Председательствующий: Моркель А.С.
УИД 19RS0001-02-2022-000586-90
Дело 33а-1777/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1 сентября 2022 года г. Абакан
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:
председательствующего Страховой О.А.,
судей Паксимади Л.М., Вениченко О.В.,
при ведении протокола помощником судьи Ербягиной М.С.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций
по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 апреля 2022 года, которым административные исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Паксимади Л.М., пояснения административного ответчика, поддержавшего доводы апелляционной жадобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия (далее – инспекция) обратилось в суд с административным иском к ФИО1, с учетом уточнений требований просило взыскать задолженность по земельному налогу за 2017 год в размере 754 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год в размере 12,38 руб., задолженность по земельному налогу за 2018 год в размере 754 руб.; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 5 840 руб., пени за несвоевременную уплату страхового взноса на обязательное медицинское страхование за 2018 год в размере 19,47 руб.; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2019 год в размере 29 354 руб.; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2019 год в размере 6 884 руб.; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год в размере 20 318 руб.; задолженность по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год в размере 8 426 руб., пени за несвоевременную уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование 2020 год в размере 14,32 руб.. Требования мотивировало неисполнением налогоплательщиком обязательств по уплате соответствующего налога и страховых взносов за 2017, 2018, 2019, 2020 налоговые периоды.
В судебном заседании административный ответчик ФИО1 возражала против удовлетворения заявленных требований. Представитель административного истца ФИО2 поддержала заявленный административный иск.
Суд постановил вышеприведенное решение, которым удовлетворил административное исковое заявление.
С решением суда не согласился административный ответчик, в апелляционной жалобе, указывая на прекращение предпринимательской деятельности 13 января 2014 года, ликвидацию предприятия в 2015 году и считая, что заявление о смене налогообложения в 2016 году ей не подавалось, просила решение суда отменить, принять новое решение. Также ссылается на уплату земельного налога за 2017, 2018 годы и пени.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный истец просил решение суда оставить без изменения.
В суд апелляционной инстанции поступило заявление от представителя административного истца ФИО2, в котором заявлено об отказе от административного иска в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2017 год в размере 754 руб., пени в размере 12,38 руб.; задолженности по земельному налогу за 2018 год в размере 754 руб.. Производство по делу в части просила прекратить. В заявлении указала, что порядок и последствия отказа от административного иска и прекращения производства по делу в части известны, понятны.
Выслушав административного ответчика, изучив материалы дела, заявление об отказе от административного искового заявления в части, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 КАС РФ административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц (часть 5 названной статьи).
Пункт 3 части 1 статьи 194 КАС РФ указывает, что если иное не установлено настоящим Кодексом, суд прекращает производство по административному делу в случае: если административный истец отказался от административного иска и отказ принят судом.
Как следует из части 1 статьи 304 КАС РФ отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 статьи 304 КАС РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе: отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 настоящего Кодекса.
Установлено, что до рассмотрения административного дела в суде апелляционной инстанции по существу от представителя административного истца поступил письменный отказ от административного искового заявления в части. Отказ от административного иска не противоречит федеральному законодательству и не нарушает прав других лиц. Последствия отказа от административного иска и прекращения производства по делу административному истцу известны и понятны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия принимает отказ административного истца от административного иска в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2017 год в сумме 754 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год в сумме 12,38 руб.; взыскания задолженности по земельному налогу за 2018 год в сумме 754 руб.. Решение в данной части подлежит отмене, производство по административному делу, в данной части подлежит прекращению.
Частью 1 статьи 286 КАС РФ установлено, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Часть 4 статьи 289 КАС РФ определяет, что обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
На основании части 6 статьи 289 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 243-ФЗ «О внесении изменений в часть первую и вторую Налогового Кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее – Закон № 243) с 1 января 2017 года налоговым органам переданы полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, социальное и медицинское страхование.
В пункте 2 статьи 4 Закона № 243 отмечено, что взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации Российской Федерации (далее – НК РФ) определено, что плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).
Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года (подпункты 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ).
Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (пункты 1, 2 статьи 432 НК РФ).
Из материалов дела установлено, что ФИО1 осуществляла предпринимательскую деятельность до 4 февраля 2021 года, соответственно является плательщиком страховых взносов по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию.
Пункт 9 статьи 45 НК РФ регламентирует, что правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений настоящего пункта.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В пункте 1 статьи 70 НК РФ изложено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Абзацем вторым пункта 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при выявлении недоимки налоговый орган составляет документ по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
В требовании № об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов (для физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) по состоянию на 11 февраля 2019 года предъявлена задолженность по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию за 2018 год - 5 840 руб., пеня - 48, 28 руб., срок оплаты установлен до 6 марта 2019 года (л.д.33,34). Данное требование вручено налогоплательщику посредством размещения в личном кабинете 14 февраля 2019 года (л.д.18). Решением № от 18 марта 2018 года с ФИО1 взыскана сумма по требованию №. Решение направлено ФИО1 посредством почты 25 марта 2019 года.
Из требования № видно, что задолженность по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию по состоянию на 20 января 2020 года за 2019 год составила 29 354 руб., по страховым взносам по обязательному медицинскому страхованию составила 6 844 руб. (л.д.44). Данное требование вручено налогоплательщику посредством размещения в личном кабинете 7 февраля 2020 года (л.д.18). Решением № от 21 февраля 2020 года с ФИО1 взыскана сумма по требованию №. Решение направлено ФИО1 посредством почты 28 февраля 2020 года.
Из требования № следует, что задолженность по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию за 2020 год по состоянию на 13 января 2021 года составила 20 318 руб., по страховым взносам по обязательному пенсионному страхованию составила 8 426 руб., пеня за несвоевременную уплату страхового взноса за обязательное медицинское страхование составила 14, 32 руб. (л.д.51). Срок оплаты установлен до 5 февраля 2021 года. Данное требование 21 января 2021 года вручено ФИО1 посредством размещения в личном кабинете (л.д.18).
В установленные сроки административный ответчик не уплатил соответствующие страховые взносы, пеню.
Пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки (пункт 1 статьи 75 НК РФ).
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (пункт 2 статьи 75 НК РФ).
Рассмотрев дело, суд первой инстанции, проверив правильность осуществленного административным истцом расчета, предъявленных к взысканию сумм, обоснованно удовлетворил требования налогового органа, поскольку административным ответчиком в установленный законом срок не исполнена обязанность по уплате страховых взносов, пени в указанном размере.
23 июля 2021 года определением мирового судьи судебного участка №9 города Абакана отменен судебный приказ от 5 июня 2021 года о взыскании задолженности по страховым взносам с ФИО1, в суд с административным иском налоговый орган обратился 21 января 2022 года.
Проверив соблюдение налоговым органом порядка и сроков взыскания недоимки по указанным страховым взносам, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об их соблюдении.
При таких обстоятельствах, суд правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, исследовал и оценил имеющиеся в деле доказательства в соответствии со статьей 84 КАС РФ, определил характер правоотношений лиц, участвующих в деле, и нормы закона, которые их регулируют, постановил решение в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Доводы апелляционной жалобы опровергаются материалами дела, так в материалы дела представлено заявление ФИО1 от 1 марта 2016 года о переходе на иной режим налогообложения. 14 декабря 2020 года налоговый орган принял решение №219 о предстоящем исключении индивидуального предпринимателя из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей, 4 февраля 2021 года ФИО1 исключена из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Руководствуясь статьями 307 – 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
принять отказ административного истца Управления Федеральной налоговой службы по Республике Хакасия от административного иска в части взыскания задолженности по земельному налогу за 2017 в сумме 754 рублей, пени за несвоевременную уплату земельного налога за 2017 год в сумме 12,38 рублей, по земельному налогу за 2018 год в сумме 754 рублей.
Решение суда в данной части отменить. Производство по настоящему административному делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 апреля 2022 года по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика ФИО1– без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий О.А. Страхова
Судьи Л.М. Паксимади
О.В. Вениченко