Судья < Ф.И.О. >3 дело № 33а -17554/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 июня 2018 г. город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Кривцова А.С.,
по докладу Кривцова А.С.,
при секретаре < Ф.И.О. >5,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 < Ф.И.О. >9 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения,
с апелляционной жалобой представителя администрации муниципального образования город-курорт Анапа по доверенности Беляк < Ф.И.О. >10 на решение Анапского городского суда Краснодарского края от 6 декабря 2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа, в котором просил признать незаконным решение административного ответчика, в лице управления имущественных отношений, об отказе ФИО1 в передаче в собственность земельного участка <...> квартала <...> в садовом огородническом некоммерческом товариществе <...> (далее СОНТ «<...>») площадью <...> кв.м., обязать администрацию муниципального образования город-курорт Анапа, в лице управления имущественных отношений устранить допущенные нарушения, передать в собственность ФИО1 бесплатно земельный участок по адресу: Краснодарский край, <...>, квартал <...>, участок <...>, площадью <...> кв.м.
В обоснование требований указано, что < Ф.И.О. >1 является членом СОНТ «<...>» с 2009 г. и ему, как члену товарищества был предоставлен и закреплен за ним земельный участок <...> квартал <...> площадью <...> кв.м. в СОНТ «<...>» <...> Краснодарского края, которым он пользуется по целевому назначению. Данное обстоятельство удостоверяется членской книжкой и выпиской из протокола общего собрания <...> от <...>, подтверждающей членство в некоммерческом товариществе с 2009 <...> СОНТ «<...>» предоставлено описание местоположения границ земельного участка <...> квартала <...> площадью <...> кв.м., предоставленного в пользование ФИО1 Участок <...> квартала <...> СОНТ «<...>» входит в массив земель переданных СОНТ «<...>» по государственному акту на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей. Согласно акту, при организации СОНТ «<...>» ему было предоставлено <...> гектаров земли единым блоком для садоводства и огородничества. Сведения о регистрации права собственности на испрашиваемый земельный участок в государственном фонде Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, Государственном архивном фонде отсутствуют.
Письмом управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа <...> от <...> г. ФИО1 отказано в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с тем, что у управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отсутствует информация о фактической площади территории СОНТ «<...>». Администрация муниципального образования города-курорта Анапа по формальным основаниям отказала в передаче в собственность требуемого земельного участка, поскольку все документы, необходимые для предоставления земельного участка в собственность были представлены ФИО1 и законом не предусмотрено возложение на членов СОНТ предоставление иных документов.
Отказ считает незаконным, поскольку в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа им был представлен необходимый и достаточный пакет документов, отвечающих требованиям законодательства. В письме органа местного самоуправления не содержится ссылок на какое-либо из предусмотренных законом оснований в предоставлении в собственность указанного земельного участка, в связи с чем, результат рассмотрения заявления по спорному вопросу нельзя признать законным. Просит суд предоставить вышеуказанный земельный участок в собственность.
Решением Анапского городского суда Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. административное исковое заявление ФИО1 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка удовлетворено в полном объеме.
Не согласившись с решением суда, представитель администрации муниципального образования города-курорта Анапа по доверенности ФИО2 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение Анапского городского суда отменить, указывая на нарушение судом норм материального и процессуального права, ссылаясь также на неправильное определение обстоятельств имеющих значение для дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель администрации муниципального образования города-курорта Анапа по доверенности ФИО3 поддерживала доводы апелляционной жалобы, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказать.
ФИО1, представитель СОНТ «<...>» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовыми уведомлениями и отчетами об отслеживании отправлений с почтовым идентификатором, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не заявляли, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке, предусмотренном статьей 308 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия считает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета <...> Совета народных депутатов Краснодарского края от <...><...> решено изъять из земель Совхоза <...> и обслуживающие производства и хозяйства «<...>» земельные участки общей площадью <...> гектаров, и предоставить их Анапскому горисполкому для организации коллективного садоводства.
Решением исполнительного комитета Анапского городского Совета народных депутатов Краснодарского края от <...><...> постановлено создать и зарегистрировать устав садоводческого товарищества «Здоровье», созданного на базе центральной районной больницы на землях совхоза «Восточный» площадью <...> гектаров.
Постановлением администрации <...> Краснодарского края <...> от <...> решено передать ранее предоставленные земельные участки для садоводства и огородничества в бесплатную собственность граждан. Государственным актом СОНТ «<...>» выделено <...> гектаров земель.
Из представленных административным истцом в материалы дела документов следует, что ФИО1 является членом СОНТ «<...>» с 2009 г. и имеет в пользовании земельный участок площадью <...> кв.м., расположенный по адресу: Краснодарский край, <...>, СОНТ «<...>», квартал <...>, участок <...>.
Обратившись в администрацию муниципального образования город-курорт Анапа с целью предоставления в собственность названного земельного участка, ФИО1 получил отказ, мотивированный тем, что у управления имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа отсутствует информация о фактической площади территории СОНТ «<...>». Не представлен проект организации и застройки территории некоммерческого объединения либо другой, устанавливающий распределение земельных участков документ.
В соответствии с частью 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» (в редакции, действующей до 1 марта 2015 г.) в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу настоящего Федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение граждан, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом. Предоставление в указанном случае такого земельного участка в собственность этого гражданина осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, обладающими правом предоставления такого земельного участка, на основании заявления этого гражданина или его представителя. К данному заявлению прилагаются следующие документы: описание местоположения такого земельного участка, подготовленное этим гражданином; заключение правления данного некоммерческого объединения, в котором указывается гражданин, за которым закреплен такой земельный участок, и подтверждается соответствие указанного описания местоположения такого земельного участка местоположению земельного участка, фактически используемого гражданином. В случае, если ранее ни один из членов данного некоммерческого объединения не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанный орган самостоятельно запрашивает: сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию данного некоммерческого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях указанные сведения запрашиваются у заявителя); сведения о данном некоммерческом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции сослался на то, что при обращении к административному ответчику с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность ФИО1 были выполнены все условия, предусмотренные частью 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», представлен полный пакет документов, исчерпывающий перечень которых, приведен в указанной норме.
Между тем, суд первой инстанции не учел, что на момент обращения административного истца с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, положения части 4 статьи 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» утратили силу.
В настоящее время возможность членом садоводческого товарищества приватизировать участок установлена положениями пункта 2.7 статьи 3 Федерального закона №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», согласно которому до 31 декабря 2020 г. члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок в т.ч. образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение.
В этой связи, с 1 марта 2015 г. правовыми условиями для бесплатной передачи члену садоводческого товарищества земельного участка является его образование из земельного участка, предоставленного садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению и распределение образованных или образуемых земельных участков между членами некоммерческого объединения согласно проекту межевания территории на основании решения общего собрания членов соответствующего объединения (собрания уполномоченных)
В соответствии с правилом установленным частью 1 статьи 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно части 3 статьи 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства либо для ведения дачного хозяйства иным юридическим лицам.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», установление, описание границ земельного участка и его постановка на кадастровый учет подтверждают его существование с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, и являются одним из правовых средств индивидуализации земельного участка. Границы земельного участка устанавливаются посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ участка и деления их на части.
В силу положений статьи 37 Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» средством достижения индивидуализации земельного участка является определение местоположения его границ посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части, отражение таких границ в межевом плане и постановка на государственный кадастровый учет.
Исходя из анализа норм Федерального закона от 24 июля 2007 г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» земельный участок является образованным с момента его государственного кадастрового учета.
Как следует из материалов дела, границы территории землепользования СОНТ «Здоровье» и истребуемого административным истцом земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства не установлены, их межевание не проведено. Истребуемый административным истцом земельный участок на кадастровый учет не поставлен.
Достоверных и допустимых доказательств того, что испрашиваемый земельный участок образован из земельного участка, предоставленного СОНТ «Здоровье» материалы дела не содержат.
Учитывая вышеизложенное, вывод суда первой инстанции о возможности предоставления земельного участка административному истцу в собственность следует признать преждевременным.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении административного искового заявления ФИО1
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Анапского городского суда Краснодарского края от 6 декабря 2017 г. отменить, принять по делу новое решение.
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 < Ф.И.О. >11 к администрации муниципального образования город-курорт Анапа, Управлению имущественных отношений администрации муниципального образования город-курорт Анапа об оспаривании решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка отказать.
Председательствующий:
Судьи: