№33а-1780 судья Рудник И.И.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
28 мая 2019 года город Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе: председательствующего Епихиной О.М.,
судей Жеребцове Н.В., Щербаковой Н.В.,
при секретаре Павловой Д.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Новомосковского городского суда Тульской области от 06 марта 2019 года по делу по административному исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования город Новомосковск о признании незаконным решения органа местного самоуправления, возложении обязанности устранить допущенные нарушения об оспаривании решения органа местного самоуправления,
Заслушав доклад судьи Щербаковой Н.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования город Новомосковск об оспаривании решения органа местного самоуправления, обосновав свои требования тем, что 28.12.2017 администрация муниципального образования город Новомосковск своим решением № 130 согласовал ему переустройство жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: <...>, собственником которого он является, а именно: установку в квартире индивидуального источника отопления (горячего водоснабжения). По окончанию переустройства он обратился к ответчику для осуществления приемки выполненных ремонтно-строительных работ и выдачи акта о завершении переустройства. Ответчик отказал в приемке выполненных работ и подписании акта о завершении переустройства жилого помещения со ссылкой на Федеральный закон «О теплоснабжении», которым переустройством в многоквартирных домах запрещено.
С отказом не согласен, поскольку действующими на момент принятия решения о согласовании переустройства жилого помещения 28.12.2017 № 130 Правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 307, не запрещено использование для отопления жилых помещений в многоквартирных домах при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения, источники тепловой энергии, работающие на природном газе и отвечающие соответствующим требованиям. Кроме того, ссылается на то, что им выполнено переустройство жилого помещения на основании разрешения органа местного самоуправления от 28.12.2017 № 130, которое никем не оспорено в судебном порядке. Просит признать незаконным решение администрации муниципального образования город Новомосковск от 19.12.2018 года № 3Х-2075 об отказе в выдаче акта и решения о завершении переустройства квартиры по адресу: <...>. Обязать административного ответчика повторно рассмотреть заявление о выдаче акта и решения о завершении переустройства, принадлежащей ему квартиры по адресу: <...> в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в письменном заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает, просит суд их удовлетворить.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО2 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, в письменном заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие, в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на то, что оснований для выдачи акта не имеется, поскольку в силу п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении» установка индивидуального источника отопления в отдельно взятой квартире многоквартирного дома не разрешается.
Решением Новомосковского городского суда Тульской области от 06 марта 2019 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное в нарушение норм действующего законодательства, ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам, а также неправильного применения норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу положений ч. 6 ст. 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее также – ЖК РФ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
В соответствии со ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его пользования, которые установлены этим Кодексом.
Согласно ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Поскольку переход на автономное отопление жилого помещения в многоквартирном жилом доме требует переустройства жилого помещения, оно должно производиться в соответствии с нормами главы 4 Жилищного кодекса РФ и положениями Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст. 26 ЖК РФ переустройство жилого помещения проводится с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее – орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения (ч. 1).
При этом, решение о согласовании является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме(ч.5,6 ст. 26 ЖК РФ).
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством РФ порядке соглашением о взаимодействии представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти; правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения (ч. 2).
Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ, при этом, решение об отказе в согласовании переустройства жилого помещения должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, и может быть обжаловано заявителем в судебном порядке.
Пункт 3 части 1 ст. 27 ЖК РФ предусматривает, что отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.
В силу ст. 28 ЖК РФ завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии. Акт приемочной комиссии должен быть направлен органом, осуществляющим согласование, в орган регистрации прав.
Из анализа указанных положений закона следует, что завершение переустройства и (или) перепланировки жилого помещения подтверждается актом приемочной комиссии органа местного самоуправления, осуществляющим контроль за надлежащим использованием и сохранностью жилищного фонда. При этом, переустройство жилого помещения не может нарушать прав и законных интересов других правообладателей объекта капитального строительства, третьих лиц, а также затрагивать конструктивные и другие характеристики его надежности и безопасности.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, административному истцу на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: <...>.
Жилой дом д. <...> подключен к сети центрального отопления.
С целью установки в указанной квартире индивидуального источника отопления, ФИО1 обратился в администрацию МО город Новомосковск для получения разрешения на переустройство квартиры.
В соответствии с решением №130 от 28.12.2017 администрацией муниципального образования город Новомосковск согласовано переустройство квартиры административного истца, установлен срок производства ремонтно-строительных работ и на ФИО1 возложена обязанность осуществить переустройство помещения в соответствии с проектом и с соблюдением требований СН и П 31-01-2003 год.
Из акта от 09.11.2018, утвержденного директором ООО <...><...>, следует, что на момент осмотра система отопления квартиры по адресу: <...> установлено отсутствие подводки к радиаторам отопления от общих стояков, в связи с установкой АГВ.
В соответствии с актом АО «Газпром газораспределения Тула» от 16.11.2018 введен в эксплуатацию газовый отопительный котел по адресу: <...>.
По окончанию ремонтно-строительных работ истец обратился к ответчику с заявлением о выдаче решения и акта о завершении переустройства.
19.12.2018 ответчик направил в адрес ФИО1 уведомление об отказе в выдаче акта приемочной комиссии по тем основаниям, что согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 23.12.2014 года № 86 установка индивидуальных источников отопления уже в введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства отдельных жилых помещений.
Разрешая требования ФИО1 о признании незаконным отказа в приемке выполненных работ и подписании акта приемочной комиссии о завершении переустройства квартиры, суд первой инстанции исходил из того, что схемой теплоснабжения г. Новомосковска в настоящее время не предусмотрен случай перехода на отопление жилого помещения в многоквартирном доме с использованием индивидуального квартирного источника тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов.
У судебной коллегии не имеется оснований не согласиться с данными выводами суда.
В соответствии с ч. 4 ст. 17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п.п. 5 и 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения и газоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Согласно п. 15 ст. 14 Федерального закона «О теплоснабжении», запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Пункт 44 Правил подключения к системам теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года № 307 «О порядке подключения к системам теплоснабжения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», также, определяя требования к допустимым автономным источникам тепловой энергии, также устанавливает возможность их применения только в случае, предусмотренном схемой теплоснабжения.
Постановлением главы администрации МО г. Новомосковск от 18 декабря 2013 года № 4268 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования город Новомосковск.
В данной схеме теплоснабжения не предусмотрены условия перехода на индивидуальные источники теплоснабжения квартир в многоквартирном доме № <...>, находящегося в зоне действия источников централизованного теплоснабжения. Более того, данный акт содержит запрет на применение поквартирного отопления в строящихся объектах (многоквартирных жилых домах) и перевод отдельных квартир в существующих многоквартирных домах находящихся в зонах действия источников централизованного теплоснабжения на теплоснабжение от индивидуальных теплогенераторов.
В соответствии с методическими рекомендациями по рассмотрению и принятию решений органами местного самоуправления по обращениям граждан по вопросу перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, утвержденных приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области №86 от 23.12.2014 установка индивидуальных источников отопления в уже введенных в эксплуатацию жилых домах может осуществляться только путем реконструкции системы теплоснабжения всего многоквартирного дома, а не посредством переустройства отдельных жилых помещений. При этом, собственники, принявшие на общем собрании решение о реконструкции системы теплоснабжения СКД и переходе на ИИТЭ в срок до 1 марта направляют в органы в органы местного самоуправления предложение о внесении изменений в схему теплоснабжения поселения (городского округа).
Сведений о внесении изменении в указанную схему теплоснабжения муниципального образования город Новомосковск в отношении реконструкции системы теплоснабжения многоквартирного дома не имеется.
По смыслу положений ст. 28 ЖК РФ акт приемочной комиссии подтверждает окончание переустройства помещения и является основанием для использования жилого помещения с учетом произведенного переустройства, то есть эксплуатации индивидуальной системы отопления квартиры.
При отсутствии в схеме теплоснабжения муниципального образования город Новомосковск условий перевода на индивидуальный источник теплоснабжения квартиры, принадлежащий истцу, у административного ответчика не имелось оснований для принятия в эксплуатацию произведенного переустройства и соответственно для выдачи акта приемочной комиссии в порядке требований ст.25,26, 28 ЖК РФ.
Соблюдение административным истцом порядка переустройства установленного ст. 26 ЖК РФ, а именно получение истцом решения ответчика о согласовании переустройства квартиры в соответствии с проектом, не может повлечь для органа местного самоуправления безусловной обязанности по выдаче акта приемочной комиссии по окончанию производства такого переустройства.
В данном случае, администрацией муниципального образования принято решение №130 от 28.12.2017 о согласовании переустройства жилого помещения по переходу на индивидуальную систему отопления, при отсутствии таких условий в схеме теплоснабжения муниципального образования город Новомосковск, что противоречит положениям ст. 14 Федерального закона №190-ФЗ от 27.07.2010 «О теплоснабжении».
При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с доводами апелляционной жалобы о незаконности принятого решения об отказе в выдаче акта приемочной комиссии в связи с соблюдением истцом процедуры получения решения о согласовании переустройства жилого помещения.
Вопреки доводам апелляционной жалобы то обстоятельство, что до настоящего времени решение администрации муниципального образования город Новомосковск №130 от 28.12.2017 о согласовании переустройства квартиры не отменено и не признано недействительным, не может являться основанием для возложения на административного ответчика обязанности по выдаче акта приемочной комиссии, то есть завершении процедуры переустройства в порядке ст. 28 ЖК РФ, поскольку осуществление данного переустройства квартиры не предусматривает схема теплоснабжения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что истцом понесены расходы по переустройству квартиры при соблюдении порядка получения разрешения на их осуществление также не могут быть основанием к отмене постановленного по делу решения. С учетом установленных по делу обстоятельств, в том числе оснований отказа в выдаче акта приемочной комиссии, приведенных ответчиком в оспариваемом решении, факт несения истцом расходов по переоборудованию квартиры не свидетельствует о незаконности оспариваемого решения, как об этом заявлены требования в настоящем деле.
Иные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст. 310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новомосковского городского суда Тульской области от 06 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО1 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: