ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-18139/18 от 03.12.2018 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судья Копылова М.Н. дело № ЗЗа-18139/2018 3.021а

24RS0024-01-2018-002067-12

3 декабря 2018 года судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Полынцева С.Н.,

судей Жуль А.В., Шавриной А.И.,

при секретаре судебного заседания Фром Е.С.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н. административное дело по административному иску Канского межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Канск, к Канскому городскому Совету депутатов, о признании незаконным бездействия Канского городского Совета депутатов, возложении обязанности,

по апелляционным жалобам представителя административного ответчика Береснева Ю.Г., заинтересованного лица Качан Н.Н.

на решение суда города Канска Красноярского края от 27 августа 2018 года, которым постановлено:

«Административные исковые требования Канского межрайонного прокурора, в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Канск, к Канскому городскому Совету депутатов, о признании незаконным бездействия Канского городского Совета депутатов, возложении обязанности – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Канского городского Совета депутатов по непринятию мер к инициированию удаления главы муниципального образования города Канска Качан Надежды Николаевны в отставку, в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в качестве меры ответственности предусмотренной ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона от 03.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за совершенное главой муниципального образования города Канска Качан Надеждой Николаевной коррупционное правонарушение.

Обязать Канский городской Совет депутатов инициировать удаление в отставку главы муниципального образования г.Канска Качан Надежды Николаевны в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнением обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устранив тем самым бездействие, нарушающее требования ч.4 ст.5, п.20 ст.7 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.п.Е п.9 Национальной стратегии противодействия коррупции, утверждённой Указом Президента российской Федерации от 13.04.2010г. № 460, ч.5 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», п.4 ч.2 ст.74.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Выслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Канский межрайонный прокурор, действуя в интересах Российской Федерации, муниципального образования город Канск, обратился в суд с административным иском к Канскому городскому Совету депутатов о признании незаконным бездействия, возложении обязанности.

Требования мотивировал тем, что Канской межрайонной прокуратурой по результатам проверки деятельности главы г.Канска Качан Н.Н. выявлены факты неисполнения законодательства о противодействии коррупции по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, в связи с чем 26 декабря 2017 года в Канский городской Совет депутатов направлена информация о конфликте интересов главы города - наличии личной заинтересованности, которая влияет или может повлиять на надлежащее объективное и беспристрастное осуществление полномочий, о неисполнении обязанностей, предусмотренных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», для решения вопроса о прекращении полномочий главы города Канска путем удаления в отставку в соответствии со ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". По результатам рассмотрения информации ответчиком протокольно принято решение, согласно которому в случае наличия инициативы депутатов данный вопрос будет рассмотрен. Полагал, что бездействие ответчика по непринятию мер к инициированию удаления главы города в отставку в качестве меры ответственности за совершенное коррупционное правонарушение нарушает интересы муниципального образования на осуществление местного самоуправления. Просил признать незаконным бездействие Канского городского Совета депутатов по непринятию мер к инициированию удаления главы МО г. Канск Качан Н.Н. в отставку в связи с непринятием мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, возложить обязанность устранить нарушения законодательства путем инициирования удаления в отставку главы МО.

Судом постановлено вышеприведённое решение об удовлетворении заявленных требований.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Береснев Ю.Г. просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Указывает, что возложение обязанности инициировать процедуру удаления главы города в отставку является вмешательством в исключительную компетенцию представительного органа муниципального образования.

В апелляционной жалобе заинтересованное лицо – глава города Канска Качан Н.Н. просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Указывает на то, что, замещая муниципальную должность, она соблюдает установленные положениями Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» обязанности по принятию мер, направленных на предотвращение возникновения конфликта интересов; обязанность инициировать процедуру удаления в отставку главу города Канска возложена на Канский городской Совет депутатов неправомерно.

В представленных возражениях старший помощник Канского межрайонного прокурора Гард А.В. просит оставить решение суда без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приняв во внимание письменное заключение прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Красноярского края Жилкина П.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ч.1 ст.11, ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.

Порядок уведомления лицом, замещающим муниципальную должность представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, подразумевает письменную форму такого уведомления, во исполнение ч.2 ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

В соответствии с ч.2.3 ст.14.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" непринятие муниципальным служащим, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение муниципального служащего с муниципальной службы.

Согласно ч.1 ст.27.1 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" за несоблюдение муниципальным служащим ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами, налагаются взыскания, предусмотренные статьей 27 настоящего Федерального закона.

Из материалов административного дела следует и верно установлено судом, что Качан Н.Н., являясь главой муниципального образования город Канск (т.1 л.д.108), то есть высшим должностным лицом муниципального образования, должна была соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", ее полномочия могли быть прекращены досрочно в случае удаления в отставку, по инициативе депутатов Канского городского Совета депутатов, в соответствии со ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в том числе в связи с несоблюдением запретов и неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции".

Вопреки доводам апелляционных жалоб наличие у главы муниципального образования города Канска Качан Н.Н. личной заинтересованности в отношениях с ООО «Тепло-быт-Сервис», осуществляющим деятельность по производству и передаче тепловой энергии в г.Канске, достоверно установлена, поскольку осуществляя полномочия, по организации обеспечения теплоснабжения потребителей на территориях городского округа, в том числе по утверждению актуализации на 2018 г. схем теплоснабжения, Качан Н.Н. фактически действовала в интересах хозяйствующего субъекта ООО «Тепло-Сбыт-Сервис», с учредителем которого связана родственными связями, в связи с чем у главы города Канска Качан Н.Н. присутствует конфликт интересов.

В нарушение требований ч.1 ст.11, ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" глава города Канска Качан Н.Н. не приняла мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлась, хотя должна была их принять в силу прямого указания закона, не сообщила нанимателю, в Канский городской Совет депутатов о возникновении личной заинтересованности при исполнении ею должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, что подтверждается пояснениями заинтересованного лица, истца и не оспаривалось сторонами.

Принимая во внимание, что под личной заинтересованностью понимается не только возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, имущественных прав, услуг имущественного характера, но результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ), ссылка в жалобах на то, что личная заинтересованность у Качан Н.Н. отсутствовала, является необоснованной. Утвердив, несмотря на наличие замечаний и предложений, поступивших на публичных слушаниях от АО «Канская ТЭЦ», актуализированную схему теплоснабжения г.Канка на 2018 год, которая не отвечала требованиям безопасности и надежности обеспечения теплоснабжения жителей г.Канска, Качан Н.Н. фактически действовала в интересах ООО «Тепло-быт-Сервис», с <данные изъяты> Качан Н.Н. связана близкими (родственными) отношениями.

При таких обстоятельствах, глава города Канска Качан Н.Н., не исполнившая обязанность, предусмотренную Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, стороной которого она являлась, подлежала удалению в отставку по поступившей информации Канского межрайонного прокурора, однако, данный вопрос, относящийся в силу закона к компетенции Канского городского Совета депутатов, надлежащим образом ответчиком инициирован и разрешен не был, тем самым Канский городской Совет депутатов не исполнил обязанность, предусмотренную ч.4 ст.5, п.20 ст.7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», об осуществлении противодействия коррупции в пределах своих полномочий.

Своим бездействием ответчик фактически исключил возможность наступления ответственности главы муниципального образования город Канск Качан Н.Н., то есть высшего должностного лица муниципального образования, за несоблюдение ограничений, запретов, не исполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", по основаниям, предусмотренным ст.74.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", как перед нанимателем - Канским городским Советом депутатов, так и перед населением городского округа, нарушив тем самым интересы муниципального образования г.Канск, допустив факт осуществления полномочий в пределах городского округа лицо, которым не урегулирован конфликт интересов.

При таких обстоятельствах суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором административные исковые требования, поскольку непринятие мер к инициированию процедуры удаления главы города в отставку при установленных в судебном заседании обстоятельствах, нарушало права и законные интересы неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления через выборные и иные органы местного самоуправления.

Доводы апелляционных жалоб по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.

Поскольку на момент подачи административного искового заявления и вынесения 27 августа 2018 года судебного решения Качан Н.Н. являлась главой города Канска и исполняла свои должностные обязанности, представленные в суд апелляционной инстанции 27 ноября 2018 года сведения о том, что 14 ноября 2018 года на 33 сессии Канского городского Совета депутатов было принято Решение № 33-183 «О досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования город Канск» в отношении Качан Н.Н., в связи с отставкой по собственному желанию, не могут служить основанием для отмены правильного по существу судебного решения.

Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Канского городского суда Красноярского края от 27 августа 2018 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Канского городского Совета депутатов, заинтересованного лица Качан Н.Н. - без удовлетворения.

Председательствующий судья С.Н.Полынцев

Судьи А.В. Жуль

А.И.Шаврина