ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1776/2015 от 29.10.2015 Псковского областного суда (Псковская область)

Судья Позднякова С.Н. Дело №33а-1776/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 октября 2015 года город Псков

Судебная коллегия по административным делам Псковского областного суда в составе: председательствующего Панова И.М.,

судей Анашкиной М.М., Овчинникова А.Г.,

при секретаре Шевчук В.С.,

рассмотрела в судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Псковского районного суда Псковской области от 14 августа 2015 года, которым постановлено:

Отказать ФИО1 в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области от **.**.** года об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.

Заслушав доклад судьи Панова И.М., объяснения ФИО1, представителя УФМС по Псковской области В.Е.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области (далее УФМС по Псковской области) от **.**.** года об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.

В обоснование требований указал, что **.**.** года он обратился в УФМС по Псковской области с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем. Однако решением от **.**.** года ему отказано в регистрации его ходатайства в связи с не соответствием причин его выбытия из Украины обстоятельствам, изложенным в статье 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах». Полагал данный отказ незаконным, поскольку основанием его выбытия с постоянного места жительства - <****> Луганской области Украины послужили военные действия вооруженных украинских формирований в отношении населения Луганской и Донецкой областей по признаку национальной принадлежности после политического выбора данных областей о провозглашении суверенитета народными республиками, что свидетельствует о создавшейся реальной угрозе его жизни и здоровью.

В судебном заседании ФИО1 поддержал заявленные требования.

Представители административного ответчика УФМС по Псковской области полагали решение от **.**.** года законным, вынесенным в пределах предоставленных законом полномочий, а заявление не подлежащим удовлетворению в связи с отсутствием оснований для применения к ФИО1 понятия «вынужденный переселенец». Пояснили, что **.**.** года гражданин РФ ФИО1 обратился в УФМС по Псковской области с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем, указав в заявлении о наличии у него гражданства РФ и Украины. Из представленных УФМС по Псковской области документов следовало, что ФИО1 на территории Украины проживал как гражданин Украины, имея постоянное место жительства, на консульском учете как гражданин РФ не состоял, вида на жительство на территории Украины не имел. Как гражданин РФ имел постоянную регистрацию на территории РФ. После даты прибытия на территорию РФ дважды выезжал на территорию Украины, пересекая государственную границу по паспорту гражданина Украины, при этом каких-либо ограничений в выезде с территории Украины у него не возникало.

Судом принято вышеизложенное решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 ставит вопрос об отмене решения суда, как принятого с нарушением норм материального и процессуального права, неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильной оценкой доказательств, просит удовлетворить заявленные требования в полном объеме. Указал, что отказом в регистрации его ходатайства о признании его вынужденным переселенцем УФМС по Псковской области лишило его права на рассмотрение его ходатайства по существу и возможности обжалования в случае отказа в удовлетворении его ходатайства.

Проверив материалы административного дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года №4530-1 «О вынужденных переселенцах» вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.

Вынужденным переселенцем признается гражданин Российской Федерации, вынужденный покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 2 Закона предусмотрено, что лицо, покинувшее место жительства по обстоятельствам, предусмотренным пунктом 1 статьи 1 настоящего Закона, и претендующее на признание его вынужденным переселенцем, должно лично или через уполномоченного представителя обратиться с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем (далее - ходатайство) в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту своего нового пребывания.

В соответствии с пунктом 21 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия, утвержденного Приказом ФМС России от 29 июня 2012 года № 218 вынужденным переселенцем не может быть признано лицо: совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое преступление, признаваемое таковым законодательством Российской Федерации; не обратившееся без уважительных причин с ходатайством о признании его вынужденным переселенцем в течение 12 месяцев со дня выбытия с места жительства либо в течение 1 месяца со дня утраты статуса беженца в связи с приобретением гражданства Российской Федерации; покинувшее место жительства по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Отказывая в удовлетворении заявления ФИО1 и соглашаясь с выводами УФМС по Псковской области, суд первой инстанции исходил из того, что ФИО1 не обладает критериями, определяющими понятие вынужденный переселенец согласно статье 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах», так как проживал на территории Украины как гражданин Украины, на консульском учете как гражданин РФ не состоял, вида на жительство на территории Украины не имел, в тоже время имел постоянную регистрацию на территории РФ.

Судебная коллегия не может согласиться с данным выводом суда по следующим основаниям.

Как следует и материалов дела и установлено судом, ФИО1 является гражданином РФ.

Также установлено, что ФИО1 одновременно имеет гражданство Украины, с **.**.** года постоянно зарегистрирован и проживал на территории Украины в
<****> Луганской области.

В связи с начавшимися на территории Луганской и Донецкой областях боевыми действиями и преследованиями населения в июне 2014 года ФИО1 был вынужден покинуть Украину и приехать на постоянное место жительства в Россию.

**.**.** года ФИО1 обратился в УФМС по Псковской области с ходатайством о признании лица вынужденным переселенцем, приложив необходимые документы, а также указав в качестве причины выбытия с территории Украины на возникшую угрозу его жизни и здоровью.

Решением от **.**.** года ФИО1 отказано в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем в связи с тем, что причины выбытия из Украины не соответствуют обстоятельствам, изложенным в статье 1 Закона РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах».

При рассмотрении ходатайства ФИО1 рабочая группа по вопросу о признании лиц вынужденными переселенцами пришла к выводу о том, что в отношении ФИО1 отсутствуют обоснованные опасения стать жертвой преследования в Украине по признакам, указанным в пункте 1 статьи 1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах».

Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия не содержит перечня оснований отказа в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.

Законом РФ от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» предусмотрено только одно условие для отказа в регистрации такого ходатайства в отношении граждан бывшего СССР (пункт 6 статьи 3 Закона).

Вместе с тем, исходя из системного анализа положений Закона РФ «О вынужденных переселенцах», Административного регламента судебная коллегия полагает, что отказ в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем возможен только в том случае, если ходатайствующее лицо очевидно не соответствует требованиям, предъявляемым статьей 1 Закона.

Из буквального содержания уведомления, протокола, на стадии принятия к регистрации ходатайства УФМС по Псковской области рассмотрело вопрос в отношении ФИО1 по существу, оценив причины его выезда с территории Украины, тем самым фактически отказало ему в предоставлении государственной услуги, что на данной стадии разрешения ходатайства невозможно.

Таким образом, решение УФМС по Псковской области в части отказа в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем не может быть признано законным, как нарушающее право ФИО1 и создающее препятствия к получению статуса вынужденного переселенца и возможности обжалования отказа в его получении в случае принятия такого решения.

Доводы представителя УФМС по Псковской области о невозможности принятия решения об отказе в предоставлении ФИО1 статуса вынужденный беженец после регистрации его ходатайства судебная коллегия отвергает, поскольку согласно пункту 21 Административного регламента основанием для отказа в предоставлении государственной услуги может быть установление того факта, что лицо покинуло место жительства по иным причинам, нежели чем указаны в пункте 1 статьи 1 Закона.

Так как судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, в силу пункта 1 части 2 статьи 310 КАС РФ решение суда подлежит отмене в апелляционном порядке.

В силу пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ судебная коллегия указывает на необходимость УФМС России по Псковской области сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и административному истцу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь статьей 309, 310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Псковского районного суда Псковской области от 14 августа 2015 года отменить, принять по делу новое решение.

Заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной миграционной службы по Псковской области от 29 июня 2015 года об отказе в регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Псковской области зарегистрировать ходатайство ФИО1 о признании лица вынужденным переселенцем.

Обязать Управление Федеральной миграционной службы по Псковской области в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и ФИО1.

Председательствующий:

.

И.М. Панов

Судьи:

.

М.М. Анашкина

.

А.Г. Овчинников

.

.