ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1812/2018 от 29.03.2018 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33а-1812/2018


АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Санкт-Петербург 29 марта 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда в составе:

Председательствующего Астапенко С.А.

судей Морозовой С.Г. и Шадриной Е.В.

при секретаре Епифанцевой Н.В.

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации Лужского муниципального района Ленинградской области на решение Лужского городского суда Ленинградской области от 5 декабря 2017 года об оспаривании постановления администрации Лужского муниципального района об исключении из реестра муниципального образования имущества, обязании совершить действия, направленные на получение разрешения органов госэнергонадзора на допуск в эксплуатацию тепловых пунктов.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Астапенко С.А., объяснения представителя администрации Лужского муниципального района Ленинградской области – ФИО1, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора отдела прокуратуры Ленинградской области Махмудова Э.Т., судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

установила:

Лужский городской прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, в котором просил:

признать недействующим постановление администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161 «Об исключении из реестра муниципального образования Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области движимого имущества»;

признать незаконным бездействие администрации Лужского муниципального района по получению в установленном законом порядке разрешения органов Госэнергонадзора на допуск в эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов (ИТП, ЦТП) жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161;

обязать администрацию Лужского муниципального района в течении шести месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, препятствующие получению в установленном порядке разрешения Госэнергонадзора на допуск в эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужскогог муниципального района от 17.01.2017 № 161, а именно:

- подготовить и представить в органы Госэнергонадзора техническую, исполнительную, пуско-наладочную и эксплуатационную документацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161;

- вновь смонтированные электроприёмники индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161, обеспечить категорией надёжности электроснабжения 1 степени;

- заключить и представить в органы Госэнергонадзора договор со специализированной организацией по обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161.

В обоснование требований административного иска прокурора указывалось, что на основании постановления администрации Лужского городского поселения от 18.07.2011 № 373 «О принятии в казну индивидуальных тепловых пунктов, центральных тепловых пунктов и оборудования» в собственность муниципального образования Лужского городского поселения Лужского муниципального района безвозмездно приняты индивидуальные тепловые пункты, центральные тепловые пункты и оборудование, реконструируемые согласно муниципальному контракту №247/ю от 12.08.2009 на общую сумму 278 772 462 руб.

По информации Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора, с момента монтажа оборудования и по настоящее время электроустановки и тепловые установки указанных объектов эксплуатируются без разрешения на допуск в эксплуатацию органов госэнергонадзора, в нарушение п.13.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, утвержденных приказом Минэнерго России № 6 от 13.01.2003 и п. 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго России № 115 от 24.03.2003 г.

В получении разрешения на допуск в эксплуатацию указанного оборудования администрации Лужского муниципального района 8.10.2015 отказано по причине несоблюдения проектных решений в части обеспечения необходимой категорией надежности электроснабжения индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, незавершения строительства центральных тепловых пунктов.

В период с 8.10.2015 г. органами местного самоуправления не принято мер по устранению выявленных недостатков и получению допуска на ввод в эксплуатацию указанных объектов.

Кроме того, постановлением администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161 индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты и оборудование в количестве 137 единиц, предназначенных для теплоснабжения многоквартирных жилых домов на территории Лужского городского поселения, исключены из казны МО «Лужское городское поселение».

Прокурор полагал, что действиями по исключению из реестра муниципального имущества индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов существенно нарушены права и законные интересы граждан, проживающих в жилых домах, теплоснабжение которых осуществляется посредством индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов.

Ввиду отсутствия допуска в эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов, данное оборудование не может быть в установленном порядке включено в состав общедомового имущества, так как не соответствует установленных техническим требованиям, и поэтому оно не может быть использовано на законных основаниях для обеспечения общедомовых нужд. Для приведения в соответствие с техническими требованиями необходимо несение в том числе финансовых затрат, которые на собственников жилых помещений не возложены. Переуступка обязательств собственникам жилых помещений неправомерна, так как согласия нести расходы они не давали. Использование индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов без ввода в эксплуатацию недопустимо. В настоящее время данное имущество эксплуатируется управляющими организациями без законных оснований, так как в перечень общедомового имущества данные объекты не включены, содержание и ремонт данных объектов договорами управления не предусмотрено.

Ответственность за организацию и проведение ремонтно-восстановительных работ в случае возникновения аварийной ситуации на объектах теплоснабжения индивидуальных тепловых пунктах и центральных тепловых пунктах в настоящее время не на кого не возложена.

Прокурор считает, что безопасное и надежное теплоснабжение жилых и социальных объектов, оборудованных индивидуальными тепловыми пунктами и центральными тепловыми пунктами, на территории Лужского городского поселения не обеспечено, что является нарушением требований федерального законодательства, прав и законных интересов граждан.

В суде первой инстанции, участвующий в деле прокурор Фанибаров Р.А., поддержал заявленные требования.

Представитель администрации Лужского муниципального района ФИО1 считала требования административного иска прокурора не подлежащими удовлетворению. В отзыве административного ответчика отмечалось, что прокурором пропущен трехмесячный срок, установленный ст. 219 КАС РФ, для обращения в суд. Бездействие администрации отсутствует, поскольку были представлены документы, подтверждающие получение разрешения органов Гоэнергонадзора. Мероприятия по получению разрешения органов Гоэнергонадзора возможны только после фактического выполнения работ, полномочия и финансовые средства на которые у администрации Лужского муниципального района отсутствуют. Документация (техническая, исполнительная, пуско-наладочная, эксплуатационная) тепловых установок и тепловых сетей индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов ранее была представлена в органы Госэнергонадзора. Бюджет Лужского муниципального района не предусматривает финансирование спорных работ на указанных объектах. Договорами управления многоквартирными домами спорные индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты включены в перечень общедомового имущества многоквартирных домов и социальных объектов. Управляющие компании приняли на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов, состав которого определен Правилами содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме от 13.08.2006 г., в том числе эксплуатируют и обслуживают спорные индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты, начисляют и получают от правообладателей многоквартирных жилых домов плату за содержание и ремонт данного имущества.

Представитель заинтересованного лица Северо-Западного управления Ростехнадзора поддержал административный иск прокурора.

Решением Лужского городского суда Ленинградской области от 5 декабря 2017 года административный иск Лужского городского прокурора удовлетворен частично.

Суд признал недействующим с момента вступления в силу настоящего решения суда постановление администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161 «Об исключении из реестра муниципального образования Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области движимого имущества».

Обязал администрацию Лужского муниципального района в течении восьми месяцев после вступления решения суда в законную силу устранить нарушения, препятствующие получению в установленном порядке разрешения Госэнергонадзора на допуск в эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161, а именно:

- подготовить и представить в органы Госэнергонадзора техническую, исполнительную, пуско-наладочную и эксплуатационную документацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужскогог муниципального района от 17.01.2017 № 161;

- вновь смонтированные электроприёмники индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района, перечисленных в приложении к постановлению администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161 обеспечить категорией надёжности электроснабжения 1 степени;

- заключить и представить в органы Госэнергонадзора договор со специализированной организацией по обслуживанию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов.

На постановленное судом решение администрацией Лужского муниципального района подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене решения суда и принятии нового – об отказе в удовлетворении требований прокурора в полном объеме. В жалобе поддерживается правовая позиция, изложенная в суде первой инстанции. Указывается, что прокурором не представлено доказательств о невозможности обращения в суд непосредственно ФИО7, по заявлению которого проведена прокурорская проверка.

Кроме того, круг лиц, для удовлетворения нужд которых предназначены объекты, ограничен, собственники жилых помещений и социальных объектов не лишены права самостоятельно обращаться в суд. Полагает, что договорами управления многоквартирными домами спорные индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты включены в перечень общедомового имущества многоквартирных домов и социальных объектов по спорным адресам, управляющие компании приняли на себя обязательства по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирных домов. Собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Податель жалобы также считает, что является ненадлежащим административным ответчиком. Администрация Лужского городского поселения к участию в деле в качестве соответчика не привлекалась. Проверив дело, обсудив доводы жалобы, заслушав явившихся в судебное заседание лиц, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что 18.07.2011 администрация Лужского городского поселения приняла безвозмездно в собственность муниципального образования Лужское городское поселение индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты и оборудование на общую сумму 278 772 462 руб.

Категория надежности электроснабжения всех индивидуальных тепловых пунктов в <адрес> фактическая – третья, требуемая – первая, согласно рабочих проектов по установке индивидуальных тепловых пунктов.

Тосненским отделом Северо-Западного управления Ростехнадзора после проведения проверки технической, исполнительной, пуско-наладочной и эксплуатационной документации тепловых энергоустановок и тепловых сетей (ИТП, ЦТП) жилых домов и социальных объектов на предмет проведения пуско-наладочных работ 18.03.2013 и 8.10.2015 документация возвращалась в связи с недостаточностью представленных документов и несоответствием содержания установленным требованиям, в том числе в связи с отсутствием разрешения органов Госэнергонадзора на допуск в эксплуатацию электрических установок (ИТП, ЦТП).

Постановлением администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 № 161 «Об исключении из реестра муниципального образования Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области движимого имущества» индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты и оборудование в количестве 137 единиц, балансовой стоимостью 265 127 603 руб. исключены из казны МО Лужское городское поселение.

В письме Тосненского отдела по государственному энергетическому надзору Северо-Западного управления Ростехнадзора от 11.04.2017 в адрес Лужской городской прокуратуры указано, что с момента монтажа и по настоящее время электроустановки и тепловые энергоустановки индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения эксплуатируются без наличия разрешения на допуск в эксплуатацию органов госэнергонадзора, что является нарушением п. 1.3.11 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП) и п. 2.4.11 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ). Последнее обращение в Тосненский отдел по государственному энергетическому надзору по вопросу получения разрешения на допуск в эксплуатацию части электроустановок (ЦТП и ИТП) исходило от администрации Лужского муниципального района в сентябре 2015 года. По причине несоблюдения предусмотренных проектных решений в части необходимой категории электроснабжения ИТП и ЦТП администрации Лужского муниципального района направлен отказ в получении разрешения на ввод в эксплуатацию электроустановок. Администрации необходимо было устранить замечания и повторно направить документацию в Северо-Западное управление Ростехнадзора.

Для ввода в эксплуатацию ИТП и ЦТП необходимо выполнить действия, перечисленные в Правилах эксплуатации тепловых энергоустановок по допуску их в эксплуатацию. Без допуска в эксплуатацию отсутствует возможность передать данное оборудование в эксплуатацию какой-либо организации.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относится организация в границах поселения теплоснабжения населения.

Согласно ч.1 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ 2О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится: организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Приказом Минэнерго России от 13.01.2003 N 6 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей" установлено, что новые или реконструированные электроустановки и пусковые комплексы должны быть приняты в эксплуатацию в порядке, изложенном в настоящих Правилах и других нормативных документах (п. 1.3.1.).

Перед опробованием и приемкой должны быть подготовлены условия для надежной и безопасной эксплуатации энергообъекта: укомплектован, обучен (с проверкой знаний) электротехнический и электротехнологический персонал; разработаны и утверждены эксплуатационные инструкции, инструкции по охране труда и оперативные схемы, техническая документация по учету и отчетности; подготовлены и испытаны защитные средства, инструмент, запасные части и материалы; введены в действие средства связи, сигнализации и пожаротушения, аварийного освещения и вентиляции (п. 1.3.9.).

Перед допуском в эксплуатацию электроустановки должны быть приняты потребителем (заказчиком) в установленном порядке (п. 1.3.10.).

В силу положений Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 N 115, регламентирующих приемку и допуск в эксплуатацию тепловых энергоустановок, новые или реконструированные тепловые энергоустановки принимаются в эксплуатацию в порядке, установленном настоящими Правилами (п. 2.4.1.).

Допуск в эксплуатацию новых и реконструированных тепловых энергоустановок осуществляют органы государственного энергетического надзора на основании действующих нормативно-технических документов (п.2.4.2.).

Если смонтированные тепловые энергоустановки передаются на техническое обслуживание энергоснабжающей организации, то техническая приемка их от монтажной и наладочной организаций проводится совместно с энергоснабжающей организацией (п.2.4.10.).

Включение в работу тепловых энергоустановок производится после их допуска в эксплуатацию. Для наладки, опробования и приемки в работу тепловой энергоустановки срок временного допуска устанавливается по заявке, но не более 6 месяцев (п.2.4.11.).

В соответствии с положениями Приказа Минэнерго РФ от 08.07.2002 № 204 "Об утверждении глав Правил устройства электроустановок" категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта (п. 1.2.17).

В отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий (п.1.2.18.).

Судом обоснованно установлено, что индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты жилых домов и объектов социального назначения не соответствуют установленным техническим требованиям, поскольку не обеспечены предусмотренной для них проектной документацией первой категорией надежности электроснабжения. В этой связи ИТП и ЦТП не допущены в установленном порядке к эксплуатации органами государственного энергонадзора и их фактическая эксплуатация в настоящее время производится с существенным нарушением установленного порядка эксплуатации объектов теплоснабжения.

Согласно ч.2 ст.32 Устава Лужского городского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа Лужского городского поселения, указанных в ст. 47 настоящего Устава, в соответствии с ч. 2 ст. 34 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» возлагается на администрацию Лужского муниципального района.

Административный ответчик является органом местного самоуправления, на который возложена обязанность организации теплоснабжения населения, а также собственником индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения.

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Исходя из вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о возложении на администрацию Лужского муниципального района обязанности по устранению нарушений, препятствующих получению в установленном порядке разрешения Госэнергонадзора на допуск в эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов жилых домов и объектов социального назначения, расположенных на территории Лужского городского поселения Лужского муниципального района.

Учитывая изложенное, судебная коллегия находит правомерным решение суда об удовлетворении административного иска об обязании административного ответчика подготовить и представить в органы Госэнергонадзора техническую, исполнительную, пуско-наладочную и эксплуатационную документацию тепловых энергоустановок и тепловых сетей, указанных индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов, обеспечении их категорией надежности электроснабжения 1-й степени, обязании заключить и представить в органы Госэнергонадзора договор со специализированной организацией.

Поскольку оборудование индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов не соответствует установленным требованиям, передача данного оборудования в эксплуатацию администрацией Лужского муниципального района не осуществлена, судебная коллегия признает верным суждение суда о том, что исключение указанного имущества из муниципальной собственности нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, и тем самым органом местного самоуправления необоснованно перекладывается обязанность в отношении этого имущества и организации теплоснабжения населения на граждан, проживающих в многоквартирных домах. Кроме того, индивидуальные тепловые пункты и центральные тепловые пункты и оборудование в количестве 137 единиц имеют балансовую стоимость 265 127 603 руб., следовательно, данное имущество не может быть исключено из муниципальной собственности без передачи его в установленном порядке другим лицам.

При таких обстоятельствах, признание недействующим постановления администрации Лужского муниципального района от 17.01.2017 №161 представляется правильным.

В то же время судебная коллегия соглашается с выводом суда о пропуске административным истцом установленного ст. 219 КАС РФ срока для обращения в суд в части требований о признании незаконным бездействия администрации Лужского муниципального района по получению в установленном законом порядке разрешения органов Госэнергонадзора на допуск в эксплуатацию индивидуальных тепловых пунктов и центральных тепловых пунктов (ИТП, ЦТП) жилых домов и объектов социального назначения.

В соответствии с положениями п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений.

С учетом необходимости проведения процедур по подготовке технической документации, заключению муниципального контракта на выполнение работ, конкретных обстоятельств дела, судебная коллегия полагает установленный административному ответчику срок для исполнения решения суда обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, на законность принятого судом решения не влияют и его отмену не влекут.

Решение суда является законным и обоснованным, при рассмотрении дела судом не допущено нарушений норм материального и процессуального права.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Лужского городского суда Ленинградской области от 5 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Лужского муниципального района Ленинградской области – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи