СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА дело 33а -1791
судья Ракутина Ж.К.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Салехард 4 июля 2019 г.
Судебная коллегия по административным делам суда Ямало-Ненецкого АО в составе:
председательствующего Домрачева И.Г.,
судей коллегии Ощепкова Н.Г. и Мочаловой Н.В.,
при секретаре Хафизовой К.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного истца Барабаш Л.М. на решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 24 апреля 2019 г., которым заявителю отказано в удовлетворении административного иска.
Заслушав доклад судьи Домрачева И.Г., прокурора Ерёмина О.Г. по возражениям на апелляционную жалобу, судебная коллегия
установила:
в административном иске Барабаш Л.А. оспорила законность предостережения и.о. прокурора города Муравленко Гаврилова П.С. (далее во всех случаях -прокурор, прокуратура) от 22.03. 2019, вынесенного в её адрес, о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе…, полагая, что такая обязанность в силу действующего законодательства, которому заявителем дано толкование в административном иске, отсутствует.
Прокурор Гаврилов П.С. придерживался представленных суду письменных возражений на административный иск.
Участвующая в деле в качестве соответчика, прокуратура Ямало-Ненецкого АО позицию относительно административного иска суду не представила.
Рассмотрев и разрешив административное дело, суд вынес решение об отказе в удовлетворении административного иска.
В апелляционной жалобе административным истцом Барабаш Л.А. приведены те же, что и ранее в административном иске доводы и нормы закона, на которых основана позиция о незаконности вынесенного прокурором предостережения. Дополнительно указано на то, что суд безосновательно сослался на Методические рекомендации Минтруда - документ не относящийся к нормативным правовым актам.
На апелляционную жалобу прокурором города Муравленко Вячиным Ю.А. направлены возражения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для признания обоснованным направленного прокурором в адрес административного истца предостережения.
В ходе рассмотрения и разрешения административного дела судом установлено, что Барабаш Л.М. на основании срочного трудового договора №19/09 от 30 октября 2009 г. принята в Управление образования администрации г. Муравленко с 2 ноября 2009 г. с последующим заключением сторонами дополнительного соглашения №104/10 от 1 июля 2010 г.; 27 февраля 2012 г. принята на должность экономиста по материально-техническому снабжению (6 разряда) в хозяйственно-эксплуатационный отдел на неопределенный срок с последующим заключением сторонами дополнительного соглашения №2-а от 1 апреля 2014 г., №3 от 15 мая 2015 г., №4 от 01 октября 2015 г., №5 от 13 мая 2016 г., №6 от 31 июля 2017 г., №7 от 29 декабря 2017 г., №8 от 21 декабря 2018 г.
Приказом начальника Управления образования Администрации г. Муравленко №377-к от 22 октября 2018 г. на основании статьи 151 Трудового кодекса РФ в связи с отсутствием (ежегодный оплачиваемый отпуск, отпуск по беременности и родам) Козловской Т.И., начальника отдела по закупкам, её должностные обязанности возложены на Барабаш Л.М., специалиста по закупкам 19 октября 2018 г. и с 22 октября по 31 декабря 2018 г. без освобождения от основных обязанностей с оплатой за совмещение должностей в размере 50% от базового оклада по занимаемой должности (л.д. 18).
На основании данного приказа в указанный период Барабаш Л.М. совмещала должность муниципальной службы, включенную в перечень должностей муниципальной службы, при замещении которых муниципальные служащие Администрации города Муравленко обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, следовательно, она обязана представлять сведения о полученных ею доходах, расходах, об имуществе, принадлежащем ей на праве собственности, и об обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.
Данное обстоятельство послужило основанием для вынесения прокурором предостережения о недопустимости нарушения закона от 22.03. 2019 (далее- предостережение прокурора) в отношении и.о. начальника отдела по закупкам управления образования Администрации г. Муравленко Барабаш Л.М. о недопустимости нарушения требований законодательства о противодействии коррупции при предоставлении сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2018 г. (л.д. 10-12).
Согласно пункту 4 части 2 статьи 310 КАС РФ нарушение или неправильное применение норм материального права является основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке.
При вынесении прокурором предостережения и признании его законным судом, подлежащие применению нормы материального права нашли неверное толкование.
Федеральный закон от 25.12. 2008 N273-ФЗ "О противодействии коррупции” (далее- Закон о противодействии коррупции) как следует из его преамбулы, устанавливает основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Признание, обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; определены в нём как основные принципы противодействия коррупции (пункты 1 и 2 статьи 3).
В соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 6 Закона о противодействии коррупции профилактика коррупции осуществляется путем применения следующих основных мер, в том числе:
предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами;
установление в качестве основания для освобождения от замещаемой должности и (или) увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, с замещаемой должности государственной или муниципальной службы или для применения в отношении его иных мер юридической ответственности непредставления им сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также представления заведомо ложных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В целях противодействия коррупции данный Закон установил для лиц, замещающих должности государственной и муниципальной службы, следующие запреты и обязанности:
запрет открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами (пункт 3 части 1 статьи 7.1);
обязанность представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (пункт 1 и 4 части 1 статьи 8);
обязанность представлять сведения о своих расходах (часть 1 статьи 8.1);
обязанность уведомлять о склонении к совершению коррупционных правонарушений (часть 1 статьи 9);
обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте или о возможности его возникновения, как только станет об этом известно (часть 1 и 2 статьи 11);
обязанность в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11).
Неисполнение данных обязанностей и запретов является коррупционным правонарушением, влекущим увольнение государственного и муниципального служащего с государственной или муниципальной службы (часть 9 статьи 8, часть 3 статьи 8.1, часть 3 статьи 9, часть 5.1 статьи 11 Закона о противодействии коррупции). Физические лица, совершившие коррупционные правонарушения, несут дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 13 Закона о противодействии коррупции).
Приведенному правовому регулированию соответствуют нормативные правовые акты, устанавливающие правовое положение (статус) государственных и муниципальных служащих, в которых закреплены аналогичные обязанности и запреты.
Так статья 15 Федерального закона от 02.03. 2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (далее- Закон о муниципальной службе) возлагает на муниципального служащего замещающего должность муниципальной службы, включенную в соответствующий перечень, обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в порядке и по форме, которые установлены для представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
То же требование содержит статья 11 Закона Ямало-Ненецкого АО от 22.06. 2007 N67-ЗАО "О муниципальной службе в Ямало- Ненецком автономном округе".
Перечень должностей муниципальной службы Администрации г. Муравленко, при замещении которых муниципальные служащие Администрации г. Муравленко обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержден постановлением Администрации города Муравленко от 26.12.2016 N552.
Согласно пункту 5.8 Перечня, лица замещающие должность начальника отдела по закупкам в Управлении образования Администрации города обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В свою очередь, согласно части 1 статьи 1 Закона о муниципальной службе, предметом его регулирования являются отношения, связанные с поступлением на муниципальную службу граждан Российской Федерации, граждан иностранных государств - участников международных договоров Российской Федерации, в соответствии с которыми иностранные граждане имеют право находиться на муниципальной службе (далее - граждане), прохождением и прекращением муниципальной службы, а также с определением правового положения (статуса) муниципальных служащих.
Согласно понятию муниципальной службы и понятию муниципального служащего в части 1 статьи 2 и части 1 статьи 10 Закона- это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта); муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Часть 1 статьи 22 Закона о муниципальной службе указывает на то, что плата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации; а статья 23 предоставляет муниципальному служащему ряд гарантий по замещаемой должности.
При этом, согласно статьи 17 (части 1 и 2) при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.
Порядок проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы устанавливается муниципальным правовым актом, принимаемым представительным органом муниципального образования…
Такой порядок установлен Решением Городской Думы г. Муравленко от 03.02.2011 N 45 "Об утверждении Порядка проведения конкурса на замещение должности муниципальной службы в муниципальном образовании город Муравленко".
В целях проведения оценки профессионального уровня муниципальных служащих в рамках определения их соответствия замещаемым должностям муниципальной службы частью 1 статьи 18Закона о муниципальной службе предусмотрена процедура аттестации. Согласно части 6 статьи 18 того же Закона Положение о проведении аттестации муниципальных служащих утверждается муниципальным правовым актом в соответствии с типовым положением о проведении аттестации муниципальных служащих, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации, положения которого также должны учитывать установленную муниципальным правовым актом систему квалификационных требований.
Согласно понятию трудового договора в стать 56 Трудового кодекса РФ - это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.
В соответствии со статьёй 160.2 ТК РФ с письменного согласия работника ему может быть поручено выполнение в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором, дополнительной работы по другой или такой же профессии (должности) за дополнительную оплату (статья 151 настоящего Кодекса).
Поручаемая работнику дополнительная работа по другой профессии (должности) может осуществляться путем совмещения профессий (должностей). Поручаемая работнику дополнительная работа по такой же профессии (должности) может осуществляться путем расширения зон обслуживания, увеличения объема работ. Для исполнения обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику может быть поручена дополнительная работа как по другой, так и по такой же профессии (должности).
Срок, в течение которого работник будет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем устанавливаются работодателем с письменного согласия работника.
Работник имеет право досрочно отказаться от выполнения дополнительной работы, а работодатель - досрочно отменить поручение о ее выполнении, предупредив об этом другую сторону в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.
Согласно статьи 151 ТК РФ при совмещении профессий (должностей), расширении зон обслуживания, увеличении объема работы или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы, определенной трудовым договором, работнику производится доплата.
Размер доплаты устанавливается по соглашению сторон трудового договора с учетом содержания и (или) объема дополнительной работы (статья 60.2 настоящего Кодекса).
На основании части седьмой статьи 11 ТК РФ на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.
В силу части 2 статьи 3 Закона о муниципальной службе на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.
Анализ и оценка установленных по делу обстоятельств применительно к приведённым нормам и нормативным правовым актам, указывают на вывод о том, что приказ начальника Управления образования Администрации г. Муравленко №377-к от 22 октября 2018 г., которым на административного истца была возложена обязанность исполнения на основании статьи 151 Трудового кодекса РФ начальника отдела по закупкам 19 октября 2018 г. и с 22 октября по 31 декабря 2018 г. без освобождения от основных обязанностей с оплатой за совмещение должностей в размере 50% от базового оклада по занимаемой должности и совмещение её в тот же период должности муниципальной службы, входящей в перечень должностей муниципальной службы Администрации г. Муравленко, при замещении которых муниципальные служащие Администрации г. Муравленко обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не влечёт исполнения Сорока О.В. названной обязанности, поскольку Барабаш Л.В. в смысле норм федерального законодательства не замещала данную муниципальную должность.
В установленных обстоятельствах административный иск подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Муравленковского городского суда Ямало-Ненецкого АО от 29 апреля 2019 г. отменить полностью и вынести новое, которым административный иск Сорока О.В. удовлетворить.
Признать незаконным предостережение и.о. прокурора города Муравленко Гаврилова П.С. от 22 марта 2019 г. о недопустимости нарушения закона, вынесенное в адрес Сорока О.В.
Председательствующий
Судьи: /подписи/