ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17508/2021 от 07.06.2021 Московского областного суда (Московская область)

Судья Тюков А.В. Дело № 33а-17508/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья судебной коллегии по административным делам Московского областного суда Брыков И.И.,

рассмотрев 07 июня 2021 года частную жалобу Кондрашовой С. В. на определение судьи Раменского городского суда Московской области от 15 апреля 2021 года об оставлении административного искового заявления без движения,

у с т а н о в и л :

Определением судьи Раменского городского суда Московской области от 15.04.2021 оставлен без движения административный иск Кондрашовой С.В. к ОВМ МУ МВД России «Раменское», МП № 5 ОВМ МУ МВД России «Раменское» об отмене регистрации по месту жительства Кондрашова А.В.

Не согласившись с определением судьи, административный истец Кондрашова С.В. подала на него частную жалобу, в которой просит его отменить.

Проверив исковой материал, обсудив доводы частной жалобы, нахожу определение судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.

Свое определение судья мотивировал тем обстоятельством, что Кондрашовой С.В. необходимо уточнить, какие действия (бездействие) административных ответчиков нарушают ее права и законные интересы.

В соответствии с п. 5 ч. 3 ст. 135 КАС РФ вопрос о получении необходимых доказательств подлежит разрешению при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

П. 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 № 11 «О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству» разъяснено, что недопустимо совершение действий по подготовке дела к судебному разбирательству до его возбуждения в суде (до принятия заявления).

Вопросы уточнения требований, обстоятельств, на которых основаны требования, и доказательств, подтверждающих эти обстоятельства, нарушенных прав, свобод и законных интересов, подлежат разрешению в порядке ст.ст. 132, 135 КАС РФ при подготовке административного дела к судебному разбирательству.

Поскольку указанный судьей недостаток административного иска подлежит устранению при подготовке административного иска к судебному разбирательству, то оставление административного дела без движения по этому основанию нельзя признать правомерным.

Критерием правильного определения вида судопроизводства (исковое или административное), в котором подлежат защите права и свободы гражданина или организации, оспаривающих решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иных государственных органов, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, является характер правоотношений, который предопределяется не только участием в них в качестве одного из субъектов таких органов, но и тем, что участники таких правоотношений не обладают равенством и один из них наделен властными полномочиями по отношению к другому. При этом избранная лицом форма обращения в суд (подача административного искового заявления или искового заявления) не является определяющей для возбуждения гражданского или административного судопроизводства.

Учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (ст.8 ГК РФ), споры об осуществлении этих прав, соединенные с требованиями о признании недействительными (незаконными) ненормативных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, и являющихся основанием их возникновения, а также споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

В соответствии с ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе, административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Административный истец просит отменить регистрацию по месту жительства третьего лица - Кондрашова А.В.

При этом административный истец не является участником публичных правоотношений, возникших между административными ответчиками и Кондрашовым А.В. по вопросу его регистрации по месту жительства, и в суд обратилась в защиту своего нарушенного, как он считает, субъективного права на жилье, а такой спор, как не основанный на административных и публичных правоотношениях, является гражданско-правовым, который в силу закона возник на основании решения миграционного органа о регистрации Кондрашова А.В. по месту жительства.

При таком положении дела заявленный спор о гражданских правах в соответствие со ст. 1 КАС РФ не может быть рассмотрен в порядке административного судопроизводства и подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.

С учетом изложенного, определение судьи нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с направлением искового материала в тот же суд для разрешения вопроса о принятии к производству суда в порядке гражданского судопроизводства.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 311, 316 КАС РФ, судья

определил:

Определение судьи Раменского городского суда Московской области от 15 апреля 2021 года отменить, исковой материал направить в тот же суд.

Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья