БЕЛГОРОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
31RS0019-01-2020-000660-87
33а-1838/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Белгород 8 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Белгородского областного суда в составе:
председательствующего Наумовой И.В.,
судей Маликовой М.А., Самыгиной С.Л.,
при секретаре Павловой Ю.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к УМВД России по Белгородской области о признании незаконным заключения о признании не состоящей в гражданстве Российской Федерации
по апелляционной жалобе УМВД России по Белгородской области
на решение Ровеньского районного суда Белгородской области от 15 января 2021 года
заслушав доклад судьи Маликовой М.А., объяснения ФИО1,
считавшей решение суда законным и обоснованным, представителя административного ответчика ФИО2 поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия,
установила:
По заявлению ФИО1 о замене паспорта в связи с порчей ОМВД России по Ровенскому району инициирована проверка, по результатам проверки вынесено заключение утвержденное начальником УМВД России по Белгородской области 26.05.2020, о признании не состоящей в гражданстве Российской Федерации с указанием о том, что паспорт серии № от 25.06.2001 года выдан необоснованно.
ФИО1, не согласившись с указанным заключением обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным и отменить заключение УМВД России по Белгородской области от 26.05.2020 о признании её не состоящей в гражданстве Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>. В 1993 году в несовершеннолетнем возрасте прибыла с родителями на постоянное место жительство в Российскую Федерацию. В 1994 году родители получили Российское гражданство и зарегистрировались по месту жительства в <адрес>. В 16 лет получила паспорт со сведениями о гражданстве РФ, который в 2001 году в связи с переменой фамилии в браке заменила. В браке родила трех несовершеннолетних детей. При обращении в 2020 году в ОВМ ОМВД России по Ровеньскому району по вопросу замены паспорта в связи с порчей, ей сообщили, что гражданство РФ она в установленном законом порядке не приобрела.
Решением Ровеньского районного суда Белгородской области от 15.01.2021 административное исковое заявление ФИО1 к УМВД России по Белгородской области о признании незаконным заключения о признании не состоящей в гражданстве Российской Федерации удовлетворено. Признано незаконным и отменено заключение УМВД России по Белгородской области от 26.05.2020 о признании ФИО1 не состоящей в гражданстве Российской Федерации.
Не согласившись с указанным решением, представитель административного ответчика обжаловал его, решение просил отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе апеллятор утверждал, что гражданство административный истец не приобрел, поскольку в заявлении отца административного истца о получении гражданства, запись совместно с детьми зачеркнута. С матерью ФИО1 гражданство также не приобреталось. Обстоятельств, подтверждающих приобретение гражданства административным истцом, в рамках рассмотрения дела не установлено. Обращали внимание на то, что ФИО1 разъяснено право обращения с заявлением о приеме в гражданство, однако данным правом она не воспользовалась.
Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями статьи 308 КАС Российской Федерации, выслушав истца и представителя УМВД России по Белгородской области, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия признает отсутствие правовых оснований для отмены судебного постановления.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации" (далее - Закон Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1, здесь и далее в редакции, действовавшей на момент приобретения ФИО1 гражданства Российской Федерации) гражданами Российской Федерации признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на территории Российской Федерации на день вступления в силу названного Закона, если в течение одного года после этого дня они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации.
В порядке регистрации гражданство Российской Федерации приобретают граждане бывшего СССР, проживающие на территориях государств, входящих в состав бывшего СССР, а также прибывшие для проживания на территорию Российской Федерации после 6 февраля 1992 года, если они до 31 декабря 2000 года заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации (пункт "г" статьи 18 указанного закона).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 гражданами Российской Федерации являются лица, приобретшие гражданство Российской Федерации в соответствии с настоящим Законом. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований его приобретения.
Документами, подтверждающими гражданство Российской Федерации, являются удостоверение личности гражданина Российской Федерации или паспорт гражданина Российской Федерации, а до их получения - свидетельство о рождении или иной документ, содержащий указание на гражданство лица (статья 10 указанного закона).
Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО3 родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> (территория государства Союз Советских Социалистических Республик). Её родители: ФИО12. и ФИО13. (л.д. 5).
В 1993 году ФИО3, будучи несовершеннолетней, вместе с родителями, братом и сестрами прибыла из республики Молдова в Белгородскую область.
С 25.06.1994 по 31.12.1996 родители ФИО3 проживали с детьми по месту регистрации по адресу: <адрес> (л.д. 67).
23.05.1995, по достижению 16-го возраста, административному ответчику был выдан паспорт гражданки Российской Федерации серии № на бланке паспорта гражданина СССР. В заявлении на получении паспорта указано, что ранее в иностранном гражданстве ФИО3 не состояла и является гражданкой РФ (л.д. 92).
21.06.1995 ФИО3 закончила <адрес> среднюю школу Белгородской области (л.д. 6).
25.06.2001 Ровеньским РОВД Белгородской области в связи с вступлением в брак и сменой фамилии ФИО4 на ФИО5 Ровеньским произведен обмен паспорта, административному истцу был выдан паспорт гражданки РФ серии №. При заполнении заявления для замены паспорта формы №1 указано, что заявитель в иностранном гражданстве не состояла (л.д. 91).
После регистрации брака зарегистрировалась и проживала с супругом, по адресу: <адрес>. В браке родила троих детей: 2001,2008 и ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Дети являются гражданами Российской Федерации. (л.д.5-7, 18, 24-26).
В мае 2020 года ФИО3 обратилась с заявлением о замене паспорта в связи с порчей. Инспектором отдела по вопросам гражданства УВМ ОМВД России по Белгородской области проведена проверка принадлежности административного истца к гражданству Российской Федерации по результатам которой вынесено заключение утвержденное начальником УМВД России по Белгородской области 26.05.2020, о признании ФИО1 не состоящей в гражданстве Российской Федерации с указанием о том, что паспорт серии № от 25.06.2001 года выдан необоснованно (л.д. 41-44).
Из содержания заключения следует, что ФИО1 признана не состоящей в гражданстве Российской Федерации, поскольку родилась на территории Молдавской ССР, её отец ФИО14 при принятии гражданства РФ 18.10.1994 ходатайство о приеме совместно с ним в гражданство Российской Федерации своих несовершеннолетних детей не подавал, мать ФИО15. прошла процедуру принятия гражданства Российской Федерации только 6.11.2004, когда административный истец уже являлась совершеннолетней. ФИО1 с заявлением о принятии её в гражданство Российской Федерации в компетентные органы не обращалась.
В соответствии с частью 7 статьи 4 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" наличие у лица гражданства Российской Федерации либо факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР определяется на основании законодательных актов Российской Федерации, РСФСР или СССР, международных договоров Российской Федерации, РСФСР или СССР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
Статьей 42 поименованного Федерального закона предусмотрено, что документы, выданные в соответствии с ранее действовавшим законодательством о гражданстве Российской Федерации, сохраняют юридическую силу, если они оформлены надлежащим образом, и считаются действительными на день вступления в силу данного Федерального закона.
На момент документирования административного истца в 2001 году (25.06.2001) паспортом гражданина Российской Федерации действовала Инструкция о порядке выдачи, замены, учета и хранения паспортов гражданина Российской Федерации, утвержденная приказом МВД России от 15 сентября 1997 г. N 605 (зарегистрировано в Минюсте России 20 октября 1997 г. N 1400) (далее - Инструкция).
Данной Инструкцией было предусмотрено, что организацию и методическое руководство работой, связанной с выдачей и заменой паспортов, осуществляет Министерство внутренних дел Российской Федерации через Паспортно-визовое управление МВД России (в субъектах Российской Федерации - соответственно министерства, главные управления, управления внутренних дел через паспортно-визовые подразделения) (пункт 10); начальники паспортно-визовых подразделений органов внутренних дел организуют работу по выдаче и замене паспортов гражданам, а также несут персональную ответственность за соблюдение законности и состояние работы в паспортно-визовых подразделениях (пункт 11).
В силу пункта 13 упомянутой инструкции выдача и замена паспортов производится органами внутренних дел по месту жительства граждан. В соответствии с пунктами 14.1, 14.4 названной инструкции среди прочего для получения паспорта гражданин должен представить заявление о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, заполненное лично гражданином, обратившимся за получением паспорта, а также документы, свидетельствующие о принадлежности к гражданству Российской Федерации (если требуется подтвердить гражданство лица, обратившегося за получением паспорта).
В силу пункта 21 Инструкции поступившие от граждан документы подлежали рассмотрению начальником паспортно-визового подразделения, а в случае отсутствия - заместителем или должностным лицом, исполняющим его обязанности (далее - руководитель), которые были обязаны проверить представленные документы. Особое внимание при этом было предписано обращать на полноту и правильность заполнения заявлений о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П, а также визуально определять подлинность документов, являющихся основанием для выдачи или замены паспорта. При выявлении в предъявленных документах признаков подделки руководителю рапортом следовало доложить об этом начальнику органа внутренних дел или его заместителю для проведения соответствующей проверки личности гражданина, обратившегося за получением паспорта.
После проверки представленных документов руководитель принимает решение о выдаче или замене паспорта, о чем делает соответствующую запись в заявлении о выдаче (замене) паспорта по форме N 1П (пункт 23).
Исходя из материалов дела 25.06.2001 в связи с вступлением в брак и сменой фамилии Ровеньским РОВД Белгородской области был произведен обмен паспорта ФИО1, выдан паспорт гражданки РФ серии №. При этом, у проводивших проверку должностных лиц органов внутренних дел не имелось сомнений в наличии у нее гражданства Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 1325 утверждено Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации (далее - Положение), согласно пункту 51 которого при отсутствии у лица документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации (утеря, кража, порча и тому подобное), возникновении сомнений в подлинности или обоснованности выдачи такого документа, а также при обстоятельствах, позволяющих предполагать наличие либо отсутствие у лица гражданства Российской Федерации, полномочным органом осуществляется проверка законности выдачи лицу указанного документа и (или) наличия соответствующих обстоятельств.
Проверка осуществляется по заявлению лица, составленному в произвольной форме, по инициативе полномочного органа или иного государственного органа с учетом части 7 статьи 4 и статьи 42 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации". При необходимости в ходе проверки могут быть направлены запросы в соответствующие органы по месту выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, или по месту жительства лица, а также в органы исполнительной власти и суд.
В данном запросе указываются: сведения о лице, в том числе его место жительства на 6.02.1992 и позднее (страна, город или иной населенный пункт); сведения о предъявленном лицом документе, удостоверяющем его личность (при наличии); основания направления запроса и его содержание. К запросу прилагаются документы (либо их копии) и материалы, имеющие отношение к делу.
Факт наличия у лица в прошлом гражданства СССР и (или) РСФСР при необходимости устанавливается на основании законодательных актов Российской Федерации, СССР, РСФСР и других республик, входивших в состав СССР, международных договоров Российской Федерации, СССР и (или) РСФСР, действовавших на день наступления обстоятельств, с которыми связывается наличие у лица соответствующего гражданства.
В силу пункта 52 Положения после получения необходимой информации полномочный орган составляет мотивированное заключение о результатах проверки, в котором указываются обстоятельства, свидетельствующие о наличии или отсутствии у лица гражданства Российской Федерации. О результатах проверки сообщается заявителю или органу, обратившемуся с соответствующим запросом. Лицу, у которого подтверждается наличие гражданства Российской Федерации, выдается соответствующий документ.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что процедура выдачи или замены паспорта гражданина Российской Федерации во всяком случае предполагает проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. Осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
При этом действующее законодательство в ряде случаев допускает возможность проверки обоснованности выдачи лицу уполномоченным органом документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации.
Вместе с тем, такая проверка не предполагает произвольного вмешательства государства в осуществление права лица на уважение его личной и семейной жизни и направлена на защиту публичных интересов.
Признание государством факта необоснованной выдачи лицу документа, удостоверяющего гражданство Российской Федерации, влечет для такого лица определенные (в ряде случаев неблагоприятные) правовые последствия, в том числе и в случае, если на основании указанного документа лицо в течение длительного периода времени осуществляло реализацию своих прав и обязанностей, вытекающих из правового статуса гражданина Российской Федерации.
Согласно статье 30 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определение наличие гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации, относится к исключительным полномочиям федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органов.
Согласно пункту 1 Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 15 апреля 2016 года № 192, главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативному правовому регулированию в сфере миграции.
Часть 7 статьи 4, статья 42 Федерального закона от 31 мая 2002 года №62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", Положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 года N 1325, предполагают проведение уполномоченным органом государственной власти полной и всесторонней проверки документов, представленных заявителем, и, как следствие, установление наличия (отсутствия) правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) паспорта гражданина Российской Федерации. При этом осуществляя выдачу лицу паспорта гражданина Российской Федерации, уполномоченный орган тем самым подтверждает (удостоверяет) наличие у такого лица гражданства Российской Федерации.
В связи с этим и с учетом конституционных принципов справедливости, равенства, соразмерности, а также стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела решение о необоснованности выдачи лицу указанного выше документа может быть принято уполномоченным органом исключительно по результатам проведения комплекса проверочных мероприятий, в ходе которых будут установлены бесспорные факты, свидетельствующие о наличии неправомерных и (или) виновных действий со стороны заявителя и (или) со стороны должностных лиц уполномоченного органа, в нарушение установленных требований допустивших возможность выдачи лицу паспорта гражданина Российской Федерации при отсутствии на то законных оснований (в том числе при отсутствии документа, свидетельствующего о принадлежности такого лица к гражданству Российской Федерации).
В случае если такие факты не были установлены, указанное решение уполномоченного органа не может быть признано законным, обоснованным и оправданным.
Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой федеральный законодатель, определяя средства и способы защиты государственных интересов при регулировании прав и свобод человека и гражданина, должен использовать лишь те из них, которые исключают возможность несоразмерного ограничения соответствующих прав и свобод, и исходить из того, что публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, оправдывают правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату и, не будучи чрезмерными, необходимы и строго обусловлены этими публичными интересами (постановления от 20 декабря 1995 года N 17-П, от 14 ноября 2005 года N 10-П, от 26 декабря 2005 года N 14-П, от 16 июля 2008 года N 9-П и др.).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 16 мая 1996 года N 12-П "По делу о проверке конституционности пункта "г" статьи 18 Закона Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" в связи с жалобой С.А.Б.", Конституция Российской Федерации и международно-правовые акты, формулируя запрет произвольного лишения гражданства или права изменить свое гражданство, исходят из того, что в сфере любых правоотношений, включая связанные с гражданством, личность выступает не как объект государственной деятельности, а как полноправный субъект, что обязывает государство обеспечивать при реализации права на гражданство уважение достоинства личности.
В ходе рассмотрения дела бесспорные факты неправомерных и (или) виновных действий как административного истца, так и должностных лиц уполномоченного органа государственной власти при выдаче административному истцу паспорта гражданина Российской Федерации не установлены.
При установленных обстоятельствах, с учетом заявленных требований, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, с чем соглашается судебная коллегия.
Удовлетворяя заявленные требования, суд обоснованно указывал на то, что ФИО1 на законном основании приобрела гражданство Российской Федерации, в связи с чем, была документирована паспортом гражданина Российской Федерации и на основании данного документа, на протяжении долгого периода времени осуществляла реализацию своих прав и обязанностей гражданина, что свидетельствует о ее устойчивой правовой связи с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности взаимных прав и обязанностей и определяющей гражданство данного государства (статья 3 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации").
Так, административный истец более 20 лет активно пользуется своими правами гражданина Российской Федерации, получила среднее, высшее и специальное образование на территории Российской Федерации, вышла замуж за гражданина Российской Федерации, родила трех детей, которые являются гражданами Российской Федерации, приобрела статус индивидуального предпринимателя, в период с 1994 года по настоящее время постоянно проживает на территории Российской Федерации в Белгородской области, <адрес>.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда у судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы соответствуют обстоятельствам административного дела, при этом нормы материального права применены судом правильно, нарушений процессуального закона судами не допущено.
Доводы апелляционной жалобы об отсутствии волеизъявления административного истца, то есть ее заявления или ходатайства ее родителей, о приеме одновременно с ними российского гражданства несовершеннолетними детьми с учетом установленных обстоятельств по делу правового значения не имеют, поскольку ФИО1 неоднократно ранее заполняла заявления на получение (замену) паспорта Российской Федерации, выражая тем самым желание являться гражданкой Российской Федерации. Более того, административному истцу выдавался уполномоченных органом по ее заявлениям паспорт гражданки Российской Федерации. Иные указанные в жалобе аргументы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на законность и обоснованность судебного акта либо опровергали выводы, изложенные в обжалуемом решении.
Нарушений влекущих безусловную отмену обжалованного судебного акта также не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Ровеньского районного суда Белгородской области от 15 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения путем подачи кассационной жалобы (представления) через Ровеньский районный суд Белгородской области.
Мотивированный текст решения составлен 20.04.2021.
Председательствующий
Судьи
Определение24.04.2021