ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17706/2023 от 21.11.2023 Свердловского областного суда (Свердловская область)

УИД 66RS0001-01-2023-004972-82

. Дело № 33а-17706/2023

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 ноября 2023 года город Екатеринбург

Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шабалдиной Н.В.,

судей Захаровой О.А., Парамоновой М.А.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Анохиной О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-6226/2023 по административному исковому заявлению ФИО1 к инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, Управлению Федеральной налоговой службы России по Свердловской области о признании незаконным решения, возложении обязанности

по апелляционной жалобе административного истца ФИО1

на решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 1 августа 2023 года.

Заслушав доклад судьи Захаровой О.А., объяснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя административных ответчиков инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга, Управления Федеральной налоговой службы России по Свердловской области ФИО3, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения инспекции Федеральной налоговой службы по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга (далее по тексту – ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга) от 11 апреля 2023 года № 16799А об отказе в государственной регистрации. Также просил возложить на административного ответчика обязанность внести в Единый государственный реестр юридических лиц запись о недостоверности сведений о физическом лице ФИО1, как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Региональное отделение общественной организации Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила» в Свердловской области (далее по тексту – Региональное отделение партии «Гражданская сила»).

В обоснование своих требований административный истец указал, что 4 апреля 2023 года он обратился в ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга с заявлением по форме Р34001 «Заявление физического лица о недостоверности сведения о нем в Едином государственном реестре юридических лиц» (вх. № 16799А) в связи с недостоверностью сведений о нем как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Региональное отделение партии «Гражданская сила».

11 апреля 2023 года ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга принято решение № 16799А об отказе в государственной регистрации на основании пункта «х» части 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры государственной регистрации юридического лица).

С данным решением административный истец не согласен, полагает, что представление им в регистрирующий орган заявления по форме Р34001 не связано со специальным порядком государственной регистрации отдельных видов юридических лиц (некоммерческих организаций), поскольку не направлено на создание, реорганизацию и ликвидацию некоммерческой организации, внесение изменений в сведения о таких организациях, а направлено на внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц (далее по тексту – ЕГРЮЛ) о недостоверности сведений о физическом лице. Также полагает, что наличие в ЕГРЮЛ недостоверных сведений о нем как о лице, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица Региональное отделение партии «Гражданская сила», нарушает его права и законные интересы как физического лица, а также незаконно возлагает на него определенные обязанности. Считает, что принятие решения по заявлению о недостоверности сведений, включенных в ЕГРЮЛ, влекущих внесение в него соответствующих сведений, к компетенции территориальных органов Министерства юстиции Российской Федерации не отнесено, поскольку является компетенцией налогового органа.

В связи с несогласием с решением ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга от 11 апреля 2023 года он 24 апреля 2023 года обратился с жалобой в Управление Федеральной налоговой службы по Свердловской области (далее по тексту – УФНС России по Свердловской области), которым решением от 25 мая 2023 года № 13-06/14641@ в удовлетворении жалобы отказано со ссылкой на то, что внесение записи о недостоверности содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц сведений в отношении юридических лиц, на которых распространяется специальный порядок регистрации, со стороны налогового органа является недопустимым.

Решением Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 1 августа 2023 года административное исковое заявление ФИО1 оставлено без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, административным истцом ФИО1 подана апелляционная жалоба, в которой он просит его отменить, удовлетворить заявленные требования в полном объеме, приводя в обосновании доводы, аналогичные, указанным в административном иске.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 – ФИО2 поддержал доводы апелляционной жалобы, представитель административных ответчиков ФИО3 возражал против ее удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе путем размещения информации на сайте Свердловского областного суда. Учитывая, что лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в их отсутствие.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту. В случае отсутствия указанной совокупности суд отказывает в удовлетворении требований о признании решения, действия (бездействия) незаконными.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов настоящего дела, что ФИО1, являясь председателем политического совета Регионального отделения партии «Гражданская сила», 10 августа 2022 года, обратился с заявлением на имя лидера общественной организации Всероссийская политическая партия «Гражданская Сила» ( / / )5, в котором просил досрочно прекратить полномочия в должности председателя политического совета Регионального отделения партии «Гражданская сила» с 19 сентября 2022 года. Сведений о рассмотрении данного заявления не имеется.

4 апреля 2023 года ФИО1 обратился в ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга с заявлением по форме Р34001 о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц записи о недостоверности сведений о нем, как о лице, имеющем право действовать без доверенности в отношении Регионального отделения партии «Гражданская сила», приложив необходимый пакет документов.

Решение ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга от 11 апреля 2023 года № 16799А в государственной регистрации отказано на основании подпункта «х» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 08 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту – Закон № 129-ФЗ) (несоблюдение установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры государственной регистрации юридического лица).

Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований, поскольку установленные по делу фактические обстоятельства объективно опровергают утверждения административного истца о нарушении его прав оспариваемым решением налогового органа. При этом суд указал, что характер и содержание обращения ФИО1, который указывал на то, что добровольно сложил с себя полномочия председателя политического совета Регионального отделения партии «Гражданская сила», сами по себе о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об административном истце как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не свидетельствуют. Кроме того, суд указал, что внесение налоговым органом записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении юридических лиц, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации, недопустимо, о чем разъяснено в Письме ФНС России от 28 декабря 2017 года № ГД-4-14/26803@, Письме Минюста России от 27 июля 2018 года № 11-99821/18.

Такие выводы суда по существу спора признаются судебной коллегией правильными, соответствующими закону, регулирующему рассматриваемые правоотношения, и фактическим обстоятельствам, установленным по административному делу, которые сторонами не оспариваются. Решение суда об отказе в удовлетворении требований принято в соответствии с требованиями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, является законным и обоснованным.

Согласно пункту 4.2 статьи 9 Закона № 129-ФЗ проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в единый государственный реестр юридических лиц, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в единый государственный реестр юридических лиц, посредством: изучения документов и сведений, имеющихся у регистрирующего органа, в том числе возражений заинтересованных лиц, а также документов и пояснений, представленных заявителем; получения необходимых объяснений от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получения справок и сведений по вопросам, возникающим при проведении проверки; проведения осмотра объектов недвижимости; привлечения специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Пунктами 4.3 и 4.4. названной статьи Федерального закона предусмотрено, что основания, условия и способы проведения указанных в пункте 4.2 настоящей статьи мероприятий, порядок использования результатов этих мероприятий устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная регистрация не может быть осуществлена в случае установления недостоверности сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 1 статьи 10 Закона № 129-ФЗ федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц.

В силу пунктов 1, 2 и 3 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее - Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ) некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Законом № 129-ФЗ с учетом установленного Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций. Решение о государственной регистрации (об отказе в государственной регистрации) некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций (далее - уполномоченный орган), или его территориальным органом. Внесение в ЕГРЮЛ сведений о создании, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также иных предусмотренных федеральными законами сведений осуществляется уполномоченным в соответствии со статьей 2 Закона № 129-ФЗ федеральным органом исполнительной власти (далее - регистрирующий орган) на основании принимаемого уполномоченным органом или его территориальным органом решения о государственной регистрации. Формы документов, необходимых для соответствующей государственной регистрации, определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Пунктом 8 статьи 13.1 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ определено, что уполномоченный орган или его территориальный орган при отсутствии установленных статьей 23.1 указанного Федерального закона оснований для отказа в государственной регистрации или приостановления государственной регистрации некоммерческой организации не позднее чем через четырнадцать рабочих дней со дня получения необходимых документов принимает решение о государственной регистрации некоммерческой организации и направляет в регистрирующий орган сведения и документы, необходимые для осуществления регистрирующим органом функций по ведению ЕГРЮЛ. На основании указанного решения и представленных уполномоченным органом или его территориальным органом сведений и документов регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения этих сведений и документов вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации. Орган, принявший решение о государственной регистрации некоммерческой организации, не позднее трех рабочих дней со дня получения от регистрирующего органа информации о внесении в ЕГРЮЛ записи о некоммерческой организации выдает заявителю свидетельство о государственной регистрации. Взаимодействие уполномоченного органа или его территориального органа с регистрирующим органом по вопросам государственной регистрации некоммерческой организации осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом.

Исключений из правил о специальном порядке государственной регистрации некоммерческих организаций относительно внесения в ЕГРЮЛ записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений законодательство не устанавливает.

При этом абзац первый пункта 7 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ предусматривает, что некоммерческие организации обязаны информировать уполномоченный орган об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 Закона № 129-ФЗ, за исключением сведений о полученных лицензиях, в течение трех дней со дня наступления таких изменений и представлять соответствующие документы для принятия решения об их направлении в регистрирующий орган. Решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации.

Таким образом, закон предусматривает специальные правовые последствия необеспечения достоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений о некоммерческих организациях, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации.

Материалами административного дела подтверждается, что в связи с поступившим заявлением ФИО1 о прекращении участия в Региональном отделении партии «Гражданская сила», в связи с чем территориальный орган Минюста России в адрес Регионального отделения партии «Гражданская сила» направлены информационные письма о содействии в устранении допущенных нарушений, однако до настоящего времени документы, подтверждающие их устранение, не представлены.

При этом характер и содержание обращения ФИО1, который указывал на то, что добровольно и в одностороннем порядке сложил с себя полномочия председателя политического совета Регионального отделения партии «Гражданская сила», сами по себе о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений об административном истце как о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, не свидетельствуют, учитывая, что в соответствии с Уставом он до сих пор является председателем политического совета Регионального отделения партии «Гражданская сила». Каких-либо решений о прекращении его полномочий как председателя в материалах дела не имеется.

При таких данных, оснований для признания решения ИФНС России по Верх-Исетскому району города Екатеринбурга от 14 апреля 2023 года № 16799А незаконным, нарушающим права ФИО1, не имеется; в любом случае, внесение записи о недостоверности содержащихся в ЕГРЮЛ сведений в отношении юридических лиц, на которые распространяется специальный порядок государственной регистрации, недопустимо, о чем разъяснено в Письме ФНС России от 28 декабря 2017 года № ГД-4-14/26803@, Письме Минюста России от 27 июля 2018 года № 11-99821/18. Кроме того, такой специальный порядок, как было указано ранее, установлен и статьей 10 Закона № 129-ФЗ. При рассмотрении представленных при государственной регистрации документов 4 апреля 2023 года налоговым органом установлено, что регистрирующим органом Регионального отделения партии «Гражданская сила» является Главное управление Министерства юстиции по Свердловской области. В связи с чем заявление по форме Р34001 представлено в отношении юридического лица, к которому применяется специальный порядок государственной регистрации. В связи с чем уполномоченным органом в сфере принятия решений о государственной регистрации некоммерческих организаций является Главное Управление Министерства юстиции Свердловской области. Соответственно порядок внесения изменений в сведения о некоммерческих организациях отличается от общего порядка, установленного для коммерческих организаций, и его особенностью является необходимость принятия решения таких решений Главным Управлением Министерства юстиции по Свердловской области с последующей их регистрации инспекцией, осуществляющей функции по ведению ЕГРЮЛ.

На основании установленных выше обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда является законным и отмене не подлежит. Кроме того, судебная коллегия отмечает, что самим административным истцом избран неверный способ защиты своих прав, учитывая, что его доводы сводятся к несогласию с бездействием общественной организации Всероссийской политической партии «Гражданская сила», которым не осуществляются действия по прекращению его полномочий председателя политического совета, учитывая наличие соответствующего заявления. В силу положения статьи 28 Устава лидер партии принимает решение о досрочном прекращении полномочий председателей региональных отделений, руководящих органов региональных отделений и о созыве Конференций для проведения досрочных выборов руководящих органов и должностных лиц региональных отделений. Принимая во внимание, что лицом, обязанным принять решение о досрочном прекращении полномочий ФИО1, как председателя Регионального отделения партии «Гражданская сила», является лидер партии, то ФИО1 не лишен возможности предъявления соответствующего требования в гражданско-правовом порядке.

При указанных обстоятельствах, принимая во внимание, что административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих факт нарушения его прав оспариваемым решением налогового органа, отсутствуют какие-либо основания считать его незаконным.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что разрешая спор, суд правильно определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, определил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.

В целом апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм материального и процессуального права, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, являющихся основанием для отмены решения суда, которые судебной коллегией также не установлены.

Руководствуясь статьями 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Верх-Исетского районного суда города Екатеринбурга Свердловской области от 1 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 – без удовлетворения.

Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке через суд первой инстанции в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Председательствующий Н.В. Шабалдина

Судьи О.А. Захарова

М.А. Парамонова