Дело № 33а-18250/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2021 года город Екатеринбург
Судебная коллегия по административным делам Свердловского областного суда в составе:
председательствующего Шабалдиной Н.В.,
судей Бочкаревой Е.Ю., Кориновской О.Л.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кожокару М.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1-702/2021 по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области к Залепкиной Ольге Ивановне о взыскании задолженности по страховым взносам, пени
по апелляционной жалобе административного ответчика Залепкиной Ольги Ивановны
на решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 сентября 2021 года.
Заслушав доклад судьи Бочкаревой Е.Ю., объяснения представителя административного ответчика, представителя административного истца, судебная коллегия
установила:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области (далее – МИФНС России № 2 по Свердловской области) обратилась в суд с административным исковым заявлением о взыскании с Залепкиной О.И. задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование за 2020 год на общую сумму 14293 рублей 89 копеек, пени в размере 24 рублей 29 копеек.
В обоснование требований указано, что административный ответчик Залепкина О.И. до 4 декабря 2020 года включительно, состояла в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем являлась плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования. Поскольку обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год административным ответчиком в полном объеме не исполнена, в адрес налогоплательщика направлено требование об уплате страховых взносов, пени от 30 декабря 2020 года № 37715. Данное требование в установленный срок добровольно не исполнено, что послужило основанием для обращения к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа, а после его отмены, в суд с указанным административным иском.
В ходе производства по делу административный истец уточнил требования, просив взыскать с административного ответчика страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере 9371 рубля 82 копеек, пени - 20 рублей 21 копейки; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 1 403 рублей 89 копеек, пени - 4 рублей 8 копеек.
Решением Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 сентября 2021 года требования МИФНС России № 2 по Свердловской области удовлетворены, с Залепкиной О.И. взыскана задолженность по страховым взносам за 2020 год в размере уточненных требований налогового органа, государственная пошлина в местный бюджет 400 рублей.
Не согласившись с решением суда, административный ответчик Залепкина О.И. подала апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права. В доводах апелляционной жалобы указала, что страховые взносы на обязательное медицинское и пенсионное страхование оплатила в 1, 2, 4 квартале 2020 года полностью. Страховые взносы за 3 квартал просила списать, поскольку находилась в трудной жизненной ситуации из – за ограничений, введенных в связи с распространением новой короновирусной инфекции. Является инвалидом 2 группы и пенсионером, при закрытии рынка, на котором осуществляла торговую деятельность, не имела иных источников дохода, кроме пенсии.
О времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе административный истец МИФНС России № 2 по Свердловской области, административный ответчик Залепкина О.И. извещены факсимильной связью, телефонограммой 29 ноября 2021 года, также путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на официальном интернет-сайте Свердловского областного суда 15 ноября 2021 года. Таким образом, учитывая надлежащее извещение стороны о месте и времени судебного заседания, судебная коллегия, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, рассмотрела настоящее дело в отсутствие сторон.
Изучив материалы дела и представленные административным ответчиком новые письменные доказательства, а также полученные в порядке статей 63, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации документы, доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Данному конституционному положению корреспондирует пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), согласно которому каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
В соответствии с пунктом 9 статьи 45 НК РФ правила, предусмотренные названной статьей, применяются также в отношении страховых взносов и распространяются на плательщиков страховых взносов с учетом положений данного пункта.
В соответствии со статьей 419 НК РФ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Исходя из положений пункта 1 статьи 430 НК РФ, данные плательщики уплачивают страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
В силу пункта 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.
Согласно абзацу 3 пункта 2 статьи 432 НК РФ в случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов в срок, установленный пунктом 2 статьи 432 Кодекса, налоговый орган самостоятельно определяет в соответствии со статьей 430 Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период.
Кроме того, согласно статье 72 НК РФ способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная этой статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
В силу пунктов 3, 5 статьи 75 НК РФ пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах дня уплаты налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, уплата пеней является дополнительной обязанностью налогоплательщика в случае уплаты налогов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах сроки.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, административный ответчик Залепкина О.И. с 16 апреля 2004 года по 4 декабря 2020 года была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, сведения о ней внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП). Обязанность по уплате страховых взносов за 2020 год не исполнена ею в полном объеме, в связи с чем в ее адрес через личный кабинет налогоплательщика направлено требование от 30 декабря 2020 года № 37715 об уплате недоимки по страховым взносам за 2020 год, а также пени на недоимку по страховым взносам, предоставлен срок для добровольного исполнения до 2 февраля 2021 года. Сумма недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование составила, согласно требованию, 17834 рубля 40 копеек, недоимка по страховым взносам на обязательное медицинское страхование – 3 601 рубль 44 копейки. С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Залепкиной О.И. задолженности по страховым взносам за 2020 год налоговый орган обратился 12 апреля 2021 года. Вынесенный 16 апреля 2021 года судебный приказ отменен по заявлению должника 26 апреля 2021 года. Из содержания уточненного требования следует, что при исполнении судебного приказа произведено частичное погашение долга, в результате чего задолженность уменьшилась на 10000 рублей.
Разрешая спор и удовлетворяя административные исковые требования МИФНС России № 2 по Свердловской области, суд первой инстанции проверил представленные административным истцом расчеты задолженности по страховым взносам, пени, порядок и сроки направления требования, срок обращения в суд и пришел к выводу о наличии оснований для взыскания начисленных и неуплаченных Залепкиной О.И. страховых взносов, пени.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о наличии правовых оснований для взыскания страховых взносов, поскольку они сделаны на основании всестороннего исследования представленных сторонами доказательств в совокупности с обстоятельствами настоящего административного дела по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к вышеуказанным выводам, изложены в оспариваемом решении, и их правильность не вызывает у судебной коллегии сомнений.
Положениями главы 34 НК РФ основания для освобождения от уплаты страховых взносов ввиду отсутствия доходов не предусмотрены.
В соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 430 НК РФ, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за расчетный период 2020 года составляет 32 448 рублей; за расчетный период 2020 года составляет 8 426 рублей.
Из пункта 1.1 данной статьи следует, что для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, страховые взносы на ОПС в фиксированном размере за расчетный период 2020 года составляют 20 318 рублей.
Индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в соответствующей отрасли российской экономики, в наибольшей степени пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, в порядке, аналогичном порядку, применяемому для определения лиц, в отношении которых предусмотрено продление установленных законодательством о налогах и сборах сроков уплаты налогов (авансовых платежей по налогам), в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами, сборов, страховых взносов в соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 4 НК РФ, и установленному Правительством Российской Федерации.
Пунктом 12 статьи 1 Федерального закона Федеральный закон от 8 июня 2020 года № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ» определено, что индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (далее – «пострадавшие» отрасли), перечень которых утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года № 434 «Об утверждении перечня отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции», имеют право на применение льготного тарифа по страховым взносам на ОПС в фиксированном размере за расчетный период 2020 года - 20 318 рублей.
Индивидуальные предприниматели признаются осуществляющими деятельность в «пострадавшей» отрасли, в порядке аналогичном применяемому для определения лиц, имеющих право на государственные меры поддержки, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 409 «О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" (далее - постановление № 409), в пункте 2 которого сказано, что осуществление организациями и индивидуальными предпринимателями деятельности в соответствующей сфере деятельности, наиболее пострадавшей в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, определяется по коду основного вида деятельности, информация о котором содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо в ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года.
Согласно сведениям ЕГРИП по состоянию на 1 марта 2020 года основным видом экономической деятельности предпринимателя Залепкиной О.И. является «торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках» (ОКВЭД 47.8), который не включен в перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции. Изменения в ОКВЭД об основном виде экономической деятельности 47.82 «Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынке текстилем, одеждой и обувью» внесены по заявлению налогоплательщика 2 июня 2020 года. Таким образом, вид экономической деятельности, входящий в перечень отраслей Российской экономики в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, 47.82 внесен после юридической значимой даты, соответственно, индивидуальный предприниматель Залепкина О.И. должна оплачивать страховые взносы за 2020 год до дня прекращения статуса индивидуального предпринимателя в размере, установленном статьей 430 НК РФ. Вопреки доводам апелляционной жалобы, наличие инвалидности и достижение пенсионного возраста не освобождает индивидуального предпринимателя от уплаты страховых взносов.
Судебной коллегией проверены доводы административного ответчика, изложенные в суде первой инстанции о необоснованном внесении налоговым органом сведений о виде экономической деятельности 47.8, вместо 47.82, и установлено на основании письменных объяснений административного истца, что при первичной постановке Залепкиной О.И. на учет в качестве индивидуального предпринимателя ею указан основной вид экономической деятельности (ОКВЭД) 52.62 - «Торгово-закупочная деятельность продуктами питания и промышленными товарами, розничная торговля в палатках». В соответствии с переходными ключами Минэкономразвития в отношении индивидуального предпринимателя Залепкиной О.И. в ЕГРИП была произведена перекодировка ОКВЭД, присвоен код по ОКВЭД 47.8.
В соответствии с подпунктом «п» пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Федеральный закон № 129-ФЗ) в ЕГРЮЛ в числе сведений о юридическом лице содержатся коды видов экономической деятельности по ОКВЭД.
В пункте 4 статьи 5 Федерального закона № 129-ФЗ определено, что записи вносятся в государственные реестры на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в соответствующий государственный реестр. При несоответствии указанных в пунктах 1 и 2 названной статьи сведений государственных реестров сведениям, содержащимся в документах, представленных при государственной регистрации, сведения, указанные в пунктах 1 и 2 названной статьи, считаются достоверными до внесения в них соответствующих изменений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона № 129-ФЗ для внесения в ЕГРЮЛ изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в ЕГРЮЛ по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны. В соответствии с приказом ФНС России от 25 января 2012 года № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» для смены видов экономической деятельности в регистрирующий орган подается заявление, в котором необходимо заполнить листы по форме Р14001 (титульный лист, листы Н и Р).
Внесение изменений в ОКВЭД по общему правилу, носят заявительный характер, что обязывает индивидуального предпринимателя отслеживать соответствующую информацию в ЕГРИП.
Доказательств обращения индивидуального предпринимателя Залепкиной О.И. до 2 июня 2020 года с заявлением о внесении изменений в ОКВЭД в материалы административного дела административным ответчиком не представлены.
Принимая во внимание соблюдение налоговым органом порядка и срока обращения в суд с настоящим требованиями, основания для взыскания страховых взносов с индивидуального предпринимателя имелись.
В судебную коллегию до рассмотрения апелляционной жалобы поступил письменный отказ от административных требований в части взыскания с Залепкиной О.И. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год и пени на общую сумму 1407 рублей 97 копеек (1 1403 рублей 89 копеек - взносы, 4 рубля 8 копеек - пени). В соответствии с частями 1 и 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, совершенный после принятия апелляционной жалобы должен быть выражен в поданном суду апелляционной инстанции заявлении в письменной форме.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска определяются по правилам, установленным статьей 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу.
В силу части 3 статьи 157 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае принятия судом отказа от административного иска суд выносит определение, которым одновременно прекращается производство по административному делу полностью или в соответствующей части.
Согласно положениям частей 2 и 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
Суд не принимает отказ административного истца от административного искового заявления, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
Поскольку отказ административного истца от части административного искового заявления не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, судебная коллегия полагает возможным принять отказ от административного искового заявления в части требований о взыскании страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2020 год на общую сумму 1 407 рублей 97 копеек и прекратить производство по административному делу в данной части.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец не может повторно обратиться в суд с заявлением по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
Кроме того, судебная коллегия, определяя размер задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год, принимает во внимание уточнение требований в данной части, изложенные административным истцом в письменном виде. Поскольку сумма задолженности страховых взносов на обязательное пенсионное страхование уменьшилось до 1 259 рублей 82 копеек, решение суда в указанной части в соответствии с пунктом 2 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации подлежит изменению.
Руководствуясь частью 2 статьи 304, статьей 308, пунктами 2, 4 статьи 309, статьей 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
принять отказ административного истца Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Свердловской области от требований о взыскании с Залепкиной Ольги Ивановны задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования Российской Федерации за 2020 год на общую сумму 1 407 рублей 97 копеек. Решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 сентября 2021 года в этой части отменить, производство по административному делу прекратить.
В остальной части решение Красноуфимского районного суда Свердловской области от 15 сентября 2021 года изменить, взыскать с Залепкиной Ольги Ивановны задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемом в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии за 2020 год в размере 1 259 рублей 82 копеек, пени за период с 22 декабря 2020 года по 29 декабря 2020 года - 20 рублей 21 копейки.
Решение суда первой инстанции и апелляционное определение могут быть обжалованы в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.
Председательствующий Н.В. Шабалдина
Судьи Е.Ю. Бочкарева
О.Л. Кориновская