Судья Эверстова О.В. Дело № 33а-1772/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Якутск 16 мая 2018 года
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Сыреновой С.Н.,
при секретаре Гороховой А.Ю.,
с участием представителя истца Бережневой Г.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по частной жалобе административного истца на определение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2018 года
по административному делу по административному иску Межрайонной ИФНС России по Республике Саха (Якутия) № 8 к Бессонову Г.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам на ОПС, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени по страховым взносам на ОМС за 2015 год, которым
ОПРЕДЕЛЕНО:
Административный иск Межрайонной ИФНС России по Республике Саха (Якутия) № 8 к Бессонову Г.П. о взыскании недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам на ОПС, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени по страховым взносам за 2015 года оставить без рассмотрения.
Заслушав доклад судьи Сыреновой С.Н., пояснения представителя административного истца, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России по Республике Саха (Якутия) № 8 (далее МРИ ФНС № 8) обратилась в Верхнеколымский районный суд PC (Я) с административным исковым заявлением к Бессонову И.Г., которым просит взыскать недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии, пени по страховым взносам на ОПС, страховым взносам на обязательное медицинское страхование и пени по страховым взносам на ОМС за 2015 год.
В обоснование административного иска указано, что ответчик прекратил деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с 29 ноября 2017 г. и не уплатил своевременно недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по страховой части трудовой пенсии в размере 18 610,80 рублей, страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 3 650,58 рублей, пени по страховым взносам на ОПС в размере - 511,80 рублей, пени по страховым взносам на ОМС в размере 100,39 рублей за 2015 год.
Судом постановлено определение, с которым не согласна сторона административного истца по делу. В частной жалобе просит отменить определение суда, поскольку судом при его вынесении нарушены нормы процессуального права.
Административным ответчиком представлены возражения на частную жалобу. В своем возражении Бессонов Г.П. просил определение суда оставить без изменения, а частную жалобу без удовлетворения.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы и возражения на неё, приходит к следующему.
В соответствии со статьями 310, 315 КАС РФ основаниями для отмены определения суда первой инстанции в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если это нарушение привело к принятию неправильного определения.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел.
Оставляя административное исковое заявление МРИ ФНС России №8 по РС(Я) без рассмотрения, суд исходил из того, что истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный Федеральным законом для данной категории административных дел.
Данные выводы суда являются ошибочными, основаны на неправильном толковании и применении норм процессуального и материального права.
По смыслу части 1 статьи 286 КАС РФ контрольные органы вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц обязательных платежей и санкций в случае, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (статья 2 Налогового кодекса Российской Федерации).
В связи с вступившими в законную силу изменениями в Налоговый кодекс Российской Федерации вопросы, связанные с взысканием недоимки по страховым взносам, отнесены к компетенции налоговых органов.
Согласно пп. 2 п. 2 ст. 59 НК РФ органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными ко взысканию и их списании, являются налоговые органы по месту учета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента (за исключением случая, предусмотренного подпунктом 3 настоящего пункта) - при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 4, 4.1, 4.2 и 5 пункта 1 настоящей статьи.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.
Согласно п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
Исходя из предписаний вышеприведенных законоположений в совокупности с изученными материалами дела в контексте заявленных требований, судебная коллегия приходит к выводу о том, что налоговый орган может утратить право на взыскание недоимки по страховым взносам в случае пропуска установленных сроков для взыскания. Однако утрата налоговым органом права на принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в связи с пропуском срока сама по себе не влечет прекращение налоговой обязанности истца.
Действующим законодательством РФ не предусмотрен досудебный порядок урегулирования административных споров по данной категории дел.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое определение, в силу ч. 2 ст. 310 КАС РФ подлежит отмене с направлением дела в суд первой инстанции для рассмотрения по существу заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 313, 316 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Определение Верхнеколымского районного суда Республики Саха (Якутия) от 23 марта 2018 года по данному делу отменить, материал направить в суд первой инстанции для рассмотрения по существу.
Председательствующий Ноева В.В.
Судьи Оконешникова М.М.
Сыренова С.Н.