АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ №33а-172/2021
16 апреля 2021 г. г. Самара
Центральный окружной военный суд в составе:
председательствующего Клубкова Ю.В.,
судей: Сироты Д.А.,
Вагапова Р.К.,
при секретаре судебного заседания Кальшевой А. рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело № 2а-13/2021 по апелляционной жалобе представителя начальника федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» ФИО1 на решение Самарского гарнизонного военного суда от 18 января 2021 г., которым удовлетворено административное исковое заявление военнослужащего войсковой части №<данные изъяты> ФИО2 об оспаривании действий федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанных с невыплатой затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования.
Заслушав доклад судьи Вагапова Р.К., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы и поступивших на нее возражений, Центральный окружной военный суд,
установил:
Личный состав войсковой части № в период с ДД.ММ.ГГГГ направлялся командировку в г. Абакан.
После прибытия личного состава указанной воинской части из командировки к месту службы, ФИО2 представил в федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» (далее – ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области») авансовый отчет о произведенных им расходах по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования в сумме 31910 рублей. Указанный авансовый отчет Управлением возвращен ФИО2, на том основании, что территориальные финансовые органы по данной статье бюджетной сметы не финансируются.
Полагая свои права нарушенными, ФИО2 обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконными действия начальника ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области», связанные с невозмещением данных затрат и обязать названное должностное лицо возместить их и уплаченную им государственную пошлину в размере 300 рублей.
Рассмотрев данное административное исковое заявление, Самарский гарнизонный военный суд решением от 18 января 2021 г. требования административного истца удовлетворил в полном объеме.
Не согласившись с таким решением, представитель начальника ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» ФИО1 в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указывается, что оплата сбора за резервирование мест в поездах дальнего следования относится к расходам, которые предназначены для оплаты договоров, то есть закупок в интересах воинских частей, при этом Управление финансового обеспечения не может выступать заказчиком и плательщиком в отношении закупок, производимых в интересах воинских частей, зачисленных на финансовое обеспечение. Также Управление не вправе принимать бюджетные обязательства при отсутствии соответствующих лимитов.
Кроме того в жалобе отмечается, что суд ошибочно сделал выводы о незаконности действий Управления, поскольку должностным лицом выполнены все возможные действия, направленные на реализацию прав ФИО2, но в рамках действующего законодательства не праве их реализовать, так как нарушается принцип равенства сторон и ущемляется право одной стороны при восстановлении прав другой.
В заключение жалобы указывается, что ФИО2 необходимо обращаться в транспортный отдел Объединенного стратегического командования Центрального военного округа, ответственный за указанную статью бюджетной сметы МО РФ, с целью реализации его прав на компенсацию затрат за резервирование мест.
На апелляционную жалобу административным истцом ФИО2 поданы возражения, в которых он просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на нее, окружной военный суд приходит к следующим выводам.
Судом первой инстанции установлено, что на основании приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ№, изданного в соответствии с указаниями начальника штаба Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ личный состав названной воинской части с ДД.ММ.ГГГГ направлен в г. Абакан. В соответствии с указанным приказом ФИО2 назначен ответственным за оформление и бронирование воинских перевозочных документов на личный состав, убывающих служебную командировку от ж/д станции Самара – Екатеринбург – Абакан и обратно от ж/д станции Абакан – Ачинск – Самара.
В связи с этим ДД.ММ.ГГГГ оформлены заявки № 18, 19 на резервирование мест и оформление проездных документов для перевозки воинской команды войсковой части № на общую сумму 31910 рублей, оплата по которым производилась за личные денежные средства административного истца.
ФИО2 представил в ФКУ «УФО МО РФ по Самарской области» авансовый отчет по произведенным им расходах по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования в указанной выше сумме, который был возвращен ввиду отсутствия финансирования по данной статье бюджетной сметы с 2018 г в связи с изменением законодательства.
Вместе с тем, п. 118, 119 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и предоставления им и членам их семей отдельных выплат, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. № 2700, действовавшим в период возникших правоотношений, было предусмотрено, что военнослужащим, направляемым в командировку, производятся выплаты на командировочные расходы (возмещаются расходы по бронированию и найму жилого помещения, проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, а также возмещаются суточные расходы). Дополнительно к расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту службы, включая проезд транспортом общественного пользования (кроме такси) к железнодорожной станции, пристани, аэропорту и автовокзалу, относятся, в том числе оплата услуг по оформлению проездных документов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества», определен порядок возмещения военнослужащим расходов за проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным транспортом, в том числе при исполнении обязанностей военной службы в командировках.
Из абзаца 1 п. 1 и п. 6 данного постановления следует, что Министерство обороны Российской Федерации возмещает военнослужащим расходы, связанные с проездом железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту служебной командировки и обратно к месту прохождения военной службы, включая оплату услуг по оформлению проездных документов, а также расходы военнослужащих, имеющих право на проезд на безвозмездной основе, в случае приобретения ими проездных документов (билетов) за свой счет.
Аналогичные положения закреплены в п. 1 приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. № 300 «О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. № 354 «О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества».
Кроме того, в силу п. 4 ст. 18 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» убытки, причиненные военнослужащим, находящимся при исполнении ими обязанностей военной службы, возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Приведенной нормой закреплено право военнослужащих на возмещение понесенных ими при исполнении обязанностей военной службы убытков, в которые могут входить, в том числе вынужденно понесенные ими в связи с исполнением данных обязанностей расходы, на возмещение которых они вправе рассчитывать.
Исходя из приведенных выше правовых норм и анализа представленных доказательств гарнизонный военный суд обоснованно пришел к выводу, что понесенные ФИО2 затраты по оплате сбора за резервирование мест для проезда в поездах дальнего следования за счет собственных средств, связаны с исполнением им обязанностей военной службы и подлежат возмещению.
Также правомерно суд первой инстанции учел, что оспариваемые расходы административным истцом произведены в декабре 2017 г., когда войсковая часть № состояла на финансовом обеспечении в ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области», в том числе по статье бюджетной сметы «Транспортные расходы», то есть до распоряжений командования Центрального военного округа о резервировании мест для проезда в поездах дальнего следования воинских команд с 2018 г. только за счет воинских перевозочных документов.
Каких-либо данных, свидетельствующих о том, что данному Учреждению не предоставлено полномочий по обеспечению выплаты указанных расходов военнослужащим в период спорных отношений в суд первой и апелляционной инстанций не представлено.
При таких обстоятельствах гарнизонный военный суд пришел к обоснованному выводу, что действия ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области», связанные с невыплатой административному истцу затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования являются незаконными, а ФИО2 имеет право на возмещение данных расходов произведенных за счет собственных средств.
В связи с этим суд первой инстанции, установив, что расходы ФИО2 за резервирование мест в поездах дальнего следования составили 31910 рублей, размер которых ответчиком не оспаривается, правомерно удовлетворил требования административного истца и обосновано взыскал указанную сумму с ФКУ «УФО МО Российской Федерации по Самарской области» в пользу ФИО2.
Иные доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и не содержат фактов, которые не были проверены и учтены при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, в связи с чем суд апелляционной инстанции признает их несостоятельными.
Таким образом, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных ст. 311 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции и констатирует его законность и обоснованность, а доводы апелляционной жалобы находит несостоятельными и не способными поставить под сомнение законность принятого решения.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к принятию неверного решения, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 177, 307, 308, п. 1 ст. 309 и ст. 311 КАС РФ, окружной военный суд
определил:
Решение Самарского гарнизонного военного суда от 18 января 2021 г. по административному делу по административному исковому заявлению ФИО2 об оспаривании действий федерального казенного учреждения «Управления финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области», связанных с невыплатой затрат по резервированию мест в поездах дальнего следования, оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в Кассационный военный суд через Самарский гарнизонный военный суд в течение шести месяцев со дня его принятия.
"Согласовано"
Судья Центрального окружного военного суда (ПСП) Р.К. Вагапов