ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1820/2023 от 26.06.2023 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Малыгин П.А.

№ 33а-1820/2023 (10RS0011-01-2023-000691-21)

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Петрозаводск

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Данилова О.И.

судей Коваленко В.В., Щепалова С.В.

при ведении протокола помощником судьи Макаршиной А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2023 г. по административному делу № 2а-2079/2023 по административному исковому заявлению Круглова К.С. к МВД по Республике Карелия, ОМВД России по Прионежскому району, начальнику ОМВД России по Прионежскому району Блинову Д.Л. об оспаривании действий.

Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Административный иск заявлен по тем основаниям, что органом аттестации Росавтодора от 06.10.2022 на основании решения ОМВД России по Прионежскому району от 01.09.2022 (письмо от 02.09.2022 ) об аннулировании ранее выданного заключения от 20.07.2022 о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, были аннулированы выданные административному истцу в 2021 г. свидетельства об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, он переведен на нижеоплачиваемую работу. Круглов К.С., считая, что решением органа внутренних дел созданы препятствия к осуществлению трудовой деятельности, связанной с обеспечением транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, просил суд признать незаконным и отменить решение ОМВД России по Прионежскому району «Об аннулировании заключения», выраженное в письме от 02.09.2022 , возложив обязанность принять решение о возможности допуска административного истца к выполнению вышеуказанных работ.

Решением суда в удовлетворении заявленных требований отказано.

С принятым судебным постановлением не согласен административный истец, в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы указывает, что административными ответчиками доказательств причастности административного истца к организованной преступной группе либо намерения использовать ранее данные полномочия, получить доступ к оружию, защищаемым объектам и (или) транспортным средствам в противоправных целях не представлено; уголовное преследование, имевшее место в 2015 г. при принятии на работу и ограничением для допуска в дальнейшем к выполнению работ не являлось; созданы препятствия к осуществлению трудовой деятельности.

В возражениях на апелляционную жалобу ОМВД России по Прионежскому району и МВД по Республике Карелия выражают согласие с решением суда первой инстанции.

В заседании суда апелляционной инстанции Круглов К.С. и его представитель В. доводы апелляционной жалобы поддержали, представители ОМВД России по Прионежскому району и МВД по Республике Карелия А. и Б. против доводов апелляционной жалобы возражали, пояснили, что оспариваемое решение основано на факте уголовного преследования Круглова К.С. в 2015 г. по части 1 статьи 282 УК РФ, каких-либо иных компрометирующих Круглова К.С. сведений не имеется.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Заслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, ХХ.ХХ.ХХ постановлением старшего следователя СО по г. Петрозаводску СУ СК РФ по Республике Карелия в отношении Круглова К.С. было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного частью 1 статьи 282 УК РФ (ХХ.ХХ.ХХ в сети Интернет разместил комментарий националистического и экстремистского характера, направленный на возбуждение чувства ненависти и вражды по отношению к представителям Кавказа (кавказских этносов), а также на унижение достоинства человека, группы лиц по признакам национальности), которое было прекращено постановлением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 29 сентября 2015г. по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 24 УПК РФ, в связи с истечением срока давности уголовного преследования.

Круглов К.С. с 17.05.2018 является сотрудником Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России», которым были получены заключения ОМВД России по Прионежскому району от 15.01.2021 , от 26.02.2021 об отсутствии сведений, ограничивающих допуск Круглова К.С. к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.

На основании указанных заключений Росавтодором Круглову К.С. было выдано пять свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности: от 22.03.2021 (реестровый номер ), от 28.05.2021 (реестровый номер ), от 16.06.2021 (реестровый номер ), от 24.09.2021 (реестровый номер ), от 28.12.2021 (реестровый номер ).

23.11.2021 УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга было выдано заключение о невозможности допуска Круглова К.С. к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (далее – заключение от 23.11.2021 ), которое не содержало мотивов принятого решения.

При этом ОМВД России по Прионежскому району 22.01.2022 и 20.07.2022 были выданы заключения и соответственно об отсутствии сведений, ограничивающих допуск Круглова К.С. к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности.

Учитывая наличие взаимоисключающих заключений органов внутренних дел в отношении возможности допуска Круглова К.С. к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, Росавтодор письмом от 02.08.2022 направил соответствующий запрос в МВД России, которое перенаправило его в МВД по Республике Карелия (письмо от 17.08.2022 ).

Письмом от 02.09.2022 ОМВД России по Прионежскому району аннулировал ранее выданное в отношении Круглова К.С. заключение о возможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, от 20.07.2022 .

На основании письма ОМВД России по Прионежскому району от 02.09.2022 решением органа аттестации Росавтодора от 06.10.2022 ранее выданные Круглову К.С. свидетельства аннулированы, он переведен на работы, не связанные с обеспечением транспортной безопасности.

18.01.2023 административный истец обратился в суд с административным иском об оспаривании решения ОМВД России по Прионежскому району, выраженного в письме от 02.09.2022 .

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что прав административного истца оспариваемое решение не нарушает; кандидаты на допуск к работам, непосредственно связанным с обеспечением транспортной безопасности, должны полностью соответствовать понятию законопослушного гражданина; права неопределенного круга лиц на безопасность должны ставиться в прерогативное положение по сравнению с правами и обязанностями лица, чьи характеризующие данные могут вызвать подозрения в последующей безопасности эксплуатации стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры.

Судебная коллегия не может согласиться с выводами суда первой инстанции в силу следующего.

В соответствии с пунктом 32 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (далее – Закон о полиции) на полицию возложена обязанность выносить заключение о возможности допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Положениями статьи 10 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» в редакции, действовавшей в момент возникновения спорных правоотношений, предусмотрены ограничения при выполнении работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Так, в силу пунктов 4 и 5 части 1 статьи 10 вышеуказанного Федерального закона работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности, не вправе выполнять лица: в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Законом о полиции, имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности; внесенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».

Приказом МВД России от 06.07.2021 № 515 утвержден Порядок выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (заключения о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности (далее – Порядок).

Согласно пункту 7 Порядка основанием для принятия комиссией решения о подготовке проекта заключения, а также решения об аннулировании ранее выданного заключения о возможности допуска лица к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, является отсутствие (наличие) информации, полученной органами внутренних дел Российской Федерации, о: причастности лица к организованной преступной группе (организации, группировке), в том числе экстремистской или террористической направленности; намерении лица использовать в противоправных (преступных) целях полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности; намерении лица получить доступ к оружию, защищаемым объектам транспортной инфраструктуры и (или) транспортным средствам в противоправных (преступных) целях.

Пунктом 35 Правил аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2015 № 172, установлено, что свидетельство об аттестации подлежит аннулированию органом аттестации в следующих случаях: а) выявленное несоответствие аттестованного лица требованиям пунктов 1-6 и 9 части 1 статьи 10 Федерального закона, в том числе подтвержденное решением органов внутренних дел об аннулировании ранее выданного заключения о допуске, доведенным до сведения заявителя; б) истечение срока, на который выдано свидетельство об аттестации.

Из материалов дела следует, что аннуляция ранее выданных Росавтодором Круглову К.С. свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности (решение от 06.10.2022 ) обусловлена аннулированием ОМВД России по Прионежскому району ранее выданного заключения от 20.07.2022 о допуске к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Решение об аннулировании ранее выданного заключения от 20.07.2022 о допуске к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, оформлено в виде письма от 02.09.2022 .

Как указано в отзывах на административный иск и апелляционную жалобу, а также следует из пояснений представителей органов полиции, данных в суде апелляционной инстанции, оспариваемое решение основано лишь на факте уголовного преследования Круглова К.С. по части 1 статьи 282 УК РФ со ссылкой на Рекомендации по организации выдачи органами внутренних дел Российской Федерации заключения о возможности (о невозможности) допуска лиц к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности – далее Рекомендации (том 1 л.д. 83-87).

В соответствии с пунктом 3.2.2 Рекомендаций в целях получения необходимой информации о намерении лица использовать в противоправных (преступных) целях полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности, либо получить доступ к оружию, защищаемым объектам транспортной инфраструктуры и (или) транспортным средствам в противоправных (преступных) целях, проводится с учетом (но не ограничиваясь): оперативной информации территориального органа МВД России, проводящего проверку, а также по месту жительства проверяемого лица; ранее совершенных преступлений и правонарушений в указанной сфере.

Согласно пункту 3.2.3 Рекомендаций представляется целесообразным считать значимыми составы преступлений, предусмотренных статьями 105, 111, 112, 117, 126, 127, 131-135, 141, 142, 146, 147, 158-166, 175, 204-214, 218, 221.1, 222-231, 237, 263, 263.1, 267, 281, 282,1, 282,2 УК РФ и статьями 11.1, 11.3, 11.3.1, 11.5, 11.6, 11.10, 11.15.1, 11.15.2, 11.30, 18.11, 18.17, 18.18, 19.1, 19.4, 19.4.1, 19.7.9, 19.13, 19.18, 19.23, 20.8, 20.12, 20.17-20.19, 20.29 КоАП РФ.

Таким образом, вопреки утверждению ОМВД России по Прионежскому району, указанные Рекомендации не относят к значимым для данных целей состав преступления, предусмотренный частью 1 статьи 282 УК РФ.

Кроме того, Круглов К.С. преследовался за деяние, совершенное им ХХ.ХХ.ХХ, которое на момент совершения и прекращения уголовного дела судом (29.09.2015), действительно, квалифицировалось как уголовное преступление, предусмотренное частью 1 статьи 282 УК РФ, однако с 07.01.2019 квалифицируется как административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.3.1 КоАП РФ (Федеральный закон от 27.12.2018 №519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 27.12.2018 № 521-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Между тем административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.3.1 КоАП РФ, также не отнесено Рекомендациями к значимым для данных целей.

В соответствии с ответом Росфинмониторинга на запрос суда апелляционной инстанции от 08.06.2023 сведений о наличии оснований для включения в Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремисткой деятельности или терроризму, Круглова К.С. не поступало.

Вопреки доводам административных ответчиков об ошибочности невключения Круглова К.С. в указанный Перечень, в соответствии с подпунктами 4 и 8 пункта 2.2 статьи 6 Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» прекращение уголовного дела по статье 282 УК РФ, а также наличие документально подтвержденных данных о погашении судимости лица, осужденного за совершение преступления, предусмотренного статьей 282 УК РФ, являются основаниями для исключения организации или физического лица из перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму (подпункты 4 и 8 пункта 2.2).

Таким образом, само по себе совершение Кругловым К.С. общественно опасного деяния, квалифицируемого в период сложившихся между сторонами правоотношений в качестве административного проступка, не может служить основанием для недопуска его к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности.

Как на то указано в пункте 7 Порядка, органу внутренних дел необходимо доказать (наличие) информации о: причастности Круглова К.С. к организованной преступной группе (организации, группировке), в том числе экстремистской или террористической направленности; намерении Круглова К.С. использовать в противоправных (преступных) целях полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о транспортной безопасности; намерении Круглова К.С. получить доступ к оружию, защищаемым объектам транспортной инфраструктуры и (или) транспортным средствам в противоправных (преступных) целях.

Между тем ОМВД России по Прионежскому району наличием такой информации в отношении Круглова К.С. не обладает и при принятии оспариваемого решения исходило только из факта уголовного преследования Круглова К.С. в 2015 г. по части 1 статьи 282 УК РФ.

При этом об указанном факте ОМВД России по Прионежскому району не могло быть неизвестно и ранее, однако это не являлось препятствием для выдачи положительных заключений.

Таким образом, поскольку ОМВД России по Прионежскому району не представило доказательств наличия установленных законом оснований для недопуска Круглова К.С. к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, постольку оспариваемое решение как препятствующее Круглову К.С. в осуществлении им трудовой деятельности подлежит признанию незаконным и отмене.

При этом, по мнению судебной коллегии, требования административного истца об обязании ОМВД России по Прионежскому району принять решение о возможности допуска Круглова К.С. к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, удовлетворению не подлежат, поскольку предметом спора являлось оспаривание решения ОМВД России по Прионежскому району об аннулировании ранее выданного допуска, в то время как решения УМВД России по Центральному району г. Санкт-Петербурга о недопуске Круглова К.С. к выполнению работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, Росавтодора об аннулировании свидетельств об аттестации сил обеспечения транспортной безопасности предметом спора не являлись. Кроме того, заключение о возможности допуска выдается органами внутренних дел в срок, не превышающий 30 дней со дня обращения субъектов транспортной инфраструктуры, специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности или организаций, претендующих на аккредитацию для проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, или органов аттестации, само аттестуемое лицо правом обращения за заключением о допуске не обладает.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в связи с неправильным применением норм материального права подлежит отмене с принятием в указанной части нового решения о частичном удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 2 марта 2023 г. по настоящему делу отменить. Принять по делу новое решение.

Административный иск Круглова К.С. к МВД по Республике Карелия, ОМВД России по Прионежскому району, начальнику ОМВД России по Прионежскому району Блинову Д.Л. об оспаривании действий удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение ОМВД России по Прионежскому району, выраженное в письме от 02.09.2022 «Об аннулировании заключения».

В удовлетворении административного иска в остальной части отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные акты могут быть обжалованы в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня их вступления в законную силу.

Кассационные жалоба, представление подаются в Третий кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции, принявший решение.

Председательствующий

Судьи