САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Рег. № 33а-17933/2023 Судья: Бондарь А.Г.
78RS0022-01-2023-000459-83
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Санкт-Петербург 21 августа 2023 года
Судебная коллегия по административным делам Санкт-Петербургского городского суда в составе:
председательствующего Носковой Н.В.,
судей Есениной Т.В., Карсаковой Н.Г.
при секретаре Канарёве М.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2528/2023 по апелляционным жалобам Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, А. А. Е. на решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2023 года по административному исковому заявлению А. А. Е. к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» об оспаривании решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании совершить действия.
Заслушав доклад судьи Носковой Н.В., выслушав объяснения административного истца Алексеева А.Е., представителя административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга – Степанкевич Е.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Административный истец Алексеев А.Е. обратился в Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга с административным иском к Комитету имущественных отношения Санкт-Петербурга (далее – Комитет), СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», в котором просил: признать незаконным решение Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №... от 24 октября 2022 года, №... от 22 ноября 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка под гаражом; обязать выдать материалы и сведения из Региональной информационной системы (РГИС) для учета при подготовке схемы земельного участка.
В качестве меры по восстановлению нарушенного права просит обязать утвердить схему земельного участка, принять положительное решение о предварительном согласовании земельного участка.
В обоснование заявленных требований Алексеев А.Е. указал, что на основании ст. 6 Федерального закона от 05 апреля 2021 года № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», п. 2 ст.37 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» намерен получить в собственность земельный участок под гаражом с целью регистрации права собственности на земельный участок и на гараж в соответствии с п. 23 ст.70 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
13 сентября 2022 года административный истец подал в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заявление о согласовании земельного участка под гаражом, на которое 24 октября 2022 года получил решение №... об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.
31 октября 2022 года истец подал в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга заявление о несогласии с отказом, на которое получил решение №... от 22 ноября 2022 года, подтверждающее отказ.
В обоснование требования об обязании выдать материалы и сведения из Региональной информационной системы (РГИС) для учета при подготовке схемы земельного участка указано, что при принятии решения об отказе Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга учел отсутствие данных сведений в схеме. При этом, на обращение в СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» о предоставлении необходимых для оформления схемы данных был получен ответ о их нецелесообразности по причине отказа в предварительном согласовании земельного участка.
Решением Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2023 года заявленные требования удовлетворены частично, признан незаконным отказ в предоставлении дополнительных сведений РГИС, выраженный в письме СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» от 24 ноября 2022 года, обязав СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление о предоставлении дополнительных сведений РГИС.
В удовлетворении административного искового заявления к Комитету имущественных отношений Санкт-Петербурга, СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» о признании незаконным решения Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №... от 24 октября 2022 года, №... от 22 ноября 2022 года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, обязании утвердить схему земельного участка, обязании принять положительное решение о предварительном согласовании земельного участка отказано.
На указанное решение суда административным истцом ФИО1, административным ответчиком - Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга, поданы апелляционные жалобы (т. 2, л.д. 1-2, 8-18), в которых указанные лица просят решение суда первой инстанции отменить, как поставленное при неправильном применении норм материального и процессуального права, и неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ФИО1, указано, что суд не исследовал отсутствие оснований для отказа в удовлетворении Комитетом его заявления в соответствии подпунктами 1-23 статьи 39.16 Земельного кодекса РФ. Не правильно применил нормы закона в части того, кто имеет право обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также в части требования к заявителю на предоставление определенных документов, которые к нему не применимы. Все документы предусмотренные п.п.5-6 ст. 3.7 ФЗ-137 им представлены.
В обоснование доводов апелляционной жалобы Комитетом имущественных отношений Санкт-Петербурга указано, что Распоряжением Комитета от 20 сентября 2016 года № №... утвержден административный регламент Комитета по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в РГИС. Однако, ни топогеодезическая организация, ни административный истец не обращались в Комитет в установленном порядке за получением сведений из РГИС. Таким образом, оспариваемое решение не нарушает права и свободы административного истца.
В заседание суда апелляционной инстанции ФИО1 явился, доводы апелляционной жалобы поддержал.
В заседание суда апелляционной инстанции явился представитель административного ответчика Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга ФИО2, возражал против доводов апелляционной жалобы административного истца, доводы своей апелляционной жалобы поддержал.
Административный ответчик СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга», заинтересованные лица ООО «СкайЛайн-Гео», Гаражный кооператив «КАС -39 «Афонская», в заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены судом заблаговременно и надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, о причинах своей неявки в судебное заседание не известили.
Согласно части 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание по делу об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, лиц, участвующих в деле и их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Судебная коллегия в порядке части 2 статьи 150, статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения явившихся участников процесса, обсудив доводы апелляционных жалоб, приходит к следующему.
Судом первой инстанции и материалами дела установлены следующие обстоятельства.
13 сентября 2022 года административный истец обратился в Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в собственность.
К заявлению были приложены ответ ЦГА СПб от 31 августа 2022 года, ответ ГАТИ от 05 сентября 2022 года, выписка из публичной кадастровой карты о статусе земельного участка, копя акта приемки в эксплуатацию временных сооружений от 18 декабря 1997 года; схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная ООО «СкайЛайн-Гео», технический паспорт гаража №..., подготовленный ООО «СкайЛайн-Гео»; технический паспорт гаража №..., подготовленный КУГИ Приморского района Санкт-Петербурга от 28 июля 1998 года, копия паспорта гаража, выданного №... от 01 января 1998 года, акт приема-передачи гаража от 01 января 1998 года, копия договора на эксплуатацию гаража в <адрес> от 01 января 1998 года, копия договора электроснабжения от 01 января 2001 года, справка кабельной сети АО Ленэнерго о мощности, копия договора аренды земельного участка от 21 февраля 2007 года, выписка из ЕГЛЮЛ №..., справка от председателя №..., копии квитанций, пояснения.
Решением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга №... от 24 октября 2022 года, по основаниям, изложенным в подпунктах 1,2 пункта 8 ст. 39.15, подпункте 1 пункта 16 ст. 11.10, подпункте 1 ст. 39.16 ЗК РФ, в предварительном согласовании предоставления земельного участка, площадью 21 кв.м, по адресу: <адрес> (в границах земельного участка с <...>), на котором расположен гараж № 56 – отказано.
В обоснование решения указано, что представленные документы не содержат сведений о возведении гаража как объекта капитального строительства с получением необходимых разрешений и согласований. В представленном с заявлением акте Межведомственной комиссии Территориального управления Приморского административного района указано о принятии в эксплуатацию временных сооружений. Договор аренды земельного участка является срочным.
В связи с несоответствием представленных документов положениям ст. 3.7 Федерального закона №137-ФЗ в предоставлении земельного участка под используемый гараж на заявленном виде права отказано.
Аналогичный отказ содержится в решении №... от 22 ноября 2022 года на основании подпункта 1 ст.39.16 ЗК РФ.
Судом также установлено, что земельный участок по адресу: <адрес>), площадью 3928 кв.м, является ранее учтенным, с разрешенным использованием под гаражи и автостоянки, №....
В соответствии с актом от 18 декабря 1997 года Межведомственная комиссия Территориального управления Приморского административного района осмотрела гаражи-боксы <...>» в количестве 111 штук (№...) на участке по адресу: <адрес>
Согласно заключению комиссии, предъявленное к сдаче временное сооружение - гаражи-боксы <...>» (№...) в количестве 111 штук считается принятым в эксплуатацию до 01 сентября 1998 года.
Участок, согласно данному акту, предоставлен во временное пользование сроком до 01 сентября 1998 года в соответствии с распоряжением администрации Приморского района №... от 25 июня 1996 года, №... от 20 ноября 1995.
По сообщению СПб ГКУ «Центральный государственный архив» от 31 августа 2022 года в документах архивного фонда Администрации Приморского района Санкт-Петербурга, в распоряжении и.о. главы администрации от 20 ноября 1995 года №1221 «О предоставлении жилищному кооперативу «Воин» земельного участка в аренду» указано, что разрешение на производство работ нужно получить в городской административно-технической инспекции. При этом, в документах административно-технической инспекции Правительства Санкт-Петербурга разрешений на производство строительных работ не имеется.
По сообщению Государственной административно-технической инспекции от 01 сентября 2022 года по сведениям автоматизированной системы ГАТИ заказчику ЖК «Воин» были выданы ордера на временный забор, строительство канализации, теплосети, строительство (электрокабель), телефонная канализация.
01 января 1998 года между ООО «Воин-П» и <...>. составлен акт приема-передачи гаража-бокса №... «Воин-П» по улице <адрес> и заключен договор на эксплуатацию гаража.
В соответствии с техническим паспортом на гараж площадью 21 кв.м (6 х 3,5), 01 января 1998 года гараж №№... в №... «Воин-П» учтен по праву собственности за <...>, доля 100%, и записано в реестровую книгу под №....
Исходя из справки, выданной 04 мая 2022 года Гаражным кооперативом «<...>», ФИО1 является собственником бокса №56 и не имеет задолженностей.
21 февраля 2007 года между Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (арендодатель) и Гаражным кооперативом «КАС -39 «Афонская» (арендатор) заключен договор аренды №..., в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок зона 8, №..., находящийся по адресу: <адрес>), площадью 3928 кв.м для использования под гаражную стоянку. Срок действия договора установлен по 30 января 2010 года.
Разрешая заявленные требования суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемые решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка вынесены административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством, так как доказательств того, спорный гараж является объектом капитального строительства, не имеется. Земельный участок, из которого подлежит образованию испрашиваемый истцом земельный участок, хоть и предоставлен гаражному кооперативу, но во временное пользование – аренду под гаражную стоянку.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований административного истца, поскольку они основаны на нормах действующего законодательства, регулирующих возникшие правоотношения, сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы о том, административный истец имеет право обратиться с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также, что документы предусмотренные ст. 3.7 ФЗ-137 им представлены основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В силу части 1 статьи 36 Конституции Российской Федерации права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса РФ, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
Пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации определен порядок предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов и он включает в себя:
1) подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
2) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;
3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;
5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;
6) подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка;
7) заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование.
В силу части 1 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", с учетом изменений введенных Федеральным законом от 5 апреля 2021 года № 79-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предоставление гражданам для собственных нужд земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения гаражей осуществляется в порядке, установленном главой V.1. Земельного кодекса Российской Федерации, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", до 1 сентября 2026 года гражданин, использующий гараж, являющийся объектом капитального строительства и возведенный до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ (далее в настоящей статье - Градостроительный кодекс Российской Федерации), имеет право на предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором он расположен, в следующих случаях:
1) земельный участок для размещения гаража был предоставлен гражданину или передан ему какой-либо организацией (в том числе с которой этот гражданин состоял в трудовых или иных отношениях) либо иным образом выделен ему либо право на использование такого земельного участка возникло у гражданина по иным основаниям;
2) земельный участок образован из земельного участка, предоставленного или выделенного иным способом гаражному кооперативу либо иной организации, при которой был организован гаражный кооператив, для размещения гаражей, либо право на использование такого земельного участка возникло у таких кооператива либо организации по иным основаниям и гараж и (или) земельный участок, на котором он расположен, распределены соответствующему гражданину на основании решения общего собрания членов гаражного кооператива либо иного документа, устанавливающего такое распределение.
Указанные гаражи могут быть блокированы общими стенами с другими гаражами в одном ряду, иметь общие с ними крышу, фундамент и коммуникации либо быть отдельно стоящими объектами капитального строительства.
На отношения, регулируемые пунктом 2 настоящей статьи, не распространяются положения подпункта 4 пункта 3 статьи 11.3, подпункта 6 пункта 1, пунктов 2, 10, 10.1 статьи 39.15, подпунктов 8, 14 и 20 статьи 39.16, подпункта 4 пункта 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
В силу части 5 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 2 настоящей статьи, к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка прилагаются документ о предоставлении или ином выделении гражданину земельного участка либо о возникновении у гражданина права на использование такого земельного участка по иным основаниям, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок, и документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя в случае, если с заявлением обращается представитель заявителя.
В случае отсутствия у гражданина документа, подтверждающего предоставление или иное выделение ему земельного участка либо возникновение у него права на использование такого земельного участка по иным основаниям, к заявлению может быть приложен один или несколько из следующих документов: заключенные до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации договор о подключении (технологическом присоединении) гаража к сетям инженерно-технического обеспечения, и (или) договор о предоставлении коммунальных услуг в связи с использованием гаража, и (или) документы, подтверждающие исполнение со стороны гражданина обязательств по оплате коммунальных услуг; документ, подтверждающий проведение государственного технического учета и (или) технической инвентаризации гаража до 1 января 2013 года в соответствии с требованиями законодательства, действовавшими на момент таких учета и (или) инвентаризации, в котором имеются указания на заявителя в качестве правообладателя гаража либо заказчика изготовления указанного документа и на год его постройки, указывающий на возведение гаража до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка, указанного в пункте 2 настоящей статьи, заявитель отдельно указывает, что гараж возведен до дня введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации (часть 4 статьи 3.7 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Исходя из приведенных положений законодательства, усматривается, что право на предоставление земельного участка имеют собственники гаражей, являющихся объектом капитального строительства и возведенных до 30 декабря 2004 года.
Согласно пункту 10 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.
Главным отличительным признаком объектов недвижимого имущества, государственная регистрация прав на которые признана обязательной, является неразрывная связь с землей и невозможность перемещения объекта без нанесения несоразмерного ущерба его назначению.
Для отнесения объекта к недвижимому имуществу помимо прочной связи с землей необходимо, чтобы объект был создан в установленном порядке как недвижимость с получением необходимой разрешительной документации и с соблюдением градостроительных норм и правил.
Документов, подтверждающих законность возведения гаража, как объекта недвижимого имущества (объекта капитального строительства), административным истцом в материалы дела не представлено.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 октября 1992 года N 1231 "Об утверждении типового положения о комитете по управлению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом" в функции комитета входило выступать арендодателем государственного имущества.
Согласно пунктам 1.3, 1.4, 1.6, 3.1, 3.2 Рекомендаций Нотариальной Палаты Санкт-Петербурга и ГУИОН Санкт-Петербурга от 13 августа 1998 года "По вопросу оформления сделок и государственного учета гаражей на территории Санкт-Петербурга" с точки зрения отнесения гаражей к недвижимому имуществу, право собственности и иные права, на которые подлежат государственной регистрации, различают капитальные и иные (некапитальные) гаражи.
К капитальным относятся гаражи, строительство которых осуществлено на земельном участке, отведенном для этих целей в бессрочное (постоянное) пользование, в пользование на срок более 10 лет или в собственность.
Таким образом, полномочиями по распоряжению земельными участками в Санкт-Петербурге и предоставлению их в аренду под капитальное строительство был наделен Комитет по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга. 21 февраля 2007 года между Комитетом по управлению городским имуществом Правительства Санкт-Петербурга (арендодатель) и Гаражным кооперативом «КАС -39 «Афонская» (арендатор) заключен договор аренды №..., в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает и использует на условиях аренды земельный участок зона 8, №..., находящийся по адресу: <адрес>), площадью 3928 кв.м для использования под гаражную стоянку. Срок действия договора установлен по 30 января 2010 года.
В соответствии с пунктом 7.4 Договора, в случае, если после окончания действия Договора стороны не заключили договор на новый срок арендатор обязан освободить или обеспечить освобождение участка от любого имущества, размещенного на участке во время действия договора или предшествующих ему договоров аренды участка.
Однако, доказательств заключения с КУГИ договора аренды в отношении земельного участка, на котором расположен гараж, под цели капитального строительства не представлено, как и не представлено достоверных и убедительных доказательств, что имелся ранее заключенный и действующий договор аренды.
Порядок проектирования и строительства в Санкт-Петербурге в период возведения спорного объекта регламентировался Правилами застройки Ленинграда, утвержденными решением Исполкома Ленгорсовета от 13 июня 1989 года N 421.
Согласно Правилам при организации жилищно-гражданского, промышленного и других видов строительства оно осуществляется на основании разрешения на строительство объектов, сооружений, оформляемых Главленархитектурой.
Приказом Минстроя РФ от 3 июня 1992 года № 131 "О порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ" разработано Положение о порядке выдачи разрешений на выполнение строительно-монтажных работ, согласно которому разрешение на выполнение строительно-монтажных работ выдается заказчику-застройщику на основании решения территориальных органов исполнительной власти о строительстве (реконструкции, расширении) объекта.
Разрешение выдается органами Государственного архитектурно-строительного надзора Российской Федерации, а в городах и районах, где они отсутствуют, - органами архитектуры и градостроительства, при этом выдача разрешений на выполнение работ по сложным объектам производится с участием специалистов соответствующих территориальных органов Госархстройнадзора.
Согласно пункту 7 указанного Приказа для получения разрешения на выполнение всех строительно-монтажных работ по объекту заказчик представляет в инспекцию Госархстройнадзора в том числе проектную документацию (согласованную и утвержденную в установленном порядке) в объеме, достаточном для оценки надежности и эксплуатационной безопасности объекта, а также генеральный план участка строительства.
В соответствии с постановлением Совмина СССР от 23 января 1981 года № 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов" все вновь созданные или реконструированные предприятия, здания и сооружения подлежат обязательной приемке в эксплуатацию государственными приемочными комиссиями.
Несмотря на то, что согласно акту №... от 18 декабря 1997 года приемки в эксплуатацию временных сооружений представлен, из него следует, что после истечения срока аренды земельного участка, участок должен быть освобожден, благоустроен и передан по акту Приморскому РЖА и КУГИ, из чего следует, что гараж не создавался как объект капитального строительства.
Таким образом, оснований полагать, что спорный гараж является объектом капитального строительства, не имеется. Доказательств, свидетельствующих о том, что земельный участок ранее был предоставлен гаражному кооперативу на праве постоянного (бессрочного) пользования, не представлено.
В связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии права у административного истца на приобретение земельного участка без проведения торгов по указанным последним основаниям.
Основания для отказа в предоставлении находящегося в государственной или муниципальной собственности земельного участка без торгов предусмотрены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 1 указанной статьи установлено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
На основании вышеизложенного суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции, что оспариваемые решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка вынесены административным ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
Вместе с тем судебная коллегия соглашается также с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований для отказа в предоставлении дополнительных сведений РГИС, выраженный в письме СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» от 24 ноября 2022 года, по мотивам нецелесообразности.
Из материалов дела усматривается, что 08 ноября 2022 года между ООО «СкайЛайн-Гео» и ФИО1 заключен договор подряда №СГ22К-421 на выполнение кадастровых работ, который предусматривал получение дополнительных сведений в РГИС на выполнение кадастровых работ, формирование топогеодезического регистра, передача ТГР в КГУ СПб Имущество, получение акта приемки результатов топогеодезических работ, получение распоряжения КИО СПб об утверждении схемы расположения земельного участка, формирование межевого плана по процедуре раздела земельного участка.
Как следует из материалов дела, 08 ноября 2022 года заявление на предоставление дополнительных сведений РГИС было направлено в Агентство имущественных отношений Северного направления СПб КГУ «Имущество Санкт-Петербурга».
24 ноября 2022 года СПб КГУ «Имущество Санкт-Петербурга» в ответ на обращение по вопросу предоставления дополнительных сведений региональной информационной системы, содержащей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга» (РГИС) для подготовки схемы расположения земельных участков, образуемых путем раздела земельного участка с №..., сообщено, что письмом Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 24 октября 2022 года в адрес ФИО1 направлено решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка по указанному адресу, указывая, что выдача дополнительных сведений РГИС представляется нецелесообразной.
Согласно пункту 12 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации форма схемы расположения земельного участка, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе, требования к формату схемы расположения земельного участка при подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа, требования к подготовке схемы расположения земельного участка устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Министерства экономического развития от 27 ноября 2014 года N 762 были утверждены Требования к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа (далее - Требования), действовавшие на момент принятия оспариваемого решения.
В соответствии с пунктом 6 Требований в схеме расположения земельного участка приводятся:
- условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков);
- проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка;
- список координат характерных точек границы каждого образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка в системе координат, применяемой при ведении государственного кадастра недвижимости;
- изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация);
- сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.
Пунктом 4 Требований установлено, что схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений государственного кадастра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения:
- утвержденных документов территориального планирования;
- правил землепользования и застройки;
- проектов планировки территории;
- землеустроительной документации;
- положения об особо охраняемой природной территории;
- о зонах с особыми условиями использования территории;
- о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях;
- о местоположении границ земельных участков,
- о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Подготовка схемы расположения земельного участка в целях его образования для предоставления без проведения торгов может быть обеспечена гражданином или юридическим лицом (пункт 4 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
Схема расположения земельного участка утверждается решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на распоряжение находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом (пункт 13 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 7 Требований в случае подготовки схемы расположения участка с использованием официального сайта, графическая информация приводится на картографической основе государственного кадастра недвижимости.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 13 июля 2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" установлено, что картографической основой Единого государственного реестра недвижимости является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии.
Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Требования к составу сведений картографической основы установлены Минэкономразвития России от 27.12.2016 № 853 "Об установлении требований к составу сведений единой электронной картографической основы и требований к периодичности их обновления"
При подготовке схемы на бумажном носителе при отсутствии картографической основы в разделе КПТ.2.1 "План (чертеж, схема) земельных участков, зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, расположенных в кадастровом квартале" кадастрового плана территории (раздел КПТ.2.1) графическая информация дополняется схематичным отображением границ территорий общего пользования, красных линий, а также местоположения объектов естественного или искусственного происхождения, облегчающих ориентирование на местности (реки, овраги, автомобильные и дороги, линии электропередачи, иные сооружения, здания, объекты незавершенного строительства).
Раздел КПТ.2.1, указанный в пункте 7 Требований, содержался в приложении N 6 к Приказу Минэкономразвития России от 25 августа 2014 года N 504 "Об утверждении форм кадастровых паспортов здания, сооружения, объекта незавершенного строительства помещения, земельного участка, кадастровых выписок о земельном участке, сооружении, объекте незавершенного строительства и кадастрового плана территории, который был признан утратившим силу приказом Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 года N 733.
Действующая форма кадастрового плана территории, утвержденная Минэкономразвития России от 20 июня 2016 года N 378 не содержит в себе раздела КПТ.2.1.
По причине отсутствия в настоящее время на кадастровом плане территории необходимых сведений - единой электронной картографической основы или раздела КПТ.2.1, подготовка корректной схемы осуществляется в соответствии с Порядком подготовки материалов для утверждения границ или схемы расположения земельного участка, утвержденным Приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга от 12 июля 2013 года N 247.
Настоящий Порядок определяет состав и содержание работ при подготовке материалов для утверждения границ земельного участка или схемы расположения земельного участка в случаях, установленных Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с положениями указанного Порядка при подготовке схемы осуществляется сбор и анализ исходных данных на основании сведений региональной информационной системы "Геоинформационная система Санкт-Петербурга" (РГИС), которая содержит сведения профильных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга о территории выполнения работ, что позволяет выполнить требования пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ.
Правила предоставления информации, содержащейся в РГИС, определены в регламенте Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга по предоставлению государственной услуги по предоставлению информации, содержащейся в региональной информационной системе, хранящей сведения об объектах недвижимости и объектах землеустройства «Геоинформационная система Санкт-Петербурга», утвержденном Распоряжением Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга от 20 сентября 2016 № 111-р (далее - Регламент).
Согласно п. 1.3.1.1. Регламента местонахождение Комитета и почтовый адрес для направления документов и заявлений по вопросам предоставления государственной услуги: <адрес>.
Пунктом 1.3.2. Регламента предусмотрено, что перед предоставлением государственной услуги отсутствует необходимость обращения заявителя в органы (организации).
Сведения о ходе предоставления государственной услуги заявители могут получить способами (в следующем порядке), предусмотренными п. 1.3.3. Информацию об органах (организациях), указанных в п. 1.3.1 настоящего Административного регламента, по вопросам предоставления государственной услуги, в том числе, направление запросов в письменном виде по адресам, указанным в пунктах 1.3.1.1 и 1.3.1.6 настоящего Административного регламента, а также в электронной форме по адресам электронной почты, указанным в пунктах 1.3.1.1 и 1.3.1.6 настоящего Административного регламента.
Пунктом 2.2. Регламента установлено, что государственная услуга предоставляется Комитетом во взаимодействии с органами (организациями), указанными в пункте 1.3.1 настоящего Административного регламента. Должностным лицам Комитета запрещено требовать от заявителя осуществления действий, в том числе согласований, необходимых для получения государственной услуги и связанных с обращением в иные государственные органы и организации, за исключением получения услуг и получения документов и информации, полученных в результате предоставления таких услуг, включенных в перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных услуг, утвержденный постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 03.02.2012 N 93.
Регламентом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:
в заявлении не указано название ГУ и его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
несоответствие документов требованиям, указанным в пункте 2.6 Административного регламента;
отказ заявителя от подачи документов, указанных в пункте 2.6 Административного регламента;
непредставление заявителем согласия на обработку персональных данных лица, не являющегося заявителем, в случае если для предоставления государственной услуги необходима обработка персональных данных лица, не являющегося заявителем (п.2.8).
Как усматривается из ответа административного ответчика, в предоставлении вышеуказанной услуги административному истцу было отказано по причине нецелесообразности, что противоречит вышеуказанным положениям законодательства.
Таким образом судебная коллегия учитывает, что данное обращение фактически рассмотрено не было, что свидетельствует о необходимости восстановления прав административного истца в виде повторного рассмотрения указанного заявления в установленные законом сроки и порядке.
Доводы апелляционной жалобы о том, что нарушен порядок обращения с заявлением, а также, что ни топогеодезическая организация, ни административный истец не обращались в Комитет в установленном порядке за получением сведений из РГИС, опровергаются вышеуказанным ответом, согласно которому данное заявление было рассмотрено и в предоставлении указанной услуги было отказано только в связи с нецелесообразностью. Иных оснований для отказа, в том числе по несоблюдению процедуры подачи заявления, либо подачи заявления ненадлежащим лицом, административным ответчиком указано не было, в связи с чем не могут служить основанием для признания оспариваемого решения законным и обоснованным.
С учетом изложенного выводы суда в части признания незаконным отказа в предоставлении дополнительных сведений РГИС, выраженный в письме СПб ГКУ «Имущество Санкт-Петербурга» от 24.11.2022 и обязания повторно рассмотреть заявление о предоставлении таких сведений являются правильными, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для отмены решения суда первой инстанции также и в данной части.
Остальные доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного истца и административного ответчика с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке, при этом, нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Смольнинского районного суда Санкт-Петербурга от 25 апреля 2023 года по административному делу № 2а-2528/2023 оставить без изменения, апелляционные жалобы Комитета имущественных отношений Санкт-Петербурга, А. А. Е. – без удовлетворения.
На апелляционное определение может быть подана кассационная жалоба в Третий кассационный суд общей юрисдикции через Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи: