ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17749/18 от 05.09.2018 Санкт-Петербургского городского суда (Город Санкт-Петербург)

Санкт-Петербургский городской суд

Рег. №: 33а-17749/2018 Судья: Асмыкович В.А.

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Санкт-Петербург 05 сентября 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе

председательствующего

Чуфистова И.В.

судей

Ивановой Ю.В., Бутковой Н.А.

при секретаре

Журко А.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело № 2а-3216/2018 по апелляционной жалобе Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна» на решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 мая 2018 года по административному иску Колмыкова И. П. к Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна» об оспаривании бездействия.

Заслушав доклад судьи Чуфистова И.В., объяснения административного истца Колмыкова И.П., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Колмыков И.П. обратился в Красносельский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна», в котором просил признать незаконным бездействие, допущенное местной администрацией названного муниципального образования и выразившееся в неисполнении обязанности осуществления ремонта и приведения в состояние, отвечающее требованиям безопасности, внутриквартального проезда по улице Маршала Мерецкова на участке от Петергофского шоссе до жилого комплекса «Солнечный город».

В качестве меры по восстановлению нарушенного права Колмыков И.П. просил суд возложить на Местную администрацию обязанность в течение 30 дней со дня вступления в законную силу судебного решения провести работы по ремонту внутриквартального проезда по улице Маршала Мерецкова от Петергофского шоссе до ЖК «Солнечный город».

В обоснование заявленного административного иска Колмыков И.П. ссылался на то обстоятельство, что проживает в квартире <адрес>, проезд к которому со стороны Петергофского шоссе осуществляется по улице Маршала Мерецкова, однако указанная улица не оборудована пешеходными тротуарами, не имеет дорожной разметки, дорожных знаков и светофоров, асфальтовое покрытие находится в неудовлетворительном состоянии (имеет многочисленные ямы) и не соответствует требованиям государственных стандартов, что нарушает право истца на безопасность дорожного движения и благоустроенность придомовой (внутриквартальной территории).

По мнению истца, ремонт проезда должен обеспечиваться силами и средствами Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна», поскольку ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, отнесены Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге» к компетенции органов местного самоуправления.

Решением Красносельского районного суда Санкт-Петербурга от 29 мая 2018 года требования Колмыкова И.П. удовлетворены - признано незаконным бездействие Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна», выразившееся в неисполнении обязанности ремонта внутриквартального проезда по улице Маршала Мерецкова от Петергофского шоссе до ЖК «Солнечный город».

Этим же решением на Местную администрацию возложена обязанность провести работы по ремонту внутриквартального проезда в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

С постановленным по делу решением Местная администрация внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна» не согласилась, в апелляционной жалобе представитель Местной администрации просит решение суда отменить, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.

Представитель Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна» в заседание суда апелляционной инстанции не явились; о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Согласно статьям 150 (ч.2), 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, неявка лица, участвующего в деле, извещённого о времени и месте рассмотрения дела, и не представившего доказательства уважительности своей неявки, не является препятствием к разбирательству дела в суде апелляционной инстанции.

Судебная коллегия, выслушав объяснения административного истца, проверив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемого решения.

Как следует из материалов дела, в границах внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна» находится проезд от Петергофского шоссе к ЖК «Солнечный город».

Согласно письму Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 21 февраля 2018 года проезд без названия, проходящий от Петергофского шоссе, обозначенный на картографических сервисах в сети Интернет как улица Маршала Мерецкова, не учтён в Перечне автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге и является перспективным объектом развития улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, относится к элементам благоустройства Красносельского района (л.д.11).

Из письма Управления МВД России по Красносельскому району от 20 октября 2017 года следует, что сотрудниками Отдела ГИБДД Управления совместно с представителями дорожно-эксплуатационной организации – ГУДП «Путь», представителями отдела благоустройства и дорожного хозяйства администрации Красносельского района, а также Местной администрации внутригородского муниципального образования МО «Сосновая поляна» проведена проверка соответствия покрытия проезжей части проезда требованиям ГОСТ Р 50597-93, в результате которой установлено, что размеры повреждений дорожного полотна превышают допустимые значения. В этом же письме отмечено, что данный участок проезда не имеет технической документации и включён в адресный перечень бесхозяйных дорог, техническая паспортизация которых запланирована при выделении дополнительного финансирования по целевой статье «Расходы на формирование Реестра собственности Санкт-Петербурге и на подготовку документов, идентифицирующих бесхозяйное имущество», за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга (л.д.13).

Удовлетворяя административный иск Колмыкова И.П., суд первой инстанции в постановленном по делу решении указал, что к компетенции органов местного самоуправления отнесено осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального образования и обеспечение безопасности дорожного движения на них, и при наличии установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии состояния дорожного покрытия проезда (улицы Маршала Мерецкова) требованиям государственных стандартов, пришёл к выводу о допущенном со стороны Местной администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципального округа «Сосновая поляна» незаконном бездействии.

Выводы суда первой инстанции нельзя признать правильными.

В соответствии с пунктом 3 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов российской федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», под дворовой территорией понимается совокупность территорий, прилегающих к многоквартирным домам, с расположенными на них объектами, предназначенными для обслуживания и эксплуатации таких домов, и элементами благоустройства этих территорий, в том числе парковками (парковочными местами), тротуарами и автомобильными дорогами, включая автомобильные дороги, образующие проезды к территориям, прилегающим к многоквартирным домам.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Под дорожной деятельностью понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (пункт 6 статьи 3 указанного Федерального закона).

Под содержанием автомобильной дороги в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

По смыслу статьи 5 (пункты 9-11) Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ к автомобильным дорогам общего пользования местного значения могут относиться автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, в границах муниципального района в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения, органом местного самоуправления муниципального района, либо органом местного самоуправления городского округа.

Суд первой инстанции, разрешая спорные правоотношения по данному делу, неправильно истолковал и применил положения статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в качестве правовой нормы, возлагающей на Местную администрацию внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга МО Сосновая Поляна обязанность содержания и ремонта дорожного покрытия улицы Маршала Мерецкова (проезда).

Внутригородское муниципальное образование Санкт-Петербурга не относится к органам местного самоуправления городских поселений.

Согласно статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения представляет из себя часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, а муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Согласно абзацу второму части 3 статьи 79 Федерального закона о 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в городах федерального значения в соответствии с уставами указанных субъектов Российской Федерации местное самоуправление осуществляется органами местного самоуправления на внутригородских территориях. Состав муниципального имущества внутригородских муниципальных образований городов федерального значения определяется законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения в соответствии с пунктами 1 - 4 части 1 статьи 50 этого же Федерального закона и перечнем вопросов местного значения, установленным для этих муниципальных образований законами субъектов Российской Федерации - городов федерального значения.

Принципы и порядок организации местного самоуправления в городе федерального значения Санкт-Петербурге, его правовые, территориальные, организационные и экономические основы установлены Законом Санкт-Петербурга от 23.09.2009 № 420-79 «Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге».

Согласно пункту 2 статьи 10 названного Закона Санкт-Петербурга к вопросам местного значения внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга, в частности, отнесено осуществление благоустройства территории муниципального образования, включающее текущий ремонт придомовых территорий и дворовых территорий, включая проезды и въезды, пешеходные дорожки.

Следовательно представляется обоснованным довод апелляционной жалобы Местной администрации о том, что к компетенции внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга относится ремонт придомовых и дворовых территорий, включая проезды, въезды, выезды на таких территориях.

Улица Маршала Мерецкова – проезд от Петергофского шоссе к жилому комплексу «Солнечный город», согласно письму Минстроя России от 04.10.2017 №..., является составной частью улично-дорожной сети Санкт-Петербурга, обеспечивающей, наряду с проспектом Буденного и проспектом Ветеранов транспортную доступность жителям к жилому комплексу (л.д. 8-10), в связи с чем не может быть отнесена к числу проездов придомовых и дворовых территорий.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 26.06.2006 № 779 утвержден Перечень дорог, расположенных в пределах границ внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, текущий ремонт и содержание которых осуществляют органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге, согласно которому на территории внутригородского муниципального образования муниципального округа «Сосновая Поляна» автомобильные дороги местного значения отсутствуют.

Кроме того, из писем Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга и Управления МВД России по Красносельскому району, представленных в материалах дела, следует, что проезд, обозначенный как улица Маршала Мерецкова не имеет технической документации, является бесхозяйной дорогой, элементом благоустройства Красносельского района, и включена в Адресный перечень бесхозяйных дорог, техническая паспортизация которых запланирована по целевой статье «Расходы на формирование Реестра собственности Санкт-Петербурга и на подготовку документов, идентифицирующих бесхозяйное имущество» за счёт средств бюджета Санкт-Петербурга на 2017-2019 годы (л.д. 11, 13, 40-41).

Учитывая установленные по делу обстоятельства, оснований для возложения на Местную администрацию внутригородского муниципального образования муниципального округа «Сосновая Поляна» обязанности по осуществлению ремонта проезда по улице Маршала Мерецкова у суда первой инстанции не имелось.

Судом первой инстанции, при разрешении иска Колмыкова И.П., неправильно применены нормы материального права и определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что в силу пунктов 1, 4 части 2 статьи 310 КАС Российской Федерации, является основанием для отмены принятого судом решения.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Красносельского районного суда Санкт-Петербурга, принятое 29 мая 2018 года по делу № 2а-3216/2018, отменить.

В удовлетворении иска Колмыкова И. П. к Местной администрации внутригородского муниципального образования муниципального округа «Сосновая Поляна» об оспаривании бездействия – отказать.

Председательствующий:

Судьи: