ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 25 сентября 2019 г. по делу № 33а-17661/2019
судья: Ручушкина Г.В.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе
председательствующего судьи Сафина Ф.Ф.
судей Гибадуллиной Л.Г., Якуповой Н.Н.
при секретаре Валееве А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. на решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 4 июля 2019 г.
Заслушав доклад судьи Якуповой Н.Н., судебная коллегия
установила:
начальник отдела ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами по Бурзянскому лесничеству» ФИО1 обратился в суд с административным иском к заместителю прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. об обжаловании действий заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан и признании незаконными представления № 5-2018 от 30 ноября 2018 г. об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции. В обоснование заявленных требований указал, что по результатам проведенной проверки заместителем прокурора Бурзянского районного суда Республики Башкортостан Шамигулова Н.М. вынесено в адрес руководителя ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами» ФИО2 представление от 30 ноября 2018 г. за №5-2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, из которого следует, что ФИО1, являясь начальником отдела ГКУ «Управление лесничествами» и обладая правом контроля за выполнением лицами, использующими леса, условий договоров, осуществляет прием лесных деклараций по всем видам пользования лесами, за исключением заготовки древесины, согласовывает декларацию, предоставленную лесопользователем, в сроки, установленные законодательством. Полагает, что оспариваемое представление является незаконным, нарушает его конституционные права и законные интересы, представление прокурора может быть вынесено только в случае установления факта нарушения закона. Невыполнение в срок законного требования прокурора, вытекающего из его полномочий, является основанием для привлечения к административной ответственности (ст. 17.7 КоАП РФ). В качестве нарушения вменяется то, что истец не сообщил о якобы возникшем конфликте интересов на службе и в силу отсутствия контроля с его стороны как начальника отдела над деятельностью подчиненных работников ГАУ Республики Башкортостан «Бурзянский лесхоз» на системной основе не выполнялись условия государственного задания по искусственному лесовосстановлению на территории Гадельгареевского участкового лесничества. Перечень должностей, на которые распространяются новые требования, определяется приказом Рослесхоза от 16 декабря 2013 г. № 363. Согласно данному приказу лица, претендующие на определенные должности или замещающие их, обязаны представлять сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера (своих, а также супругов и несовершеннолетних детей). Истец не занимает должность, перечисленную в перечне, исполняет обязанности начальника отдела Бурзянского лесничества, требования Лесного кодекса РФ не нарушает, родственников, работающих в его подчинении, не имеется. Представление заместителя прокурора, формально содержащее ссылки на нормы действующего лесного законодательства, фактически не содержало ссылки на нормы закона, которые были нарушены им как начальником отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами». Заявление заместителя прокурора о том, что не выполнено государственное задание по искусственному лесовосстановлению подчиненными ему работниками ГАУ Республики Башкортостан «Бурзянский лесхоз» является необоснованным и можно квалифицировать как вмешательство в хозяйственную деятельность лесхоза.
Административный истец просил признать недействительным представление заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. от 30 ноября 2018 г. за №5-2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции; возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения его прав, свобод и законных интересов путем отзыва представления от 30 ноября 2018 г. за №5-2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.
Определением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 26 июня 2019 г. в качестве соответчика по делу привлечена прокуратура Республики Башкортостан.
Решением Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 4 июля 2019 г. административное исковое заявление начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству ФИО1 к заместителю прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. об обжаловании действий заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан удовлетворено частично, признано недействительным представление заместителя Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. № 5-2018 от 30 ноября 2018 г. об устранении нарушений природоохранного законодательства и законодательства о противодействие коррупции. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
В апелляционной жалобе заместитель прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигулова Н.М просит решение суда отменить в части удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, об отложении дела слушанием не просили. В связи с чем, судебная коллегия на основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) признает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигулову Н.М., прокурора Крупнову А.И., поддержавших доводы апелляционной жалобы, начальника отдела ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами по Бурзянскому лесничеству» ФИО1, его представителя ФИО3, полагавших решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 176 КАС РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч. 1 ст. 1, ч. 6 ст. 15 КАС РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 59 - 62, 84 КАС РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Оспариваемое решение указанным требованиям не соответствует.
Согласно п. 1 ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. В соответствии с п. 3 ст. 22 данного Федерального закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 30 ноября 2018 г. заместителем прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан внесено представление в адрес руководителя ГКУ РБ «Управления лесничествами» ФИО2 об устранении нарушений законодательства о противодействие коррупции и природоохранного законодательства с требованием безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, с принятием необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений, о времени и месте рассмотрения настоящего представления известить заблаговременно прокуратуру района, лиц, виновных в нарушении закона, привлечь к строгой дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению нарушений закона сообщить в прокуратуру Бурзянского района в установленный законом месячный срок в письменной форме, с приложением копий документов, подтверждающих привлечение виновных лиц к ответственности.
Так, на основании указания прокуратуры Республики Башкортостан № 34/7 от 24 августа 2012 г. «Об установлении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту древесины» заместитель прокурора Бурзянского района Шамигулова Н.М. решила провести проверку ГКУ «Управление лесничествами» по Бурзянскому району. Цель проверки: соблюдение требований лесного законодательства. Срок с 29 октября 2018 г. по 28 ноября 2018 г., что подтверждается решением №162 от 29 октября 2018 г. (л.д.47)
По решению № 3 от 15 ноября 2018 г. прокурор Бурзянского района Гаиткулов Ф.Р., рассмотрев задание прокуратуры Республики Башкортостан № 86-25-2018/54089 от 11 сентября 2018 г. «О проведении анализа состояния законности и практики прокурорского надзора за исполнением требований антикоррупционного законодательства в сфере экологии и природопользования» решил расширить предмет проверки, проводящейся в ГКУ РБ «Управление лесничествами» в Бурзянском районе, в целях необходимости проведения проверки на предмет соблюдения требований законодательства о противодействии коррупции.
Согласно протоколу осмотра территории от 13 ноября 2018 г. (л.д. 35) заместителем прокурора Бурзянского района Шамигуловой Н.М. совместно с инженером охраны и защиты леса ГКУ Управление лесничеством по Бурзянскому району ФИО7, лесоводом ГАУ РБ «Бурзянский лесхоз» ФИО10 произведен осмотр арендованного лесного участка в границах Бурзянского лесничества адрес общей площадью 2,8 га, квартал №..., ... В ходе осмотра установлено, что в соответствии с договором безвозмездного срочного пользования лесным участком от 24 июля 2014 г. №1 лесной участок передан в аренду ФИО1 для собственных нужд – пчеловодство.
По итогам проведенной проверки 30 ноября 2018 г. заместителем прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. внесено представление в адрес руководителя ГКУ РБ «Управление лесничествами» ФИО2 об устранении нарушений законодательства о противодействие коррупции и природоохранного законодательства, которым были предъявлены следующие требования: 1. безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, с принятием необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений; 2. о времени и месте рассмотрения настоящего представления известить заблаговременно прокуратуру района; 3. лиц, виновных в нарушении закона, привлечь к строгой дисциплинарной ответственности; 4. о результатах рассмотрения представления, принятых мерах по устранению нарушений закона сообщить в прокуратуру Бурзянского района в установленный законом месячный срок в письменной форме, с приложением копий документов, подтверждающих привлечение виновных лиц к ответственности.
Частично удовлетворяя исковые требования начальника отдела ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Бурзянскому лесничеству ФИО1, суд исходил из того, что требования, изложенные представления заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. противоречат требованиям действующего законодательства и сущности такой меры прокурорского реагирования, как представление, выходят за рамки полномочий прокурора, нарушен порядок проведения проверки.
При этом суд исходил из того, что согласно представленным материалам, 18 января 2018 г. начальником отдела по Бурзянскому лесничеству ФИО1 на имя и.о. директора ГКУ РБ «Управление лесничествами» ФИО2 написано заявление, которым было сообщено о наличии договора № 1 от 24 июля 2014 г. о безвозмездном срочном пользовании и аренде лесного участка в адрес общей площадью 2,8 га в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности для собственных нужд – пчеловодства. (л.д.136)
Исходя из представленных лесных деклараций №1 от 28 февраля 2017 г., №1 от 31 декабря 2015 г., №1 от 20 декабря 2017 г. (л.д. 76-84), ФИО1 предоставлены сведения об арендованном лесном участке по договору безвозмездного срочного пользования №1 от 24 июля 2014 г. в Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Согласно п. 18 Протокола №4 заседания Комиссии по урегулированию конфликта интересов ГКУ РБ «Управления лесничествами» от 1 марта 2018 г. (л.д.138-151) при рассмотрении сообщения ФИО1 рекомендовано во избежание возникновения конфликта интересов и для недопущения возникновения обстоятельств, указывающих на личную заинтересованностью в будущем, обязанности по приему лесной декларации и отчета об использовании лесов возложить на инженера лесопользования. По итогам рассмотрения сообщений конфликта интересов Комиссией не выявлено.
Из приказа № 269 от 26 июня 2018 г. «О применении дисциплинарного взыскания» (л.д.132) следует, что начальнику отдела по Бурзянскому лесничеству – «Бурзянское лесничество ГКУ РБ «Управление лесничествами» ФИО4 за нарушение требований п. 3.27 должностной инструкции указать на необходимость надлежащего исполнения своих должностных обязанностей, надлежащего контроля за работой подчиненных, обратить особое внимание на организацию рабочих процессов в отделе с целью не допущения подобных нарушений впредь.
Судом установлено, что в отношении начальника отдела по Бурзянскому лесничеству – «Бурзянское лесничество ГКУ РБ «Управление лесничествами» ФИО4 рассматривался вопрос о наличие у него лесного участка адрес участковом лесничестве Бурзянского лесничества квартал №... выдел ....
Таким образом, суд первой инстанции, признавая представление в части требований, изложенных в п. 1 незаконным, указал, что требование о принятии необходимых мер для устранения и недопущения впредь подобных нарушений неисполнимо, так как фактически оно не содержит в себе конкретных требований к исполнителю представления, не указано, какие меры должен принять руководитель ГКУ РБ Управления лесничествами ФИО2, в отношении кого, в связи с чем, оценить исполнено ли представление или нет, по окончанию исполнения представления - невозможно объективно оценить.
Также, суд пришел к выводу, что отражение в п.2 представления требования, по которому руководитель ГКУ РБ Управления лесничествами обязан уведомить о времени и месте рассмотрения представления, является незаконным, так как в данном случае обязанность уполномоченного лица, являющегося единоличным органом, - руководителем ГКУ РБ «Управления лесничествами» ФИО2, законом не установлена.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с данными выводами суда первой инстанции, как принятое с нарушением норма материального права, противоречащие требованиям, установленным Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ».
Согласно ст.1 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ» (далее Закон) прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, надзор за исполнением законов представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
На основании ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона прокурор, его заместитель, а также по их поручению другие прокуроры вправе участвовать в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями.
Государственное казенное учреждение согласно Федеральному закону от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» является некоммерческой организацией, а руководитель юридического лица осуществляет организацию работы от имени юридического лица в целом, в том числе связанные с кадровыми вопросами. В связи с чем, выводы суда о том, что ФИО2 является единоличным органом, соответственно требования ч.3 ст.7 Закона на него не распространяются, судебная коллегия признает необоснованными.
Таким образом, как руководитель юридического лица ФИО2 на момент рассмотрения представления обладал правом организовать рассмотрение представления, в том числе, определить дату, время, место рассмотрения представления, при признании нарушений грубыми, он также обладал правом решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц, организовать работу по устранению выявленных нарушений и принять меры по недопущению аналогичных нарушений впредь.
С выводами суда первой инстанции, что содержащееся в представлении императивное требование о рассмотрении вопроса о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, приложении копии документов, подтверждающих привлечение виновных лиц к ответственности - противоречит приведенным нормам Федерального закона «О прокуратуре РФ» и Трудового кодекса РФ, судебная коллегия не может согласиться, поскольку основным требованием представления является принятие мер по устранению выявленных нарушений и недопущению впредь.
При осуществлении возложенных на него функций прокурор принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба; при этом право прокурора требовать привлечения лиц, нарушающих закон, к установленной законом ответственности, в том числе дисциплинарной, основано на положениях п. 2 ст. 22 Закона о прокуратуре.
В связи с чем, указание в представлении о необходимости решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц допустивших нарушение закона не является превышением установленных полномочий, а является основанием для лица, рассматривающего представление, организовать служебную проверку, при наличии факта нарушения по собственному усмотрению решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности, либо отказать в привлечении к дисциплинарной ответственности.
Не соглашаясь с выводом суда первой инстанции, что в представлении не отражено каким образом ГКУ РБ «Управление лесничествами» должен устранить выявленные нарушения, судебная коллегия отмечает, что представление не является судебным решением, в представлении ставится вопрос об устранении нарушения и недопущения нарушений впредь, ответственное лицо, руководитель учреждения сам принимает решение о способах их устранения. В целях решения данного вопроса, прокуратурой района и поставлен вопрос о рассмотрении представления совместно с представителем прокуратуры района, что соответствует положениям и нормам Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре РФ».
Кроме того, вывод суда о незаконности требований в оспариваемом представлении в виду нарушения требований п. 2 ст. 26 Федерального закона О прокуратуре, согласно которого органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно – хозяйственную деятельность организации, является ошибочным.
Понятие оперативно - хозяйственной деятельности подразумевает под собой вопросы, относящиеся к ведению хозяйства, к экономической, производственной стороне дела.
ГКУ РБ «Управление лесничествами» является некоммерческой бюджетной организацией, учредителем юридического лица является Министерство лесного хозяйства Республики Башкортостан.
Согласно положению о Министерстве лесного хозяйства Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 28 июня 2013 г. № 285 в полномочия министерства входят реализация государственной политики по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом Республики Башкортостан в сфере лесных отношений на территории Республики Башкортостан, осуществление в пределах своей компетенции владение, пользование и распоряжение лесными участками, находящимися в государственной собственности Республики Башкортостан.
Часть вышеуказанных полномочий в Бурзянском районе осуществляют ГКУ РБ «Управления лесничествами», ГАУ РБ Бурзянский лесхоз.
С учетом того, что в полномочия ГКУ РБ Управления лесничествами входит организации контроля за деятельностью ГАУ РБ Бурзянский лесхоз (в данном случае, ими приняты акты подтверждающие выполнение условий государственного задания), полномочия по заключению договоров аренды лесных участков и контроль за выполнением их условий, принятие лесных деклараций и отчетов по договорам купли - продажи, аренды лесных участков, заключение договоров купли - продажи лесных участков, проведение аукционов в целях заключения указанных договоров, то есть переданы часть полномочий по распоряжению государственной собственностью, природными богатствами, выводы суда о вмешательстве в хозяйственную деятельность являются необоснованными
В конкретном случае затрагиваются интересы государства, публичные права и интересы, проверяемые организации не являются частными, в целях исполнения возложенных полномочий ГКУ РБ Управления лесничествами Республики Башкортостан финансируется за счет бюджета Республики Башкортостан.
Соблюдение требований бюджетного, лесного законодательства, законодательства о противодействия коррупции являются приоритетными направлениями надзорной деятельности, контроль за целевым использованием бюджетных средств, меры прокурорского реагирования принятые с целью недопущения злоупотребления правом должностными лицами, также меры реагирования направленные на защиту и восстановление лесов не могут быть признаны вмешательством в хозяйственную деятельность.
Таким образом, требования прокурора не противоречат положениям действующего законодательства.
Удовлетворяя заявление административного истца в части незаконности оспариваемого представления об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, суд первой инстанции исходил из того, что доказательств, свидетельствующих о нарушении ФИО1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273 –ФЗ «О противодействии коррупции» суду не представлено.
При этом суд исходил из того, что нарушена процедура назначения и проведения проверки, в связи с не извещением учреждения и должностных лиц о дате, времени и месте выездной проверки от 13 ноября 2018 г., а по результатам проверки не истребовано объяснения начальника отдела по Бурзянскому району ГКУ РБ «Управления лесничествами» ФИО1 Кроме того, как указал суд, в материалы дела не представлен приказ, которым ФИО1 был назначен на должность начальника отдела ГКУ по Бурзянскому лесничеству, а также его должностная инструкция, что надлежащих доказательств, которые бы с достоверностью и бесспорностью подтверждали возникновение у истца личной заинтересованности, то есть возможности получения каких-либо доходов, и как следствие - наличие конфликта интересов, стороной которого являлся бы истец, в материалах дела не имеется и ответчиками не представлено, как и доказательств, что ФИО10 находится в подчинении ФИО1
Однако вышеуказанный вывод суда опровергается материалами проверки, имеющейся в материалах настоящего дела и представленными суду апелляционной инстанции устава ГКУ РБ «Управление лесничествами», устава ГАУ РБ «Бурзянский лесхоз», должностной инструкции начальника отдела по лесничеству ГКУ РБ «Управление лесничествами», должностной инструкции инженера по лесопользованию ГКУ РБ «Управление лесничествами», положения об отделе по лесничеству ГКУ РБ «Управление лесничествами», которые приняты судебной коллегией в силу п. 78 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 сентября 2016 г. № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», разъяснено, что в случае, если доказательства были необходимы для принятия ч. 3 ст. 62, ч. 1 ст. 63 КАС РФ.
Вместе с тем, вывод суда о том, что в отношении ГКУ РБ Управления лесничествами по Бурзянскому лесничеству проведена плановая проверка, не соответствует действительности, так как проверка проведена с целью выполнения требований Указания прокуратуры Республики Башкортостан от 24 августа 2012 г. «Об установлении прокурорского надзора за исполнением законодательства, направленного на противодействие незаконному обороту древесины», задания прокуратуры Республики Башкортостан № 86-25-2018/54089. Вышеуказанное здание и указание исследованы в ходе судебного разбирательства (л.д. 36 – 39, 46 – 47 том 1), также суд установил, что решение о проведении проверки на основании данных заданий принято 29 октября 2018 г., расширен предмет проверки 13 ноября 2018 г. О проведении проверки, в том числе об осмотре лесного участка, надлежащим образом извещен ФИО1 (л.д. 46 том 1). Решение о проведении проверки и решение о расширении предмета проверки направлено как проверяемому юридическому лицу ГКУ РБ «Управления лесничествами», так и его территориальному органу, данный документ и является уведомлением о начале проверки.
Как следует из материалов проверки и представления, отражены следующие нарушения. Установлено, что между ФИО1 и Министерством лесного хозяйства Республики Башкортостан 24 июля 2014 г. заключен договор безвозмездного срочного пользования лесным участком №..., согласно которому последнему предоставлен земельный участок общей площадью 2, 8 га, в квартале ..., выдел № ...адрес участкового лесничества в целях осуществления деятельности по пчеловодству. 11 ноября 2016 г. ФИО1 назначен начальником отдела ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству. В целях исполнения требований ст.88 Лесного кодекса РФ им утвержден проект освоения лесов, ежегодно в ГКУ РБ «Управления лесничествами» по Бурзянскому лесничеству предоставляется лесная декларация, отчеты.
В соответствие с приказом Министерства лесного хозяйства Республики Башкортостан от 13 июня 2018 г. № 685-ОД «Об утверждении порядка взаимодействия» по лесничествам ГКУ РБ «Управления лесничествами» территориальные отдела ГКУ Управления лесничествами обладают правом по подготовке проектной документации лесного участка, по принятию отчетов и лесных деклараций, соответственно и по контролю и изучению указанных документов предоставляемых лесопользователями.
В соответствие с п.3.5., 3.7., 3.13. должностной инструкцией начальника отдела по лесничеству ГКУ РБ «Управления лесничествами», ФИО1 обладает правом по осуществлению контроля за выполнением лицами, использующими леса, условий соответствующих договоров. Осуществляет прием лесных деклараций по всем видам использования лесов, за исключением заготовки древесины, согласовывает лесную декларацию, предоставленную лесопользователем в сроки, установленные законодательством.
В связи с тем, что лесные декларации, отчеты по охране и защите лесов, лесопользованию подлежат предоставлению в учреждение руководителем, которого он является, указанные документы принимаются и изучаются на соответствие подчиненными ФИО1 работниками, усматривается конфликт интересов на службе. Между тем, ФИО1 своевременно с заявлением о возможности допущения конфликта интересов на службе не обратился, заявление им направлено только в марте 2018 г.
Таким образом, как установлено проверкой, нарушения законодательства о противодействия коррупции, связанные с привлечением на работу работника ГАУ РБ Бурзянский лесхоз ФИО11, выявлены путем опроса ФИО11, директора ГАУ РБ Бурзянский лесхоз ФИО12, изучением акта проверки Минлесхоза Республики Башкортостан, на основании запрошенных из ГКУ РБ Бурзянский лесхоз документов определяющих должностные полномочия ФИО1, ГКУ РБ Управления лесничествами РБ, в том числе изучением данных документов в сети интернет на официальных сайтах Министерства и ГКУ.
Согласно ст.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» коррупция злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Согласно ст. 10 Закона под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
В ч. 1 настоящей статьи под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Указанные действия должностного лица ФИО1 – как руководителя ГКУ РБ «Управление лесничествами» по Буозянскому лесничеству, обладающего организационно организационно-распорядительными и административно - хозяйственными функциями, влекут к неисполнению государством одной из важнейших задач по соблюдению законодательства в сфере противодействия коррупции.
Таким образом, содержащиеся в представлении прокурора от 30 ноября 2018 г. выводы о нарушении должностным лицом Федерального закона «О противодействии коррупции» не были опровергнуты заявителем в ходе судебного разбирательства.
Поскольку оспариваемые заявителем действия прокуратуры Бурзянского района, представление заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. соответствуют требованиям закона, незаконных действий со стороны прокуратуры Бурзянского района Республики Башкортостан не установлено, у суда не имелось оснований для удовлетворения заявления ФИО1
Кроме того, в течение установленного трудовым законодательством срока административный истец не был привлечен к дисциплинарной ответственности, поэтому в настоящее время оспариваемое представление не затрагивает его права и законные интересы.
Учитывая, что представление от 30 ноября 2018 г. № 5-2018 об устранении нарушений законодательства внесено прокурором в пределах предоставленных полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, является исполнимым, соответствует закону, права административного истца не нарушает, судебная коллегия приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных ФИО1 требований о признании незаконным представления об устранении нарушений закона внесенного в адрес руководителя ГКУ РБ «Управление лесничествами» ФИО2 от 30 ноября 2018 г. № 5-2018.
С учетом изложенного постановленное по делу решение не может быть признано законным и подлежит отмене в части удовлетворения исковых требований с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении административного искового заявления начальника отдела ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами по Бурзянскому лесничеству» ФИО1 о признании незаконным представления заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. от 30 ноября 2018 г. за №5-2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.
Руководствуясь ст. ст. 307 - 310 КАС РФ, судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан
определила:
решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 4 июля 2019 г. отменить в части удовлетворения требований о признании недействительным представления заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. от 30 ноября 2018 г. за №5-2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции.
В отмененной части принять новое решение, которым в удовлетворении административного иска начальника отдела ГКУ Республики Башкортостан «Управление лесничествами по Бурзянскому лесничеству» ФИО1 о признании недействительным представления заместителя прокурора Бурзянского района Республики Башкортостан Шамигуловой Н.М. от 30 ноября 2018 г. за №5-2018 об устранении нарушений природоохранного законодательства, законодательства о противодействии коррупции, - отказать.
В остальной части решение Белорецкого межрайонного суда Республики Башкортостан от 4 июля 2019 г. оставить без изменения.
Председательствующий Ф.Ф. Сафин
Судьи Л.Г. Гибадуллина
Н.Н. Якупова