Судья Шибанов К.Б. Дело №М9А-853/2022-33а-1727
УИД 53RS0022-01-2022-006453-73
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 сентября 2022 года г. Великий Новгород
Новгородский областной суд в составе судьи судебной коллегии по административным делам Алещенковой И.А., рассмотрев без проведения судебного заседания представление Новгородского межрайонного природоохранного прокурора на определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 07 июля 2022 года об отказе в принятии административного искового заявления,
установил:
Новгородский межрайонный природоохранный прокурор (далее также прокурор) в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к ФИО2 о прекращении права на осуществление охоты в охотничьих угодьях до снятия или погашения судимости, возложении обязанности возвратить охотничий билет в комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области.
В обоснование административных исковых требований указано, что 27 апреля 2012 года ФИО2 выдан охотничий билет серии 53 . В ходе проведенной проверки выявлено, что ФИО2 имеет неснятую и непогашенную судимость по приговору Новгородского районного суда Новгородской области от 13 августа 2021 года за совершение преступления, предусмотренного частью 1 статьи 157 УК РФ. В силу части 8 статьи 21 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее также Федеральный закон № 209-ФЗ) охотничий билет аннулируется на основании несоответствия физического лица требованиям части 1 данной статьи, предусматривающей выдачу охотничьего билет физическим лицам, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления. Ввиду наличия судимости ФИО2 не соответствует предъявляемым требованиям закона, при этом аннулировать его охотничий билет во внесудебном порядке не представляется возможным ввиду отсутствия в законодательстве такого механизма.
Определением судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 07 июля 2022 года прокурору отказано в принятии вышеуказанного административного искового заявления.
Не согласившись с указанным определением, прокурор обратился в суд с апелляционным представлением, в котором просит определение отменить, направить заявление для рассмотрения по существу в суд, в обоснование указывая, что у комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области имеется возможность аннулирования охотничьего билета лишь при поступлении судебного решения.
В соответствии с частью 2 и частью 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также КАС РФ) рассмотрение судом апелляционной инстанции частной жалобы, представления на определение суда первой инстанции, в частности, на определение об отказе в принятии административного искового заявления, в апелляционном порядке осуществляется судьей единолично по правилам, установленным главой 34 указанного Кодекса, без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела, изучив доводы представления, судья судебной коллегии по административным делам Новгородского областного суда приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128, части 1 статьи 222 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Из административного материала усматривается, что прокурор, обращаясь в суд, полагает необходимым в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации прекращение права охоты лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость за умышленное преступление, в судебном порядке, иного порядка принятия такого решения поскольку действующее законодательство не содержит.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья районного суда исходил из того, что заявленные прокурором требования не подлежат рассмотрению в судах.
Оснований не согласиться с таким выводом не имеется.
Согласно части 1 статьи 21 Федерального закона №209-ФЗ охотничий билет выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Согласно пункту 1 части 8 статьи 21 Федерального закона №209-ФЗ охотничий билет аннулируется на основании несоответствия физического лица требованиям части 1 настоящей статьи.
Охотничий билет аннулируется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации с указанием обстоятельства, послужившего основанием аннулирования, с обязательной ссылкой на соответствующее положение части 8 настоящей статьи.
В течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета уведомление об этом направляется физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра, для внесения в данный реестр в срок не более чем один месяц со дня получения указанного уведомления сведений об аннулировании охотничьего билета.
Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр.
Физическое лицо, охотничий билет которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании охотничьего билета в судебном порядке.
Перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о получении охотничьего билета, порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета, форма охотничьего билета, а также требования охотминимума устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (части 9, 10, 11, 12, 13 статьи 21 Федерального закона №209-ФЗ).
В целях реализации приведенных выше законоположений уполномоченным органом - Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации приказом от 20 января 2011 года № 13 утверждены Порядок выдачи и аннулирования охотничьего билета единого федерального образца (далее также Порядок) и форма охотничьего билета.
В соответствии с пунктом 1 Порядка охотничий билет единого федерального образца (далее - охотничий билет) выдается физическим лицам, обладающим гражданской дееспособностью в соответствии с гражданским законодательством, не имеющим непогашенной или неснятой судимости за совершение умышленного преступления и ознакомившимся с требованиями охотничьего минимума.
Подпунктом «а» пункта 17 Порядка предусмотрено, что охотничий билет аннулируется на основании несоответствия физического лица требованиям пункта 1 настоящего Порядка.
Охотничий билет аннулируется уполномоченным органом при наличии оснований, указанных в пункте 17 Порядка. При наличии основания, указанного в подпункте «а» пункта 17 Порядка, охотничий билет аннулируется уполномоченным органом в течение пяти рабочих дней со дня выявления обстоятельства, послужившего основанием аннулирования охотничьего билета. Уполномоченный орган, аннулировавший охотничий билет, в течение одного рабочего дня со дня аннулирования охотничьего билета направляет уведомление об этом физическому лицу, охотничий билет которого аннулирован, и в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий ведение государственного охотхозяйственного реестра. Охотничий билет признается аннулированным со дня внесения сведений о его аннулировании в государственный охотхозяйственный реестр. В случае, если охотничий билет аннулирован по основанию, указанному в подпункте «а» пункта 17 Порядка, аннулированный охотничий билет подлежит возврату в уполномоченный орган в течение месяца со дня получения уведомления об аннулировании охотничьего билета. На возвращенном охотничьем билете делается надпись об его аннулировании. По истечении срока лишения специального права в виде права осуществлять охоту охотничий билет, изъятый у физического лица, подвергнутого данному виду административного наказания, подлежит возврату. При возврате охотничьего билета в соответствии с пунктом 27 настоящего Порядка в него вносится запись о таком возврате. (пункты 18, 19, 23, 24, 25, 26, 27, 28 Порядка).
Таким образом, процедура лишения специального права в виде права осуществлять охоту урегулирована названным Порядком, а потому суд первой инстанции обоснованно отказал в принятии административного искового заявления.
Постановлением Правительства Новгородской области от 21 декабря 2017 года № 449 утверждено Положение о комитете охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области, пунктом 3.3.12 которого к полномочиям комитета отнесены выдача и аннулирование охотничьих билетов в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
На основании указанного пункта Положения постановлением Комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области от 14 августа 2018 года №9 утвержден административный регламент предоставления комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов на территории Новгородской области, предусматривающий при обработке поступивших документов подготовку и направление межведомственного запроса в ИЦ УМВД РФ по НО о предоставлении информации о наличии (отсутствии) непогашенной либо неснятой судимости за совершение умышленного преступления у заявителя.
Доводы представления прокурора правильности выводов судьи суда первой инстанции не опровергают. То обстоятельство, что административный регламент предоставления комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Новгородской области государственной услуги по выдаче и аннулированию охотничьих билетов на территории Новгородской области предусматривает аннулирование охотничьих билетов только на основании заявления не свидетельствует о невозможности реализации комитетом его полномочий по аннулированию охотничьего билета по основанию наличия у лица не погашенной и неснятой судимости за умышленное преступление.
Обжалуемое определение является законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены не установлено.
Руководствуясь статьями 315-317 КАС РФ, судья суда апелляционной инстанции
определил:
Определение судьи Новгородского районного суда Новгородской области от 07 июля 2022 года оставить без изменения, представление Новгородского межрайонного природоохранного прокурора - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения.
Судья И.А. Алещенкова