ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1789/2021 от 18.02.2021 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья 1-й инстанции Прохоров А.В.

УИД 38RS0015-01-2020-000186-91

№ 33а-1789/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Иркутск

Иркутский областной суд в составе судьи Бутиной Е.Г., рассмотрел единолично частную жалобу инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края на определение судьи Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 г. о возвращении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края к А. о взыскании недоимки по налогам, пени,

установил:

инспекция Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края (далее – инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к А. о взыскании недоимки по налогам, пени.

Определением судьи Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 г. указанное административное исковое заявление возвращено на основании пункта 4 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в связи с тем, что административное исковое заявление подписано лицом, не имеющим полномочий на его подписание. Также судьей указано, что список почтовых отправлений, содержащий сведения, что в адрес А. направлено заказное письмо, достоверно не подтверждает направление копии административного искового заявления и приложенных к нему документов.

В частной жалобе представитель налогового органа ФИО1 просит определение судьи о возвращении административного искового заявления отменить и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на то, что полномочия лица, подписавшего административное исковое заявление, были оформлены и подтверждены копией доверенности, в которой отражены полномочия на подписание административного искового заявления. В случае если у суда возникли сомнения в достоверности списка почтовых отправлений, подтверждающих направление копии административного искового заявления ответчику, то суд вправе был оставить административное исковое заявление без движения, а не возвращать его.

Частная жалоба рассмотрена судьей единолично по правилам, установленным главой 34 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, без проведения судебного заседания в соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого судебного акта, суд полагает определение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу пункта 4 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает исковое заявление в случае, если административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд.

Возвращая административное исковое заявление, судья первой инстанции исходил из отсутствия документа, подтверждающего полномочия лица, его подписавшего, а также отсутствия доказательств направления копии административного искового заявления с приложением административному ответчику.

С указанными выводами суд апелляционной инстанции не может согласиться в силу следующего.

Частью 1 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.

Положениями пункта 5 части 1 статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что к административному исковому заявлению прилагается доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.

Согласно требованиям норм статьи 126 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не установлено настоящим Кодексом, к административному исковому заявлению прилагаются, в том числе уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с частью 7 статьи 125 настоящего Кодекса копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора;

доверенность или иные документы, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования или ученой степени по юридической специальности, если административное исковое заявление подано представителем.

В силу статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья, установив, что административное исковое заявление подано в суд без соблюдения требования статей 125 и 126 настоящего Кодекса, выносит определение об оставлении заявления без движения, о чем извещает лицо, подавшее заявление, и предоставляет ему разумный срок для исправления недостатков.

Суд апелляционной инстанции не может согласиться с доводами частной жалобы о том, что к административному исковому заявлению была приложена копия доверенности на представителя налоговой инспекции ФИО1, поскольку в качестве приложения к исковому заявления доверенность не указана.

Вместе с тем, отсутствие приложенной копии доверенности к административному исковому заявлению, а также документов, подтверждающих направление копии административного искового заявления административному ответчику, является в силу статьи 130 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основанием для оставления административного искового заявления без движения.

С учетом изложенного определение судьи Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 г. нельзя признать законным и оно подлежит отмене с возвращением административного искового заявления в суд первой инстанции для разрешения вопроса о принятии к производству суда.

На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

определил:

определение судьи Мамско-Чуйского районного суда Иркутской области от 25 декабря 2020 г. о возвращении административного искового заявления инспекции Федеральной налоговой службы по Северскому району Краснодарского края к А. о взыскании недоимки по налогам, пени отменить.

Материал по административному исковому заявлению направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.

Апелляционное определение может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.

Судья

Е.Г. Бутина