ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-18202/2021 от 30.11.2021 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Ахметшин Р.А. УИД 16RS0020-01-2021-001475-17

№ дела в суде первой инстанции 2а-381/2021

№ дела в суде апелляционной инстанции № 33а-18202/2021

учет № 197а

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

30 ноября 2021 года город Казань

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Моисеевой Н.Н.,

судей Гафарова Р.Ф., Давлетшиной А.Ф.,

при ведении протокола помощником судьи Бубновой К.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гафарова Р.Ф. административное дело по апелляционной жалобе Зиганшиной Ирины Николаевны на решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Межрайонной ИФНС России №9 по Республике Татарстан к Зиганшиной И.Н. удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с ответчика Зиганшиной Ирины Николаевны недоимки:

- по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 01.01.2017 года пени (КБК ....) в размере 1 794,24 рублей (из них: пени в размере 1 075,95 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 9 657,97 рублей с 29.01.2019 по 05.11.2020 рублей; пени в размере 515,01 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 3 796,85 рублей с 29.01.2019 по 05.11.2020; пени в размере 105,96 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 13 454,82 рублей с 02.01.2019 по 01.02.2019; пени в размере 97,32 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 13454,82 рублей с 02.02.2019 по 01.03.2019);

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 года пени (КБК ....) в размере 1 829,09 рублей (из них: пени в размере 622,61 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 4 590,00 рублей с 29.01.2019 по 05.11.2020 рублей; пени в размере 792,15 рублей, исчислены на сумму недоимки в размере 5 840,00 рублей с 29.01.2019 по 05.11.2020; пени в размере 61,87 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 10 430, 00 рублей с 02.02.2019 по 01.03.2019; пени в размере 352,46 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 6 884,00 рублей с 13.01.2020 по 05.11.2020).

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) пени (КБК ....) в размере 7 872,08 рублей (из них: пени в размере 263,86 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 45 010,29 рублей с 02.02.2019 по 24.02.2019; пени в размере 2 504,67 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 18465,29 рублей с 29.01.2019 по 05.11.2020г; пени в размере 3 600,61 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 26 545,00 рублей с 29.01.2019 по 05.11.2020; пени в размере 1 502,94 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 29 354,00 рублей с 13.01.2020 по 05.11.2020).

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (КБК ....) в размере 1964,00 рублей (из них: за 2016 – 699,00 рублей, за 2017 -699,00 рублей, за 2018 -566,00 рублей), пени (КБК ....) в размере 356,17 рублей (из них: пени в размере 85,23 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699,00 рублей за период 2015 с 06.02.2017 по 29.03.2018; пени в размере 11,39 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699,00 рублей за период 2016 с 02.12.2017 по 01.02.2018; пени в размере 91,65 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699,00 рублей за период 2016 с 02.02.2018 по 10.07.2019; пени в размере 52,59 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699,00 рублей за период 2016 с 11.07.2019 по 29.06.2020; пени в размере 9,85 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699,00 рублей за период 2017 с 04.12.2018 по 27.01.2019; пени в размере 29,47 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699,00 рублей за период 2017 с 28.01.2019 по 10.07.2019; пени в размере 52,59 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 699,00 рублей за период 2017 с 11.07.2019 по 29.06.2020; пени в размере 7,49 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 566,00 рублей за период 2018 с 03.12.2019 по 03.02.2020; пени в размере 15,91 рублей исчислены на сумму недоимки в размере 566,00 рублей за период 2018 с 04.02.2020 по 29.06.2020).

Всего 13815,58 рублей.

Взыскать с Зиганшиной Ирины Николаевны государственную пошлину в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации в размере 400,00 рублей».

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 9 по Республике Татарстан (далее – МРИ ФНС России № 9 по Республике Татарстан) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Зиганшиной И.Н. о взыскании задолженности по страховым и налоговым платежам.

В обосновании административного иска указано, что Зиганшина И.Н. имеет в собственности земельные участки, которые являются объектом налогообложения, а также она зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 14 января 2004 года.

За 2015 год по сроку уплаты 1 декабря 2016 года Зиганшиной И.Н. исчислен земельный налог в размере 699 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена, взыскана службой судебных приставов 30 марта 2018 года на основании судебного приказа № 2а-300/2017 от 8 августа 2017 года.

Пени в размере 85 рублей 23 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2015 года с 6 февраля 2017 года по 29 марта 2018 года.

За 2016 год по сроку уплаты до 1 декабря 2016 года налогоплательщику исчислен земельный налог в размере 699 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.

Пени в размере 11 рублей 39 копеек исчислены на сумму недоимки за период 2016 года со 2 декабря 2017 года по 1 февраля 2018 года. Пени в размере 91 рубль 65 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года со 2 февраля 2018 года по 10 июля 2019 года. Пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года с 11 июля 2019 года по 29 июня 2020 года.

За 2017 год по сроку уплаты до 1 декабря 2018 года налогоплательщику исчислен земельный налог в размере 699 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.

Пени в размере 9 рублей 85 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 4 декабря 2018 года по 27 января 2019 года. Пени в размере 29 рублей 47 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 28 января 2019 года по 10 июля 2019 года. Пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 11 июля 2019 года по 29 июня 2020 года.

За 2018 год по сроку уплаты до 1 декабря 2019 года налогоплательщику исчислен земельный налог в размере 566 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.

Пени в размере 7 рублей 49 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период 2018 года с 3 декабря 2019 года по 3 февраля 2020 года. Пени в размере 15 рублей 91 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период 2018 года с 4 февраля 2020 года по 29 июня 2020 года.

Зиганшина И.Н. признается налогоплательщиком страховых взносов.

Согласно данным Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей административный ответчик утратил статус индивидуального предпринимателя согласно решению от 24 ноября 2020 года, однако своевременно и в полном объеме не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в результате чего образовалась задолженность за 2013-2020 годы на общую сумму в размере 132 261 рублей 74 копейки.

Сумма задолженности налогоплательщиком не погашена.

За несвоевременное погашение задолженности административным истцом начислены пени в размере 1 075 рублей 95 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 9 657 рублей 97 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

пени в размере 515 рублей 01 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 3 796 рублей 85 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

пени в размере 105 рублей 96 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рубля 82 копейки со 2 января 2019 года по 1 февраля 2019 года;

пени в размере 97 рублей 32 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рубля 82 копейки со 2 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года;

пени в размере 622 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 4590 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

пени в размере 792 рублей 15 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 5840 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

пени в размере 61 рубля 87 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 10 430 рублей со 2 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года;

пени в размере 352 рублей 46 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 6 884 рублей с 13 января 2020 года по 5 ноября 2020 года;

пени в размере 263 рублей 86 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 45 010 рублей 29 копеек со 2 февраля 2019 года по 24 февраля 2019 года;

пени в размере 2 504 рублей 67 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 18 465 рублей 29 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

пени в размере 3 600 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 26 545 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

пени в размере 1 502 рублей 94 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 29 354 рублей с 13 января 2020 года по 5 ноября 2020 года.

Зиганшиной И.Н. направлены требования об уплате налога и пени от 2 февраля 2018 года № 13009, от 28 января 2019 года № 4227 от 11 июля 2019 года № 54519, от 4 февраля 2020 года № 8839, от 30 июня 2020 года № 101324, от 6 ноября 2020 года № 127170, о чем свидетельствуют списки заказных писем. В установленные в требованиях сроки налогоплательщик не исполнил обязанность по уплате задолженностей.

8 февраля 2021 года в отношении Зиганшиной И.Н. вынесен судебный приказ № 2а-22/2019 на общую сумму 14 076 рублей 5 копеек, который был отменен на основании возражений налогоплательщика от 2 апреля 2021 года. Сумма задолженности погашена частично.

В связи с вышеизложенным, МРИ ФНС России № 9 по Республике Татарстан просила суд взыскать с Зиганшиной И.Н. недоимки по:

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года пени (КБК ....) в размере 1 794 рублей 24 копеек (из них: пени в размере 1 075 рублей 95 копеек на сумму недоимки в размере 9 657 рублей 97 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года; пени в размере 515 рублей 01 копейки на сумму недоимки в размере 3 796 рублей 85 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года; пени в размере 105рублей 96 копеек на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек со 2 января 2019 года по 1 февраля 2019 года; пени в размере 97 рублей 32 копеек на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек со 2 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года);

- страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года пени (КБК ....) в размере 1 829 рублей 09 копеек (из них: пени в размере 622 рублей 61 копеек на сумму недоимки в размере 4 590 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года; пени в размере 792 рублей 15 копеек на сумму недоимки в размере 5 840 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года; пени в размере 61 рубля 87 копеек на сумму недоимки в размере 10 430 рублей со 2 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года; пени в размере 352 рублей 46 копеек на сумму недоимки в размере 6 884 рублей с 13 января 2020 года по 5 ноября 2020 года);

- страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года) пени (КБК ....) в размере 7 872 рублей 08 копеек (из них: пени в размере 263 рублей 86 копеек на сумму недоимки в размере 45 010 рублей 29 копеек со 2 февраля 2019 года по 24 февраля 2019 года; пени в размере 2 504 рублей 67 копеек на сумму недоимки в размере 18 465 рублей 29 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года; пени в размере 3 600 рублей 61 копеек на сумму недоимки в размере 26 545 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года; пени в размере 1 502 рублей 94 копеек на сумму недоимки в размере 29 354 рублей с 13 января 2020 года по 5 ноября 2020 года);

- земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах сельских поселений (КБК ....) в размере 1964 рублей (из них: за 2016 – 699 рублей, за 2017 - 699 рублей, за 2018 - 566,00 рублей), пени (КБК ....) в размере 356 рублей 17 копеек (из них: пени в размере 85 рублей 23 копеек на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2015 года с 6 февраля 2017 года по 29 марта 2018 года; пени в размере 11 рублей 39 копеек на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года со 2 декабря 2017 года по 1 февраля 2018 года; пени в размере 91 рубля 65 копеек на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года со 2 февраля 2018 года по 10 июля 2019 года; пени в размере 52 рублей 59 копеек на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года с 11 июля 2019 года по 29 июня 2020 года; пени в размере 9 рублей 85 копеек на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 4 декабря 2018 года по 27 января 2019 года; пени в размере 29 рублей 47 копеек на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 28 января 2019 года по 10 июля 2019 года; пени в размере 52 рублей 59 копеек на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 11 июля 2019 года по 29 июня 2020 года; пени в размере 7 рублей 49 копеек на сумму недоимки в размере 566 рублей за период 2018 года с 3 декабря 2019 года по 3 февраля 2020 года; пени в размере 15 рублей 91 копейки на сумму недоимки в размере 566 рублей за период 2018 года с 4 февраля 2020 года по 29 июня 2020 года).

Всего задолженность составила 13 815 рублей 58 копеек.

Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Зиганшина И.Н. ставит вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности, полагает, что суд неправильно определил имеющие значение для дела обстоятельства, а также нарушил нормы материального и процессуального права. Вопреки выводу суда первой инстанции, она иск не признавала, заявление о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя направила еще в 2013 году. Кроме того, настаивает на том, что срок давности для взыскания налоговой задолженности уже истек.

Стороны, извещенные в надлежащем порядке о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, своих представителей не направили.

В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Согласно части 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Судебная коллегия находит решение подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение должно быть законным и обоснованным.

Как разъяснено пунктах 2, 3, 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 N 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соответствии норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению в данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права.

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствам, не нуждающимся в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов. Требования о порядке изложения решений обязательны для всех видов производств (в том числе, производства по делам, возникающим из публичных правоотношений).

Судебная коллегия находит, что обжалуемое судебное решение указанным требованиям закона не отвечает.

В соответствии с частью 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации и подпункту 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно пункту 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Из материалов дела усматривается, что Зиганшиной И.Н. на праве собственности принадлежат два земельных участка, расположенных по адресу:

- Республика Татарстан, <адрес>, кадастровый номер ....;

- Республика Татарстан, <адрес>, кадастровый номер ....,

В связи с этим административный ответчик является плательщиком земельного налога.

На основании пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации Зиганшиной И.Н. заказной корреспонденцией направлены требования об уплате налога и пени от 2 февраля 2018 года, 28 января 2019 года, 11 июля 2019 года, 4 февраля 2020 года, 30 июня 2020 года, 6 ноября 2020 года, налоговые уведомления № 75815886 от 13 сентября 2016 года, № 57115287 от 20 сентября 2017 года, № 46480608 от 19 августа 2018 года, № 58031580 от 1 августа 2019 года, о чем свидетельствуют списки заказных писем, приобщенных к материалам дела.

За 2015 год со сроком уплаты до 1 декабря 2016 года налогоплательщику исчислен земельный налог в размере 699 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена, взыскана службой судебных приставов 30 марта 2018 года на основании судебного приказа №2а-300/2017 от 8 августа 2017 года.

За неисполнение обязанности по оплате налога в установленный законом срок административному ответчику начислены пени в размере 85 рублей 23 копеек за период 2015 года с 6 февраля 2017 года по 29 марта 2018 года.

За 2016 год со сроком уплаты до 1 декабря 2016 года налогоплательщику исчислен земельный налог в размере 699 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.

Пени в размере 11 рублей 39 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года со 2 декабря 2017 года по 1 февраля 2018 года.

Пени в размере 91 рубля 65 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года со 2 февраля 2018 года по 10 июля 2019 года.

Пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2016 года с 11 июля 2019 года по 29 июня 2020 года.

За 2017 год со сроком уплаты до 1 декабря 2018 года налогоплательщику исчислен земельный налог в размере 699 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.

Пени в размере 9 рублей 85 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 4 декабря 2018 года по 27 января 2019 года.

Пени в размере 29 рублей 47 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 28 января 2019 года по 10 июля 2019 года.

Пени в размере 52 рублей 59 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 699 рублей за период 2017 года с 11 июля 2019 года по 29 июня 2020 года.

За 2018 год со сроком уплаты до 1 декабря 2019 года налогоплательщику исчислен земельный налог в размере 566 рублей. Сумма налога налогоплательщиком не уплачена.

Пени в размере 7 рублей 49 копеек исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период 2018 года с 3 декабря 2019 года по 3 февраля 2020 года.

Пени в размере 15 рублей 91 копейки исчислены на сумму недоимки в размере 566 рублей за период 2018 года с 4 февраля 2020 года по 29 июня 2020 года.

Также из материалов дела следует, что административный ответчик Зиганшина И.Н. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя с 14 января 2004 года и являлась плательщиком страховых взносов.

24 ноября 2020 года Зиганшина И.Н. утратила статус индивидуального предпринимателя в связи с принятием соответствующего решения, однако своевременно и в полном объеме не уплатила страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование, в результате чего, по мнению налогового органа, образовалась задолженность за 2013-2020 годы на общую сумму в размере 132 261 рубля 74 копейки.

Сумма задолженности налогоплательщиком не погашена.

В связи с неуплатой налоговой задолженности в установленный законом срок налоговым органом направлено требование № 127170 от 6 ноября 2020 года об оплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов.

За несвоевременное погашение задолженности в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации административным истцом начислены пени в размере:

1 075 рублей 95 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 9 657 рублей 97 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

515 рублей 01 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 3 796, рублей 85 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

105 рублей 96 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 32 копеек со 2 января 2019 года по 1 февраля 2019 года;

97 рублей 32 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 13 454 рублей 82 копеек со 2 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года;

622 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 4 590 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

792 рублей 15 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 5 840 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

61 рубля 87 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 10 430 рублей со 2 февраля 2019 года по 1 марта 2019 года;

352 рублей 46 копеек по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года исчислены на сумму недоимки в размере 6 884 рублей с 13 января 2020 года по 5 ноября 2020 года;

263 рублей 86 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 45 010 рублей 29 копеек со 2 февраля 2019 года по 24 февраля 2019 года;

2 504 рублей 67 копеек по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 18 465 рублей 29 копеек с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

3 600 рублей 61 копейки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 26 545 рублей с 29 января 2019 года по 5 ноября 2020 года;

1 502 рублей 94 копейки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года) исчислены на сумму недоимки в размере 29 354 рублей с 13 января 2020 года по 5 ноября 2020 года.

Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 2 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан от 8 февраля 2021 года с Зиганшиной И.Н. взыскана недоимка за 2016-2020 годы в размере 14 076 рублей 05 копеек.

После вынесения судебного приказа административным ответчиком частично погашена недоимка по налогам.

1 апреля 2021 года от Зиганшиной И.Н. поступило возражение относительно исполнения судебного приказа.

Определением мирового судьи судебного участка № 2 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2021 года вышеуказанный судебный приказ отменен по заявлению Зиганшиной И.Н.

Удовлетворяя требования административного истца, суд первой инстанции исходил из того, что сроки, установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации не нарушены, с представленным расчетом истца согласился, при этом расчет административным ответчиком не оспорен, иной расчет не представлен.

Однако с таким выводом районного суда судебная коллегия согласиться не может.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения суда первой инстанции подлежат безусловной отмене в случае принятия судом решения о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в административном деле.

В данном случае судом первой инстанции не учтено, что до 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Данный федеральный закон к плательщикам страховых взносов наряду с другими лицами относит индивидуальных предпринимателей как лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, возлагает обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы (подпункт "б" пункта 1 части 1 статьи 5, часть 1 статьи 18).

В силу части 5 статьи 15 этого же федерального закона ежемесячный обязательный платеж (страховые взносы, уплачиваемые в течение расчетного периода, - часть 4 этой статьи) подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.

В случае неуплаты индивидуальным предпринимателем в установленный срок или неполной уплаты страховых взносов производится принудительное взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 названного федерального закона (части 2 и 3 статьи 18).

До принятия решения о взыскании страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного федерального закона (часть 3 статьи 19).

По общему правилу требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется индивидуальному предпринимателю уполномоченным органом в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки - в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения (части 2 и 3 статьи 22 этого же федерального закона).

Обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах индивидуального предпринимателя в банках на основании решения о взыскании уполномоченного органа, который направляет в соответствующий банк поручение на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов индивидуального предпринимателя. Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения данного срока (части 1, 2 и 5 (в редакции, действующей до 21 декабря 2013 года) статьи 19 названного федерального закона).

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о таких счетах уполномоченный орган вправе принять решение о взыскании страховых взносов за счет иного имущества индивидуального предпринимателя в форме соответствующего постановления, которое направляется судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, пеней и штрафов (часть 14 статьи 19, части 2 и 3 (в редакции до 21 декабря 2013 года) статьи 20 этого же федерального закона).

С 1 января 2017 года Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» утратил силу, процедура взыскания страховых взносов с указанной даты регулируется Налоговым кодексом Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года N 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Как указывалось выше административным истцом ставится вопрос о взыскании с Зиганшиной И.Н. пени за несвоевремнное погашение задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года, т.е до передачи налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование.

В этой связи суду первой инстанции следовало привлечь к участию в деле в качестве заинтересованного лица территориальный фонд обязательного медицинского страхования, при том, что в материалах дела отсутствуют сведения за какие налоговые периоды до 1 января 2017 года образована налоговая задолженность, а также суммы этой задолженности, не которые начислены пени. Указанные сведения налоговым органом не представлены, судом не истребованы.

Таким образом, судом первой инстанции вынесено решение о правах и об обязанностях лица, не привлеченных к участию в административном деле.

Более того, удовлетворяя требования о взыскании с Зиганшиной И.Н. пени за период с 2013 года, суд первой инстанции не дал оценки тому обстоятельству, что согласно определению мирового судьи судебного участка № 2 по Менделеевскому судебному району Республики Татарстан от 2 апреля 2021 года отменен судебный приказ от 8 февраля 2021 года о взыскании с административного ответчика недоимки за 2016-2020 годы. Материалы дела № 2а-22/2019 о вынесении судебного приказа районным судом не исследовались, к материалам данного дела не приложены, что не позволяет проверить расчет налоговой задолженности, а также соблюдение административным истцом сроков, установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.

В случае утраты налоговыми органами возможности взыскания переданных им органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации недоимки по страховым взносам и задолженности по соответствующим пеням и штрафам, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также сумм страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами названных фондов, подлежащих уплате по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, указанные недоимка и задолженность признаются безнадежными к взысканию и списываются налоговыми органами в случаях и порядке, установленных статьей 59 Налогового кодекса Российской Федерации (часть 3 статьи 4 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 243-ФЗ).

Федеральный законодатель в статье 44 Налогового кодекса Российской Федерации, положения которой применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов (пункт 4 данной статьи), закрепляя в подпунктах 1 - 4 пункта 3 конкретные основания прекращения обязанности по уплате налога и (или) сбора, указал, что таковыми могут быть признаны иные обстоятельства, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора (подпункт 5).

Так, безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными плательщиками страховых взносов, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам (подпункта 4 пункта 1 статьи 59 Налогового кодекса Российской Федерации).

Исходя из взаимосвязанного толкования приведенных норм статей 44 и 59 Налогового кодекса Российской Федерации, исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм.

При таком положении, для правильного разрешения заявленных административных исковых требований суду первой инстанции необходимо было применить приведенные выше законоположения, действующие на момент возникновения спорных правоотношений, проверить, не утрачена ли была возможность взыскания пеней за расчетные периоды на 1 января 2017 года и после указанной даты, для чего проверить процедуру взыскания страховых взносов, в том числе соблюдение налоговым органом порядка, а также сроков взыскания страховых взносов и пеней.

В ходе рассмотрения дела установлено, что часть задолженности была погашена налогоплательщиком в ходе исполнительного производства. Между тем, в материалах дела отсутствует копия исполнительного производства, что также препятствует проверке суммы налоговой задолженности.

Приведенные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения настоящего административного дела, как это предписывает часть 3 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом первой инстанции не были определены в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, не были истребованы доказательства, подтверждающие доводы сторон.

При таком положении, удовлетворение административного искового заявления лишь на основании констатации норм права и по мотиву соблюдения налоговым органом сроков по принудительному взысканию пеней, является недопустимым, противоречит задачам административного судопроизводства и свидетельствует о существенном нарушении норм материального и процессуального права, которые могут повлиять на исход административного дела.

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда Республики Татарстан считает, что обжалуемый судебный акт являются незаконными, в связи с чем он подлежит отмене с направлением административного дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Руководствуясь статьями 177, 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Менделеевского районного суда Республики Татарстан от 13 сентября 2021 года по данному административному делу отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).

Председательствующий

Судьи

Мотивированное апелляционное определение составлено 30 ноября 2021 года.

Определение10.12.2021