ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1753/2022 от 03.03.2022 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Фомушина М.А. Дело № 33а-1753/2022

УИД 24RS0040-01-2021-001241-41

3.020

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

03 марта 2022 года г.Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего Сидоренко Е.А.,

судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,

при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А.

дело по административному иску Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности представлять сведения и организовать работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

по апелляционной жалобе представителя ФГБУ «Среднесибирское УГМС» Бирюковой Е.И.

по апелляционной жалобе представителя Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Максимовой Л.А.

на решение Норильского городского суда Красноярского края от 01 июля 2021 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Красноярского природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» и Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности представлять сведения и организовать работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух - удовлетворить.

Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» представлять сведения в форме прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельных направлений хозяйственной деятельности, министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, органу местного самоуправления города Норильска в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края организовать работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории города Норильска в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу..».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярский природоохранный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к ФГБУ «Среднесибирское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды» (далее - ФГБУ «Среднесибирское УГМС»), Министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края о возложении обязанности.

Требования мотивированы тем, что в рамках проведенной Красноярской природоохранной прокуратурой проверки деятельности административных ответчиков в части соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха, были выявлены нарушения закона: прогнозирование неблагоприятных метеорологических условий (далее – НМУ) и передача данных ФГБУ «Среднесибирское УГМС» в Министерство, органу местного самоуправления и хозяйствующим субъектам на территории г.Норильска не осуществляется, действующих стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха государственной системы наблюдения нет, требование о направлении информации о динамике загрязнения атмосферного воздуха за наблюдаемый период в адрес участников работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ не выполняется, надлежащие меры к организации и проведению работ по прогнозированию указанных условий не приняты. Указывает, что в нарушение требований законодательства об охране атмосферного воздуха Министерством экологии и рационального природопользования надлежащие меры к организации и проведению работ по прогнозированию на территории г. Норильска не приняты, внеплановые мероприятия по государственному надзору за охраной атмосферного воздуха не проводятся, в связи с чем, нарушаются права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, на защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания.

Красноярский природоохранный прокурор просил обязать ФГБУ «Среднесибирское УГМС» представлять сведения в форме прогнозов о неблагоприятных метеорологических условиях для отдельных направлений хозяйственной деятельности, министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, органу местного самоуправления города Норильска;

обязать Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края организовать работу по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период неблагоприятных метеорологических условий на территории города Норильска в срок до 01 сентября 2021 года.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Среднесибирское УГМС» Бирюкова Е.И. просит решение суда изменить в части срока, принять по делу ново решение, ссылаясь на то, что судом при вынесении решение не учтен срок, установленный государственным контрактом от 23.03.2021 № Ф.2021.000742, который составляет 28.11.2021, что делает исполнение решения суда невозможным.

В апелляционной жалобе представитель Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Максимова Л.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в иске к Министерству экологии и рационального природопользования, ссылаясь на то, что судом не принято во внимание, что полномочия министерства могут быть реализованы только при предоставлении ФГБУ «Среднесибирское УГМС» прогноза НМУ, которые за органами исполнительной власти субъектов РФ в нормативных правовых актах Российской Федерации и Красноярского края не закреплены, а также не учтено наличие заключенного министерством государственного контракта от 23.03.2021 по разработке системы прогнозирования, предотвращения высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в промышленных центрах Красноярского края в периоды НМУ, что свидетельствует о принятии ответчиком мер к организации работ по урегулированию выбросов загрязняющих веществ в воздух, не учтен срок окончания работ по контракту.

В возражениях на апелляционные жалобы Красноярский природоохранный прокурор Лосев А.А., его заместитель с дислокацией в г.Норильске Кузнецова Н.А. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Определив возможность в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, своевременно извещенных о дате и месте судебного разбирательства, выслушав представителя административного ответчика Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края Максимову Л.А., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора прокуратуры Красноярского края Андреева А.И., возражавшего против апелляционной жалобы, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, в июне-июле 2020 года Красноярской природоохранной прокуратурой проведены проверки деятельности ФГБУ «Среднесибирское УГМС» и Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в части соблюдения законодательства об охране атмосферного воздуха в части организации, проведения работ по мониторингу атмосферы, прогнозированию неблагоприятных метеорологических условий на территории г.Норильска.

По результатам проверок установлено, что прогнозирование НМУ и передача данных в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, органу местного самоуправления и хозяйствующим субъектам на территории Красноярского края осуществляется ФГБУ «Среднесибирское УГМС» только в городах Красноярск, Ачинск, Минусинск и Назарово, прогнозирование НМУ и передача данных хозяйствующим субъектам на территории г.Норильска не осуществляется, действующих стационарных постов наблюдения за состоянием атмосферного воздуха государственной системы наблюдения нет, сведения о состоянии атмосферного воздуха отсутствуют, информация в адрес участников работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух о динамике загрязнения атмосферного воздуха за наблюдаемый период ФГБУ «Среднесибирское УГМС» не выполняется; прогнозирование НМУ и информирование населения об изменении качества воздуха и передача хозяйствующим субъектам на территории г.Норильска не осуществляется, перечень субъектов хозяйственной деятельности г.Норильска, подлежащих оповещению о наступлении НМУ, отсутствует, надлежащие меры к организации и проведению работ не приняты.

26.06.2020 ФГБУ «Среднесибирское УГМС», 10.07.2020 Министерству экологии и рационального природопользования внесены представления о принятии мер к организации и проведению работ по прогнозированию неблагоприятных метеорологических условий на территории г.Норильска.

27.07.2020 ФГБУ «Среднесибирское УГМС» известило заместителя прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры о перенаправлении представления в Росгидромет, указав, что рассмотрение представления возможно только после получения мотивированного мнения данного учреждения.

В ответ на представление 29.07.2020 Министерство экологии и рационального природопользования сообщило, что полномочия по составлению прогнозов НМУ в нормативных правовых актах закреплены только за территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, полномочия по прогнозированию НМУ за органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации не закреплены, в свою очередь перечни субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих оповещению о наступлении НМК, сформированы Министерством для городских поселений, в которых ФГБУ «Среднесибирское УГМС» осуществляет прогнозирование НМУ, проведение работ по формированию указанного перечня для городских и иных поседений в которых прогнозирование НМК не осуществляется, нецелесообразно, кроме того, информация о НМУ на территории г.Норильска в адрес ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель» предоставляется Таймырским центром по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды – филиалом ФГБУ «Среднесибирское УГМС» на основании договора.

Представлен перечень субъектов хозяйственной деятельности г.Норильска, которые должны проводить мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий в 2021 году: ООО «Норильский обеспечивающих комплекс», АО «НТЭК», ПАО «ГМК «Норильский никель», ФКУ «ИК-15 ГУФСИН России по Красноярскому краю» и иные организации, перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для Отделения по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка РФ (адрес <адрес>), копия приказа -од от 18.06.2020 о согласовании плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с ЗФ ПАО «ГМК «Норильский никель», копия приказа от 26.01.2021 о согласовании плана мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с Сибирским главным управлением Центрального банка России.

27.07.2020 ФГБУ «Среднесибирское УГМС» известило заместителя прокурора Красноярской природоохранной прокуратуры о перенаправлении представления в Росгидромет, указав, что рассмотрение представления возможно только после получения мотивированного мнения данного учреждения.

Из материалов дела следует, что 23.03.2021 ФГБУ «ГГО» и Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края заключен государственный контракт № Ф.2021.000742 на проведение работ по мероприятию «Разработка системы прогнозирования, предотвращения высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в городах – промышленных центрах Красноярского края в периоды неблагоприятных метеорологических условий.

Разрешая при таких обстоятельствах заявленные прокурором требования, руководствуясь положениями ст.ст.1, 19, 23 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 года № 96-ФЗ, п.1 Положения о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2004 № 372, п.3-5 Положения о государственном мониторинге состояния и загрязнения окружающей среды, утвержденного Постановлением правительства Российской Федерации от 06.06.2013 № 477, п.2, 10, 11 Порядка предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам, утвержденного Приказом Министерства природы Российской Федерации от 17.11.2011 № 899, суд пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.

При этом суд исходил из того, что в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение факты нарушения законодательства об охране и прав граждан на окружающую среду, выразившиеся в непринятии мер в полном объеме к организации и проведению работ по прогнозированию на территории г. Норильска.

Судебная коллегия соглашается с данными выводами суда, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.

Право каждого на благоприятную окружающую среду предусмотрено ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Правовые основы охраны атмосферного воздуха установлены Федеральным законом от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» и направлены на реализацию конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.

Мониторинг атмосферного воздуха - система наблюдений за состоянием атмосферного воздуха, его загрязнением и за происходящими в нем природными явлениями, а также оценка и прогноз состояния атмосферного воздуха, его загрязнения (ст.1 указанного закона).

В соответствии с п.1 ст.23 Федерального закона от 04.05.1999а N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» в целях наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха, комплексной оценки и прогноза его состояния, а также обеспечения органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и населения текущей и экстренной информацией о загрязнении атмосферного воздуха Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления организуют государственный мониторинг атмосферного воздуха и в пределах своей компетенции обеспечивают его осуществление на соответствующих территориях Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха относятся: организация информирования населения о загрязнении атмосферного воздуха и выполнении федеральных целевых программ охраны атмосферного воздуха (ст.5).

Правовые основы деятельности в области гидрометеорологии и смежных с ней областях (деятельности гидрометеорологической службы) установлены Федеральным законом от 19.07.1998 N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе".

Указанный закон раскрывает понятие стационарного пункта наблюдения за состоянием окружающей среды, ее загрязнением - это комплекс, включающий в себя земельный участок или часть акватории с установленными на них приборами и оборудованием, предназначенными для определения характеристик окружающей среды, ее загрязнения (ст.1).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2004 N 372 утверждено Положение о Федеральной службе по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), согласно пункту 1 которого Росгидромет является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды, государственному надзору за проведением работ по активному воздействию на метеорологические и другие геофизические процессы.

В соответствии с пунктами 5.4.3, 5.4.4 данного Положения, к полномочиям Росгидромета отнесено формирование и обеспечение функционирования государственной наблюдательной сети, в том числе организация и прекращение деятельности стационарных и подвижных пунктов наблюдений, определение их местоположения, а также государственный мониторинг атмосферного воздуха (в пределах своей компетенции).

Частью 2 ст. 19 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусмотрено, что порядок проведения работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, в том числе подготовка и передача соответствующих прогнозов, определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации по представлениям территориальных органов федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных областях и территориальных органов других федеральных органов исполнительной власти.

Такой порядок утвержден постановлением Правительства Красноярского края от 17.05.2012 № 195-п, согласно которому к участникам работ по регулированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды НМУ на территории Красноярского края относят, в частности: ФГБУ "Среднесибирское УГМС" и министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

В настоящее время действует Порядок представления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требований к составу и содержанию такой информации, порядка ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам (далее – Порядок № 899), утвержденный Приказом Минприроды РФ от 17.11.2011 N 899. Данный нормативный правовой акт содержит правила представления информации о метеорологических условиях, способствующих накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (неблагоприятные метеорологические условия, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам.

Согласно п.3 Порядка предоставление информации о неблагоприятных метеорологических условиях осуществляют территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченные на осуществление федерального государственного экологического надзора, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченные на осуществление регионального государственного экологического надзора, которые обеспечивают контроль за проведением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями согласованных мероприятий по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объектах хозяйственной и иной деятельности.

Органом исполнительной власти Красноярского края, уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Красноярского края от 28.11.2017 № 715-п является Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края.

Положения изложенных норм к компетенции Министерства экологии и рационального природопользования относят публикацию перечня субъектов хозяйственной деятельности, подлежащих оповещению о наступлении неблагоприятных метеорологических условий, осуществление внеплановых мероприятий по государственному надзору за охраной атмосферного воздуха в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора, однако реализация данного полномочия возможна лишь при условии наличия прогноза НМУ, обязанность по предоставлению которого прямо закреплена за ФГБУ «Среднесибирское УГМС».

Поскольку ФГБУ «Среднесибирское УГМС» соответствующих действий по прогнозированию НМУ с передачей данных в Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края, органу местного самоуправления и хозяйствующим субъектам на территории г. Норильска не производит, а Министерство экологии и рационального природопользования в свою очередь, мер по реализации Порядка от 17.05.2012 № 195-п, в том числе и внеплановых мероприятий по государственному надзору за охраной атмосферного воздуха в рамках осуществления регионального государственного экологического надзора за исключением формирования перечня субъектов хозяйственной деятельности г. Норильска, подлежащих оповещению о наступлении НМУ не проводит, суд первой инстанции обоснованно возложил на административных ответчиков обязанность по предоставлению сведений в форме прогнозов о НМУ для отдельных направлений хозяйственной деятельности, министерству экологии и рационального природопользования Красноярского края, органу местного самоуправления г.Норильска, организации работ по регулированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в период НМУ на территории г.Норильска в течение десяти месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определяя сроки исполнения решения суда административными ответчиками в части возложенных на них обязанностей, суд первой инстанции обоснованно исходил из конкретных обстоятельств дела, особенностей выявленных нарушений, посчитав указанные сроки разумными и достаточными для исполнения решения суда, с чем судебная коллегия не находит оснований не согласиться.

При этом исполнение возложенных законодательством обязанностей не может быть поставлено в зависимость от реализации заключенного контракта, а предоставленный судом срок, в который подлежит исполнение судебного акта с учетом апелляционного обжалования, находится за пределами срока установленного государственным контрактом от 23.03.2021 № Ф.2021.000742, на который ссылается в апелляционной жалобе представитель ФГБУ «Среднесибирское УГМС».

Судебная коллегия, отклоняя доводы апелляционной жалобы Министерства экологии и рационального природопользования отмечает, что не представление ФГБУ «Среднесибирское УГМС» прогноза НМУ не может служить основанием для освобождения Министерства экологии и рационального природопользования от выполнения возложенных на административного ответчика Порядком № 899 полномочий по реализации экологического надзора, а наличие заключенного с Министерством государственного контракта от 23.03.2021 по разработке системы прогнозирования, предотвращения высоких уровней загрязнения атмосферного воздуха в промышленных центрах Красноярского края в периоды НМУ не свидетельствует о принятии административным ответчиком в полном объеме мер к организации работ по урегулированию выбросов загрязняющих веществ в воздух.

Доводы апелляционных жалоб правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к иной субъективной оценке исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут повлиять на законность и обоснованность состоявшегося судебного решения.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Норильского городского суда Красноярского края от 01 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Председательствующий:

Судьи: