ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1822/2016 от 15.02.2016 Красноярского краевого суда (Красноярский край)

Судья Черенкова Е.В. № 33А-1822/2016 А-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 февраля 2016 года г. Красноярск

Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда

в составе председательствующего Зинченко И.Н.,

судей Малякина А.В., Андриишина Д.В.,

при секретаре судебного заседания Жданове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Андриишина Д.В., административное дело по административному иску Коваля А.Г. к Избирательной комиссии муниципального образования закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края о возложении обязанности произвести оплату отпуска кандидату в депутаты,

по апелляционной жалобе Коваля А.Г. на решение Железногорского городского суда Красноярского края от 11 ноября 2015 года, которым постановлено:

«Отказать административному истцу Ковалю А.Г. в удовлетворении исковых требований к Избирательной комиссии муниципального образования ЗАТО г. Железногорск Красноярского края об обязании произвести оплату отпуска кандидату в депутаты»,

Заслушав докладчика, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Коваль А.Г. обратился с административным иском к Избирательной комиссии муниципального образования закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края (далее - Избирательная комиссия муниципального образования ЗАТО г. Железногорск) о возложении обязанности произвести оплату отпуска кандидату в депутаты, мотивируя тем, что в период с 31 августа по 14 сентября 2015 года он находился в неоплачиваемом отпуске в связи с участием в выборах в представительный орган местного самоуправления. 17 сентября 2015 года истец обратился в Избирательную комиссию муниципального образования ЗАТО г. Железногорск с просьбой оплатить неоплачиваемый отпуск. 30 сентября 2015 года в удовлетворении заявления ему было отказано, со ссылкой на то, что основания для оплаты отпуска отсутствуют. Просил возложить обязанность на Избирательную комиссии муниципального образования закрытого административно-территориального образования Железногорск Красноярского края оплатить неоплачиваемый отпуск за период с 31 августа по 14 сентября 2015 года исходя из среднемесячного заработка, исчисляемого за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.

Судом первой инстанции постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе Коваль А.Г., ссылаясь на доводы и обстоятельства, изложенные в исковом заявлении, нарушение судом норм материального права, просит решение отменить. Указывает на то, что Законом Красноярского края от 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» не урегулирован вопрос о порядке оплаты отпуска в связи с участием в выборах.

Участвующие в деле лица были извещены о времени и месте рассмотрения дела путем направления судебных извещений заказными письмами с уведомлением по имеющимся в материалах дела адресам, в связи с чем, судебная коллегия на основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ, полагает, что неявка кого-либо из участвующих в деле лиц не является препятствием для рассмотрения дела.

Проверив материалы дела в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства РФ, выслушав административного истца Коваля А.Г., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.

Статьей 5 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» утверждено Временное положение о проведении выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления в субъектах Российской Федерации, не обеспечивших реализацию конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (приложение к данному Закону, далее – Временное положение)

Согласно ч. 2 ст. 24 указанного Временного положения по заявлению кандидата администрация (работодатель) обязана предоставить ему неоплачиваемый отпуск со дня регистрации кандидата до дня официального опубликования общих итогов выборов. В течение этого срока средний месячный заработок, исчисляемый за предшествующие дате регистрации кандидата три месяца, но в размере, не превышающем в десять раз минимального размера оплаты труда, ежемесячно выплачивается кандидату зарегистрировавшей его избирательной комиссией за счет средств, выделенных для подготовки и проведения выборов.

Вместе с тем, сфера действия Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» определена в пункте 1 статьи 1 данного Закона, согласно которому данный Федеральный закон применяется при нарушениях конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в случаях, если:

законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации не принят закон, устанавливающий порядок проведения муниципальных выборов;

представительным органом местного самоуправления или на местном референдуме не принят устав муниципального образования;

в муниципальном образовании отсутствует выборный представительный орган местного самоуправления;

полномочия органов местного самоуправления осуществляются должностными лицами, назначенными органами государственной власти;

законом субъекта Российской Федерации не установлен порядок образования, объединения, преобразования и упразднения муниципальных образований;

истекли установленные сроки полномочий выборных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;

выборы депутатов представительных органов местного самоуправления или выборных должностных лиц местного самоуправления, в том числе повторные или досрочные выборы, не назначены уполномоченным органом или должностным лицом в установленные сроки;

отсутствуют органы или должностные лица, уполномоченные назначить выборы депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;

муниципальные образования упразднены, объединены или преобразованы в порядке, противоречащем законодательству;

органы местного самоуправления упразднены или самораспущены в порядке, противоречащем законодательству, либо фактически перестали исполнять свои полномочия;

в нарушение законодательства не реализуются конституционные права граждан, проживающих на территории муниципального образования, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления муниципального образования.

Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», данный Федеральный закон применяется в целях защиты конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

При этом в соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» установлено, что временные положения применяются в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, а также при назначении даты выборов депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления до принятия в субъектах Российской Федерации соответствующих законов.

25 июня 2002 года вступил в силу Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», которым определены основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (п. 1 ст. 1).

Федеральными конституционными законами, иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, дополняющие гарантии, установленные настоящим Федеральным законом (п. 3 ст. 1).

Основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, установленные настоящим Федеральным законом, а также дополнительные гарантии, устанавливаемые иным законом, могут быть изменены не иначе как путем внесения изменений в соответствующие законы (п. 5 ст. 1).

Федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах и референдумах, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Если федеральный закон, конституция (устав), закон субъекта Российской Федерации, иной нормативный правовой акт о выборах и (или) референдуме противоречат настоящему Федеральному закону, применяются нормы настоящего Федерального закона (п. 6 ст. 1).

Статьей 41 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлены гарантии деятельности зарегистрированных кандидатов.

В Красноярском крае действует Закон Красноярского края от 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», которым предусматриваются гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (ст. 2).

Пунктом 3 ст. 31 Закона Красноярского края от 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» определено, что гарантии деятельности кандидатов устанавливаются Федеральным законом.

Из совокупного анализа вышеприведенных положений законодательства в их взаимосвязи следует, что Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и утвержденное данным Федеральным законом Временное положение, применяются (в том числе в части установления дополнительных гарантий) в случае, если законами субъектов Российской Федерации не приняты соответствующие законы, предусматривающие гарантии реализации гражданами Российской Федерации их конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления (абз. 1 п. 1 Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ) либо в иных случаях, перечисленных в абзацах 2-11 п. 1 Федеральный закон от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ.

Законом Красноярского края от 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае» и Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» возможность оплаты избирательной комиссией среднего заработка кандидата за время нахождения его в неоплачиваемом отпуске в связи с участием в выборах не предусмотрена.

Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что решением окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва по одномандатному избирательному округу № 5 от 04 августа 2015 года № 6/8 Коваль А.Г. зарегистрирован кандидатом в депутаты.

Согласно приказу ООО «Станции теплоснабжения» о предоставлении отпуска работнику, Ковалю А.Г. предоставлен отпуск без сохранения заработной платы на 18 календарных дней, с 31 августа 2015 года по 17 сентября 2015 года.

16 сентября 2015 года выборы признаны состоявшимися. По одномандатному избирательному округу № 5 депутатом Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва избран Фольц В.В.

17 сентября 2015 года Коваль А.Г. обратился в избирательную комиссию
муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края с заявлением об
оплате среднего заработка кандидата за время его нахождения в неоплачиваемом отпуске
в связи участием в выборах.

30 сентября 2015 года избирательная комиссия муниципального образования ЗАТО Железногорск Красноярского края отказала Ковалю А.Г. в удовлетворении его заявления.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что поскольку в Красноярском крае принят закон Красноярского края от 02 октября 2003 года № 8-1411 «О выборах в органы местного самоуправления в Красноярском крае», статья 24 Временного положения, на которую ссылается истец, при проведении выборов депутатов Совета депутатов ЗАТО г. Железногорск Красноярского края пятого созыва применению не подлежит.

Как правильно указал суд первой инстанции, положение пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» о применении данного Закона в части, не урегулированной законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, не может толковаться в отрыве от содержания Преамбулы и пункта 1 статьи 1 данного Федерального закона, которыми определена сфера действия данного закона - прямо перечисленные случаи нарушения конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, в связи с чем и сам пункт 2 его статьи 1 прямо указывает на применение данного закона только в целях защиты указанных конституционных прав граждан. Кроме того, сам Федеральный закона от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ не предусматривает выплату кандидатам соответствующей компенсации, выплата которой предусмотрена Временным положением, случаи применения которого, прямо и исчерпывающе определены самим Федеральным законом от 26 ноября 1996 года № 138-ФЗ.

Судебная коллегия соглашается с вышеприведенными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на подлежащих применению нормам материального права, которым в решении дано надлежащее толкование.

Доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку они сводятся к повторному изложению правовой позиции в суде первой инстанции, при этом они являлись предметом судебного разбирательства, судом тщательно исследовались и в решении им дана надлежащая оценка. По существу доводы жалобы направлены на переоценку выводов суда, оснований для которой не имеется, каких-либо обстоятельств, ставящих под сомнение законность решения, в жалобе не приведено. Материальный закон применен судом правильно, нарушений норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 308, 309 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Железногорского городского суда Красноярского края от 11 ноября 2015 года – оставить без изменения, а апелляционную жалобу Коваля А.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: