ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1764/19 от 11.07.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

СудьяХрипунова И.Ю. Дело№33а-1764/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

11 июля 2019года г.Иваново

Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Мудровой Е.В.

судей Степановой Л.А., Запятовой Н.А.,

при секретаре Котковой Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А.

дело по апелляционной жалобе акционерного общества «Объединенные электрические сети» на решение Советского районного суда города Иваново от 15 апреля 2019 года по административному делу по административному исковому заявлению акционерного общества «Объединенные электрические сети» к Государственной инспекции труда в Ивановской области, государственному инспектору труда Лисицыной Ксении Михайловне об оспаривании и отмене предписания в части,

УСТАНОВИЛА:

Акционерное общество «Объединенные электрические сети» (далее – АО «Объединенные электрические сети») обратилось в суд с указанным административным иском, в котором просило признать незаконными действия должностного лица Государственной инспекции труда в Ивановской области – Государственного инспектора труда (по охране труда) Лисицыной К.М. по вынесению в отношении АО «Объединенные электрические сети» предписания № 37/12-1546-19-И от 22 февраля 2019 года; отменить предписание № 37/12-1546-19-И от 22 февраля 2019 года.

Требования мотивированы тем, что 22 февраля 2019 года должностным лицом Государственной инспекции труда в Ивановской области Лисицыной К.М. в адрес административного истца было выдано предписание № 37/12-1546-19-И. Указанным предписанием АО «Объединенные электрические сети» обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. В частности, пунктом 3 предписания АО «Объединенные электрические сети» обязано привести в соответствие с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 года № 340н, нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам АО «Объединенные электрические сети», утвержденных Приказом генерального директора Смирнова Б.В. от 09 января 2017 года № 4, включить в них наименование СИЗ для электромонтеров ОВБ, предусмотренные пунктом 85 указанных Типовых норм. Пунктом 4 предписания на АО «Объединенные электрические сети» возложена обязанность обеспечить электромонтеров ОВБ Плаксина А.П., ФИО1ФИО2ФИО3 предусмотренными пунктом 85 Типовых норм СИЗ, а именно: курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); курткой – рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); фуфайкой – свитером из термостойких материалов (1 на 2 года). Решением Государственной инспекции труда в Ивановской области № 10-1668-19-ИСХ от 13 марта 2019 года пункты 1 и 2 предписания были исключены. Административный истец считает пункты 3 и 4 предписания необоснованными, поскольку приобретение и обеспечение электромонтеров СИЗ, указанными в предписании, не требуется, так как необходимый уровень защиты работников от термического воздействия электрической дуги с суммарной предельной величиной падающей энергии, превышающей фактическую, обеспечивается приобретаемым комплектом в соответствии с п. 6 Приказа Министерства труда и социального развития РФ от 01 июня 2009 года № 290 н «Об утверждении Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты». Кроме того, административный истец полагает, что при осуществлении проверки Государственной инспекцией труда в Ивановской области допущены существенные нарушения действующего законодательства, неправильно оценены обстоятельства дела, что повлекло за собой вынесение необоснованного предписания, которым на административного истца возложены незаконные обязанности.

Решением Советского районного суда г. Иваново от 15 апреля 2019 года заявленные АО «Объединенные электрические сети» требования оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с указанным решением, административный истец подал апелляционную жалобу, в которой просил отменить его и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В заседании Судебной коллегии представитель административного истца АО «Объединенные электрические сети» Волкова Е.А. доводы апелляционной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить, административный ответчик Государственный инспектор труда Лисицына К.М. представила письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых, считая вынесенное решение законным и обоснованным, просила оставить жалобу без удовлетворения.

Представитель административного ответчика Государственной инспекции труда в Ивановской области в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, Судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда и дополнительного решения суда, предусмотренных статьей 310 КАС РФ.

Согласно положениям ст.ст. 353, 356, 357 Трудового кодекса Российской Федерации на федеральную инспекцию труда возложены полномочия по государственному надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, всеми работодателями на территории Российской Федерации, которые она реализует посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.

Из материалов дела усматривается, что в соответствии с распоряжением (приказом) Государственной инспекции труда в Ивановской области от 30 января 2019 года была назначена внеплановая проверка АО «Объединенные электрические сети» в рамках проведения внеплановых мероприятий по контролю за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, с целью защиты прав и интересов работников в связи с поступлением мотивированного представления от 17 января 2019 года.

По результатам проверки должностными лицами Государственной инспекции труда в Ивановской области – Государственным инспектором труда (по охране труда) Лисицыной К.М. был составлен акт проверки № 37/12-1546-19-И от 22 февраля 2019 года и предписание № 37/12-1546-19-И от 22 февраля 2019 года об устранении выявленных нарушений.

В частности, пунктом 3 предписания на АО «Объединенные электрические сети» возложена обязанность привести в соответствие с Типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 года № 340н (далее -Типовые нормы), нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам АО «Объединенные электрические сети», утвержденных Приказом генерального директора Смирнова Б.В. от 09 января 2017 года № 4, включить в них наименование СИЗ для электромонтеров ОВБ, предусмотренные в пункте 85 Типовых норм.

Пунктом 4 предписания на АО «Объединенные электрические сети» возложена обязанность обеспечить электромонтеров ОВБ ФИО4ФИО1ФИО2ФИО3 предусмотренными пунктом 85 Типовых норм средствами индивидуальной защиты, а именно: курткой-накидкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); курткой – рубашкой из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); фуфайкой – свитером из термостойких материалов (1 на 2 года).

По результатам рассмотрения возражений относительно выданного предписания, направленных 04 марта 2019 года АО «Объединенные электрические сети» Государственной инспекцией труда в Ивановской области было вынесено решение № 10-1668-19-ИСХ, в соответствии с которым из предписания исключены пункты 1 и 2.

Разрешая заявленные АО «Объединенные электрические сети» требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для признания незаконными действий должностного лица Государственной инспекции труда и вынесенного им предписания.

Делая подобный вывод, суд первой инстанции, проанализировав положения Трудового кодекса РФ, Типовые нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденные Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 года № 340н, нормы бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам АО «Объединенные электрические сети», утвержденные приказом генерального директора Смирнова Б.В. от 09 января 2017 года № 4, исходил из того, что оспариваемые действия совершены, а предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в пределах предоставленных ему полномочий с соблюдением процедуры и сроков проведения проверки и вынесения предписания, прав административного истца не нарушает.

Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у Судебной коллегии не имеется, поскольку суд первой инстанции правильно определил юридически значимые обстоятельства и сделал соответствующие выводы, основанные на правильном применении норм материального права.

В апелляционной жалобе административный истец настаивает на том, что при проведении проверки были допущены существенные нарушения требования закона, что свидетельствует о незаконности действий государственного инспектора при проведении проверки.

Указанные доводы были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные исходя из анализа положений действующего законодательства. Мотивы, по которым суд пришел к такому выводу, подробно изложены в оспариваемом судебном акте.

Учитывая, что основанием для проведения внеплановой проверки явилось мотивированное представление должностного лица от 17 января 2019 года по факту произошедшего несчастного случая со смертельным исходом с электромонтером Авдеевым Ю.И. и возникновении угрозы причинения вреда жизни и здоровью работников (пункт 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ "О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"), на основании частей 16, 17 статьи 10 названного Закона уведомление общества о проведении проверки менее чем за 24 часа не требовалось.

При этом административным ответчиком соблюдены положения ч. 5 ст. 10 указанного закона, ст. 360 Трудового кодекса Российской Федерации по согласованию проведения проверки с органами прокуратуры.

Указание в апелляционной жалобе о том, что при проведении проверок в 2015 и 2018 годах выявленных в рамках настоящей проверки нарушений требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выразившихся в не обеспечении сотрудников специальной одеждой и средств индивидуальной защиты, не установлено, не свидетельствует о незаконности действий Государственного инспектора и выданного им предписания.

Доводы жалобы о том, что локальным актом АО «Объединенные электрические сети» установлены нормы выдачи работникам специальной одежды и других средств специальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников, поводом для признания незаконными выводов Государственного инспектора, изложенных в оспариваемом предписании, не являются.

В соответствии со статьей 221 Трудового кодекса РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.

Согласно пункту 85 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утвержденному Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 25 апреля 2011 года № 340н (далее - Типовые нормы), для электромонтеров ОВБ предусмотрена бесплатная выдача средств индивидуальной защиты, в частности: куртка-накидка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года); куртка – рубашка из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами (1 на 2 года ); фуфайка – свитер из термостойких материалов (1 на 2 года). Указанные СИЗ входят в комплект для защиты от термических рисков электрической дуги и являются его неотъемлемой составной частью, относятся ко второму классу защиты согласно Приложения №4 к техническому регламенту таможенного союза о безопасности индивидуальной защиты (ТР/ТС 019/20110).

Кроме того, указанным пунктом предусмотрены и дополнительные средства индивидуальной защиты, необходимость выдачи которых устанавливается работодателем исходя из условий выполняемых работником работ и действующих на них вредных и(или) опасных факторов. При этом работодатель обязан предусмотреть средства индивидуальной защиты от всех действующих на работника вредных и(или) опасных производственных фактором. Электромонтеры оперативно-выездных бригад подвержены не только термическим рискам электрической дуги, но и рискам переохлаждения в зимний период и дождливую погоду, поскольку обслуживают электрические сети и установки на территории закрепленного района Ивановской области.

Как следует из ст. 221 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктов 6,7 Межотраслевых правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты», утвержденных Приказом Минздравсоцразвития России от 1 июня 2009 года № 290н (далее - Межотраслевые правила), работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов проведения специальной оценки условий труда и с учетом мнения соответствующего профсоюзного или иного уполномоченного работниками органа и могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты.

Нормы выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в АО «Объединенные электрические сети» регламентированы приказом общества № 4 от 9января2017года «О порядке обеспечения средствами защиты», которым предусмотрен перечень спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты, выдаваемых работникам в соответствии с установленными правилами и нормами. В частности, приложением № 1 к приказу регламентированы нормы выдачи средств защиты, в том числе, электромонтерам оперативно-выездной бригады.

В ходе проведенной Государственной инспекцией труда проверки было установлено, что наименование средств индивидуальной защиты, установленных для электромонтеров оперативно-выездной бригады работникам АО «Объединенные электрические сети», утвержденных указанным приказом не соответствуют наименованиям СИЗ, содержащихся в пункте 85 Типовых норм.

Судебная коллегия отмечает, что административным истцом не представлено доказательств наличия мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа на замену одного вида средства индивидуальной защиты на другой, как того требуют положения статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации и пункта 7 Межотраслевых правил, как и доказательств, однозначно свидетельствующих о том, что нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, установленные приказом, улучшают по сравнению с Типовыми нормами такие средства защиты. Более того, из названного приказа не усматривается указания типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты

Доводы жалобы о соответствии предоставляемых административным истцом средств индивидуальной защиты требованиям ГОСТ Р 12.4234-2012 «Одежда специальная для защиты от термических рисков электрической дуги», не освобождает последнего от исполнения возложенного на него обязанности по соответствующему обеспечению сотрудников средствами индивидуальной защиты по правилам, регламентированными нормативным правовым актом, регулирующим нормы выдачи таких средств, учитывая, что типовые нормы устанавливают требования к перечню СИЗ, выдаваемых работнику для защиты от вредных и (или) опасных производственных факторов, в связи с чем выдача работникам СИЗ, предусмотренных типовыми нормами, не в полном объеме не допускается.

С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконными оспариваемых пунктов предписания.

В целом доводы жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, были предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку в обжалуемом решении. Данные доводы выводов суда не опровергают, о нарушении судом правовых норм действующего законодательства не свидетельствуют и фактически направлены на переоценку установленных судом обстоятельств и представленных доказательств, оснований для которой не имеется.

Судебная коллегия полагает, что по существу заявленных требований суд принял законное и обоснованное решение, оснований для его отмены не имеется. Нарушение норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда города Иваново от 15 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу акционерного общества «Объединенные электрические сети» – без удовлетворения.

Председательствующий Мудрова Е.В.

Судьи Степанова Л.А.

Запятова Н.А.