Судья: Валетова Е.В. Дело № 33а – 1800/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«16» июля 2020 года г. Пенза
Судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда в составе:
председательствующего Смирновой Л.А.,
судей Овчаренко А.Н. и Окуневой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сюсюкиной Л.В.,
заслушала в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда по докладу судьи Смирновой Л.А. административное дело №2а-389/2020 (УИД 58RS0027-01-2020-000270-61) по апелляционной жалобе общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области на решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 3 марта 2020 г., которым постановлено:
административные исковые требования общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области к Министерству физической культуры и спорта Пензенской области о признании приказов недействительными- оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения представителя общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области Сергеева П.В., представителя Министерства культуры и спорта Пензенской области Николаевой Д.Н., судебная коллегия
установила:
общественная организация «Федерация дзюдо» Пензенской области зарегистрирована в Едином государственном реестре юридических лиц 20 декабря 2010 г. (л.д.17).
14 марта 2016 г. приказом Министерства физической культуры и спорта Пензенской области общественная организация «Федерация дзюдо» Пензенской области (далее также- Федерация) была аккредитована и наделена статусом региональной спортивной федерации сроком на 4 года, что не оспаривалось сторонами в ходе судебного разбирательства.
Срок государственной аккредитации Федерации в качестве региональной спортивной федерации истекал 13 марта 2020 г.
Приказом Министерства физической культуры и спорта Пензенской области от 24 декабря 2019 г. № 510 (далее -приказ от 24 декабря 2019 г. № 510) действие Федерации приостановлено на срок шесть месяцев с момента подписания приказа для исправления допущенных нарушений, повлекших приостановление действия государственной аккредитации (л.д.7).
Приказом Министерства физической культуры и спорта Пензенской области от 30 декабря 2019 г. № 529 (далее приказ от 30 декабря 2019 г. № 529) объявлена государственная аккредитация региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения статусом региональной спортивной федерации по виду спорта «дзюдо». Срок подачи заявлений установлен 25 рабочих дней со дня подписания приказа (л.д.8).
Общественная организация «Федерация дзюдо» Пензенской области обратилась в суд с административном иском в порядке 22 главы Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании недействительными приказов от 24 декабря 2019 г. № 510 и от 30 декабря 2019 г. 529.
В обоснование заявленных требований указано, что приказом Минспорта России от 1 августа 2014 г. № 633 утвержден Порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций (далее- Порядок, Приказ от 1 августа 2014 г. № 663). В адрес административного истца какие- либо протоколы Комиссии по государственной аккредитации о причинах приостановления аккредитации не поступали. Ссылка в оспариваемых приказах на протоколы Комиссии по государственной аккредитации отсутствует. Из оспариваемых приказов невозможно установить, нарушение каких обязанностей, предусмотренных пунктом 2 статьи 16.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ «О физической культуре и спорта в Российской Федерации» (далее- Закон № 329-ФЗ) допущено заявителем.
Пунктом 3 Порядка установлен закрытый перечень случаев, при которых объявляется государственная аккредитация. Указанный перечень не содержит в себе такое основание, как приостановление государственной аккредитации действующей региональной спортивной федерации. Вместе с тем, приказ от 30 декабря 2019 г. № 529 не содержит в себе указание на основание для объявления государственной аккредитации.
Кроме того, пунктом 2 приказа от 24 декабря 2019 г. № 510 установлен шестимесячный срок с момента подписания приказа для исправления допущенных нарушений, повлекших приостановление действия государственной аккредитации. Таким образом, истец обязан устранить обстоятельства, повлекшие приостановление аккредитации в срок до 24 июня 2020 г. Однако уже 30 декабря 2019 г. издается приказ № 529, согласно которому объявляется государственная аккредитация региональных общественных организаций для наделения статусом региональной спортивной федерации по виду спорта «дзюдо». Полагает, что приказ от 30 декабря 2019 г. № 529 незаконен, поскольку издан в период приостановления действия государственной аккредитации Федерации, без установленных пунктом 3 Порядка оснований. У государственного органа отсутствовали правовые основания для приостановления государственной аккредитации общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области, а также правовые основания объявления государственной аккредитации для наделения статусом региональной спортивной федерации по виду спорта «дзюдо».
Октябрьский районный суд города Пензы отказал в удовлетворении административного искового заявления, постановив вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе общественная организация «Федерация дзюдо» Пензенской области просит отменить решение суда и принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы приведен анализ решения районного суда и выводы о том, что решение содержит в себе противоречия и не соответствует фактическим обстоятельствам дела. Полагает, что вывод суда о наличии достаточных оснований для приостановления действия государственной аккредитации Федерации является необоснованным, а сам приказ от 24 декабря 2019 г. № 510, недействительным.
Полагает, что суд не дал оценку доводам административного истца о том, что при проведении проверки в отношении общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области, которая является юридическим лицом, были нарушены положения Федерального закона от 26 декабря 2018 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», что влечет недействительность оспариваемых приказов.
Суд не дал оценку доводам заявителя о том, что материалы дела не содержат доказательств того, что изначально заседание Комиссии по аккредитации назначалось на 24 декабря 2019 г. для рассмотрения вопроса приостановления действия государственной аккредитации в отношении Федерации, представитель которой на заседании не присутствовал.
Заявитель изначально был лишен возможности представить имеющиеся документы, дать пояснения по вопросам, возникшим у Комиссии по аккредитации к Федерации с целью недопущения приостановления действия государственной аккредитации.
Судом первой инстанции не дано оценки доводам заявителя о том, что приказ от 30 декабря 2019 г. № 529 не содержит в себе правового основания для его издания. Непоследовательность и неопределенность в правовом основании изначально повлекло нарушение прав заявителя оспариваемым приказом, поскольку не позволяет достоверно установить, какие нарушения допущены в ходе осуществления уставной деятельности.
В письменных возражениях на жалобу представитель Министерства физической культуры и спорта Пензенской области Николаева Д.Н. просит оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции Пензенского областного суда представитель общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области Сергеев П.В. доводы жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
Представитель Министерства физической культуры и спорта Пензенской области Николаева Д.Н. поддержала письменные возражения на жалобу, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация могут обратиться в суд с требованием об оспаривании решения, действие (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
Частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, из вышеназванных положений закона следует, что для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, незаконными необходима совокупность двух условий: несоответствие решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
В силу подп. 2.1. пункта 2 части 1 статьи 8 Закона № 329-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится, в том числе, государственная аккредитация региональных спортивных федераций.
Постановлением Правительства Пензенской области от 20 января 2016 г. № 26-пП утверждено положение о Министерстве физической культуры и спорта Пензенской области, согласно пункту 1.1 которого Министерство физической культуры и спорта Пензенской области является исполнительным органом государственной власти Пензенской области, осуществляющим функции по участию в проведении государственной политики в сфере физической культуры и спорта. Министерство создается на основании постановления Правительства Пензенской области в соответствии со структурой исполнительных органов государственной власти.
Согласно постановлению Правительства Пензенской области от 20 января 2016 г. № 26-пП, к полномочиям Министерства физической культуры и спорта Пензенской области относятся, в том числе, осуществление государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций (п.3.1.19.); приостановление действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации в случае невыполнения ею обязанностей, предусмотренных частью 2 статьи 16.1, пунктами 1 - 6 части 7 и частью 8 статьи 26.2. Закона № 329-ФЗ (п.3.1.20).
Приказом Минспорта России от 1 августа 2014 г. № 663 утвержден Порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций.
Разделом 5 Порядка предусмотрен порядок принятия решения о приостановлении аккредитации региональной спортивной федерации, пунктом 22 которого разъяснено, что действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации приостанавливается органом по аккредитации в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации".
Частью 9 статьи 13 Закона № 329-ФЗ установлено, что действие государственной аккредитации региональной спортивной федерации приостанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае невыполнения обязанностей региональной спортивной федерации, предусмотренных частью 2 статьи 16.1, пунктами 1-6 части 7 и частью 8 статьи 26.2 настоящего закона.
Отказывая в удовлетворении административного иска в части признания недействительным приказа от 24 декабря 2019 г. № 510, суд первой инстанции исходил из того, что у административного ответчика имелись основания для издания приказа о приостановлении государственной аккредитации общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области, поскольку данная спортивная федерация осуществляла свою деятельность с нарушением Устава, ненадлежащим составом руководящих органов, в нарушение пункта 7 части 2 статьи 16.1 Закона № 329-ФЗ отчет о деятельности общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области за период с 1 января по 31 декабря 2018 г. в Министерство физической культуры и спорта Пензенской области представлен не был. При этом суд пришел к выводу о том, что нарушение процедуры приостановления государственной аккредитации со стороны Министерства физической культуры и спорта Пензенской области установлено не было, оно действовало в рамках своей компетенции и действующего законодательства.
Судебная коллегия считает данный вывод суда не соответствующим требованиям закона и материалам дела.
В соответствии с пунктом 26 Порядка, предусмотренного Приказом от 1 августа 2014 г. № 663, решение о приостановлении действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации оформляется документом органа по аккредитации, с указанием обстоятельств, послуживших основанием для приостановления действия государственной аккредитации и в течение 10 рабочих дней со дня подписания размещается на официальном сайте органа по аккредитации в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
Как следует из приказа от 24 декабря 2019 г. № 510, он издан с нарушением пункта 26 Порядка, поскольку не содержит в себе правового основания для его издания. В нем не указаны обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия государственной аккредитации Федерации. Ссылка административного ответчика и суда первой инстанции на протокол заседания Комиссии Министерства физической культуры и спорта Пензенской области по государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций (далее -Комиссия) от 24 декабря 2019 г. (л.д.119-120) не может быть принята во внимание, поскольку в приказе от 24 декабря 2019 г. № 510 ссылка на данный документ отсутствует. Представитель заявителя на заседание Комиссии не приглашался.
При этом приказ от 24 декабря 2019 г. № 510 не соответствует критериям конкретности и исполнимости.
В данном случае он представляет собой акт (решение) уполномоченного органа, содержащее властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для заявителя, в связи с чем, оно должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю и, которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Согласно пункту 2 приказа от 24 декабря 2019 г. № 510, административным ответчиком установлен шестимесячный срок с момента подписания настоящего приказа для исправления нарушений, повлекших приостановление действия государственной аккредитации общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области. При этом перечень выявленных нарушений, подлежащих исправлению, оспариваемый приказ не содержит. При этом конкретность и его исполнимость является существенным критерием его законности. Из оспариваемого приказа невозможно установить, нарушение каких требований, предусмотренных в пункте 2 статьи 16.1 Закона № 329-ФЗ, на который имеется ссылка в преамбуле приказа, допущено заявителем.
Поскольку приказ от 24 декабря 2019 г. № 510 не содержит в себе правового основания для его издания, в нем не указаны обстоятельства, послужившие основанием для приостановления действия государственной аккредитации, а также не указаны конкретные мероприятия, которые следует совершить для исправления допущенных нарушений, повлекших приостановление действия государственной аккредитации, он не может быть признан законным и подлежит отмене.
Вместе с тем, судебная коллегия не находит оснований для признания недействительным приказа от 30 декабря 2019 г. № 529, исходя из следующего.
В соответствии с частью 5 статьи Закона № 329-ФЗ по одному виду спорта на территории субъекта Российской Федерации соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан аккредитовать только одну региональную спортивную федерацию. Порядок проведения государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения их статусом региональных спортивных федераций устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Государственная аккредитация региональных спортивных федераций осуществляется на срок не более чем четыре года в соответствии с порядком проведения государственной аккредитации региональных спортивных федераций и по согласованию с общероссийской спортивной федерацией по соответствующему виду спорта.
В соответствии с пунктом 3 приказа Минспорта России от 1 августа 2014 г. № 663 государственная аккредитация объявляется органом по аккредитации в следующих случаях:
а) обращения в орган по аккредитации общественной организации для объявления государственной аккредитации по видам спорта, включенным в первый раздел ВРВС - признанные виды спорта (за исключением военно-прикладных, служебно-прикладных, а также видов спорта, развиваемых на общероссийском уровне), во второй раздел ВРВС - виды спорта, развиваемые на общероссийском уровне, в третий раздел ВРВС - национальные виды спорта, при отсутствии региональной спортивной федерации по соответствующему виду спорта;
б) окончания срока действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации по соответствующему виду спорта;
в) обращения в орган по аккредитации региональной спортивной федерации для объявления государственной аккредитации не ранее чем за 4 месяца до дня окончания срока действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации по соответствующему виду спорта.
Государственная аккредитация объявляется в течение 10 рабочих дней со дня возникновения обстоятельств, предусмотренных настоящим пунктом.
Согласно пункту 4 Приказа 1 августа 2014 г. № 663, объявление государственной аккредитации оформляется документом, который подписывается руководителем органа по аккредитации; документ об объявлении государственной аккредитации размещается на официальном сайте органа по аккредитации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня его подписания.
Как установлено судом и не оспаривалось сторонами по делу, 14 марта 2016 г. приказом Министерства физической культуры и спорта Пензенской области общественная организация «Федерация дзюдо» Пензенской области была аккредитована и наделена статусом региональной спортивной федерации сроком на 4 года. Срок аккредитации истекал 13 марта 2020 г.
30 декабря 2019 г. в Министерство физической культуры и спорта Пензенской области поступило заявление президента действующей на территории Пензенской области, но не аккредитованной региональной общественной организации «Федерация дзюдо Пензенской области», Барашкина Н.В. об объявлении государственной аккредитации по виду спорта «дзюдо» (л.д.43).
Поскольку срок действия государственной аккредитации общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области истекал 13 марта 2020 г. Министром физической культуры и спорта Пензенской области на основании поступившего заявления, в соответствии с полномочиями, предусмотренными пунктом 2.1 статьи 8 Закона № 329-ФЗ 30 декабря 2019 г., был издан приказ об объявлении государственной аккредитации региональных общественных организаций или структурных подразделений (региональных отделений) общероссийской спортивной федерации для наделения статусом региональной спортивной федерации по виду спорта «дзюдо». Установлен срок подачи заявления о государственной аккредитации- 25 рабочих дней со дня подписания настоящего приказа. Пунктом 3 приказа предписано разместить (опубликовать) настоящий приказ на официальном сайте Министерства физической культуры и спорта Пензенской области в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет».
В данном случае приказ от 30 декабря 2019 г. № 529 соответствует подпункту «в» пункта 3 Приказа от 1 августа 2014 г. № 663. Срок объявления государственной аккредитации региональной спортивной федерации (не ранее, чем за 4 месяца до дня окончания срока действия государственной аккредитации общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области) нарушен не был. Приказ от 30 декабря № 529 был издан после и в связи с поступлением обращения в орган по аккредитации региональной спортивной федерации по соответствующему виду спорта.
Административному истцу было известно, что срок государственной аккредитации данной спортивной организации истекал 13 марта 2020 г. И то обстоятельство, что на момент издания приказа от 30 декабря 2019 г. № 529 заявитель являлся аккредитованной спортивной федерацией, не лишало общественную организацию «Федерация дзюдо Пензенской области» обратиться с соответствующим заявлением к административному ответчику.
Не являлось препятствием для издания приказа от 30 декабря 2019 г. № 529 и то обстоятельство, что приказом от 24 декабря 2019 г. № 510 действие государственной аккредитации общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области было приостановлено сроком на шесть месяцев, поскольку само по себе приостановление действия государственной аккредитации Федерации не являлось основанием для продления 4-х летнего срока действия самой государственной аккредитации. Возможность продления 4-х летнего срока государственной аккредитации спортивной федерации в данном случае законом не предусмотрена.
В соответствии с пунктом 24 Порядка, утвержденного Приказом от 1 августа 2014 г. № 663, приостановление действия государственной аккредитации региональной спортивной федерации не влечет за собой увеличения срока ее действия.
При этом издание приказа об объявлении государственной аккредитации от 30 декабря 2019 г. № 529 не связано с изданием приказа от 24 декабря 2019 г. № 510 о приостановлении государственной аккредитации заявителя.
Административный истец не был лишен возможности принять участие в государственной аккредитации на основании приказа от 30 декабря 2019 г. № 510, представив для этого административному ответчику все необходимые, предусмотренные законом, документы. У него для этого было достаточно времени. Данное обстоятельство, не было опровергнуто представителем административного истца в суде первой и апелляционной инстанции, который не смог пояснить какие права заявителя были нарушены данным приказом.
Более того, судебная коллегия также отмечает, что шестимесячный срок приостановления государственной аккредитации заявителя истек 24 июня 2020 г. Представители сторон в судебном заседании апелляционной инстанции подтвердили, что в настоящее время государственная аккредитация региональной спортивной федерации по виду спорта «дзюдо» ни одной из существующих на территории Пензенской области общественных организаций по виду спорта «дзюдо» не осуществлена, поскольку требуемые документы для этого представлены не были.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что совокупность условий, предусмотренных частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения требований административного истца в этой части не установлена. Приказ от 30 декабря 2019 г. № 529 соответствует требованиям закона, вынесен уполномоченным лицом и прав административного истца не нарушил.
В силу пунктов 1 и 4 части 2 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела, нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
На основании изложенного, решение Октябрьского районного суда г. Пензы от 3 марта 2020 г. нельзя признать законным и обоснованным в части отказа о признании незаконным приказа от 24 декабря 2019 г. № 510, оно подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленных требований этой части.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пензенского областного суда
определила:
решение Октябрьского районного суда г.Пензы от 3 марта 2020 г. в части отказа в удовлетворении административного иска об оспаривании приказа от 24 декабря 2019 г. № 510 отменить и, принять в этой части новое решение, которым приказ Министерства физической культуры и спорта Пензенской области от 24 декабря 2019 г. № 510 «О приостановлении действия государственной аккредитации общественной организации «Федерация дзюдо» Пензенской области» признать незаконным.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу через суд первой инстанции.
Председательствующий-
Судьи-