ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
судья Усольцева Л.А.
дело № 33а-1841
поступило 23 апреля 2018 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 июня 2018 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда РБ в составе: председательствующего судьиБулгытовой С.В.
судей Захарова Е.И., Казанцевой Т.Б.
при секретаре Зарбаевой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Соловьевой М.О. к Комитету по образованию Администрации г. Улан-Удэ об оспаривании бездействия по предоставлению места ребенку в муниципальной дошкольной образовательной организации
по апелляционной жалобе Соловьевой М.О.
на решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 марта 2018 года, которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Булгытовой С.В., объяснения представителя Комитета по образованию Администрации г. Улан-Удэ Баханова О.В., ознакомившись с апелляционной жалобой и материалами дела, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
1. Соловьева М.О. предъявила к Комитету по образованию Администрации г. Улан-Удэ (далее – Комитет) иск о признании незаконным бездействия, выразившегося в необеспечении сына истицы местом в муниципальной дошкольной образовательной организации.
Требования мотивированы тем, что у Соловьевой есть малолетний сын, С, ... года рождения. В феврале 2017 года ребенок зарегистрирован в отделе образования Комитета для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение. Семья Соловьевой относится к семье военнослужащих и имеет первоочередное право на получение места в государственных и муниципальных дошкольных образовательных организациях, однако до настоящего времени это право не реализовано.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Соловьева просила суд обязать Комитет предоставить ее сыну место в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Улан-Удэ с учетом территориальной доступности в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Комитет требования не признал.
Районный суд отказал в удовлетворении иска.
Соловьева в апелляционной жалобе просит отменить решение суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика возражал против отмены решения.
2. Рассмотрев дело, судебная коллегия находит, что решение районного суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении административного иска.
Статья 7 Конституции РФ предусматривает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства.
Согласно частям 1 и 2 статьи 43 Конституции РФ каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование.
Из части 3 данной статьи следует, что в Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 данного Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях.
Согласно части 1 статьи 67 данного Федерального закона получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев.
Часть 2 данной статьи устанавливает, что правила приема на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
В соответствии с частью 3 данной статьи правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация.
Согласно части 4 данной статьи в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи и статьей 88 данного Федерального закона. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребенка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования.
Пункт 6 статьи 19 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» предусматривает, что детям военнослужащих по месту жительства их семей места в государственных и муниципальных общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и летних оздоровительных лагерях предоставляются в первоочередном порядке.
Из материалов дела видно, что в феврале 2017 года сын Соловьевой зарегистрирован в отделе образования Комитета для направления в муниципальное дошкольное образовательное учреждение.
24 января 2018 года Соловьева обратилась в Министерство образования и науки РБ с заявлением о предоставлении ее сыну места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. В заявлении Соловьева просила предоставить место в группе 12-часового пребывания ребенка в одном из трех детских садов: МАОУ <...>, МАДОУ № <...>», МАДОУ ЦРР № <...>».
Заявление Соловьевой направлено для рассмотрения в Администрацию г. Улан-Удэ.
Письмом от 14 февраля 2018 года Комитет сообщил Соловьевой о том, что комплектование детей, родившихся в период с 01 сентября 2016 года по 31 августа 2017 года, будет проводиться в мае 2019 года. Место С. будет выделено в установленном порядке согласно очереди и при наличии мест в детских садах. Также Соловьевой разъяснено, что дошкольное образование может предоставляться не только в режиме полного дня в детском саду, но и в других вариативных формах.
Соловьева не согласна с отказом Комитета и ссылается на то, что Комитет обязан обеспечить доступность дошкольного образования в той форме, которая избрана родителями ребенка, с возраста, установленного законодательством.
Отказывая в удовлетворении иска, районный суд указал, что действующим законодательством допускается получение дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе в группах кратковременного пребывания.
При этом суд сослался на Порядок учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного образования, и комплектования муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, муниципального образования городской округ «Город Улан-Удэ», утвержденный Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98 (далее – Порядок), на часть 6 статьи 12 Федерального закона «Об образовании» и на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный Приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.
Однако суд не учел, что нормы, связанные с разработкой образовательных программ дошкольного образования, не подлежат применению к возникшему спору, т.к. они не регулируют вопросы приема ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию.
Что касается Порядка, утвержденного Постановлением Администрации г. Улан-Удэ от 23.04.2015 № 98, то предусмотренная пунктом 4.8 Порядка возможность получения ребенком дошкольного образования в одной из вариативных форм может быть осуществлена только при наличии согласия родителей (законных представителей) ребенка, поскольку федеральное законодательство не содержит положения о том, что, если невозможно устроить ребенка в государственную или муниципальную образовательную организацию, то допускается предлагать получение дошкольного образования в вариативных формах.
Со стороны Соловьевой выполнены условия, предусмотренные законом для получения места в дошкольном образовательном учреждении, поэтому Комитет обязан обеспечить сына Соловьевой местом в таком учреждении.
Непредоставление ребенку (имеющему преимущественное право на обеспечение местом в детском саду) такого места свидетельствует о ненадлежащем исполнении административным ответчиком возложенной на него законом обязанности и о нарушении конституционного права на доступное и бесплатное дошкольное образование (Кассационное определение Верховного Суда РФ от 26.01.2018 N 73-КГ17-7).
По изложенным мотивам судебная коллегия отменяет решение районного суда и принимает новое решение об удовлетворении иска.
Срок, в течение которого должно быть исполнено решение, должен быть разумным, поэтому судебная коллегия полагает, что такому критерию отвечает срок до 01 октября 2018 года.
Руководствуясь статьями 309, 311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г. Улан-Удэ от 14 марта 2018 года отменить.
Принять новое решение об удовлетворении административного иска Соловьевой М.О.
Возложить на Комитет по образованию Администрации г. Улан-Удэ обязанность предоставить С, ... года рождения, место в муниципальной дошкольной образовательной организации на территории г. Улан-Удэ с учетом территориальной доступности в срок до 01 октября 2018 года.
Председательствующий судья
Судьи