ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-17919/19 от 16.10.2019 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Верещагина В.В. Дело № 33а-17919/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Ростовского областного суда в составе председательствующего: Москаленко Ю.М.

судей: Утемишевой А.Р., Сачкова А.Н.

при секретаре: Тхаговой И.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Государственной жилищной инспекции Ростовской области о признании незаконным отказа во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления, оформленного приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 21.05.2019 №862/15-л, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 03 июля 2019 года.

Заслушав доклад судьи Москаленко Ю.М., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с административным иском к Государственной жилищной инспекции Ростовской области, заинтересованные лица ООО «УК «ЖКО», ООО «УК «Морион», ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29, ФИО30, ФИО31, ФИО32, ФИО33, ФИО34, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО41, ФИО42, ФИО43, ФИО44, ФИО45, ФИО44, ФИО46, ФИО47, ФИО48, ФИО49, ФИО50, ФИО51, ФИО52, ФИО53, ФИО54, ФИО55, ФИО56, ФИО57, ФИО58, ФИО59, ФИО60, ФИО61, ФИО62, ФИО63, ФИО64, ФИО65, ФИО66, ФИО67, ФИО68, ФИО69, ФИО70, ФИО71, ФИО72, ФИО73, ФИО74, ФИО75, ФИО76, ФИО77, ФИО78, ФИО79, ФИО80, ФИО81, Администрация г.Таганрога о признании незаконным отказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления, оформленного приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 21.05.2019 № 862/15-Л.

В обоснование заявленных требований указала, что является собственником квартиры, находящейся в многоквартирном доме, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. С 2017 года управление указанным домом осуществляла управляющая компания ООО «УК Морион» на основании решения общего собрания собственников, оформленного протоколом общего собрания собственников.

Собственники помещений многоквартирного дома, желая отказаться от исполнения данного договора управления с ООО «УК Морион», провели общее собрание собственников многоквартирного дома, оформленное протоколом № 24/12 от 24.12.2018, и приняли ряд решений, касающихся управления их общим имуществом, в том числе, о расторжении с 01.02.2019 договора управления общим имуществом с ООО «УК Морион». О факте принятия собственниками решения о расторжении с 01.02.2019 договора управления ООО «УК «Морион» было уведомлено путем направления в адрес управляющей компании копии протокола № 24/12 от 24.12.2018 с приложениями заказным письмом с описью вложения 11.01.2019.

В дальнейшем договоры заключенные собственниками помещений многоквартирного дома с новой управляющей компанией были переданы в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области.

В мае 2019 года ФИО1 стало известно о получении ООО «УК «ЖКО» приказа Государственной жилищной инспекции Ростовской области № 862/15-Л от 21.05.2019, которым ООО «УК «ЖКО» отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области.

Причиной отказа во внесении изменений в реестр лицензий явилось наличие нерасторгнутого договора по управлению многоквартирным домом, заключенным ранее с ООО «УК Морион» и принятие на общем собрании собственников помещений многоквартирного АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН в г.Таганроге 20.02.2019 решений об утверждении отчета ООО «УК Морион» за 2018 год, о продлении договора управления с данной управляющей организацией на очередной календарный год, утвержден план первоочередных работ на 2019 год.

По мнению истца, вопрос о продлении договора управления с ООО «УК «Морион» не мог обсуждаться собственниками помещений многоквартирного дома, поскольку на тот момент договор с ООО «УК Морион» расторгнут в одностороннем порядке в соответствии с решением общего собрания, оформленного протоколом № 24/12 от 24.12.2018.

ФИО1 полагает, что отказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления, оформленный приказом № 862/15-Л от 21.05.2019, является незаконным, нарушающим ее права, свободы и законные интересы, поскольку создаются препятствия для осуществления жилищных прав, вытекающих из правоотношений, регулируемых жилищным законодательством.

Решением Таганрогского городского суда Ростовской области от 03 июля 2019 года административные исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить вышеуказанное решение, полагая его незаконным и необоснованным, подлежащим отмене и принять новое решение, которым удовлетворить её требования в полном объеме.

Заявитель жалобы, повторяя доводы административного искового заявления, настаивает на том, что отказ Государственной жилищной инспекцией Ростовской области во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления, является незаконным.

Считает, что не имеет существенного значения, тот факт, что ООО «УК Морион» не было заблаговременно уведомлено о расторжении договора управления многоквартирным домом.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились ФИО1, а также ее представители ФИО82 и ФИО83, доводы апелляционной жалобы поддержали, настаивали на ее удовлетворении.

В отсутствие иных лиц, участвующих в деле, дело рассмотрено в их отсутствие, в порядке ч. 2 ст. 150 КАС Российской Федерации.

Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения ФИО1 и ее представителей ФИО82 и ФИО83, судебная коллегия по административным делам не находит оснований, предусмотренных положениями статьи 310 КАС РФ, для отмены решения суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что оспариваемый приказ Государственной жилищной инспекции Ростовской области вынесен уполномоченным должностным лицом органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в пределах его полномочий, в соответствии с требованиями федерального законодательства, регулирующего правоотношения в жилищной сфере.

При этом суд учел, что вышеуказанный приказ принят на основании заключения о результатах проверки заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и документов от 21.05.2019.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции правильными, мотивированными, подтвержденными имеющимися в деле доказательствами, получившими оценку по правилам ст. 84 КАС Российской Федерации.

Как следует из статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, органом управления многоквартирным домом является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, к компетенции которого относится выбор способа управления многоквартирным домом.

Обязанность собственников помещений в многоквартирном доме по определению способа управления своим домом установлена в статье 161 Жилищного кодекса Российской Федерации. Способ управления выбирается и может быть изменен в любое время на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме.

В силу части 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации многоквартирный дом может управляться только одной управляющей организацией.

Решение о выборе способа управления принимается большинством голосов присутствующих на общем собрании домовладельцев или их представителей и оформляется протоколом (статья 46 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Частью 8.2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме в одностороннем порядке вправе отказаться от исполнения договора управления многоквартирным домом, если управляющая организация не выполняет условий такого договора, и принять решение о выборе иной управляющей организации или об изменении способа управления данным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации копии решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме подлежат обязательному представлению лицом, по инициативе которого было созвано общее собрание, в управляющую организацию, правление товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива не позднее чем через десять дней после проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

На основании пункта 18 Правил осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 № 416 в случае принятия собранием решения о смене способа управления многоквартирным домом, истечения срока договора управления многоквартирным домом или досрочного расторжения такого договора уполномоченное собранием лицо, орган управления товарищества или кооператива в течение 5 рабочих дней направляет организации, ранее управлявшей таким домом, а также в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление регионального государственного жилищного надзора, орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля (далее - орган государственного жилищного надзора (орган муниципального жилищного контроля), уведомление о принятом на собрании решении с приложением копии этого решения.

Указанное уведомление должно содержать наименование организации, выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме для управления этим домом, ее адрес, а в случае непосредственного управления собственниками помещений в таком доме - сведения об одном из собственников, указанном в решении собрания о выборе способа управления многоквартирным домом.

В соответствии с частью 1 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации и пунктом 51 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.

Согласно частям 1 и 2 статьи 195 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о лицензировании деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших данный вид деятельности, содержатся в реестре лицензий субъекта Российской Федерации (далее - реестр лицензий). Реестр лицензий должен содержать раздел, который включает в себя сведения об адресах многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом в системе. Состав указанных сведений, подлежащих размещению в системе, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора (часть 2 статья 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Орган государственного жилищного надзора после получения сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, вносит изменения в реестр лицензий субъекта Российской Федерации в порядке и в сроки, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства (часть 3 статья 198 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения о Государственной жилищной инспекции Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 27.02.2012 № 125 Государственная жилищная инспекция Ростовской области является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, проведение организационных мероприятий для формирования лицензионной комиссии Ростовской области по лицензированию деятельности по управлению многоквартирными домами и организационно-техническое обеспечение ее деятельности и иных функций, предусмотренных Положением.

Согласно пунктам 2.1.9.1 и 2.1.9.2 вышеуказанного Положения Государственная жилищная инспекция Ростовской области осуществляет деятельность по лицензированию предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль. Формирует и ведет реестр лицензий на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами Ростовской области (далее - реестр лицензий Ростовской области), а также в установленном порядке направляет данные, содержащиеся в реестре лицензий Ростовской области в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Приказом Министерства строительства жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр утвержден Порядок и сроки внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации" (далее - Порядок).

Согласно пункту 2 Порядка изменения в реестр лицензий вносятся органом государственного жилищного надзора субъекта Российской Федерации на основании представленного лицензиатом заявления о внесении изменений в реестр, содержащего следующие сведения: адрес многоквартирного дома; основания заключения и (или) расторжения договора управления многоквартирным домом; копия договора управления многоквартирным домом; данные о лицензиате (наименование, идентификационный номер налогоплательщика, номер лицензии на право осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами).

В пункте 3 Порядка установлен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в реестр.

Согласно пункту 4 Порядка рассмотрение заявления и документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, и принятие одного из решений, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, осуществляется органом государственного жилищного надзора в течение десяти рабочих дней с даты поступления заявления.

В соответствии с пунктом 5 Порядка в ходе рассмотрения заявления и документов органом государственного жилищного надзора осуществляется проверка заявления и документов на предмет соблюдения следующих условий:

а) соответствия заявления и документов положениям пунктов 2 и 3 настоящего Порядка;

б) достоверности сведений, содержащихся в заявлении и документах, указанных в пункте 3 настоящего Порядка;

в) отсутствие противоречий сведений, представленных лицензиатом, уже содержащимся в реестре на момент рассмотрения заявления сведениям;

г) выполнения заявителем требования, установленного частью 2 статьи 198 Жилищного кодекса Российской Федерации, о размещении указанной в заявлении информации в системе, в случае наличия данной обязанности у заявителя;

д) отсутствия вступившего в законную силу решения суда о признании заявителя банкротом в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)";

е) отсутствия признаков ничтожности решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по основаниям, установленным гражданским законодательством Российской Федерации, а также в случае принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения о выборе непосредственного способа управления таким многоквартирным домом в нарушение положения пункта 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В пункте 6 Порядка установлено, что по итогам проверки заявления и документов, представленных лицензиатом, оформляется заключение, в котором указываются результаты проверки по каждому из условий, указанных в пункте 5 настоящего Порядка, и предложения для принятия органом государственного жилищного надзора соответствующего решения в соответствии с пунктом 7 настоящего Порядка.

Согласно пункту 7 Порядка по результатам рассмотрения заявления и документов орган государственного жилищного надзора принимает одно из следующих решений:

а) о внесении изменений в реестр;

б) об отказе во внесении изменений в реестр и возврате заявления;

в) о приостановлении рассмотрения заявления.

Из пункта 8 Порядка следует, что решение о внесении изменений в реестр принимается органом государственного жилищного надзора в случае соответствия заявления и документов условиям, указанным в пункте 5 настоящего Порядка.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, приказом Государственной жилищной инспекции Ростовской области от 21.05.2019 № 862/15-Л отказано во внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области и возврате заявления.

Указанный приказ вынесен в связи с поступлением в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области заявления от 26.03.2019 № 37/1195 ООО «УК «ЖКО».

В данном приказе указано на несоответствие заявления ООО «УК «ЖКО» и приложенных к нему документов требованиям, установленным подпунктами «б» и «в» пункта 5 Порядка и сроков внесения изменений в реестр лицензий субъекта Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 25.12.2015 № 938/пр, выявленное органом государственного жилищного надзора по результатам проверки, проведенной в соответствии с пунктом 15 Порядка. Также указано на то, что договор управления многоквартирным домом, подписанным собственниками помещений с ООО «УК Морион», не расторгнут.

Как следует из вышеуказанного приказа, ООО «УК Морион» в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области предоставлена информация о проведении собственниками помещений в многоквартирном доме общего собрания, результаты которого оформлены протоколом общего собрания от 20.02.2019 №1.

Указанный протокол в соответствии с ч.1.1 ст.46 ЖК РФ поступил в Государственную жилищную инспекцию Ростовской области 01.04.2019. В соответствии с этим протоколом собственниками приняты решения об утверждении отчета ООО «УК Морион» за 2018 год, о продлении договора с данной управляющей организацией на очередной календарный год, утвержден план первоочередных работ на 2019 год.

В связи с этим заявление с приложенными документами Государственной жилищной инспекцией Ростовской области возвращено в адрес ООО «УК «ЖКО».

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действие договора управления многоквартирным домом, заключенного с ООО «УК Морион» не прекратилось, соответственно, основания для внесения изменений в реестр лицензий Ростовской области сведений о многоквартирном доме, расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, отсутствовали.

Довод заявителя о том, что последнее и актуальное волеизъявление собственников многоквартирного дома о расторжении договора с ООО «УК Морион» выражено протоколом от 24.12.2018 № 24/12, по мнению судебной коллегии является несостоятельным, исходя из нижеследующего.

На момент подачи заявления о внесении изменений в реестр лицензий Ростовской области в этом реестре содержалась информация о том, многоквартирный дом, расположенный по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, находился под управлением лицензиата ООО «УК Морион» на основании решения собственников, оформленного протоколом общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.

Достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что ООО «УК Морион» и Государственная жилищная инспекция Ростовской области в установленном порядке и сроки были надлежащим образом уведомлены о том, что собственниками вышеуказанного многоквартирного дома принято решение с 01.02.2019 о расторжении договора управления общим имуществом МКД с ООО «УК Морион», материалы не содержат, судам первой и апелляционной инстанций, не представлены.

Кроме того, решения принятые на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме от 20.02.2019, в установленном законом порядке оспорены не были.

В связи с этим должностное лицо Государственной жилищной инспекции Ростовской области обоснованно пришло к выводу о том, что договор управления многоквартирным домом, подписанный собственниками помещений с ООО «УК Морион», не расторгнут.

Таким образом, у лицензиата ООО «УК Морион» не прекратился договор управления многоквартирными домом, соответственно, у Государственной жилищной инспекции Ростовской области отсутствовали основания для внесения изменений в реестр лицензий Ростовской области по исключению сведений о многоквартирном доме расположенном по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, из управления лицензиата ООО «УК Морион».

При таком положении судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении административного искового заявления в полном объеме.

Доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны судебной коллегией основанием к отмене обжалуемого решения суда, поскольку направлены на переоценку выводов суда о фактических обстоятельствах дела и имеющихся в деле доказательствах, они не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию административного истца, выраженную в суде первой инстанции.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 310 КАС Российской Федерации, судом не допущено.

Руководствуясь ст.ст. 309, 311 КАС Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Таганрогского городского суда Ростовской области от 03 июля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: