продажа печатной продукции – 0.1.

При этом для исключения неоправданного повышения размера платы за размещение НТО и в связи с обращениями владельцев НТО в 2016 году были применены коэффициенты выравнивания в зависимости от занимаемой объектом НТО площади (Приложение № 3).

Таким образом, доводы административного истца о том, что оспариваемыми нормами Порядка введены необоснованные препятствия для осуществления хозяйствующими субъектами предпринимательской деятельности, суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными, поскольку, напротив, предусмотренный порядок и условия размещения НТО отвечают принципам публичности и открытости деятельности органов местного самоуправления в сфере регулирования торговой деятельности и направлены на предупреждение коррупционных проявлений, на обеспечение равных возможностей для реализации прав хозяйствующих субъектов на осуществление торговой деятельности на территории <адрес>.

Доводы, изложенные в дополнениях к апелляционному представлению о том, что оспариваемое приложение №... к постановлению противоречит Земельному кодексу Российской Федерации в связи с тем, что статья 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации не предусматривает оснований для использования земли под размещение НТО на основании разрешения на размещение, также нельзя признать состоятельными, поскольку и договор на размещение нестационарного торгового объекта, и разрешение на размещение нестационарного торгового объекта, являются подтверждением права субъекта предпринимательской деятельности на размещение нестационарного торгового объекта в установленном месте, определенном схемой размещения НТО, и, соответственно, не является формой предоставления земельного участка в контексте статей 39.33 и 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, возможность оформления разрешений на размещение нестационарного торгового объекта развозной и разностной торговли следует и из

наименования пункта 7 Методических рекомендаций по совершенствованию правового регулирования нестационарной и развозной торговли на уровне субъектов Российской Федерации – приложение к письму Минпромторга Российской Федерации от 23 марта 2015 года № ЕВ-5999/08.

Вместе с тем, доводы, изложенные в дополнении к апелляционному представлению о том, что оспариваемое постановление мэрии г. Череповца в части регулирования вопросов размещения на земельных участках платежных терминалов (приложение № 3) не соответствует положениям части 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, пункту 28 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03 декабря 2014 года № 1300 (в редакции от 30 апреля 2016 года) и постановлению Правительства Вологодской области от 28 декабря 2015 года № 1208 «Об утверждении Порядка и условий размещения на территории Вологодской области объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов», заслуживают внимания, поскольку мэрия города Череповца, являющаяся органом местного самоуправления, с 30 апреля 2016 года не наделена полномочиями по правовому регулированию отношений по размещению платежных терминалов.

В суд апелляционной инстанции административным ответчиком представлено постановление мэрии города Череповца от 28 марта 2018 года №... «О внесении изменений в постановление мэрии города Череповца от 09 июня 2011 года №..., в соответствии с которым платежные терминалы исключены из таблицы «Коэффициенты типа нестационарных торговых объектов и нестационарных торговых объектов по оказанию услуг населению на территории города». Данные изменения в соответствии с пунктом 14 статьи 10 Устава города Череповца официально опубликованы в газете ... от 05 апреля 2018 года.

Следовательно, на момент принятия апелляционного определения оспариваемое в данной части постановление мэрии города Череповца отменено.

Доказательств применения оспариваемого нормативного правового акта в данной части в период с 30 апреля 2016 года по 05 апреля 2018 года и нарушения прав, свобод и законных интересов кого-либо из хозяйствующих субъектов, административным истцом не представлено.

Таким образом, оснований для признания недействующим оспариваемого постановления мэрии города Череповца в соответствии с требованиями главы 21 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в данной части, не имеется.

При изложенных выше обстоятельствах, доводы апелляционного представления не содержат предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 26 января 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокуратуры города Череповца Вологодской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.А. Охапкина

Судьи: А.А. Коничева

Л.К. Молокова