Судья: Иванов И.М. Дело № 33а-1788/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г.Якутск 21 мая 2018 г.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего Ноевой В.В., судей Оконешниковой М.М., Дьяконовой З.С.,
при секретаре Богатырёвой Л.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика на решение Булунского районного суда РС(Я) от 5 марта 2018 года, которым по делу по административному исковому заявлению общественного представителя Уполномоченного по правам человека в РС(Я) по Жиганскому району Константиновой М.Е. к Министерству труда и социального развития РС(Я) о признании заключения о невозможности включения Софронова Г.И. в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я), незаконным
постановлено:
Административное исковое заявление Общественного представителя Уполномоченного по правам человека в Республике Саха (Якутия) по Жиганскому району Константиновой М.Е. к Министерству труда и социального развития Республики Саха (Якутия) о признании заключения о невозможности включения в Единый реестр детей- сирот и детей оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Республике Саха (Якутия), Софронова Г.И., незаконным, - удовлетворить.
Признать Заключение Министерства труда и социального развития Республики Саха (Якутия) № ... от 15.06.2017 г. о невозможности включения Софронова Г.И. в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения - незаконным.
Обязать Министерство труда и социального развития Республики Саха (Якутия) включить Софронова Г.И., _______ г.р., уроженца .......... в Единый республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилого помещения, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Заслушав доклад судьи Дьяконовой З.С., пояснения заинтересовнаного лица Софронова Г.И., представителя Уполномоченного по правам человека в РС(Я) Ильченко А.Н., представителя Министерства труда и социального развития РС(Я) Федоровой Т.Д., изучив материалы дела, судебная коллегия
установила:
Общественный представитель Уполномоченного по правам человека в РС(Я) по Жиганскому району Константинова М.Е. обратилась с вышеуказанным административным иском к Министерству труда и социального развития РС(Я), в обоснование указав, что 21.12.2016 было вынесено решение суда о признании Софронова Г.И. лицом, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся в возрасте до 18 лет без попечения родителей. Летом Софронов Г.И. обратился в отдел опеки и попечительства администрации района, чтобы его включили в республиканский реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. 05.09.2017 ему было вручено заключение Министерства труда и социального развития РС(Я) от 15.06.2017 о невозможности включения его в Единый республиканский реестр по той причине, что заявитель не был признан нуждающимся в жилом помещении до вступления в силу Закона РС(Я) от 15.12.2012 1154-З №1201-IV. Однако Софронов Г.И. состоял на учете в числе граждан нуждающихся в обеспечении жильем с 27.10.2003, в 26.10.2011 был снят с учета ввиду отсутствия перерегистрации, поскольку долгое время жил и работал в ********, вновь был восстановлен в очереди 28.10.2015.
05.03.2018 судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласился административный ответчик.
В апелляционной жалобе представитель Министерства труда и социального развития РС(Я) ссылается на то, что на момент принятия заключения о невозможности включения в реестр в 2017 г. Софронов был признан нуждающимся в жилых помещениях как малоимущий, но не имел статуса лица из числа оставшихся без попечения родителей, ему на момент обращения было *** года. Он был признан оставшимся без попечения родителей решением суда 21.12.2016. Просит отменить решение суда и вынести новый судебный акт, которым в удовлетворении требований отказать.
Судебная коллегия, выслушав участвующих в деле лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения, приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку Софронов Г.И. являлся лицом, оставшимся без попечения родителей с 1988 г., был признан нуждающимся в жилом помещении с 27.10.2003.
Судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, административное исковое заявление подано общественным представителем Уполномоченного по правам человека в РС(Я) по Жиганскому району Константиновой М.Е.
В соответствии с частью 1 статьи 40 КАС РФ в случаях, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Кодексом и другими федеральными законами, государственные органы, должностные лица, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации могут обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, публичных интересов.
Компетенция, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определяются Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации".
В порядке подпункта 3 пункта 1 статьи 29 Федерального конституционного закона "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" по результатам рассмотрения поступивших жалоб уполномоченный вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, а также лично либо через своего представителя участвовать в процессе в установленных законом формах.
Подпунктом "а" пункта 1 ст. 26 Закона Республики Саха (Якутия) от 17.10.2002 56-З N 449-II "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" также определено, что по результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в случаях и порядке, предусмотренных КАС РФ.
В соответствии со статьей 38 Закона РС(Я) "Об Уполномоченном по правам человека в Республике Саха (Якутия)" для оказания содействия в осуществлении полномочий в муниципальных районах, городских округах Уполномоченный вправе назначать своих общественных представителей и общественных помощников.
По смыслу указанных выше норм, правом подачи заявления в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, наделен уполномоченный по правам человека. Общественный представитель уполномоченного по правам человека правом подачи заявлений от своего имени не наделен.
Таким образом, у общественного представителя Уполномоченного по правам человека в РС(Я) в Жиганском районе Константиновой М.Е. отсутствовали полномочия для обращения с настоящим административным исковым заявлением.
В силу статьи 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть адвокаты и иные лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование. Адвокаты должны представить суду документы, удостоверяющие статус адвоката в соответствии с федеральным законом и их полномочия, а иные представители - документы о своем образовании, а также документы, удостоверяющие их полномочия.
Согласно части 1 статьи 58 приведенного Кодекса суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей.
Из искового заявления следует, что иск подан в защиту интересов Софронова Г.И. Между тем, доверенность на подписание искового заявления, на предъявление его в суд, на представление интересов Софронова Г.И. в судебном заседании, не представлено. В суде апелляционной инстанции Софронов Г.И. пояснил, что он не выдавал доверенность Константиновой М.Е. на осуществление указанных выше действий в его интересах. Кроме того, выступая в качестве представителя по административному делу, документов о высшем юридическим образовании Константинова М.Е. не представляет. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что Константинова М.Е. не обладала правомочием обращаться в суд с данным исковым заявлением, ни как общественный представитель уполномоченного по правам человека в РС(Я), ни как представитель Софронова Г.И. Эти обстоятельства судом первой инстанции не были учтены.
При таких обстоятельствах, поскольку административное исковое заявление подано лицом, не имеющим полномочий на его подачу, у суда первой инстанции отсутствовали основания для разрешения заявленных требований по существу.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.
Согласно п. 4 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить решение суда первой инстанции полностью или в части и прекратить производство по административному делу либо оставить заявление без рассмотрения полностью или в части по основаниям, указанным в статьях 194 и 196 КАС РФ.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции не учел вышеуказанные обстоятельства, в связи с чем судебная коллегия находит решение суда первой инстанции принятым с существенным нарушением норм процессуального законодательства.
В связи с этим, обжалуемое решение суда подлежит отмене, а административное исковое заявление общественного представителя Уполномоченного по правам человека в РС(Я) по Жиганскому району Константиновой М.Е. - оставлению без рассмотрения.
Руководствуясь ст. ст. 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Булунского районного суда РС(Я) от 5 марта 2018 года отменить.
Административное исковое заявление общественного представителя Уполномоченного по правам человека в РС(Я) по Жиганскому району Константиновой М.Е. к Министерству труда и социального развития РС(Я) о признании заключения о невозможности включения Софронова Г.И. в Единый реестр детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в РС(Я), незаконным оставить без рассмотрения.
Председательствующий: В.В. Ноева
Судьи М.М. Оконешникова
З.С. Дьяконова