ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-183/18 от 04.12.2018 Суда Ненецкого автономного округа (Ненецкий автономного округ)

Судья Парфенов А.П. Строка – 19, госпошлина: 150 руб.

Докладчик Лисицын А.А. Дело № 33а-183/2018 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Нарьян-Мар 4 декабря 2018 г.

Судебная коллегия по административным делам суда Ненецкого автономного округа в составе

председательствующего судьи Лисицына А.А.,

судей Коноваловой С.П. и Селезнева С.С.,

при секретаре судебного заседания Селеменевой А.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя административного истца Коваленко Н.В. – Коваленко Е.Н. на решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2018 года, которым

административное исковое заявление Коваленко Николая Викторовича к Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа об оспаривании распоряжения от 11 мая 2018 года № 956 «О снятии с учета Коваленко Н.В.», признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе рассмотреть заявление (рапорт) Коваленко Николая Викторовича от 31 мая 2018 года на получение государственного жилищного сертификата, обязании восстановить учетные данные Коваленко Николая Викторовича и период учета, как имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в качестве лица, выезжающего из районов Крайнего Севера, с даты подачи первоначального заявления – 16 июня 1998 года, обязании рассмотреть по существу в первоочередном порядке заявление (рапорт) Коваленко Николая Викторовича от 31 мая 2018 года о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения – оставлено без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Лисицына А.А., объяснения представителя административного истца Коваленко Н.В. – Коваленко Е.Н. и заинтересованного лица Коваленко Е.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя административного ответчика ФИО7, полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Коваленко Н.В. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 11 мая 2018 года № 956 «О снятии с учета Коваленко Н.В.», признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе рассмотреть заявление (рапорт) Коваленко Н.В. от 31 мая 2018 года на получение государственного жилищного сертификата, обязании восстановить учетные данные Коваленко Н.В. и период учета, как имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в качестве лица, выезжающего из районов Крайнего Севера, с даты подачи первоначального заявления – 16 июня 1998 года, обязании рассмотреть по существу в первоочередном порядке заявление (рапорт) Коваленко Н.В. от 31 мая 2018 года о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.

Требования мотивировал тем, что с 16 июня 1998 года он состоял на учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат (субсидии) в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Распоряжением Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 11 мая 2018 года № 956 снят с учета по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, - приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Впоследствии, в связи со снятием с учета ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата с учетом членов его семьи – супруги Коваленко Е.А. и дочери Коваленко Т.Н.

Полагает, что он снят с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии), незаконно, поскольку был поставлен на данный учет в соответствии с ранее действовавшим законодательством, не предусматривающим такого основания со снятия с учета как приобретение жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Квартира в городе Чебоксары была приобретена им до внесения соответствующих изменений в федеральное законодательство – принятия Федеральных законов от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ, от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, постановления Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился представитель административного истца по доверенности Коваленко Е.Н.

В апелляционной жалобе и дополнениях к ней, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить в полном объеме. Полагает, что Коваленко Н.В. приобрел право на получение субсидии в соответствии с законодательством, действовавшим до 31 июля 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», поэтому нормативные требования, установленные данным законом к лицам, претендующим на получение субсидии, в отношении истца Коваленко Н.В. применению не подлежат. Кроме того, суд необоснованно посчитал, что в связи с приобретением истцом в 2005 году квартиры в городе Нарьян-Маре он утратил статус лица, нуждающегося в предоставлении жилого помещения, в связи с чем также перестал отвечать требованиям, предъявляемым к лицам, имеющим право на социальные выплаты в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Вопреки выводам суда первой инстанции, начиная с 31 июля 1998 года, нуждаемость в улучшении жилищных условий не является безусловным основанием, предусмотренным законом, для признания лица имеющим право на социальную выплату (субсидию) в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Кроме того, статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» за лицами, которые приобрели право на субсидию в соответствии с ранее действующим законодательством, такое право было сохранено. Согласно буквальному толкованию указанной нормы, при наличии у истца жилого помещения за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей он не утрачивал право на получение субсидии в том случае, если с учетом данного жилого помещения продолжал нуждаться в улучшении жилищных условий.

В возражениях на апелляционную жалобу руководитель Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа ФИО8 полагает решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного истца Коваленко Е.Н. – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, заслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на них, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что 16 июня 1998 года Коваленко Н.В. был включен в список граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, по категории «пенсионеры», с учетом членов семьи – супруги Коваленко Е.А. и несовершеннолетнего сына Коваленко Е.Н.

В период с 7 августа 1987 года по 30 июня 1998 года Коваленко Н.В. работал в <данные изъяты> был уволен в связи с выходом на пенсию по выслуге лет в <данные изъяты>. С 7 октября 1998 года по 31 мая 2002 года истец работал на территории Чувашской Республики, с 1 октября 2002 года по 9 января 2017 года – вновь в Нарьян-Марском <данные изъяты>.

Согласно справке АО «Нарьян-Марский объединенный авиаотряд» от 5 июня 2018 года в период работы в Нарьян-Марском <данные изъяты> с 1987 года по 1998 год Коваленко Н.В. состоял в очереди на улучшение жилищных условий, установленной профсоюзным комитетом предприятия (том 1 л.д. 73).

В период с 18 августа 1987 года по 29 февраля 1996 года Коваленко Н.В. был зарегистрирован по месту жительства по адресу г. Нарьян-Мар, <адрес> в период с 29 февраля 1996 года по 20 сентября 2006 года – по адресу г. Нарьян-Мар, <адрес> (общежитие Нарьян-Марского <данные изъяты>), с 20 сентября 2006 года по настоящее время – по адресу г. Нарьян-Мар, улФИО19ФИО9, <адрес> (том 1 л.д. 136).

На основании договора купли-продажи от 24 июля 1998 года Коваленко Н.В. приобретена однокомнатная <адрес> в г. Чебоксары Чувашской Республики общей площадью 35,1 кв.м. (право собственности зарегистрировано за истцом 23 сентября 1998 года, право собственности прекращено 15 декабря 2004 года).

На основании договора передачи жилого помещения в собственность граждан № 120 от 2 мая 2006 года истец приобрел право общей долевой собственности (в размере 1/3 доли) на квартиру <адрес> в городе Нарьян-Маре, общей площадью 36,1 кв.м., жилой площадью 24,7 кв.м. (том 1 л.д. 126) (дата государственной регистрации права – ДД.ММ.ГГГГ, дата государственной регистрации прекращения права – ДД.ММ.ГГГГ).

На основании договора купли-продажи от 29 января 2005 года истцом Коваленко Н.В. совместно с супругой Коваленко Е.А. на праве общей совместной собственности была приобретена двухкомнатная <адрес> по ул. им. ФИО9 в городе Нарьян-Маре, общей площадью 49 кв.м., жилой площадью 30,2 кв.м. (дата государственной регистрации права общей совместной собственности – 18 апреля 2005 года).

ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право общей долевой собственности истца Коваленко Н.В., его супруги Коваленко Е.А., сына Коваленко Е.Н. и дочери Коваленко Т.Н. на указанную квартиру (доля в праве – 1/4 за каждым участником общей долевой собственности).

На основании договора дарения от 2 февраля 2016 года принадлежавшая истцу Коваленко Н.В. 1/4 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру была передана его супруге Коваленко Е.А. (10 февраля 2016 года за Коваленко Е.А. зарегистрировано право на 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру).

Впоследствии, на основании договора дарения от 18 декабря 2017 года Коваленко Е.А. передала принадлежащую ей 1/2 доли в праве общей долевой собственности на указанную квартиру, а Коваленко Т.Н. передала принадлежащую ей 1/4 доли в праве общей долевой собственности на квартиру Коваленко Е.Н. (21 декабря 2017 года право собственности на квартиру зарегистрировано за ФИО15, который не является участником мероприятий подпрограммы по переселению из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.).

Таким образом, на момент постановки на учет граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) в связи с переездом из районов Крайнего Севера (16 июня 1998 года), Коваленко Н.В. вместе с семьей (с учетом рождения в 1999 году дочери Коваленко Т.Н. – всего 4 человека) проживал в общежитии, расположенном по адресу <адрес>, в <адрес> (общая площадь 36,1 кв.м., жилая площадь 24,7 кв.м.), которая была в 2006 году приватизирована и отчуждена в 2007 году.

После постановки на учет, ДД.ММ.ГГГГФИО1 приобретена квартира в городе Чебоксары Чувашской Республики (общая площадь 35,1 кв.м.), которая была продана в конце 2004 года.

В дальнейшем, начиная с января 2005 года, в собственности Коваленко Н.В. и членов его семьи находилась двухкомнатная квартира общей площадью 49 кв.м., расположенная по адресу <адрес>, ул. ФИО9, <адрес>.

В целях реализации своего права на получение государственного жилищного сертификата 24 января 2017 года, 17 апреля 2018 года Коваленко Н.В. представлял в Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа заявления с просьбой о включении его и членов его семьи (Коваленко Е.А., Коваленко Т.Н.) в сводный список граждан – участников подпрограммы в 2018 году и в 2019 году соответственно.

4 мая 2018 года Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа уведомил Коваленко Н.В. о необходимости в целях получения государственного жилищного сертификата в срок до 4 июня 2018 года представить документы и сведения, предусмотренные пунктом 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Распоряжением Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 11 мая 2018 года № 956 Коваленко Н.В. снят с учета по основаниям, предусмотренным подпунктом «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879, - приобретение (строительство) жилых помещений в районах и местностях, не отнесенных к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, о чем Коваленко Н.В. был уведомлен 15 мая 2018 года.

31 мая 2018 года Коваленко Н.В. представил в Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа заявление (рапорт) о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в городе Санкт-Петербурге с учетом членов семьи – супруги Коваленко Е.А. и дочери Коваленко Т.Н., а также необходимые документы.

18 июня 2018 года уведомлением Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа № 7974 ему было отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с тем, что по состоянию на 15 июня 2018 года Коваленко Н.В. из списка граждан, имеющих право на получение выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, исключен.

Не согласившись с принятыми решениями и действиями (бездействием) Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, Коваленко Н.В. обратился с административным иском в суд.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о правомерности снятия Коваленко Н.В. с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты (субсидии) для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера, поскольку после постановки его на учет он приобрел квартиру в другом субъекте Российской Федерации (Чувашской Республике), не относящемся к районам Крайнего Севера или приравненным к ним местностям, а также в связи с приобретением в 2005 году квартиры в городе Нарьян-Маре, вследствие чего он перестал относиться к категории граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласиться не может, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права, в том числе о действии гражданского и жилищного законодательства во времени, и не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

Согласно статье 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Аналогичным образом действуют во времени акты жилищного законодательства Российской Федерации (статья 6 ЖК РФ).

Положением о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 937 (далее – Положение) и действовавшим в период постановки Коваленко Н.В. на учет в качестве лица, имеющего право на получение субсидии на строительство или приобретение жилья (16 июня 1998 года), право на получение указанной субсидии предоставлялось лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет, при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий и постановки на учет, в том числе по месту работы (пункт 1, абзац третий пункта 3).

Коваленко Н.В. данным требованиям соответствовал, поскольку проработал в городе Нарьян-Маре более 10 лет, нуждался в улучшении жилищных условий (проживал с семьей в общежитии) и был поставлен на учет по месту работы.

Указанные обстоятельства административным ответчиком не оспариваются.

Статьей 1 Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», вступившего в силу 31 июля 1998 года, требования, предъявляемые к лицам, претендующим на получение социальной выплаты (жилищной субсидии), были изменены: правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, стали обладать граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации.

В связи с принятием указанного Федерального закона абзац 3 пункта 3 указанного выше Положения был изложен в новой редакции, в соответствии с которой право на жилищную субсидию предоставлялось «лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющим стаж работы или время проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации» (постановление Правительства Российской Федерации от 4 декабря 1998 года № 1431).

Вместе с тем, учитывая положения статьи 4 ГК РФ и статьи 6 ЖК РФ, правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 24 мая 2001 года № 8-П «По делу о проверке конституционности положений части первой статьи 1 и статьи 2 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в связи с жалобами граждан ФИО10 и ФИО11» («изменение законодателем ранее установленных условий предоставления жилищных субсидий, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение лиц, нуждающихся в этих субсидиях и рассчитывающих на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм»), а также содержание абзаца третьего пункта 3 указанного выше Положения (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 20 августа 2001 года № 594), согласно которому право на получение жилищной субсидии сохранялось за лицами, которые, в том числе, «в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим до 31 июля 1998 года, приобрели право на получение жилищных субсидий при наличии стажа работы или времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет», судебная коллегия полагает, что, поскольку в период действия Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ (с 31 июля 1998 года до 1 января 2003 года) Коваленко Н.В. и члены его семьи, принимающие участие в программе по переселению в благоприятные климатические регионы Российской Федерации, каких-либо юридически значимых действий, направленных на изменение (прекращение) ранее признанного за ними правового статуса лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий и, соответственно, в предоставлении им жилищной субсидии, не совершали, вновь установленные условия предоставления жилищных субсидий, включая требование об отсутствии жилья в других регионах Российской Федерации, на них не распространялись.

При этом судебная коллегия учитывает, что жилое помещение в городе Чебоксары было приобретено Коваленко Н.В. на основании договора купли-продажи от 24 июля 1998 года, то есть до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 года № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».

Факт государственной регистрации перехода права собственности на указанную квартиру к Коваленко Н.В. только 23 сентября 1998 года на сложившиеся правоотношения не влияет, так как после передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества, при этом он не вправе лишь распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом (статья 551 ГК РФ, пункт 60 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 года (ред. от 23 июня 2015 года) «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Доводы административного ответчика о том, что в связи с приобретением квартиры в городе Чебоксары Коваленко Н.В. утратил статус нуждающегося в улучшении жилищных условий, опровергаются изложенными выше материалами дела и противоречат требованиям закона, поскольку в соответствии со статьей 29 ЖК РСФСР, а также Временными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в Ненецком автономном округе, утвержденными постановлением Собрания депутатов Ненецкого автономного округа от 23 мая 1996 года № 142 (утратили силу с 26 декабря 2005 года), равно как и Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в Чувашской АССР, утвержденными постановлением Совета Министров Чувашской АССР и президиума Чувашского областного совета профсоюзов от 7 мая 1985 года № 254 (в дальнейшем – Правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений из государственного и муниципального жилого фонда в Чувашской Республике, утвержденными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 июля 2000 года № 142), обеспеченность жилой площадью менее учетной нормы и (или) проживание в общежитии свидетельствуют о нуждаемости лица в улучшении жилищных условий.

Начиная с 1 января 2003 года, условия предоставления жилищных субсидий законодателем вновь были изменены.

В частности, статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» право на получение жилищных субсидий было предоставлено гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющим других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающимся в улучшении жилищных условий и не получавшим субсидий на эти цели, но при этом такое право в силу прямого указания в законе сохранялось за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В январе 2005 года Коваленко Н.В. приобрел в собственность квартиру в городе Нарьян-Маре общей площадью 49,0 кв.м., тем самым после вступления в силу Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и с момента приобретения указанного жилого помещения изменив свой правовой статус в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма, что сторонами в суде апелляционной инстанции не оспаривалось.

Соответственно, начиная с указанного времени (с января 2005 года), исходя из положений пункта 2 статьи 4 ГК РФ, при установлении факта наличия или отсутствия у Коваленко Н.В. права на получение жилищной субсидии подлежали применению нормы Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», устанавливающие измененные требования к лицам, претендующим на предоставление государственного жилищного сертификата.

Как вытекает из буквального толкования положений статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ, фактор нуждаемости в улучшении жилищных условий подлежит применению только в отношении тех граждан, которые имеют жилые помещения для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Остальные граждане могут претендовать на получение жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом № 125-ФЗ, даже при наличии в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях жилых помещений, общая площадь которых соответствует муниципальным учетным нормам (превышает муниципальные учетные нормы), установленные по месту проживания (данная позиция содержится в письме Минстроя России от 7 августа 2017 года № 28068-ЕС/05).

Так как на момент приобретения в 2005 году указанной выше квартиры в городе Нарьян-Маре (равно как и приватизации другого жилого помещения в 2006 году) и вплоть до обращения с заявлением (рапортом) о предоставлении государственного жилищного сертификата в 2018 году иных жилых помещений для постоянного проживания за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей у Коваленко Н.В. и членов его семьи – участников программы не имелось, выводы суда первой инстанции о том, что Коваленко Н.В. в связи с утратой статуса нуждающегося в улучшении жилищных условий утратил и право на получение жилищной субсидии, не основаны на законе и обстоятельствах дела.

Следует отметить, что в период с 1 января 2003 года до января 2005 года право на получение жилищной субсидии сохранялось за Коваленко Н.В. как возникшее в соответствии с законодательством, действовавшим до 31 июля 1998 года. При этом факт отчуждения в декабре 2004 года квартиры в городе Чебоксары, по мнению судебной коллегии, правового значения для настоящего спора не имеет, поскольку предусмотренные законом основания, свидетельствующие о нуждаемости Коваленко Н.В. с семьей в улучшении жилищных условий, существовали до отчуждения данной квартиры.

Кроме того, суд первой инстанции, проверяя законность оспариваемого распоряжения и делая вывод об утрате Коваленко Н.В. права состоять на учете в качестве нуждающегося в предоставлении государственного жилищного сертификата, не учел, что единственным основанием для снятия Коваленко Н.В. с учета, как следует из содержания самого распоряжения и уведомления от 15 мая 2018 года, явилось приобретение им жилья за пределами районов Крайнего Севера, а не утрата нуждаемости в улучшении жилищных условий или изменений иных условий, в результате чего исчезли основания для признания гражданина нуждающимся в переселении из районов Крайнего Севера (подпункт «и» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2002 года № 879).

С учетом данных обстоятельств, которые не были надлежащим образом учтены судом первой инстанции при разрешении спора, решение суда не может быть признано законным и обоснованным, поэтому оно подлежит отмене, как в части отказа в признании незаконным распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 11 мая 2018 года № 956, так и части отказа в удовлетворении иных, производных от него административных исковых требований, с принятием по делу нового решения.

Принимая новое решение, судебная коллегия исходит из того, что оснований, предусмотренных подпунктом «д» пункта 21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, для снятия Коваленко Н.В. с учета не имелось, в связи с чем распоряжение Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 11 мая 2018 года № 956, как не соответствующее нормативным правовым актам и нарушающее права, свободы и законные интересы административного истца, подлежит признанию незаконным.

В целях восстановления нарушенных прав административного истца судебная коллегия полагает необходимым возложить на Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа обязанность по восстановлению учетных данных Коваленко Н.В. и периода учета, как имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в качестве лица, выезжающего из районов Крайнего Севера, с даты подачи им первоначального заявления – 16 июня 1998 года.

Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца о признании незаконным бездействия Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа, выразившегося в отказе административного ответчика от рассмотрения заявления (рапорта) Коваленко Н.В. от 31 мая 2018 года на получение государственного жилищного сертификата, поскольку, как следует из материалов дела (том 1 л.д.65), данное заявление было рассмотрено и в его удовлетворении было отказано с уведомлением об этом заявителя.

Согласно части 1 статьи 178 КАС РФ суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований только в случаях, предусмотренных данным Кодексом.

Отказ в выдаче государственного жилищного сертификата, оформленный уведомлением от 18 июня 2018 года, административным истцом Коваленко Н.В. не оспаривался и данное решение административного ответчика в установленном порядке незаконным не признавалось, в связи с чем оснований для возложения на административного ответчика обязанности по повторному рассмотрению заявления (рапорта) от 31 мая 2018 года в настоящее время не имеется.

Кроме того, судебная коллегия принимает во внимание, что Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года № 153, которыми урегулированы процедура и сроки рассмотрения заявлений участников подпрограммы, в том числе о выдаче государственных жилищных сертификатов, рассмотрение таких заявлений в первоочередном порядке не предусмотрено.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 227, 308, 309 и 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Нарьян-Марского городского суда Ненецкого автономного округа от 10 сентября 2018 года отменить полностью и принять по делу новое решение.

Административное исковое заявление Коваленко Николая Викторовича о признании незаконным распоряжения Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 11 мая 2018 года № 956 «О снятии с учета Коваленко Н.В.», признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе рассмотреть заявление (рапорт) Коваленко Н.В. от 31 мая 2018 года на получение государственного жилищного сертификата, обязании восстановить учетные данные Коваленко Н.В. и период учета, как имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в качестве лица, выезжающего из районов Крайнего Севера, с даты подачи первоначального заявления – 16 июня 1998 года, обязании рассмотреть по существу в первоочередном порядке заявление (рапорт) Коваленко Н.В. от 31 мая 2018 года о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения – удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа от 11 мая 2018 года № 956 «О снятии с учета Коваленко Н.В.».

Возложить на Департамент здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа обязанность восстановить учетные данные Коваленко Н.В. и период учета, как имеющего право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в качестве лица, выезжающего из районов Крайнего Севера, с даты подачи первоначального заявления – 16 июня 1998 года.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований – отказать.

Об исполнении настоящего апелляционного определения Департаменту здравоохранения, труда и социальной защиты населения Ненецкого автономного округа сообщить в суд Ненецкого автономного округа и административному истцу Коваленко Н.В. в течение одного месяца со дня вступления апелляционного определения в законную силу.

Председательствующий А.А. Лисицын

Судьи С.П. Коновалова

С.С. Селезнев