ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1836/17 от 10.01.2018 Северо-кавказского окружного военного суда (Ростовская область)

Председательствующий Жагинов А.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33а-46/2018

10 января 2018 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по административным делам Северо-Кавказского окружного военного суда в составе

председательствующего Костина В.А.,

судей Санникова А.Б., Цыбульника В.Е.,

при секретаре судебного заседания Стецурине Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного ответчика – Ганиной Н.П. на решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 5 октября 2017 года, которым удовлетворены заявленные требования проходящей военную службу по контракту старшего матроса Ягловой Виктории Владимировны о признании незаконными действий начальника отдела (г. <адрес>) Федерального государственного казенного учреждения «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – отдел управления жилищного обеспечения), связанных со снятием сына истца с учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, при предоставлении жилищной субсидии.

Заслушав доклад судьи Санникова А.Б., изложившего обстоятельства дела, содержание решения суда, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия

установила:

Яглова В.В., имеющая общую продолжительность военной службы более 20 лет, приказом командующего Черноморским флотом от 26 мая 2017 года № 150 уволена с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе.

С декабря 2008 года Яглова В.В. составом семьи из 2 человек (она и сын) состояла на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а с июля 2017 года – для предоставления жилищной субсидии.

Решениями начальника отдела управления жилищного обеспечения от 5 сентября 2017 года № 61/сев сын истца снят с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма на том основании, что он проживает в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения выше учетной нормы, предусмотренной в г. <адрес>, а от 20 сентября 2017 года № 458/сев Ягловой В.В. на состав семьи 1 человек предоставлена жилищная субсидия.

Яглова В.В. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать указанные решения незаконными, обязать начальника отдела управления жилищного обеспечения восстановить ее сына на жилищном учете и повторно рассмотреть вопрос о предоставлении жилищной субсидии с учетом площади, приходящейся на ее сына.

Решением гарнизонного военного суда заявленные требования удовлетворены.

При этом суд взыскал с Федерального казенного учреждения «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Ростовской области» в пользу Ягловой В.В. в счет возмещения судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя, 3000 рублей и по уплате государственной пошлины 300 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда в связи нарушением норм материального права отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование автор жалобы со ссылкой на пункт 2 Правил признания нуждающимися в жилых помещениях военнослужащих-граждан Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2011 года № 512 (далее – Правила) указывает, что при признании военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная по избранному месту жительства. Поскольку истцом в качестве такого места жительства избран г. <адрес>, то ссылка суда на учетную норму, установленную для г. <адрес>, является необоснованной.

В письменных возражениях административный истец и заинтересованное лицо просят решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы, приведённые в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Удовлетворяя требования Ягловой В.В., суд первой инстанции исходил из того, что сын истца проживает в жилом помещении, где на каждого члена семьи нанимателя жилого помещения приходится площадь менее учетной нормы.

Однако с таким выводом суда первой инстанции нельзя согласиться.

Как видно из материалов дела, Яглова В.В., заключившая первый контракт о прохождении военной службы до 1998 года и имеющая общую продолжительность военной службы более 20 лет, принята с декабря 2008 года составом семьи два человека (она и ее сын) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по избранному месту жительства в г. <адрес>. При этом с июля 2017 года они состояли на учете военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями в форме предоставления жилищной субсидии.

В 1980 году отцу Ягловой В.В. от администрации предприятия (научно-исследовательская база <данные изъяты>»), в котором он работал, на состав семьи из 3-х человек (он, супруга и истец) для постоянного проживания была предоставлена двухкомнатная квартира по адресу: г. <адрес>, ул. <адрес>, д. , кв. , общей площадью 47,9 кв. м, которая в настоящее время находится в собственности Правительства г. <адрес>.

При этом с момента рождения по настоящее время в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживают: отец, мать и сын Ягловой В.В. и она сама. В 2009 году Яглова В.В. снялась с регистрационного учета и с августа 2014 года зарегистрировалась по адресу воинской части.

Согласно пункту 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 года № 8 «О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих», гарантированное статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями в форме предоставления денежных средств за счет средств федерального бюджета на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления жилых помещений должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Исходя из содержания части 1 статьи 51 ЖК РФ, одним из условий признания гражданина нуждающимся в жилом помещении является обеспечение его общей площадью жилого помещения для постоянного проживания на одного члена семьи менее учетной нормы либо отсутствие такого жилого помещения вовсе.

Пунктом 2 Правил установлено, что в целях признания военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях применяется учетная норма площади жилого помещения, установленная в соответствии с законодательством Российской Федерации по месту прохождения военной службы, а при наличии в соответствии с абзацами 3 и 12 пункта 1 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» у военнослужащего права на получение жилого помещения по избранному месту жительства – по избранному постоянному месту жительства.

Учётная норма в городе Москве установлена в пункте 3 статьи 9 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года № 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» и составляет 10 кв. м общей площади жилого помещения на одного члена семьи.

Таким образом, на каждого проживающего в двухкомнатной квартире по адресу: г. <адрес>, ул. <адрес>, д. , кв. , общей площадью 47,9 кв. м, в том числе на сына Ягловой В.В., приходится 11,97 кв. м (47,9/4 = 11,97 кв. м), что превышает учетную норму в г. Москве в 10 кв. м.

Следовательно, решения начальника отдела управления жилищного обеспечения от 5 сентября 2017 года № 61/сев о снятии сына Ягловой В.В. с учета нуждающихся в получении жилых помещений по договору социального найма и от 20 сентября 2017 года № 458/сев о предоставлении истцу жилищной субсидии на состав семьи 1 человек являлись правомерными, а требования истца удовлетворению не подлежали.

Исходя из этого, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции в связи с неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильным применением норм материального права.

В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд и оплатой услуг представителя, подлежат отнесению на счет истца.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Севастопольского гарнизонного военного суда от 5 октября 2017 года по административному исковому заявлению Ягловой Виктории Владимировны, отменить.

Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления Ягловой Виктории Владимировны отказать.

Судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины при обращении в суд и оплатой услуг представителя, отнести на счет истца.

Председательствующий

Судьи: