Судья Петрова Ю.В. Дело № 33а-1780/2022
(УИД 58RS0018-01-2021-009342-13)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 мая 2022 года судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Окуневой Л.А.,
и судей Камынина Ю.П., Мартыновой Е.А.,
при секретаре Паксяевой Е.А.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Окуневой Л.А. административное дело № 2а-257/2022 по апелляционной жалобе ФИО1, поданной ее представителем ФИО2, на решение Ленинского районного суда г. Пензы от 24 февраля 2022 г., которым постановлено:
административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы к ФИО1 о взыскании обязательных платежей и санкций удовлетворить.
Взыскать с ФИО1 в пользу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы задолженность по страховым взносам, пени в размере <данные изъяты>., из которых:
страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 за 2017, 2018 гг. в размере <данные изъяты> руб.;
пени на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии с 01.01.2017 в размере <данные изъяты>.;
страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в размере <данные изъяты> руб.;
пени на страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС с 01.01.2017 в размере <данные изъяты>.
Взыскать с ФИО1 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Проверив материалы дела, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Инспекция ФНС России по Ленинскому району г. Пензы обратилась в суд с административным иском к ФИО1 о взыскании страховых взносов и пени, указав, что с 4 февраля 2015 г. по 3 февраля 2021 г. ФИО1 была зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере (далее ОПС) и страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере (далее ОМС). В установленные законом сроки ФИО1 не уплатила страховые взносы в размере <данные изъяты> руб., в том числе: за 2017 год в размере <данные изъяты> руб. (ОПС), <данные изъяты> руб. (ОМС), за 2018 год в размере <данные изъяты> руб. (ОПС), <данные изъяты> руб. (ОМС), в связи с чем налоговая инспекция произвела начисление данных страховых взносов и пени, направив административному ответчику требование от 25 марта 2021 г. № об их уплате в срок до 19 мая 2021 г., которое не было исполнено, что послужило основанием для обращения налоговой инспекции к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены – в суд с указанным административным иском.
С учетом изложенного, ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просила суд взыскать с ФИО1 задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФ РФ на выплату страховой пенсии за 2017, 2018 годы в размере <данные изъяты> руб., пени на данную недоимку в размере <данные изъяты> руб.; задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в ФФОМС за 2017, 2018 годы в размере <данные изъяты> руб., пени на данную недоимку в размере <данные изъяты> руб., всего <данные изъяты> руб.
Ленинский районный суд г. Пензы постановил вышеуказанное решение об удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе ФИО1, действуя через своего представителя ФИО2, просит решение суда отменить как незаконное, постановленное при неправильном применении норм материального права, с нарушением ном процессуального права, указав, что допущенное в настоящем деле несоблюдение налоговым органом установленных законодательством сроков и порядка взыскания страховых взносов является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Полагает, что применительно к задолженности за 2017 год днем выявления недоимки по уплате страховых взносов следует считать 9 января 2018 г., за 2018 год – 9 января 2019 г., срок направления требования в адрес налогоплательщика за 2017 год – не позднее 9 апреля 2018 г., за 2018 год – не позднее 9 апреля 2019 г., в связи с чем с заявлением о выдаче судебного приказа налоговая инспекция вправе была обратиться не позднее 27 октября 2018 г. применительно к задолженности по уплате страховых взносов за 2017 год и не позднее 27 октября 2019 г. применительно к задолженности по уплате страховых взносов за 2018 год. Данные сроки налоговой инспекцией не были соблюдены, требование об уплате задолженности было направлено лишь в мае 2021 года, а обращение к мировому судье имело место в июне 2021 года, ходатайство о восстановлении пропущенного срока для взыскания задолженности административным истцом заявлено не было. Также административный ответчик считает, что несвоевременная постановка на учет в качестве арбитражного управляющего при отсутствии вины ФИО1 не порождает для нее обязанность платить страховые взносы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы просит оставить решение суда без изменения, жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, административный истец представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии, административный ответчик и его представитель о причинах неявки не сообщили, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовали, обязательной явка сторон в судебное заседание не признавалась, в связи с чем, на основании части 2 статьи 289 и части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), дело по существу рассмотрено в отсутствие сторон.
Обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, проверив материалы дела, судебная коллегия полагает решение суда законным и обоснованным.
Статья 286 КАС РФ предусматривает, что органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419 НК РФ (здесь и далее нормы приведены в редакции, действовавшей в спорный период) арбитражные управляющие признаются плательщиками страховых взносов в числе иных лиц, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам.
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 432 НК РФ предусмотрено, что исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке и сроки, установленные статьями 69 и 70 НК РФ.
Статьями 72, 75 НК РФ установлено, что исполнение обязанности по уплате налогов и сборов может обеспечиваться пеней, которая начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки.
Как следует из материалов дела, ФИО1 в период с 4 февраля 2015 г. по 3 февраля 2021 г. была зарегистрирована в качестве арбитражного управляющего и признается плательщиком страховых взносов.
В связи с неисполнением административным ответчиком налоговой обязанности, 29 марта 2021 г. налоговым органом в адрес ФИО1 заказным письмом направлено требование № от 25 марта 2021 г. об уплате в срок до 19 мая 2021 г. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии, за 2017, 2018 годы в общем размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.), пени по данным взносам в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. за 2017 год за период с 10.01.2018 по 24.03.2021 и <данные изъяты> руб. за 2018 год за период с 10.01.2019 по 24.03.2021), недоимки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования, за 2017, 2018 годы в общем размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб.), пени по данным взносам в размере <данные изъяты> руб. (<данные изъяты> руб. за 2017 год за период с 10.01.2018 по 24.03.2021 и <данные изъяты> руб. за 2018 год за период с 10.01.2019 по 24.03.2021).
Административным ответчиком требование налогового органа исполнено не было, в связи с чем на основании заявления ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы и.о.мирового судьи судебного участка № 7 Ленинского района г. Пензы вынесен судебный приказ от 11 июня 2021 г., который по заявлению должника определением и.о.мирового судьи того же судебного участка от 30 июня 2021 г. был отменен, после чего 5 декабря 2021 г. налоговый орган обратился в суд с административным иском.
Удовлетворяя административный иск ИФНС России по Ленинскому району г. Пензы, суд исходил из того, что требование налогового органа не исполнено ФИО1, у нее имеется указанная задолженность по страховым взносам за 2017, 2018 годы, пени, и предусмотренные законом основания для освобождения административного ответчика от исполнения налоговой обязанности отсутствуют.
Данные выводы, по мнению судебной коллегии, являются правильными, соответствуют установленным по делу обстоятельствам и нормам налогового законодательства.
Доводы апелляционной жалобы о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с заявлением о взыскании спорной задолженности ввиду несоблюдения срока для направления требования, не могут быть признаны обоснованными.
В силу абзаца 13 пункта 2 статьи 11 НК РФ сумма налога, сбора или страховых взносов, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок, признается недоимкой.
Пунктом 2 статьи 69 и пунктом 1 статьи 70 НК РФ установлено, что при наличии у налогоплательщика недоимки, не позднее трех месяцев со дня ее выявления налогоплательщику направляется требование об уплате налога, которое в силу положений пункта 6 статьи 69 настоящего Кодекса считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Нарушение налоговым органом срока направления требования об уплате налога, предусмотренного пунктом 1 статьи 70 НК РФ, само по себе не влечет нарушения последующей процедуры взыскания соответствующего налога с налогоплательщика. В то же время с даты выявления недоимки не должны быть превышены совокупные сроки, установленные статьей 48 НК РФ (срок обращения в суд после истечения сроков, установленных требованием, при превышении установленной законом суммы), статьей 69 НК РФ (срок, в течение которого требование считается полученным, а также срок для исполнения требования) и статьей 70 НК РФ (трехмесячный срок не позднее дня выявления недоимки).
Срок направления требования об уплате налога по пункту 1 статьи 70 НК РФ исчисляется со следующего дня после наступления срока уплаты налога (авансового платежа).
Под днем выявления недоимки следует понимать следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов.
При уплате страховых взносов с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 57 НК РФ).
По общему правилу, установленному частью 2 статьи 286 КАС РФ, исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Статьей 48 НК РФ установлен шестимесячный срок на подачу заявления о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица в порядке приказного производства, который исчисляется со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, и аналогичной продолжительности срок для реализации налоговым органом права на взыскание недоимки в порядке искового производства, который подлежит исчислению со дня вынесения определения об отмене судебного приказа.
Обязанность по уплате страховых взносов за 2017 год должна была быть исполнена ФИО1 31 декабря 2017 г., а за 2018 год – 31 декабря 2018 г., следовательно, днем выявления недоимки за 2017 год следует считать9 января 2018 г., за 2018 год – 9 января 2019 г., т.е. следующий день после наступления срока уплаты страховых взносов с учетом нерабочих праздничных дней.
С учетом приведенных обстоятельств и положений налогового законодательства требование об уплате страховых взносов за 2017 год должно было быть направлено ФИО1 не позднее 9 апреля 2018 г., соответственно совокупный срок на обращение к мировому судье истекалв октябре 2018 года; требование об уплате страховых взносов за 2018 год должно было быть направлено ФИО1 не позднее 9 апреля 2019 г., совокупный срок на обращение к мировому судье истекалв октябре 2019 года
Фактически требование№ об уплате страховых взносов за 2017, 2018 годы (срок исполнения до 19 мая 2021 г.) направлено налогоплательщику 29 марта 2021 г.
Судебный приказ о взыскании с ФИО1 задолженности по страховым взносам и пени за 2017, 2018 годы на основании указанного требования был вынесен мировым судьей 11 июня 2021 г.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 г. № 62 «О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве», истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 НК РФ является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 КАС РФ), тем самым фактически восстановив срок.
После отмены судебного приказа налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением с соблюдением установленного статьей 48 НК РФ шестимесячного срока. В этой связи, вопреки доводам апелляционной жалобы, для рассмотрения заявленных требований о взыскании недоимки по страховым взносам и пени за 2017, 2018 годы не требовалось разрешения вопроса о восстановлении срока на обращение в суд.
Кроме того, по смыслу положений статьи 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате.
Налоговой инспекцией последовательно принимались меры по взысканию налоговой задолженности, уполномоченным государственным органом в установленный законом срок явно выражена воля на взыскание в принудительном порядке с административного ответчика неуплаченных сумм страховых взносов, в связи с чем подано заявление о вынесении судебного приказа, предъявлен настоящий административный иск; отмена судебного приказа позволяла налоговой инспекции предъявить административные исковые требования.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, судебная коллегия полагает правильным удовлетворение административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы отмену решения суда не влекут, судом при разрешении дела нарушений норм процессуального права не допущено, оснований, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Ленинского районного суда г. Пензы от 24 февраля 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, поданную ее представителем ФИО2, – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через Ленинский районный суд г. Пензы.
Председательствующий
Судьи