ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1768/2016 от 20.10.2016 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья <данные изъяты>. Дело №33а-1768/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2016 года город Псков

Судебная коллегия по административным делам

Псковского областного суда

в составе:

председательствующего Овчинникова А.Г.,

судей Виноградовой О.А., Лебедева А.А.,

при секретаре Ищенко О.В.,

рассмотрела в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Псковского районного суда Псковской области от 05.08.2016, которым постановлено:

Отказать ФИО1 в удовлетворении требований о признании незаконным отказа администрации муниципального образования «Псковский район» в осуществлении мероприятий по отводу ливневых и грунтовых вод от принадлежащих ей земельных участков с КН (****) и КН (****), расположенных <****>, изложенного в письме от 04.04.2016 № 1549, и обязании провести мероприятия по отводу грунтовых и ливневых вод от земельных участков с КН (****), расположенных <****>.

Заслушав доклад судьи Псковского областного суда Лебедева А.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в Псковский районный суд Псковской области с административным исковым заявлением о признании незаконным отказа администрации Псковского района (далее – администрация) в осуществлении мероприятий по отводу ливневых и грунтовых вод от принадлежащих ей земельных участков с кадастровыми номерами (****), расположенных <****>, изложенного в письме от 04.04.2016 № 1549, обязании административного ответчика провести указанные мероприятия в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда.

В обоснование требований указано, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами (****). ФИО1 04.03.2016 обратилась в администрацию с заявлением о проведении мероприятий по обеспечению отвода ливневых стоков от указанных земельных участков в связи с их подтоплением. В письме от 04.04.2016 № 1579 административный ответчик в ответ на обращение сообщил, что для проведения данных мероприятий необходимы значительные материальные средства, которые не предусмотрены в бюджете муниципального образования, предложил обратиться в проектную организацию для составления проекта проведения необходимых мероприятий. Полагая данный ответ фактическим отказом администрации от исполнения своих обязанностей, ФИО1 просила признать его незаконным.

К участию в административном деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация сельского поселения «Ершовская волость», федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии».

Представитель административного истца в судебном заседании требования поддержал.

Представитель администрации, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого решения, возражал против удовлетворения административного иска.

Представители заинтересованных лиц оставили разрешение спора на усмотрение суда.

Судом постановлено указанное выше решение.

ФИО1 с решением суда не согласилась и обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт, принять по административному делу новое решение об удовлетворении административного иска. В обоснование жалобы указывает на отсутствие у нее в соответствии с действующим градостроительным законодательством права на обращение в проектную организацию для организации работ по проектированию мероприятий на принадлежащих ей земельных участках. Полагает, что проведение мероприятий по отводу ливневых стоков с принадлежащих ей земельных участков относится к компетенции администрации. Данные мероприятия не являются мелиорацией. Считает, что отсутствие в д. <данные изъяты> Псковского района централизованной системы водоотведения, а также объектов недвижимости на спорных земельных участках, разрешения на строительство не является основанием для отказа в исполнении административным ответчиком своих обязанностей по обеспечению водоотведения. В обжалуемом решении суд указал на то, что ею самовольно, без согласования земельных работ прорыты канавы на землях населенных пункта, при этом на собственных земельных участках никаких работ не проводилось. Вместе с тем, данный вопрос судом исследован не был. Самовольная прочистка канав являлась предметом рассмотрения административной комиссии администрации, судом соответствующие документы запрошены не были. Вывод суда о том, что спорные земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, противоречит материалам административного дела. Согласно представленным в материалы дела кадастровым выпискам данные земельные участки расположены на землях населенных пунктов.

Администрация представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором просила оставить решение суда без изменения.

Лица, участвующие в административном деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены надлежащим образом, однако в судебное заседание не явились, своих представителей не направили. От администрации сельского поселения «Ершовская волость» поступило письменное заявление от 18.10.2016 № 630, в котором она просит оставить решение суда без изменения, рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие ее представителя.

Принимая во внимание положения части 7 статьи 150 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие указанных лиц в порядке упрощенного (письменного) производства.

Суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления (часть 1 статьи 308 КАС РФ).

Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших возражений, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду неправильного применения судом норм материального права.

Судом установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами (****), категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: жилищное строительство, расположенные по адресу: <****>

Административный истец 04.03.2016 обратился с заявлением к главе Псковского района об организации и проведении необходимых мероприятий по обеспечению отвода ливневых стоков (талых вод) от принадлежащих ему земельных участков с кадастровыми номерами (****), расположенных <****>, указав, что готов оплатить расходы по подготовке технической документации и строительству.

Администрация в ответ письмом от 04.04.2016 № 1549 сообщила, что для отвода ливневых вод от принадлежащих ФИО1 земельных участков необходимо провести ряд мероприятий, а именно: переустройство водопропускной трубы с понижением отметок лотка трубы примерно на 1 м, прочистку, дноуглубление отводящего канала длиной более 100 м и вырубку кустарников в его русле. Для разработки проекта и для проведения данных мероприятий необходимы значительные денежные средства. В бюджете муниципального образования «Псковский район» на 2016 год денежные средства на вышеназванные мероприятия не предусмотрены. Также администрация порекомендовала ФИО1 обратиться в любую проектную организацию для составления проекта для определения объемов и стоимости работ по проведению необходимых по отводу ливневых вод от земельных участков.

Полагая данный отказ незаконным, административный истец обратился в суд с настоящим требованием.

Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции исходил из того, что принадлежащие ФИО1 земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, мероприятия по обеспечению отвода ливневых стоков, о проведении которых просил административный истец, являются мелиоративными, и не относятся к компетенции администрации.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции не соглашается по следующим основаниям.

Пунктом 1 части 1 статьи 6 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон № 416-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Согласно части 1.1 статьи 6 Закона № 416-ФЗ полномочия органов местного самоуправления, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, на территории сельского поселения осуществляются органами местного самоуправления муниципального района, на территории которого расположено сельское поселение, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 части 1, частями 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится в том числе, организация на территориях сельских поселений водоотведения.

Пунктом 1 части 1 статьи 38.1 Устава Псковского района, принятого решением Собрания депутатов Псковского района от 26.09.2001 № 28, установлено, что администрация района осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия по вопросам местного значения, не отнесенным к вопросам местного значения сельских поселений на территориях сельских поселений, в том числе организует в границах поселений электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение, снабжение населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, из вышеприведенных норм следует, что организация водоотведения сельского поселения, расположенного на территории муниципального образования «Псковский район», относится к полномочиям администрации Псковского района.

В силу пункта 2 статьи 2 Закона № 416-ФЗ водоотведение - прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

Пунктом 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации определено, что сточные воды - дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, сточные воды централизованной системы водоотведения и другие воды, отведение (сброс) которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с водосборной площади.

Как следует из подпункта «б» пункта 107 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644, в зависимости от своего предназначения системы водоотведения делятся на виды, одним из которых являются централизованные ливневые системы водоотведения, предназначенные для приема, транспортировки и очистки поверхностных сточных вод.

Исходя из пункта 1 статьи 12 Закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности. Для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Таким образом, водоотведение включает в себя отведение ливневых сточных вод.

Из имеющихся в материалах административного дела кадастровых выписок следует, что принадлежащие ФИО1 земельные участки с кадастровыми номерами (****) отнесены к землям населенных пунктов, расположены по адресу: <****>

Учитывая изложенное, мероприятия по отводу ливневых вод с земельных участков, расположенных в деревне <данные изъяты> Псковского района, о проведении которых просит административный истец, являются водоотведением на территории сельского поселения и их проведение относится к полномочиям администрации Псковского района.

Наличие либо отсутствие централизованной системы водоотведения в указанном населенном пункте не влияет на определение полномочий администрации по водоотведению.

При этом судебная коллегия не соглашается с выводом суда первой инстанции о необходимости осуществления мелиоративных работ ввиду следующего.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.1996 № 4-ФЗ «О мелиорации земель» (далее – Закон № 4-ФЗ) мелиорация земель осуществляется в целях повышения продуктивности и устойчивости земледелия, обеспечения гарантированного производства сельскохозяйственной продукции на основе сохранения и повышения плодородия земель, а также создания необходимых условий для вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и малопродуктивных земель и формирования рациональной структуры земельных угодий.

Согласно статье 2 Закона № 4-ФЗ мелиорация земель - коренное улучшение земель путем проведения гидротехнических, культуртехнических, химических, противоэрозионных, агролесомелиоративных, агротехнических и других мелиоративных мероприятий.

В статье 5 Закона № 4-ФЗ указаны типы мелиорации земель в зависимости от характера мелиоративных мероприятий, одним из которых является гидромелиорация.

Статьей 6 Закона № 4-ФЗ установлено, что гидромелиорация земель состоит в проведении комплекса мелиоративных мероприятий, обеспечивающих коренное улучшение заболоченных, излишне увлажненных, засушливых, эродированных, смытых и других земель, состояние которых зависит от воздействия воды. Гидромелиорация земель направлена на регулирование водного, воздушного, теплового и питательного режимов почв на мелиорируемых землях посредством осуществления мер по подъему, подаче, распределению и отводу вод с помощью мелиоративных систем, а также отдельно расположенных гидротехнических сооружений.

Таким образом, мелиорация земель возможна на землях сельскохозяйственного назначения, а не на землях населенных пунктов, на которых расположены принадлежащие административному истцу земельные участки. Целью гидромелиорации не является отвод поверхностных (ливневых, паводковых) вод.

При таких обстоятельствах отказ администрации Псковского района в осуществлении мероприятий по отводу ливневых вод от принадлежащих ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами (****), изложенный в письме от 04.04.2016 № 1549, не может быть признан соответствующим требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», следовательно, требование административного истца в указанной части подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, не подлежит удовлетворению требование ФИО1 в части признания незаконным отказа администрации в осуществлении мероприятий по отводу грунтовых вод от принадлежащих ей земельных участков с кадастровыми номерами (****), поскольку отведение грунтовых вод не являлось предметом обращения. Данный вопрос администрацией не рассматривался, письмо от 04.04.2016 № 1549 не содержит сведений о таком рассмотрении.

Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что исходя из определения сточных вод (пункт 19 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации), грунтовые воды к таковым не относятся.

Учитывая изложенное, решение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пункта 4 части 2 статьи 310 КАС РФ ввиду неправильного применения судом норм материального права. По делу следует принять новое решение о частичном удовлетворении административного иска.

Обращаясь в суд с настоящими требованиями, административный истец указал в качестве предполагаемого способа восстановления нарушенного права обязание административного ответчика провести мероприятия по отводу ливневых и грунтовых вод от принадлежащих ему земельных участков в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Учитывая, что требование ФИО1 в части признания незаконным отказа администрации в осуществлении мероприятий по отводу грунтовых вод от принадлежащих ей земельных участков удовлетворению не подлежит, заявленный способ восстановления права подлежит удовлетворению в части, касающейся только отвода поверхностных сточных вод.

Также судебная коллегия учитывает, что в случае установления испрашиваемого срока проведения мероприятий по отводу ливневых вод от земельных участков, он выпадает на зимний и паводковый периоды, что затрудняет производство земляных работ. В связи с этим, судебная коллегия считает целесообразным установить срок проведения вышеназванных мероприятий до 01.07.2017.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Следовательно, с администрации Псковского района в пользу ФИО1 подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Псковского районного суда Псковской области от 05 августа 2016 года отменить, принять по административному делу новое решение.

Признать отказ администрации Псковского района в осуществлении мероприятий по отводу ливневых вод от принадлежащих ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами (****), изложенный в письме от 04.04.2016 № 1549, незаконным.

Обязать администрацию Псковского района до 01.07.2017 провести мероприятия по организации водоотведения поверхностных сточных вод, обеспечивающие исключение затопления в паводковый и межпаводковый периоды поверхностными сточными водами принадлежащих ФИО1 земельных участков с кадастровыми номерами (****), расположенных <****>.

В удовлетворении остальной части требования отказать.

Взыскать с администрации Псковского района в пользу ФИО1 расходы по уплате государственной пошлины в сумме <данные изъяты> рублей.

Председательствующий

А.Г. Овчинников

Судьи

О.А. Виноградова

А.А. Лебедев