ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17466/2021 от 12.10.2021 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 33а-17466/2021

(78RS0001-01-2020-005176-92)

Судья: Валентов А.Ю.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 12 октября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:

председательствующего

Есениной Т.В.

судей

Носковой Н.В., Карсаковой Н.Г.

при секретаре

Шибановой С.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № №2а-893/2021 по апелляционной жалобе администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга на решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 марта 2021 года по административному исковому заявлению Б.А.В., М.В.В. к администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга об оспаривании решения об отказе в согласовании проекта перепланировки и (или) переустройства квартиры под гостиницу.

Заслушав доклад судьи Есениной Т.В., выслушав объяснения представителя административных истцов Б.А.В., М.В.В. - П.В.А., представителя административного ответчика администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга О.М.Ю., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Первоначально Б.А.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленное протоколом комиссии №9 от 07 июля 2020 года (пункт 2) об отказе в согласовании проекта перепланировки квартиры под мини-гостиницу по адресу: <адрес>; обязании принятия положительного решения о согласовании проекта перепланировки квартиры под мини-гостиницу по адресу: <адрес>; обязании возместить судебные расходы (л.д.3-5 т.1 адм. дело №2а-4380/2020).

М.В.В. обратился в суд с административным иском об оспаривании решения администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленное протоколом комиссии №9 от 07 июля 2020 года (пункт 3) об отказе в согласовании проекта перепланировки квартиры под гостиницу общего типа по адресу: г. <адрес> обязании принятия положительного решения о согласовании проекта перепланировки квартиры под гостиницу общего типа по адресу: г. <адрес>; обязании возместить судебные расходы (л.д.57-59 т.1 адм. дело №2а-4381/2020).

Протокольным определением Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 января 2021 года административные дела, находящиеся в производстве суда по искам Б.А.В., М.В.В. объединены в одно производство, делу присвоен единый номер №2а-893/2021 (л.д.184 т.1).

Определением Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 13 января 2021 года суд перешел к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства (л.д.185а т.1).

В ходе рассмотрения административного дела административные истцы Б.А.В. и М.В.В. уточнили административные исковые требования, где просили суд (л.д.190-191 т.1):

- признать незаконным и отменить решение администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленное протоколом № 9 от 07 июля 2020 года в части пункта 2 о несоответствии представленного проекта перепланировки квартиры под мини-гостиницу по адресу: <адрес>;

- устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, путём признания отсутствия оснований для отказа в согласовании проекта перепланировки квартиры в решении, оформленном протоколом администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга от 07 июля 2020 года № 9 в части пункта 2;

- признать незаконным и отменить решение администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленное протоколом № 9 от 07 июля 2020 года в части пункта 3 о несоответствии представленного проекта перепланировки квартиры под гостиницу общего типа по адресу: <адрес>;

- устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца, путём признания отсутствия оснований для отказа в согласовании проекта перепланировки квартиры в решении, оформленном протоколом администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга от 07 июля 2020 года № 9 в части пункта 3;

- обязать возместить понесенные судебные расходы.

Решением Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 марта 2021 года административные исковые требования Б.А.В. и М.В.В. удовлетворены частично.

Признано незаконным решение администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленное пунктом № 2 протокола №9 от 07 июля 2020 года об отказе в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартиры №30 под мини-гостиницу по адресу: <адрес> (шифр №№...).

Признано незаконным решение администрации <адрес>, оформленное пунктом № 3 протокола №9 от 07 июля 2020 года об отказе в согласовании проекта перепланировки и переустройства <адрес> под мини-гостиницу по адресу: <адрес> (шифр №№...).

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе административный ответчик администрация Василеостровского района г. Санкт-Петербурга просит решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального права и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, указав, что административным истцам отказано в согласовании проекта перепланировки квартир со ссылкой на статью 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как фасад здания является общим имуществом всех собственников многоквартирного дома, однако, согласие всех собственников многоквартирных домов на прокладку отдельной кабельной линии по фасаду здания от главного распорядительного щита дома к предполагаемому нежилому помещению и подключению к инженерным коммуникациям, административными истцами не представлено. При рассмотрении дела судом не учтено, что административными истцами в администрацию не представлено обязательного приложения к протоколу, в том числе реестр собственников помещений многоквартирного дома, а также доказательств, подтверждающих наличие согласия собственников помещений многоквартирного дома на перевод жилых помещений по спорным адресам в нежилые. Судом не исследован и не оценен приведенный довод администрации, что при решении спорных правоотношений надлежит руководствоваться в совокупности нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и статьями 246, 247 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Административные истцы Б.А.В., М.В.В. в суд апелляционной инстанции не явились, извещены судом надлежащим образом, ходатайств об отложении дела в суд не представили, доверили представлять свои интересы представителю П.В.А.

Представитель административных истцов П.В.А., действующий на основании доверенностей, имеющий диплом о высшем юридическом образовании, в суд апелляционной инстанции явился, возражал против доводов апелляционной жалобы.

Представитель административного ответчика администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга О.М.Ю. в суд апелляционной инстанции явилась, настаивала на доводах апелляционной жалобы.

Судебная коллегия в порядке статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу при имеющейся явке.

Выслушав объяснения участников судебного разбирательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены следующие обстоятельства.

Б.А.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес> (л.д.6 т.1).

25 июня 2020 года Б.А.В. обратился в администрацию Василеостровского района г. Санкт-Петербурга с заявлением №№... о согласовании проекта перепланировки и переустройства принадлежащей ему на праве собственности квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 32-34 т.1).

Администрацией Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, уведомлением №№... от 08 июля 2020 года Б.А.В. сообщено об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения на основании пункта №2 решения администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленного протоколом от 07 июля 2020 года № 9 по основаниям не соответствия проекта переустройства и перепланировки жилого помещения положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как отсутствует согласие всех собственников многоквартирного дома на прокладку электрического кабеля по фасаду здания. Предложено доработать проект перепланировки в соответствии с требованиями законодательства и представить на повторное рассмотрение (л.д. 7-8 т. 1).

М.В.В. является собственником квартиры по адресу: <адрес> (л.д. 60-67 т.1).

25 июня 2020 года М.В.В. обратился в администрацию Василеостровского района г. Санкт-Петербурга с заявлением № №... о согласовании проекта перепланировки принадлежащей ему на праве собственности квартиры по адресу: <адрес> (л.д.153-155 т.1).

Администрацией Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, уведомлением №№... от 08 июля 2020 года М.В.В. сообщено об отказе в согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения на основании п. 3 решения администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленного протоколом от 07 июля 2020 года № 9 по основаниям не соответствия проекта переустройства и перепланировки жилого помещения положениям статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, так как отсутствует согласие всех собственников многоквартирного дома на прокладку электрического кабеля по фасаду здания. Предложено доработать проект перепланировки в соответствии с требованиями законодательства и представить на повторное рассмотрение (л.д. 68-69 т. 1).

Разрешая спорные правоотношения, суд первой инстанции указал, что администрацией Василеостровского района г. Санкт-Петербурга не представлено правовых оснований для истребования дополнительных документов у административных истцов при согласовании проектов перепланировки и переустройства, не представлено доказательств уменьшения размера общего имущества в многоквартирном доме, возложения на собственников помещений в многоквартирном доме дополнительных обязанностей в отношении общего имущества, изменения объема прав и обязанностей или освобождения этих собственников от обязанностей связанных с согласованием проекта перепланировки.

Также администрацией Василеостровского района г. Санкт-Петербурга не представлено доказательств по оспариванию решений общих собраний собственников помещений, представленных административными истцами.

Суд указал, что Положение о районной межведомственной комиссии, утвержденное постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года №112 не содержит сведений о полномочиях МВК истребовать и оценивать документы по вопросам, выходящим за рамки установленного порядка согласования проектов перепланировки, фактически комиссия определяет техническую возможность осуществления проекта перепланировки.

Частично удовлетворяя административные исковые требования, суд пришел к выводу о том, что при отсутствии замечаний к проектам перепланировки (и возможности предъявления к ним новых требований) проекты перепланировки соответствуют требованиям законодательства, вследствие чего отказ администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга в их согласовании является незаконным.

При этом суд, отказывая в остальной части требований, не установил правовых оснований для обязания администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга согласовать проекты перепланировки, учитывая, что оригиналы представленных административными истцами на согласование МВК документов были возвращены, а согласно пояснению представителя администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга копии представленных документов перед возвратом не копировались, что препятствует на момент вынесения решения судом ответчику также повторно рассмотреть спорные проекты перепланировки.

Выводы суда первой инстанции о незаконности пункта 2 и пункта 3 решения администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленного протоколом №9 от 07 июля 2020 года, об отказе в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартир, следует признать ошибочными, исходя из следующего.

В Санкт-Петербурге полномочия по согласованию проектов переустройства и перепланировки жилых помещений при переводе их в нежилые и нежилых помещений при переводе их в жилые, если при этом существенно не затрагиваются несущие конструкции здания, возложены на межведомственные комиссии, созданные администрацией района Санкт-Петербурга (пункт 2.1.6.2 Постановления Правительства Санкт-Петербурга от 04 февраля 2005 года № 112).

Частью 1 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

Исходя из положений частей 3 - 6 названной статьи, решение о согласовании или об отказе в согласовании принимается по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частью 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления указанных документов в данный орган. Данное решение является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

Статьей 26 Жилищного кодекса Российской Федерации установлен перечень документов и порядок рассмотрения заявления о согласовании перепланировки.

Для решения вопроса о переводе жилого помещения в нежилой фонд, правовое значение имеет соответствие проекта перепланировки и переустройства жилого помещения, принадлежащего административным истцам на праве общей долевой собственности, требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, его согласование с органом местного самоуправления.

В свою очередь, согласование органом местного самоуправления проекта перепланировки и переустройства жилого помещения связано, помимо прочих оснований и обстоятельств, указанных в главе 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, с получением административным истцом согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на использование и уменьшение объёма общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в личных целях административного истца, если реализация проекта перепланировки невозможна без присоединения к перепланируемому помещению части общего имущества многоквартирного дома (часть 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 1 части 1 статьи 27 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что отказ в согласовании переустройства жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 названного Кодекса возложена на заявителя.

Необходимо отметить, что квартира по адресу: <адрес> (собственник Б.А.В.) и квартира по адресу: <адрес> (собственник М.В.В.), согласно кадастровому учету имеют назначение «жилое».

Проектом перепланировки и переустройства <адрес> предусмотрено устройство мини-гостиницы, с переводом в нежилой фонд. Проект 2019 года (л.д. 146-250 т.2).

Следовательно, в результате осуществления проекта перепланировки и переустройства квартиры Б.А.В. в принадлежащем ему жилом помещении будет произведено устройство мини-гостиницы, в последующим переводом указанного жилого помещения в нежилое.

Согласно проекту перепланировки и переустройства квартиры <адрес> под мини-гостиницу предусмотрено: демонтаж части внутренних несущих перегородок, устройство новых; устройство 4 номеров, тамбура, коридора, общего санузла, совмещенного санузла в каждом номере (л.д.231 т.2).

В разделе «Электроснабжение» указано, что электроснабжение осуществляется от электрического распределительного щита. Увеличение нагрузки на существующие мощности проектом не предусмотрено (л.д.250 т.2). Однако согласно справке ООО «Управляющая компания «Мир» от 17 июля 2019 года следует, что для перевода квартиры в нежилой фонд и подключения квартиры к электроснабжению жилого дома, необходимо проложить и подключить дополнительный кабель (л.д.23 т.1, л.д.20 т.3, схема л.д.30 т3).

Ранее административный истец в 2019 году уже обращался за согласованием проекта перепланировки жилого помещения, в таком согласовании было отказано, с указанием, что отсутствует согласие собственников помещений многоквартирного дома на уменьшении общего имущества собственников помещений, т.к. проектом предусмотрено устройство оконного проема в ограждающей конструкции, а также на прокладку кабельной линии ГРЩ в предполагаемое нежилое помещение (л.д.164 т.2).

Проектом перепланировки квартиры № <адрес> предусмотрена перепланировка под гостиницу общего типа для последующего перевода в нежилой фонд (л.д.76,201 т.1, л.д.1-145т.2). При этом проект выполнен в 2016 году. Вопрос времени имеет важное значение, т.к. определенная часть документации, необходимой для утверждения проекта переустройства и (или) перепланировки переводимого помещения, имеет ограниченный срок действия. Приложенное к проекту письмо Комитета по градостроительству и архитектуре от 10 марта 2016 года имеет срок действия год, которое дает разрешение разработать проект изменения заполнения оконных проемов со стороны дворового фасада здания (л.д.247 т.1). Проект перепланировки квартиры <адрес> предусматривает демонтаж существующих перегородок, с устройством новых перегородок из газобетона, устройство 5 гостиных номеров, с устройством в каждом номере отдельного совмещенного санузла, устройство коридора, а также санузла для персонала (л.д.45-46, 47 т.2)

Следовательно, в результате осуществления проекта перепланировки М.В.В. в принадлежащем ему жилом помещении будет произведено устройство гостиницы общего типа, с последующим переводом указанного жилого помещения в нежилое.

Проект затрагивает вопросы электроснабжения и электрооборудования гостиницы общего типа, где также предусмотрено прокладка нового кабеля для электроснабжения гостиницы (л.д.77).

Как следует из пояснений представителя административных истцов дополнительный кабель будет протянут по линии фасада здания многоквартирного дома и подключен к главному распорядительному щиту многоквартирного дома. Из представленных истцами документов в МВК не следует, что все собственники многоквартирного дома дали согласие на использование фасада здания (общего имущества многоквартирного дома) для крепления на нем дополнительного кабеля для электроснабжения, только квартир (будущих гостиниц) истцов по адресу: <адрес> (собственник Б.А.В.), <адрес> (собственник М.В.В.), при этом учитывая, что ранее имеющаяся разводка электроснабжения квартир не демонтируется (л.д.102 т.2).

Необходимо учитывать, что перепланировка и (или) переустройство квартир административных истцов будет возможна, с учетом, если собственники многоквартирного дома, на момент подачи истцами заявления о согласовании проекта перепланировки и (или) переустройства квартиры, уже дали согласие на использование общего имущества многоквартирного дома для производства таких работ, где затрагивается (используется) общее имущество многоквартирного дома, а собственники помещений, примыкающих к квартирам заявителей, иных помещений, дали согласие на перевод их в нежилое, с учетом изменений положений жилищного законодательства на дату обращения с таким заявлением.

В данном случае, дополнительный электрокабель, который будет протянут по линии фасада в многоквартирных домах административных истцов от главного распорядительного щита дома к предполагаемому нежилому помещению и подключено к общим инженерным сетям многоквартирного дома, будет использоваться только для нужд квартир (гостиниц) по адресу: <адрес> (собственник М.В.В.) и <адрес> (собственник Б.А.В.) (протокол с\з от 12 октября 2021 года). Доказательств обратному стороной истца не представлено.

С 09 июня 2019 Федеральным законом от 29 мая 2019 года № 116-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации» изменен порядок перевода жилого помещения в нежилое.

В соответствии с внесёнными в Жилищный кодекс Российской Федерации изменениями, для этой процедуры необходимо согласие каждого собственника всех примыкающих к переводимому помещений (пункт 7 части 2 статьи 23 Жилищный кодекс Российской Федерации) и протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение об их согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение (пункт 6 части 2 статьи 23 Жилищный кодекс Российской Федерации), принятое в соответствии с правилами статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Помещениями, примыкающими к переводимому помещению по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, Б.А.В. в материалы дела не представлено доказательств, что 25 июня 2020 года в администрацию вместе с заявлением о перепланировке и переустройстве квартиры им было представлено решение собственника примыкающего помещения к перепланируемому помещению о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение (гостиницу).

Помещениями, примыкающими к переводимому помещению по адресу: <адрес>, являются: пом. - <...> пом. - <...>, пом. - <...>, <адрес>.

Вместе с тем, М.В.В. в материалы дела не представлено доказательств, что 25 июня 2020 года в администрацию вместе с заявлением о перепланировке квартиры им были представлены решения собственников помещений <...><...>, <...> о согласии на перевод жилого помещения в нежилое помещение.

Необходимо отметить, что в соответствии с подпунктом «а» пункта 20 Требований к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 28 января 2019 года № 44/пр (действующий на момент отказа в согласовании проекта, далее - Приказ), обязательным приложением к протоколу общего собрания является реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии) собственников - физических лиц, полного наименования и ОГРН собственников - юридических лиц, номера принадлежащих им на праве собственности помещений в многоквартирном доме (при наличии), реквизиты документов, подтверждающих их право собственности на указанные помещения, сведения о форме собственности в отношении каждого из указанных помещений, сведения о площади каждого помещения в многоквартирном доме и о доле в праве собственности на такие помещения, принадлежащей каждому из их собственников.

Административными истцами не представлено доказательств того, что 25 июня 2020 года вместе с заявлением о перепланировке и (или) переустройстве квартиры в администрацию Василеостровского района г. Санкт-Петербурга были представлены решения всех собственников многоквартирного дома и реестры собственников помещений в многоквартирном доме, содержащие сведения о собственниках всех помещений в многоквартирном доме, из чего судебная коллегия приходит к выводу о том, что административными истцами нарушены обязательные Требования к оформлению протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах.

Судебной коллегией были исследованы заявления о перепланировке и (или) переустройстве квартиры административных истцов от 25 июня 2020 года, поданные в администрацию Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, а также приложения к ним, из которых не следует, что были представлены протоколы общих собраний собственников многоквартирного дома с реестрами собственников многоквартирного дома (опись документов л.д.172-173 т.1). Представление таких документов в суд первой инстанции не дает оснований для признания оспариваемого отказа в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартиры незаконными.

Кроме того, согласно части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:

1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);

2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;

3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;

4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В соответствии с частью 2 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 247 Гражданского кодекса Российской Федерации владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, как и распоряжение этим имуществом, осуществляются по соглашению всех ее участников.

В силу части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Согласно части 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации, решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме оформляются протоколами в соответствии с требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В качестве документа, подтверждающего согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества, Б.А.В. в администрацию Василеостровского района г. Санкт-Петербурга представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования 09 февраля 2020 года (л.д. 159-164 т. 1).

Из протокола внеочередного общего собрания усматривается, что участники собрания приняли решение по восьмому вопросу: дать согласия собственниками помещений многоквартирного дома перевода жилого помещения – квартиры №<адрес> в статус «нежилое помещение» под мини-гостиницу с изменением режима использования земельного участка;

по девятому вопросу: дать согласие собственнику помещения №<адрес> на подключение инженерных сетей, расположенных в помещении №<адрес> к внутридомовым коммуникациям, согласно представленному проекту (однако указание в протоколе на конкретную проектную документацию отсутствует);

по десятому вопросу: дать согласие собственнику помещения №<адрес> на использование общего имущества в части использования участка фасада в целях прокладки внешнего электрического кабеля от ГРЩ к коммуникациям, расположенным в помещении № <адрес> согласно представленному проекту.

Указанное решение внеочередного общего собрания не свидетельствует о принятии решения всеми собственниками помещений о согласии дать собственнику помещения №<адрес> на использование общего имущества в части использования участка фасада в целях прокладки внешнего электрического кабеля от ГРЩ к коммуникациям, расположенным в помещении № <адрес> согласно представленному проекту.

Так, в собрании принимали участие собственники, обладающие 78,36% голосов от общего числа, по десятому вопросу голосовали за принятие решения 78,36% от всех собственников помещений (общая площадь жилых и нежилых помещений и общее количество голосов собственников в МКД – 5744,50 кв.м/ 5744,40 голосов, принято 145 бюллетеней – владеющих 4501,66 кв.м/ 78,36% голосов).

В качестве документа, подтверждающего согласие собственников помещений многоквартирного дома на использование общего имущества, М.В.В. в администрацию Василеостровского района г. Санкт-Петербурга представлен протокол внеочередного общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес>, проведенного в форме заочного голосования 09 июня 2020 года (л.д. 213-218 т. 1).

Из протокола внеочередного общего собрания собственников многоквартирного дома усматривается, что участники собрания приняли решение по второму вопросу: о согласии собственников помещений многоквартирного дома на подключение инженерных сетей, расположенных в помещении №<адрес> к внутридомовым инженерным коммуникациям, согласно проектной документации (однако указание в протоколе на конкретную проектную документацию отсутствует);

по третьему вопросу: дать согласие собственнику помещения №<адрес> на использование общего имущества в части использования участка фасада в целях прокладки внешнего электрического кабеля от ГРЩ к коммуникациям, расположенным в помещении № <адрес> согласно проектной документации.

Вопрос о даче согласия собственниками помещений многоквартирного дома перевода жилого помещения – квартиры №<адрес> в статус «нежилое помещение» под гостиницу общего типа на обсуждение, согласно протоколу внеочередного общего собрании от 09 июня 2020 года, не выносился.

Указанное решение общего собрания не свидетельствует о принятии решения всеми собственниками помещений о согласии дать собственнику помещения №<адрес> на использование общего имущества в части использования участка фасада в целях прокладки внешнего электрического кабеля от ГРЩ к коммуникациям, расположенным в помещении № <адрес> согласно проектной документации.

Так, в собрании принимали участие собственники, обладающие 72,89% голосов от общего числа собственников, по второму и третьему вопросу голосовали за принятие решения 100% от принимавших участие собственников помещений (общая площадь жилых и нежилых помещений и общее количество голосов собственников в МКД – 6897,88 кв.м/ 6897,88 голосов, принято 105 бюллетеней – владеющих 5027,67 кв.м/ 72,89% голосов).

Таким образом, поскольку в целях прокладки внешнего электрического кабеля от главного распорядительного щита (ГРЩ) к коммуникациям, расположенным в помещении № <адрес> по адресу: <адрес> и в помещении № <адрес> по адресу: <адрес> неизбежно связано с использованием общего имущества собственников помещений многоквартирного дома (участка фасада), то согласно требованиям пункта 3 части 2 статьи 26, статьей 36, 40, 44 Жилищного кодекса Российской Федерации для реализации проекта переустройства и перепланировки жилого помещения необходимо согласие всех собственников помещений многоквартирного дома на использование части общего имущества в личных целях.

Согласие всех собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <адрес> на использование части общего имущества многоквартирного дома в личных целях только административных истцов, в нарушение пункта 3 части 2 статьи 26 Жилищного кодекса Российской Федерации, представлено не было.

Решение межведомственной комиссии администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга об отказе в согласовании проекта перепланировки и (или) переустройства квартиры под гостиницу, без подтверждения волеизъявления всех собственников помещений в многоквартирном доме, дающим право на законное использование общего имущества многоквартирного дома, является законным, учитывая, что данный вопрос неразрывно связан с последующим решением вопроса о переводе жилого помещения в нежилое, и в данном случае правовое значение имеет именно соответствие проекта перепланировки и(или) переустройства жилого помещения, принадлежащего административным истцам на праве собственности, требованиям жилищного законодательства Российской Федерации, его согласование с органом местного самоуправления.

В свою очередь, согласование органом местного самоуправления проекта перепланировки и (или) переустройства жилого помещения связано, помимо прочих оснований и обстоятельств, указанных в главе 4 Жилищного кодекса Российской Федерации, с получением административными истцами согласия всех собственников помещений многоквартирного дома на использование и уменьшение объема общего имущества собственников помещений многоквартирного дома в личных целях административных истцов.

На основании изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции ошибочно пришел к выводу о незаконности пункта 2 и пункта 3 решения администрации <адрес>, оформленного протоколом №9 от 07 июля 2020 года, об отказе в согласовании проекта перепланировки и переустройства квартир по адресу <адрес>

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 марта 2021 года по административному делу № 2а-893/2021 отменить в удовлетворенной части административных исковых требований, апелляционную жалобу администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга удовлетворить.

В удовлетворении административного иска Б.А.В., М.В.В. о признании незаконным решения администрации Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, оформленное пунктом № 2 и пунктом №3 протокола №9 от 07 июля 2020 года об отказе в согласовании проекта перепланировки и (или) переустройства квартиры под гостиницу отказать.

В остальной части решение Василеостровского районного суда г. Санкт-Петербурга от 04 марта 2021 года по административному делу № 2а-893/2021 оставить без изменения.

На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Василеостровский районный суд г. Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий:

Судьи: