ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1738/20 от 12.11.2020 Верховного Суда Республики Мордовия (Республика Мордовия)

Судья Куринова Л.Ю. Дело № 33а-1738/2020

Докладчик Тамаров Ю.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе

председательствующего Тамарова Ю.П.,

судей Бажанова А.О. и Михеева О.С.,

при секретаре Ермаковой С.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 12 ноября 2020 г. в г. Саранске Республики Мордовия административное дело по апелляционной жалобе административного ответчика Управления Росреестра по Республике Мордовия на решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Тамарова Ю.П., судебная коллегия

установила:

ФИО1 и ФИО2 обратились в суд с административным иском об оспаривании отказов Управления Росреестра по Республике Мордовия в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на блоки в жилом доме блокированной застройки.

В обоснование заявленных требований указали, что определением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 г. утверждено мировое соглашение, по условиям которого прекращено право общей долевой собственности ФИО1 (<данные изъяты> доля в праве) и ФИО2 (<данные изъяты> доля в праве) на жилой дом, расположенный по адресу: <данные изъяты>

В собственность ФИО1 перешло право собственности на блок № 3 данного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., согласно техническому плану от 22 ноября 2019 г., а в собственность ФИО2 перешло право собственности на блок № 4 данного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м., согласно техническому плану от 9 января 2020 г.

После вступления определения суда в законную силу они обратились с заявлениями о постановке указанных блоков жилого дома на государственный кадастровый учёт и о государственной регистрации прав на эти блоки.

Уведомлениями Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 мая 2020 г. № <№> и № <№> было отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по тем основаниям, что:

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав (пункт 5 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»);

форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

Полагают, что данные отказы незаконны, так как право собственности за ними признано вступившим в законную силу судебным актом.

В связи с этим просили суд признать незаконными решения Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 мая 2020 г. <№> об отказе ФИО2 в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав и от 26 мая 2020 г. <№> об отказе ФИО1 в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав (т. 1, л.д. 1-3).

Решением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2020 г. заявленные требования удовлетворены в полностью (т.1, л.д. 252-267).

В апелляционной жалобе представитель Управления Росреестра по Республике Мордовия просил решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что по адресу: <дата> на кадастровом учёте стоит здание – жилой дом. В разделе на данный дом в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) на учёте состоят ещё три объекта недвижимости, принадлежащие иным лицам. Административные истцы обратились за постановкой на кадастровый учёт и регистрацию прав на блоки № 3 и 4, которые являются самостоятельными зданиями. При этом документации на преобразование изначального здания (жилого дома) административными истцами не представлено. В одном и том же здании не может быть часть его помещений частями жилого дома, а другая часть – блоками. Собственники двух помещений ФИО1 и ФИО2 своими желаниями и действиями не могли создать два самостоятельных здания – блоков без реконструкции всего дома. В отношении жилых домов блокированной застройки согласование органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (требуется подготовка проектной документации, получение разрешения на строительство, ввод в эксплуатацию). Такой документации у административных истцов не имеется. Также у ФИО1 и ФИО2 отсутствовали самостоятельные документы на земельные участки под объектами, названными «блоками». Определением суда об утверждении мирового соглашения вопрос о законности создания жилого дома блокированной застройки не разрешался, документация на объекты недвижимости, входящие в состав вышеуказанного жилого дома, в связи созданием административными истцами блоков в этом доме не изменялась. Административными истцами были представлены технические планы, подготовленные с нарушением Требований к подготовке технического плана, утверждённых приказом Минэкономразвития России от <дата> В частности, в нарушении пункта 20 указанных требований сведения о здании (блоках) не были указаны на основании проектной документации, которая должна быть в таких случаях (т. 2, л.д. 2-3).

В судебное заседание административные ответчики государственные регистраторы Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО3 и ФИО4, заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и ФИО9, представитель заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» не явились.

Извещение о времени и месте судебного заседания произведено надлежащим образом, сведения о причинах неявки и ходатайства об отложении разбирательства дела отсутствуют, представитель ФГБУ «ФКП Росреестра», государственные регистраторы Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО3 и ФИО4 представили заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.

Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, не усматривается, и судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

В судебном заседании представители Управления Росреестра по Республике Мордовия ФИО10 и ФИО11 апелляционную жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.

В судебном заседании административные истцы ФИО1 и ФИО2 возразили относительно апелляционной жалобы.

Рассмотрев на основании части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело в полном объёме, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, определением Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 г. постановлено:

утвердить заключенное между ФИО1 и ФИО2 мировое соглашение, согласно которому стороны согласны прекратить право общей долевой собственности на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> возникшее у ФИО1 на <адрес> доли на основании договора от 31 августа 1991 г., удостоверенного государственным нотариусом четвёртой Саранской государственной нотариальной конторы Мордовской ССР ФИО12, реестровый номер 2006, зарегистрированного в СМБТИ 30 января 1992 г. в реестровой книге домовладений <данные изъяты>, <данные изъяты>, и у ФИО2 на <данные изъяты> доли на основании договора от 24 мая 1991 г., удостоверенного государственным нотариусом четвёртой Саранской государственной нотариальной конторы Мордовской ССР ФИО12, реестровый номер <адрес>, зарегистрированного в СМБТИ 24 мая 1991 г. в реестровой книге домовладений <данные изъяты> параграф <данные изъяты>

в связи с заключением настоящего соглашения в собственность ФИО1 переходит право собственности на блок № 3 указанного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, согласно техническому плану от 22 ноября 2019 г., а в собственность ФИО2 – право собственности на блок № 4 указанного жилого дома, общей площадью <данные изъяты> кв.м, согласно техническому плану от 9 января 2020 г. (т.1, л.д. 8-10)

7 февраля 2020 г. ФИО2 обратился в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением об осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: <...>, блок № 4 (т. 1., л.д. 181-182).

К заявлению были приложены технический план здания от 5 февраля 2020 г. и копия определения Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 г. (т. 1, л.д. 159-180).

Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 февраля 2020 г. <№> осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по заявлению ФИО2 приостановлено на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку:

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав;

форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Приостановление мотивировано тем, что в качестве правоустанавливающего документа представлено определение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 г., однако данным определением суда не признано право собственности на заявленный к регистрации объект недвижимости, а лишь определён порядок действий по оформлению права административного истца.

Иные документы, подтверждающие права собственности не представлены.

В ЕГРН отсутствуют зарегистрированные права на жилой дом с кадастровым номером <№> расположенный по адресу: <адрес>

Согласно сведениям ЕГРН в жилом доме с кадастровым номером <№> расположены помещения (части жилого дома) с кадастровыми номерами <№> и <№>, права собственности на которые зарегистрированы на третьих лиц.

В отношении жилых домов блокированной застройки согласование с органами власти строительства (реконструкции) осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьями 48, 49, 51, 55 Градостроительного Кодекса Российской Федерации. В соответствии с частью 10.1 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к разрешению на ввод объекта в эксплуатацию является представленный заявителем технический план объекта капитального строительства. Количество технических планов, подготовленных в отношении блоков жилого дома блокированной застройки, должны быть равным количеству таких блоков.

Согласно заключению кадастрового инженера «Кадастровым инженером установлено – границы земельного участка под блоком жилого дома блокированной застройки закреплены на местности. Однако сведения о земельном участке под зданием не содержатся в ЕГРН. Оформление земельного участка будет проводиться после формирования в ЕГРН здания-блока жилого дома блокированной застройки».

Представленный технический план подготовлен с нарушением пункта 20 Требований к подготовке технического плана, утверждённых приказом Минэкономразвития России от 18 декабря 2015 г. № 953, в составе приложения технического плана от 5 февраля 2020 г отсутствует документ, на основании которого подготовлен технический план.

Для устранения причин приостановления было рекомендовано:

представить документы, необходимые для осуществления действий по постановке на государственный кадастровый учёт и государственной регистрации прав в связи с созданием (образованием) объекта недвижимости;

представить технический план, подготовленный в соответствии с названными Требованиями;

с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации права на блоки обратиться всем собственникам здания с кадастровым номером <№>

представить документы, подтверждающие право собственности на земельный участок, сформированный под каждым блоком (т. 1, л.д. 152-154).

Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 февраля 2020 г. <№> П.И. отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку:

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав;

форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Отказ мотивирован теми же основаниями, по которым было приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав, дополнительно было указано, что согласно сведениям ЕГРН жилой дом с кадастровым номером <№> расположен на земельном участке с кадастровым номером 13:23:1102206:5, находящемся в общей долевой собственности собственников помещений с кадастровыми номерами <№> и <№> (т. 1, л.д. 155-157).

7 февраля 2020 г. ФИО1 обратился в Управление Росреестра по Республике Мордовия с заявлением об осуществлении кадастрового учёта и государственной регистрации права на здание, расположенное по адресу: <адрес> (т. 1., л.д. 212-213).

К заявлению были приложены технический план здания от 5 февраля 2020 г. и копия определения Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 14 января 2020 г. (т. 1, л.д. 190-211).

Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 февраля 2020 г. <№> осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав по заявлению ФИО1 приостановлено на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку:

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав;

форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Приостановление мотивировано теми же основаниями, по которым было приостановлено осуществление государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав ФИО2 (т. 1, л.д. 186-188).

Решением (уведомлением) Управления Росреестра по Республике Мордовия от 26 мая 2020 г. <№> ФИО1 отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на основании пунктов 5 и 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», поскольку:

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав;

форма и содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации.

Отказ мотивирован теми же основаниями, по которым было отказано в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав ФИО2 (т.1, л.д. 183-185).

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, лицами, участвующими в деле, не опровергнуты и сомнения в достоверности не вызывают.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришёл к выводу о незаконности отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав административных истцов, поскольку определением суда об утверждении мирового соглашения определены условия о правах собственности административных истцов.

С данным выводом согласиться нельзя.

Как видно из технического паспорта жилого дома от 24 ноября 2010 г., данный жилой дом является объектом индивидуального жилищного строительства, инвентарный номер 89:401:002:000095860, назначение – жилое, фактическое использование – жилой дом (т.1, л.д. 70-86).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 11 августа 2020 г. на государственном кадастровом учёте с 28 июня 2012 г. стоит объект недвижимости – здание с кадастровым номером 13:23:1102206:364 (ранее присвоенный инвентарный номер <№> назначение – жилое, наименование – жилой дом, в пределах данного объекта расположен объект недвижимости с кадастровым номером <№>, в данном объекте расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами <№><№>, <№> (т. 1, л.д. 66).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 августа 2020 г. на государственном кадастровом учёте с 18 декабря 2013 г. стоит объект недвижимости – помещение с кадастровым номером <№>, назначение – жилое, наименование – квартира, в пределах данного объекта расположен объект недвижимости с кадастровым номером <№>, на объект зарегистрировано право общей долевой собственности – собственниками являются ФИО8 (1/2 доля в праве), сведения о втором собственнике отсутствуют (т. 1, л.д. 237-238).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 августа 2020 г. на государственном кадастровом учёте с 2 апреля 2015 г. стоит объект недвижимости – помещение с кадастровым номером <№>, назначение – жилое помещение, наименование – часть жилого дома, в пределах данного объекта расположен объект недвижимости с кадастровым номером <№> на объект зарегистрировано право собственности – собственником является ФИО5 (т. 1, л.д. 231-232).

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 31 августа 2020 г. на государственном кадастровом учёте с 2 апреля 2015 г. стоит объект недвижимости – помещение с кадастровым номером <№> назначение – жилое помещение, наименование – часть жилого дома, в пределах данного объекта расположен объект недвижимости с кадастровым номером <№>, на объект зарегистрировано право общей долевой собственности – собственниками являются ФИО7 и ФИО6 (по <данные изъяты> доле в праве у каждого) (т. 1, л.д. 234-235).

Согласно части 3 статьи Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество – это юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определённого лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Согласно части 7 данной статьи государственный кадастровый учёт недвижимого имущества – это внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершённого строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определённой вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.

В соответствии с частью 1 и пунктом 5 части 2 статьи 14 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке. Основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются вступившие в законную силу судебные акты.

Согласно пунктам 5 и 7 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ осуществление государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если:

не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;

форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации.

Статьёй 27 Закона № 218-ФЗ установлено, что в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

Частью 6 статьи 40 Закона № 218-ФЗ установлено, что государственный кадастровый учёт помещений, машино-мест в связи с изменением их характеристик или вновь созданных или образованных помещений, машино-мест, расположенных в здании, сооружении, в результате реконструкции которых изменены параметры здания, сооружения (количество этажей, площадь, высота, произведена надстройка, перестройка, расширение), осуществляется одновременно с государственным кадастровым учётом изменений характеристик таких реконструированных здания, сооружения в случае, если в отношении указанных помещений, машино-мест ранее был осуществлен государственный кадастровый учёт.

Таким образом, когда на государственном кадастровом учёте стоит жилой дом, являющийся объектом индивидуального жилищного строительства, постановка на государственный кадастровый учёт блока жилого дома блокированной застройки без внесения изменений в сведения о жилом доме, в состав которого входит этот блок, недопустима.

Подобная правовая позиция разъяснена Верховным Судом Российской Федерации в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учёта, утверждённом Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 ноября 2016 г. (пункт 10).

При таких обстоятельствах, следует, что отказ в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав собственности административных истцов был правомерен.

В связи с этим доводы апелляционной жалобы заслуживают внимание, решение суда подлежит отмене с вынесением по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Октябрьского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 2 сентября 2020 г. отменить, вынести новое решение.

В удовлетворении административного иска ФИО1 и ФИО2 об оспаривании отказов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в осуществлении государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности на блоки в жилом доме блокированной застройки отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано через суд первой инстанции в Первый кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий Ю.П. Тамаров

судьи А.О. Бажанов

О.С. Михеев

Мотивированное апелляционное определение составлено 17 ноября 2020 г.