ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17543/2023 от 13.09.2023 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 33а-17543/2023 (2а-4/2023)

г. Уфа 13 сентября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Багаутдиновой А.Р.

судей Зиновой У.В.

ФИО1

при секретаре судебного заседания Гариповой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Янаульского района к Администрации сельского поселения Иткинеевский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан о возложении обязанности по координации деятельности в целях профилактики терроризма по апелляционной жалобе представителя отдела МВД России по Янаульскому району, МВД по Республике Башкортостан, МВД России ФИО2 на решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2023 года.

Заслушав доклад судьи Багаутдиновой А.Р., судебная коллегия

установила:

прокурор Янаульского района обратился в суд с приведенным административным исковым заявлением, мотивируя его тем, что прокуратурой района проведена проверка, в ходе которой выявлены нарушения требований законодательства при осуществлении мер, направленных на урегулирование миграционных потоков, организации профилактической работы с мигрантами, адаптации их к условиям жизни.

В нарушение статей 4, 5 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности», части 3 статьи 10 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», пунктов 23, 24 Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2005 года № 186, соглашение между миграционным подразделением отдела МВД России по Янаульскому району и Администрацией сельского поселения Иткинеевский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан (далее по тексту – Администрацией сельского поселения, Администрацией) об информационном взаимодействии не заключено, что не позволяет Администрации располагать достоверными сведениями о проживающих на территории иностранных гражданах, вести с ними профилактическую работу, направленную на предупреждение экстремисткой и террористической деятельности.

По выявленным нарушениям 19 апреля 2021 года в адрес главы Администрации сельского поселения внесено представление, однако до настоящего времени нарушения не устранены.

Уточнив заявленные требования, прокурор в административном иске просил обязать Администрацию сельского поселения Иткинеевский сельсовет скоординировать деятельность с отделом МВД России по Янаульскому району и отделением по вопросам миграции отдела МВД России по Янаульскому району в части осуществления профилактики экстремизма, а именно: ежемесячно запрашивать в отделе МВД России по Янаульскому району сведения по вопросам въезда и выезда на территорию поселения граждан различных национальностей, изменения количества диаспор, проживающих на территории сельсовета, их взглядах.

Решением Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2023 года вышеприведенные уточненные требования прокурора Янаульского района удовлетворены.

Не согласившись с постановленным судебным актом, представитель отдела МВД России по Янаульскому району, МВД по Республике Башкортостан, МВД России ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой, указывая на то, что правовых оснований для заключения между отделом МВД России по Янаульскому району и Администрацией сельского поселения Иткинеевский сельсовет соглашения об информационном обмене сведениями из государственной системы миграционного учета не имеется. Взаимодействие с Администрацией сельского поселения по вопросу профилактики экстремизма возможно, в том числе, путем обмена информацией в виде предоставления имеющейся информации на направляемые Администрацией запросы.

В рамках исполнения Комплексного плана идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы, Плана мероприятий по реализации в Республики Башкортостан Стратегии по противодействию экстремизму в Республике Башкортостан до 2025 года, по запросам муниципальных образований отдел МВД России по Янаульскому району предоставляет статистическую информацию по пребывающим на территории района иностранным гражданам и лицам без гражданства. Таким образом, порядок взаимодействия территориального подразделения органа внутренних дел на районном уровне с органами местного самоуправления определен и специальной координации не требует. Более того, законодательством регламентирован перечень сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета, который не содержит информации о национальной принадлежности иностранных граждан, изменения количества диаспор, зарегистрированных на той или иной территории, их взглядах. В этой связи данная информация не может быть предоставлена по запросу Администрации.

Принимая во внимание, что лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, судебная коллегия на основании статьи 150 и части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участников процесса.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя отдела МВД России по Янаульскому району, МВД по Республике Башкортостан, МВД России ФИО2, поддержавшую жалобу, объяснения представителя административного истца ФИО3 о законности решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 3 статьи 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита охраняемых законом интересов общества и государства.

Частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурору также предоставлено право обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела, прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства в сфере профилактики терроризма, в ходе которой установлено, что соглашение об информационном взаимодействии между миграционным подразделением отдела МВД России по Янаульскому району и Администрацией сельского поселения Иткинеевский сельсовет не заключено, Администрация сельского поселения не располагает достоверными сведениями о проживающих на территории иностранных гражданах, что препятствует ведению с ними профилактической работы, направленной на предупреждение экстремисткой и террористической деятельности.

По выявленным нарушениям 19 апреля 2021 года в адрес главы Администрации сельского поселения внесено представление (л.д. 5-6).

В ответ на указанное представление Администрацией сельского поселения предоставлен ответ от 19 мая 2021 года, согласно которому проект соглашения об информационном взаимодействии с миграционным подразделением отделения МВД России по Янаульскому району подготавливается, после подписания проекта соглашение будет представлено в прокуратуру Янаульского района (л.д. 7).

Ссылаясь на неисполнение содержащихся в представлении требований, прокурор обратился в суд с настоящим административным иском.

Разрешая возникший спор и удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что отсутствие скоординированной деятельности между Администрацией сельского поселения и отделом МВД России по Янаульскому району не позволяет Администрации располагать достоверными сведениями о проживающих на поднадзорной территории иностранных гражданах и лицах без гражданства, вести с ними профилактическую работу, направленную на предупреждение экстремистской и террористической деятельности, что, в свою очередь, не отвечает требованиям действующего законодательства и может повлечь последствия в виде распространения чуждой идеологии и негативного воздействия ее на подрастающее поколение, а также нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

С приведенным решением суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Согласно пункту 7.1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения относится к вопросам местного значения городского поселения.

В силу части 3 указанной статьи к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки, решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установленными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

На основании статьи 7 Закона Республики Башкортостан от 18 марта 2005 года № 162-з «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан» к вопросам местного значения городских поселений, муниципальных районов, городских округов относятся вопросы, установленные Федеральным законом № 131-ФЗ (часть 1).

К вопросам местного значения сельских поселений относятся вопросы, предусмотренные частью 3 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ. Настоящим Законом за сельскими поселениями закрепляются также другие вопросы местного значения из числа предусмотренных частью 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ вопросов местного значения городских поселений, за исключением предусмотренных пунктами 4, 4.1, 5, 23 части 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ (часть 2).

Статьями 4, 5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (далее по тексту - Федеральный закон № 114-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления участвуют в противодействии экстремистской деятельности, в пределах своей компетенции осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские, меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

Как установлено статьей 5.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений разрабатывают и реализуют муниципальные программы в области профилактики терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений; участвуют в мероприятиях по профилактике терроризма, а также по минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, организуемых федеральными органами исполнительной власти и (или) органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации; осуществляют иные полномочия по решению вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 114-ФЗ противодействие экстремистской деятельности основывается на следующих принципах: признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций; законность; гласность; приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации; приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности; неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

На основании статьи 3 Федерального закона № 114-ФЗ противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям: принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности; выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» установлено, что взаимодействие органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты содержащихся в информационных системах (в том числе в государственной информационной системе миграционного учета) сведений об иностранных гражданах, предоставления сведений для предоставления государственных или муниципальных услуг осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 06 апреля 2005 года № 186 «Об утверждении Положения о создании, ведении и использовании центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» центральный банк данных представляет собой специализированную межведомственную автоматизированную информационную подсистему, содержащую информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, в том числе являющихся участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, въезжающих в Российскую Федерацию, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации и выезжающих из Российской Федерации (далее - иностранные граждане), предназначенную для совместного ведения и использования заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и являющуюся составной частью государственной информационной системы миграционного учета.

Частью 5 Положения предусмотрено, что федеральные органы исполнительной власти, их территориальные органы (структурные подразделения), осуществляющие учет иностранных граждан, обрабатывают и передают в центральный банк данных информацию об иностранных гражданах, поступающую от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих учет иностранных граждан, находящихся на их территории, а также от органов местного самоуправления и организаций, вступающих в соответствующие роду их деятельности отношения с иностранными гражданами согласно законодательству Российской Федерации. При этом, за полноту и достоверность информации об иностранных гражданах несут ответственность ее поставщики.

В силу пункта 11 Положения порядок представления информации органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями центрального банка данных, а также физическим лицам определяется Федеральной миграционной службой по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Министерством иностранных дел Российской Федерации.

Порядок формирования и обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета (далее - информационная система), внесения изменений в сведения (информацию) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, содержащиеся в информационной системе (далее - сведения), порядок и срок их хранения, порядок доступа к сведениям, порядок их предоставления, использования и защиты, а также порядок взаимодействия органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты сведений установлен Положением о государственной информационной системе миграционного учета, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 года № 94.

Целями формирования информационной системы являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции;

б) обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации (далее - иностранные граждане);

в) формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан и осуществлении ими трудовой деятельности, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения о государственной информационной системе).

Оператором информационной системы является Министерство внутренних дел Российской Федерации (пункт 5 Положения о государственной информационной системе).

Поставщиками сведений в информационную систему являются Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная налоговая служба.

Поставщиками сведений могут являться иные органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае, если на указанные органы возложены в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязанности (полномочия) по фиксации (учету) информации об иностранных гражданах и (или) ее представлению в органы миграционного учета.

Поставщик сведений заключает с оператором информационной системы соглашение об информационном обмене сведениями в соответствии с настоящим Положением (пункт 6 Положения о государственной информационной системе).

Как установлено частью 1 статьи 9 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине:

1) вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе);

2) вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации;

3) фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);

4) дата и место рождения;

5) пол;

6) гражданство (подданство);

7) цель въезда в Российскую Федерацию;

8) профессия;

9) заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации;

10) дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса;

11) дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса;

12) сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях);

13) сведения о депортации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет, если применялись, то когда и кем);

14) сведения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (принималось или нет, если принималось, то когда и кем);

15) сведения о привлечении в Российской Федерации к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений;

16) дата и место смерти в Российской Федерации либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда;

17) основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.

Основываясь на приведенных нормативных положениях, судебная коллегия находит обоснованным довод апелляционной жалобы о невозможности предоставления по запросу Администрации сельского поселения сведений о национальной принадлежности иностранных граждан, изменении количества диаспор, зарегистрированных на той или иной территории, а также их взглядах, в связи с отсутствием указанной информации в государственной информационной системе миграционного учета и распоряжении отдела МВД России по Янаульскому району, что являлось препятствием для удовлетворения иска в указанной части.

С учетом изложенного решение суда первой инстанции о координации деятельности по истребованию данной информации не может быть признано законным и подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с принятием нового решения о возложении на Администрацию сельского поселения Иткинеевский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан в целях профилактики терроризма обязанности по ежемесячному истребованию в отделе МВД России по Янаульскому району сведений о въезде (выезде) на территорию сельского поселения иностранных граждан, лиц без гражданства, которые содержатся в информационной системе миграционного учета и могут быть предоставлены по запросу органа местного самоуправления в целях исполнения возложенной на него законом обязанности в области профилактики терроризма.

Из представленных суду апелляционной инстанции документов следует, что после вынесения обжалуемого решения суда указанная обязанность Администрацией сельского поселения выполняется: в отделе МВД России по Янаульскому району ежемесячно истребуется информация о въезде (выезде) на территорию сельского поселения иностранных граждан, лиц без гражданства, соответствующие ответы по запросу административного ответчика отделом МВД России по Янаульскому району из информационной системы миграционного учета предоставляются.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Янаульского районного суда Республики Башкортостан от 08 февраля 2023 года отменить и принять по делу новое решение о частичном удовлетворении административных исковых требований прокурора Янаульского района.

Обязать Администрацию сельского поселения Иткинеевский сельсовет муниципального района Янаульский район Республики Башкортостан в целях профилактики терроризма принять меры к ежемесячному истребованию в отделе МВД России по Янаульскому району сведений о въезде (выезде) на территорию сельского поселения иностранных граждан, лиц без гражданства.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований прокурора Янаульского района отказать.

Кассационная жалоба может быть подана в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий А.Р. Багаутдинова

Судьи У.В. Зинова

ФИО1

Справка: судья Газизова Д.А.

Мотивированное апелляционное определение составлено 24 сентября 2023 года.