ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1831/19 от 29.05.2019 Астраханского областного суда (Астраханская область)

дело № 33а-1831/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 29 мая 2019 года

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

председательствующего Обносовой М.В.,

судей областного суда Лавровой С.Е., Сорокиной О.А.,

при секретаре Мариненко Я.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Обносовой М.В. дело по апелляционной жалобе ФИО2 на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 марта 2019 года по административному делу по иску ФИО2 к администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным решения,

установила:

ФИО2 обратилась в суд с административным иском, указав, что 25.10.2016 ей администрацией муниципального образования «Приволжский район» выдавалось свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 869 620,50 рублей сроком действия до 25.05.2017. Данное свидетельство предъявлялось в Астраханское отделение № 8625/0301 ПАО «Сбербанк России» согласно договору от 24.11.2016 купли-продажи земельного участка и жилого дома, заключенного ею с ФИО3, выступающей продавцом.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 08.08.2018 договор купли-продажи от 24.11.2016 земельного участка и дома по адресу: <...> признан недействительным. Применены последствия недействительности сделки путем возврата сторон в первоначальное положение. Взысканы с ФИО4 в пользу соответствующего бюджета денежные средства, перечисленные по жилищному сертификату № 011 от 25.10.2016. Решение вступило в законную силу после апелляционного обжалования 07.11.2018.

Истец 26.12.2018 обратилась с письменным заявлением к Главе администрации муниципального образования «Приволжский район» о восстановлении сертификата по программе «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы ввиду признания судом сделки купли-продажи с участием денежных средств по ранее выданному администрацией сертификату № 011 от 25.10.2016 недействительной и приведении сторон по ней в первоначальное положение.

ФИО2 24.01.2019 получила письменный отказ за исх. № 395 со ссылкой на обстоятельства невозврата выделенных денежных средств в размере 869 620,50 рублей по сертификату гражданкой ФИО3, являющейся продавцом земли и дома, муниципальному образованию по решению суда. С данным отказом она не согласна, считает решение административного ответчика в виде письма от 24.01.2019 за исх. № 395 незаконным. Указала, что само по себе обстоятельство получения денежных средств по сертификату из бюджета не может являться основанием отказа в повторном его получении, так как данные денежные средства взысканы в судебном порядке с продавца по сделке, признанной судом недействительной, в пользу администрации соответствуют предъявляемым требованиям федеральной программы и другим нормам материального права. Отказывая в выдаче сертификата, административный ответчик лишает её и членов её семьи права на получение социальной субсидии в приобретении и строительстве жилья. Вопрос фактического взыскания с ФИО4 суммы выделенных административным ответчиком бюджетных средств не может являться основанием ущемления её жилищных прав. В связи с чем, с учетом уточнений, просила суд признать незаконным решение Главы администрации муниципального образования «Приволжский район» от 24.01.2019 № 395 об отказе в удовлетворении заявления о восстановлении жилищного сертификата по федеральной программе «Жилище» на 2015-2020 годы на сумму 869620,50 рублей, обязать администрацию муниципального образования «Приволжский район» устранить нарушения её прав путем восстановления её с составом семьи пять человек на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях, восстановлении её семьи в очереди участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы Жилище» на 2015-2020 годы и выдачи жилищного сертификата по федеральной программе Жилище» на 2015-2020 годы на сумму 869620,50 руб.

В судебном заседании ФИО2 уточненные административные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в иске.

Представитель администрации муниципального образования «Приволжский район» ФИО5 возражала против удовлетворения административного иска.

В судебном заседании представитель Управления образования, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Приволжский район» ФИО6 возражала против удовлетворения административного иска.

Представитель и.о. руководителя Агентства по делам молодежи Астраханской области ФИО7 в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

ФИО8, ФИО4 не явились, извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 12 марта 2019 года административные исковые требования ФИО2 к администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области о признании незаконным решения оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе ФИО2 ставит вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным толкованием норм материального права и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела.

В судебное заседание не явились администрация муниципального образования «Приволжский район», Управление образования, молодежной политики и спорта администрации муниципального образования «Приволжский район», Агентство по делам молодежи Астраханской области, ФИО4, ФИО2извещены надлежащим образом, причина неявки неизвестна.

ВыслушавФИО8,поддержавшую доводы жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Как следует из пункта 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации, органы государственной власти обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в частности, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. Сроки реализации долгосрочных целевых программ определяются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования в устанавливаемом ими порядке (пункт 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации долгосрочной целевой программой, реализуемой за счет средств федерального бюджета (бюджета субъекта Российской Федерации), может быть предусмотрено предоставление субсидий бюджету субъекта Российской Федерации (местному бюджету) на реализацию аналогичных долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (местных бюджетов).

Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2015- 2020 годы утверждена Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.

Согласно пункту 2 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, являющихся Приложением № 4 к вышеуказанной подпрограмме, социальные выплаты используются (пп. «а» п.2) для оплаты цены договора купли-продажи жилого помещения.

Согласно пункту 3 вышеуказанных Правил (в редакции, действовавшей в рассматриваемый период) право молодой семьи - участницы подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы (далее - подпрограмма) на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.

Согласно пункту 5 вышеуказанных Правил срок действия свидетельства о праве на получение социальной выплаты составляет не более 7 месяцев с даты выдачи, указанной в этом свидетельстве.

Согласно пункту 52 вышеуказанных Правил в случае если владелец свидетельства о праве на получение социальной выплаты по какой-либо причине не смог в установленный срок действия этого свидетельства воспользоваться правом на получение выделенной ему социальной выплаты, он представляет в орган местного самоуправления, выдавший свидетельство, справку о закрытии договора банковского счета без перечисления средств социальной выплаты и сохраняет право на улучшение жилищных условий, в том числе на дальнейшее участие в подпрограмме на общих основаниях.

В соответствии с пунктом 6 Правил участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

На основании пункта 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно пункту 22 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются: несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 18 или 19 настоящих Правил; недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах; ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета, за исключением средств (части средств) материнского (семейного) капитала.

Согласно пункту 23 Правил повторное обращение с заявлением об участии в подпрограмме допускается после устранения оснований для отказа, предусмотренных пунктом 22 настоящих Правил.

Социальная выплата считается предоставленной участнику подпрограммы с даты исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств в счет оплаты приобретаемого жилого помещения, оплаты первоначального взноса при получении жилищного кредита, в том числе ипотечного, или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, договора с уполномоченной организацией либо уплаты оставшейся части паевого взноса члена кооператива.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с Распоряжением Агентства по делам молодежи Астраханской области № 46жл от 15.08.2016 «Об утверждении списка молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2016 году» семье З-вых направлено уведомление № 5957 от 07.09.2016 о предоставлении заявления и документов для получения свидетельства.

Молодая семья, в соответствии с заявлением № 10695 от 03.10.2016 и документами, представленными в администрацию МО «Приволжский район», 25.10.2016 получила свидетельство № 011 о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства в размере 869620,50 рублей, состоящие из федерального (29,78%), областного (14,67%) и муниципального (55,55%) бюджетов.

Семья З-вых 26.10.2016 заключила с ПАО «Сбербанк России» договор банковского счета для обслуживания целевых программ.

24.11.2016 между ФИО4 (продавец) с одной стороны и ФИО10, действующим за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, и ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (Покупатели) с другой стороны заключен договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, по условиям которого Продавец обязался передать в собственность земельный участок и объект недвижимости (жилой дом) в целом, а Покупатели обязались принять в собственность и оплатить в соответствии с условиями настоящего договора каждый по 1/5 доле земельного участка с кадастровым номером площадью ... кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства и под личное подсобное хозяйство, и по 1/5 доле жилой дом, общей площадью 69,4 кв.м., кадастровый , расположенный по <адрес>

На основании пункта 46 Правил ПАО «Сбербанк России», получив 14.12.2016 договор купли-продажи земельного участка и жилого дома и выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, удостоверяющих проведенную государственную регистрацию прав, осуществил проверку содержащихся в них сведений, включающую проверку соответствия приобретаемого жилого помещения (строящегося жилого дома) условиям отнесения жилых помещений к жилью экономического класса, утвержденным Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, и направил в администрацию МО «Приволжский район» заявку на перечисление средств социальной выплаты от 15.12.2016.

В соответствии с распоряжением Агентства по делам молодежи Астраханской области от 15.08.2016 № 46жл «Об утверждении списка молодых семей- претендентов на получение социальных выплат в 2016 году», письмом Агентства по делам молодежи Астраханской области от 05.09.2016 № 2140/01-01, заявкой Астраханского отделения № 8625 Поволжского банка ПАО Сбербанк на перечисление средств социальной выплаты от 15.12.2016, было утверждено распоряжение администрации МО «Приволжский район» № 612р от 19.12.2016 «О выделении социальной выплаты семье З-вых» в размере 869 620,50 рублей.

Указанные расходы произведены за счет средств, поступивших из федерального бюджета в сумме 258 972,98 рубля по разделу 1003 «Социальное обеспечение населения», целевая статья «Расходы за счет средств федерального бюджета на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Реализация молодежной политики и воспитания», вид расхода 322 «Субсидии гражданам на приобретение жилья», код цели 666 «Программа «Обеспечение жильем молодых семей», из областного бюджета в сумме 127 573,33 рубля по разделу 1003 «Социальное обеспечение населения», целевая статья «Расходы за счет средств бюджета Астраханской области на обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Реализация молодежной политики и воспитания» муниципальной программы «Развитие образования, молодежной политики и спорта Приволжского района на 2015-2017 годы», вид расхода 322 «Субсидии гражданам на приобретение жилья», из районного бюджета в сумме 483 074,19 рубля, по разделу 1003 «Социальное обеспечение населения», целевая статья «Обеспечение жильем молодых семей в рамках подпрограммы «Реализация молодежной политики и воспитания» муниципальной программы «Развитие образования, молодежной политики и спорта Приволжского района на 2015-2017 годы», вид расхода 322 «Субсидии гражданам на приобретение жилья».

На основании отчета СССП ОСОСХ УСОФЛ № 2 РЦСРБ г.Самара по произведенным операциям при реализации Соглашения за декабрь 2016 года № 97 от 10.01.2017 утверждено постановление администрации МО «Приволжский район» №31 от 18.01.2017 «Об исключении молодых семей-участниц подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы», изъявивших желание получить социальную выплату в 2017 году по Приволжскому району Астраханской области» в котором молодая семья З-вых исключена.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 08.08.2018, вступившим в законную силу после апелляционного обжалования 07.11.2018, договор купли-продажи земельного участка и жилого дома, заключенный 24.11.2016 между ФИО4 с одной стороны и ФИО8, действующим за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО11, и ФИО11, ФИО2, действующей за себя и своих несовершеннолетних детей ФИО14, ФИО11, ФИО11, с другой стороны признан ничтожным. Применены последствия недействительности сделки, вернув стороны в первоначальное положение. Возвращено в собственность ФИО4 земельный участок категории земель: земли населенных пунктов - для индивидуального жилищного строительства и под личное подсобное хозяйство, площадью 536 кв.м., расположенный по <адрес> кадастровый , и жилой дом общей площадью 69,4 кв.м., расположенный по <адрес> кадастровый . Взыскано с ФИО4 в пользу Агентства по делам молодежи <адрес> денежные средства в размере 386546 руб. 31 коп., перечисленные по жилищному сертификату серия-011, выданному 25.10.2016 администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области, предоставленному по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы на имя ФИО8, ФИО2, ФИО14, ФИО11, ФИО11 в размере 258972,98 руб. - из федерального бюджета, 127573,33 руб. - из областного бюджета. Взыскано с ФИО4 в пользу администрации муниципального образования «Приволжский район» Астраханской области 483074,19 руб., перечисленные по жилищному сертификату серия-011, выданному 25.10.2016 администрацией МО «Приволжский район» Астраханской области, предоставленному по Федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы на имя ФИО9, ФИО1, ФИО13, ФИО12, ФИО12 из районного бюджета.

Основанием для признания договора купли-продажи ничтожной сделкой явилась мнимость сделки. Судом установлено, что заключая сделку, З-вы фактически преследовали цель обналичивания денежных средств, выделяемых в качестве социальной выплаты, намерений исполнять сделку или требовать её исполнения у них не было.

ФИО2 26.12.2018 обратилась с письменным заявлением к Главе администрации муниципального образования «Приволжский район» о восстановлении сертификата по программе «Обеспечение жильем молодых семей Федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы ввиду признания судом сделки купли-продажи с участием денежных средств по ранее выданному администрацией сертификату № 011 от 25.10.2016 недействительной и приведении сторон по ней в первоначальное положение.

Администрацией 24.01.2019 ФИО2 дан письменный отказ за исх. № 395, со ссылкой на обстоятельства невозврата выделенных денежных средств в размере 869 620,50 рублей по сертификату гражданкой ФИО3, являющейся продавцом земли и дома, муниципальному образованию по решению суда.

Данный ответ суд посчитал законным и обоснованным, поскольку социальная выплата считается предоставленной гражданину - участнику основного мероприятия с момента исполнения банком распоряжения распорядителя счета о перечислении банком зачисленных на его банковский счет средств федерального бюджета в виде социальной выплаты в счет оплаты жилого помещения, приобретаемого по договору купли-продажи жилого помещения (договору участия в долевом строительстве), представленному распорядителем счета, либо платежей, предусмотренных пунктом 60 настоящих Правил.

Право на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы ФИО2 реализовано.

Разрешая административные исковые требования ФИО2 о признании незаконным решения, районный суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении, поскольку семья З-вых в настоящее время не соответствует требованиям, предусмотренным пунктом 6 Правил (возраст ФИО2 и ФИО8 превышает 35 лет; постановлением администрации МО «Приволжский район» № 57 от 25.01.2017 семья снята с учета граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений.

Доводы жалобы о том, что административный истец не реализовал свое право на получение денежных средств по сертификату, являются несостоятельными, поскольку право на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы административным истцом реализовано, что подтверждается материалами дела.

Судом установлено, что заключая сделку, семья З-вых фактически преследовали цель обналичивания денежных средств, выделяемых в качестве социальной выплаты. Доказательства обратного суду представлено не было. В связи с чем, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований административного истца.

Другие доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не являлись предметом обсуждения судом первой инстанции, не опровергают выводов судебного решения.

Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, районным судом допущено не было.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Приволжского районного суда Астраханской области от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.