ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1774/2016 от 14.06.2016 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Копия

Дело № 33а-1774/2016 Председательствующий в

Категория 014а первой инстанции Фисюк О.И.

докладчик в апелляционной

инстанции Кондрак Н.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего Бабича В.В.,

судей Кондрак Н.И., Дудкиной Т.Н.,

при секретаре Дубравской А.И.,

с участием представителя административного ответчика ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО1 на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 31.03.2016 года по административному иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя /далее Севреестр/ о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий, -

УСТАНОВИЛА:

решением Ленинского районного суда города Севастополя от 31.03.2016 года ФИО1 отказано в удовлетворении иска о признании незаконным решения Севреестра от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в государственной регистрации права собственности ФИО1 на квартиру <адрес>, возложении обязанности осуществить государственную регистрации права собственности ФИО1 на указанную квартиру.

Не согласившись с вышеуказанным решением ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение судьи Ленинского районного суда г. Севастополя от 31.03.2016 года отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права при ненадлежащей оценке доказательств по делу, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что разрешая вопрос относительно государственной регистрации перехода права собственности, суд вышел за пределы исковых требований, поскольку такие требования истцом не заявлялись, а предметом иска является обжалование отказа в регистрации права собственности на ранее возникшее право на квартиру.

Руководствуясь ст.20 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», ст.ст.18, 20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» суд пришел к неверному выводу о том, что отказ в государственной регистрации ранее возникших прав ФИО1 на объект недвижимости соответствует закону.

При этом, суд не принял во внимание, что согласно абз.4 ч.2 ст.13, абз.1 ч.1 ст.29 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация перехода права на объект недвижимого имущества, его ограничения (обременения) или сделки с объектом недвижимого имущества возможна при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Регистрация ипотеки проводится после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки. Таким образом, постанавливая обжалуемое решение на основании ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)», судом первой инстанции применен закон, не подлежащий применению. Кроме того, истец не уведомлялся о невозможности регистрации при отсутствии документов, подтверждающих запрет на отчуждение квартиры.

В судебное заседание административный истец и его представитель не явились, извещены заблаговременно и надлежащим образом, причины неявки не сообщили.

Представитель административного ответчика против удовлетворения жалобы возражал. Пояснил, что, поскольку на квартиру, право собственности на которую просил зарегистрировать истец, согласно информации из нотариальной палаты, имеется отягощение в виде ипотеки, правовых оснований самостоятельно зарегистрировать данное отягощение в Севреестра не имеется, истец должен был совместно с заявлением о регистрации права представить договор ипотеки и заявление о регистрации данного отягощения.

Проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, обсудив их, заслушав участвующее в деле лицо, исследовав материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, истец ФИО1 на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ является собственником квартиры <адрес> /л.д.12-13/.

Свидетельство о праве собственности зарегистрировано в КП «БТИиГРОНИ» СГС за от ДД.ММ.ГГГГ /л.д.12 оборот/ на основании ст.182 ГК Украины.

Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру <адрес>, последней присвоен кадастровый /л.д.17/.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ГКУ «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в городе Севастополь» с заявлением о регистрации права собственности на вышеуказанную квартиру.

Как следует из уведомления Севреестра от ДД.ММ.ГГГГФИО5 государственная регистрация права собственности, перехода права собственности на квартиру <адрес> приостановлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ по тем основаниям, что в отношении указанной квартиры зарегистрирован запрет отчуждения, наложенный на основании договора ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверенный частным нотариусом Севастопольского городского нотариального округа ФИО6, кроме того, представленные правоустанавливающие документы не соответствуют требованиям, установленным законодательством РФ, неверно указан кадастровый номер квартиры – , тогда как согласно сведениям Государственного кадастра недвижимости следовало указать – кадастровый . /л.д.10/.

Как следует из содержания сообщения от ДД.ММ.ГГГГФИО1 отказано в государственной регистрации права собственности на квартиру <адрес> по тем основаниям, что истцом не представлены необходимые документы, в том числе заявление о государственной регистрации ипотеки и документы- основания ее возникновения /л.д.8-9/.

Не согласившись с вышеуказанным решением Севреестра, ФИО1ДД.ММ.ГГГГ обратился в суд с настоящим иском.

Отказывая в удовлетворении иска суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение ст.20 ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» ФИО1 на государственную регистрацию не представлено заявление о регистрации ипотеки либо документы, подтверждающие прекращение вышеуказанного запрещения, что препятствует регистрации его права собственности, а так же его перехода.

С такими выводами не может согласиться коллегия судей исходя из следующего.

Статьей 12 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года №6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города Федерального значения Севастополя» предусмотрено, что на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.

Статьей 12-1 этого же Федерального конституционного закона установлено, что до 1 января 2017 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Частью 2 статьи 2 Закона Севастополя от 22.07.2014 г. № 46-ЗС предусмотрено, что право собственности на земельные участки и иные объекты недвижимого имущества, возникшее до вступления в силу Федерального конституционного закона на территории города Севастополя у физических и юридических лиц, включая иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, сохраняется.

В соответствии с ч.1 ст.7 ЗС-46 к правам, ограничениям (обременениям) прав на объекты недвижимого имущества, возникшим на территории города Севастополя до вступления в силу Федерального конституционного закона (далее - ранее возникшие права), применяется порядок их государственной регистрации, установленный Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Согласно пункту 1 статьи 29 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) государственная регистрация ипотеки проводится на основании совместного заявления залогодателя и залогодержателя либо нотариуса, удостоверившего договор об ипотеке или договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки.

Вместе с тем Федеральным законом от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке) могут устанавливаться особенности государственной регистрации ипотеки (пункт 5 статьи 29 Закона о регистрации).

Пунктом 2 статьи 20 Закона об ипотеке установлено, что государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона, без уплаты государственной пошлины.

Таким образом, Законом об ипотеке установлены специальные нормы о порядке государственной регистрации ипотеки в силу закона. С учетом положений пункта 5 статьи 29 Закона о регистрации государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется на основании заявления залогодержателя или залогодателя либо нотариуса, удостоверившего договор, влекущий за собой возникновение ипотеки в силу закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Закона об ипотеке государственная регистрация ипотеки в силу закона осуществляется одновременно с государственной регистрацией права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, если иное не установлено федеральным законом.

В этой связи, непредставление заявления о регистрации ипотеки может явиться основанием для отказа в государственной регистрации права собственности лица, чьи права обременяются ипотекой, в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Закона о регистрации при условии, что из правоустанавливающего документа и иных представленных на государственную регистрацию права документов возможно установить, что объект недвижимого имущества является предметом ипотеки, возникающей на основании закона, и данный правоустанавливающий документ не содержит указание на то, что ипотека в силу закона не возникает.

При этом, материалы дела, в частности, договор купли – продажи квартиры от 28.12.2007г. (л.д. 12-16) не содержат никаких сведений о том, что зарегистрированное согласно представленным нотариальной палатой г. Севастополя сведениям ДД.ММ.ГГГГ частным нотариусом Севастопольского городского округа ФИО6 запрещение является возникшей в силу закона ипотекой.

Судебная коллегия отмечает, что проводимая государственным регистратором правовая экспертиза документов - это изучение представленных для государственной регистрации документов в целях установления юридического факта, являющегося бесспорным основанием для возникновения, наличия, перехода, прекращения или обременения (ограничения) прав на недвижимое имущество, поскольку правовые последствия влечет только правомерное действие.

Пределы правовой экспертизы документов определяются необходимостью обеспечения баланса публичных интересов, прежде всего, в части достоверности сведений о правах на недвижимое имущество, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и основных начал гражданского законодательства, в том числе принципа свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав.

Коллегия судей соглашается с доводами жалобы о том, ФИО1 не уведомлялся о необходимости преставления документов, подтверждающих наличие запрещения, поскольку из содержания представленного им уведомления о приостановлении государственной регистрации от ДД.ММ.ГГГГ не усматривается, что регистратор предлагал ему в соответствии с положениями ст. 18 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» представить такие документы.

Кроме того, судом не приняты во внимание положения статьи 4 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года, согласно которым ограничения (обременения) прав на территории города Севастополя сохраняются до 1 января 2017 года, а государственная регистрация ограничений (обременений) прав на объекты недвижимости, расположенные на территории города Севастополя, осуществляется по заявлению заинтересованного лица, которое и обязано представить документы, свидетельствующие о том, что основания, послужившие возникновению ограничения (обременения) не утратили своей актуальности на момент обращения с заявлением о государственной регистрации ограничений (обременений).

ФИО1 обратился с заявлением о регистрации ранее возникшего на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ права собственности на квартиру <адрес>, которое ранее было зарегистрировано за ФИО1 в КП «БТИиГРОНИ» СГС за от ДД.ММ.ГГГГ на основании ст.182 ГК Украины, квартира <адрес> внесена в государственный кадастр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ, последней присвоен кадастровый , то есть предмет регистрации уже был учтен.

Суд так же не учел, что согласно абз.4 ч.2 ст.13, абз.1 ч.1 ст.29 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» регистрация ипотеки проводится только после государственной регистрации вещных прав залогодателя на соответствующее недвижимое имущество или права, являющегося предметом ипотеки. Частью 1 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлен исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых в государственной регистрации права может быть отказано, при этом наличие сведений об обременении, запрете или аресте, записи о договоре ипотеки в отношении недвижимого имущества таковым не является.

Таким образом, у государственного регистратора отсутствовали правовые основания для отказа в регистрации за ФИО1 права собственности на принадлежащее ему имущество, чему суд не дал надлежащую оценку, сделав неверный вывод о правомерности отказа в регистрации, вследствие чего обжалуемое решение не может быть признано законным обоснованным, принято с нарушением норм материального права и подлежит отмене с постановлением нового об удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.308, 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Севастополя от 31.03.2016 года по административному иску ФИО1 к Управлению государственной регистрации права и кадастра Севастополя о признании решения незаконным, понуждении к совершению определенных действий – отменить, постановить новое, которым административный иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления государственной регистрации права и кадастра Севастополя в государственной регистрации права собственности ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на квартиру, расположенную по адресу <адрес>

Возложить на Управление государственной регистрации права и кадастра Севастополя обязанность зарегистрировать право собственности ФИО1 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.

Председательствующий /подпись/ В.В. Бабич

судьи /подпись/ Т.Н. Дудкина

/подпись/ Н.И. Кондрак

Копия верна

судья Н.И. Кондрак