ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1765/2018 от 07.02.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Полякова Т.П. Дело 33а-1765/2018

А-3.015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 февраля 2018 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в

составе:

председательствующего судьи Мирончика И.С.,

судей Жуля А.В., Корниенко А.Н.

при секретаре Копейкиной Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Ларионовой Сании Шамситдиновны к департаменту муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, департаменту муниципального заказа администрации г.Красноярска о признании аукциона недействительным, возложении обязанности

по апелляционной жалобе Ларионовой С.Ш.

на решение Центрального районного суда г.Красноярска от 13 ноября 2017 года с учетом дополнительного решения от 13 декабря 2017 года, которыми отказано в удовлетворении административных исковых требований.

Заслушав доклад судьи Корниенко А.Н.,

УСТАНОВИЛА:

Ларионова С.Ш. обратилась с административным исковым заявлением о признании аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельного участка недействительным, прося отменить протокол рассмотрения заявок для участия в аукционе от 02.10.2017г., отменить протокол о результатах аукциона от 02.10.2017г., внести изменения в извещения о проведении аукциона в части включения сведений в соответствии с требованиями пп. 4 п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ, повторно опубликовать извещение на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru, в газете «Городские Новости».

Требования мотивированы тем, что решением Центрального районного суда г. Красноярска от 07.09.2015г. была возложена обязанность на администрацию г.Красноярска вернуться к рассмотрению вопроса о формировании границ земельного участка повторно. Во исполнение решения суда администрация г. Красноярска 14 декабря 2016 года опубликовала извещение о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по адресу: <адрес>, <адрес> с кадастровым номером , площадью 1225 кв.м. в территориальной зоне застройки индивидуальными жилыми домами. Администрация г. Красноярска сообщила истцу письмом от 06.07.2017 г. о том, что поступило заявление о намерении участвовать в аукционе от иного лица, в связи с чем принято решение о проведении аукциона по продаже права на заключение договора аренды. В соответствии с постановлением администрации г.Красноярска от 24.08.2017 года подготовлено извещение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка площадью 1225 кв.м., с кадастровым номером , , расположенного по адресу: г. Красноярск, восточнее земельного участка с кадастровым номером , которое размещено 31.08.2017 года на официальном сайте РФ www.torgi.gov.ru, в газете "Городские Новости". В извещении указана не вся информация, предусмотренная законом, в частности не указано содержание информации о технических условиях подключения объекта к сетям электроснабжения, газоснабжения, водоснабжения и канализации, а лишь опубликована ссылка на письма снабжающих организаций. При проведении аукциона были допущены нарушения, к участию в аукционе допущено лицо, не имеющее права на участие в аукционе.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе Ларионова С.Ш. просила решение отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на обстоятельства и правовую позицию, изложенную в административном исковом заявлении, полагая, что суд первой инстанции не дал им должной оценки.

Заслушав представителя Ларионовой С.Ш. по доверенности Шульгину Е.С., полагавшую решение подлежащим отмене, признав возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон, надлежаще извещенных о времени и месте рассмотрения дела, не сообщивших об уважительных причинах неявки, не просивших об отложении дела, проверив материалы дела в полном объеме в соответствии со ст. 308 КАС РФ, судебная коллегия считает, что решение суда изменению не подлежит по следующим основаниям.

Согласно ст. 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина, в том числе, о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления этого заявления, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

При поступлении нескольких заявлений о предварительном согласовании предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства уполномоченным органом принимается решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и о проведении аукциона в отношении испрашиваемого земельного участка.

Согласно п. 21 ст. 39.11 ЗК РФ извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе, сведения: о предмете аукциона (в том числе о местоположении, площади и кадастровом номере земельного участка), правах на земельный участок, о разрешенном использовании и принадлежности земельного участка к определенной категории земель, о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей.

В соответствии с п. 1, 2 3 ст. 39.12 ЗК РФ для участия в аукционе заявители представляют в установленный в извещении о проведении аукциона срок следующие документы: 1) заявка на участие в аукционе по установленной в извещении о проведении аукциона форме с указанием банковских реквизитов счета для возврата задатка; 2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для граждан); 3) надлежащим образом заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо; 4) документы, подтверждающие внесение задатка. Представление документов, подтверждающих внесение задатка, признается заключением соглашения о задатке. Организатор аукциона не вправе требовать представление иных документов, за исключением документов, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Согласно Положению о департаменте муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска 23.05.2013 г. № НО-р формирование, управление и распоряжение земельными участками возложено на департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска

В соответствии с пунктом 17 Положения о департаменте муниципального заказа администрации г. Красноярска, утвержденного распоряжением администрации г. Красноярска № 242-р от 14.11.2007г. департамент муниципального заказа исполняет часть функций организатора по проведению торгов по продаже находящихся в муниципальной собственности земельных участков или прав на заключение договора аренды земельных участков на территории города Красноярска.

Распоряжением администрации г. Красноярска от 17.07.2013 N 155-р утвержден административный регламент взаимодействия органов администрации города при организации и проведении аукционов по продаже земельных участков, предоставляемых для строительства, права на заключение договоров аренды таких земельных участков или права на заключение договоров аренды земельных участков, предоставляемых для комплексного освоения территории, в границах города Красноярска.

Указанный регламент наделил департамент муниципального заказа функциями организатора таких аукционов в части проведения торгов.

В соответствии с пунктом 5 раздела 2 регламента департамент муниципального заказа устанавливает время, место и порядок проведения аукциона, сроки подачи заявок на участие в аукционе; организует подготовку и публикацию извещения о проведении аукциона (или об отказе в его проведении), а также информации о результатах аукциона в газете "Городские новости"; принимает от претендентов заявки с прилагаемыми к ним документами, организует регистрацию заявок; принимает задатки, определяет порядок их внесения участниками аукциона и возврата задатков, предоставляет банковские реквизиты счета для перечисления задатка и осуществляет другие действия.

В соответствии со ст. 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня проведения торгов.

Торги могут быть признаны недействительными в случае, если: кто-либо необоснованно был отстранен от участия в торгах; на торгах неосновательно была не принята высшая предложенная цена; продажа была произведена ранее указанного в извещении срока; были допущены иные существенные нарушения порядка проведения торгов, повлекшие неправильное определение цены продажи; были допущены иные нарушения правил, установленных законом.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением Центрального районного суда г. Красноярска от 07.09.2015г. признан незаконным отказ от 29.05.2015 года департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, направленный Ларионовой С.Ш.об установлении границ земельного участка согласно предоставленной схеме расположения земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории ориентир <адрес>. Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска был обязан повторно рассмотреть заявление Ларионовой С.Ш. по состоянию на день его первоначальной подачи в соответствии с установленной законом процедурой.

Во исполнение указанного решения, а также в целях соблюдения процедуры предоставления земельного участка в аренду, предусмотренной ст.ст. 39.11, 39.12, 39.18 ЗК РФ, пункта 28 Административного регламента предоставления муниципальной услуги по предварительному согласованию предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства департаментом муниципального заказа подготовлен пакет документов для размещения извещения на официальных сайтах РФ и администрации города, а также опубликовано извещение в газете «Городские Новости» о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером , для индивидуального жилищного строительства (л.д. 136).

Извещение содержало в себе сведения об утверждении в соответствии с распоряжением администрации г. Красноярска от 26.01.2017 № 359-недв схемы расположения спорного земельного участка на кадастровом плане территории. Департаментом муниципального имущества и земельных отношений проведен осмотр земельного участка на местности и получены ответы ресурсоснабжающих организаций о наличии(отсутствии) технических условий для подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

В связи с поступлением от Левицкого И.А. заявки о приобретении прав на спорный земельный участок департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска принято решение от 24 августа 2017 года № 3671-недв о проведении аукциона по продаже права заключения договора аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, восточнее земельного участка с кадастровым номером .

В соответствии с письмами АО «Красноярская теплотранспортная компания», ООО «Красноярский жилищно-коммунальный комплекс», АО «Красноярсккрайгаз» технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения не представляется возможным проверить по причине отсутствия теплоисточников и тепловых сетей, системы водоснабжения и водоотведения в районе расположения земельного участка.

В соответствии с проведенной оценкой предмета аукциона установлен начальный размер арендной платы в год за земельный участок на основании отчета независимого оценщика и задаток в размере 30 процентов начального размера арендный платы, что составило 154 500 рублей.

Участники аукциона Ларионова С.Ш. и Левицкий И.А. внесли задаток, заполнили заявки, предоставили копии платежных поручений о внесении задатка.

2 октября 2017 г. проведен открытый аукцион по продаже права на заключение договора аренды спорного земельного участка, предназначенного для размещения объекта индивидуального жилищного строительства с участием Ларионовой С.Ш. и Левицкого И.А.

По итогам аукциона победителем был признан Левицкий И.А., который последним предложил наибольший размер ежегодной арендной платы, составивший 808550 рублей, что подтверждается размещенным в сети Интернет протоколом аукциона. Второму участнику аукциона задаток был возвращен.

13.10.2017г. на основании протокола о результатах аукциона от 02.10.2017г., департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (арендодатель) и Левицкий И.А. (арендатор) заключили договор аренды спорного земельного участка.

Отказывая в удовлетворении исковых требований Ларионовой С.Ш., суд первой инстанции исходил из того, что истцом не были предоставлены доказательства нарушения ее прав и законных интересов либо несоответствия действий департамента муниципального имущества и земельных отношений, департамента муниципального заказа администрации г.Красноярска закону, поскольку установленная действующим законодательством процедура проведения аукциона административными ответчиками была соблюдена, Левицкий И.А. имел право участвовать в аукционе.

Судебная коллегия соглашается с указанными выводами, поскольку они являются правильными, соответствуют требованиям указанного выше законодательства и основаны на доказательствах, надлежащим образом исследованных судом.

Доводы административного иска и апелляционной жалобы о том, что Левицкий И.А. не был участником предварительного согласования земельного участка в период его формирования, поэтому не мог быть допущен к участию в аукционе, являются несостоятельными, поскольку такие ограничения не установлены земельным законодательством. Нормы Земельного кодекса РФ позволяют участникам земельных правоотношений (физическим лицам) обращаться за получением земельных участков в границах субъектов РФ, в которых они проживают и участвовать во всех открытых аукционах.

Ссылки в административном иске и в апелляционной жалобе на то, что извещение о проведении аукциона не содержало сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, как на основание к признанию аукциона недействительным, признаются судебной коллегией несостоятельными, поскольку вопреки этим доводам извещение о проведении аукциона(л.д.88-101) содержит ссылки на письма ресурсоснабжающих организаций, из которых видно, что на испрашиваемом земельном участке нет технических условиях для подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Ссылки в апелляционной жалобе на наличие предварительного картельного сговора между победителем аукциона и организатором торгов, злоупотребления правом победителем аукциона никакими допустимыми доказательствами ее подтверждены.

Доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется. Каких-либо доказательств, опровергающих выводы суда, в жалобе не приведено.

Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебного решения, судом первой инстанции не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 309- 311 КАС РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Красноярска от 13 ноября 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий

судьи: