ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1848/2023 от 21.11.2023 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Деева И.И.

Дело №33а-1848/2023

УИД 26RS0015-01-2023-001122-56

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь

21 ноября 2023 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи

Строчкиной Е.А.,

судей

Болотовой Л.А., Пшеничной Ж.А.,

с участием секретаря

Матвиенко В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края на решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 15.08.2023 по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ипатовского района Ставропольского края к Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края, Управлению по работе с территориями Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края о признании незаконным бездействия в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

установила:

прокурор Ипатовского района Ставропольского края, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Ипатовского городского округа Ставропольского края (далее – Администрация), Управлению по работе с территориями Администрации, впоследствии уточненным, в котором просил суд признать незаконным бездействие Администрации и Управления по работе с территориями Администрации, выразившееся в непринятии мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в населенных пунктах с.Тахта, с.Бурукшун, с.Большая Джалга Ипатовского городского округа Ставропольского края, возложить на Администрацию и Управление по работе с территориями Администрации обязанность в срок не позднее 1 года 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда провести работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах муниципального образования: 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:021201, географические координаты 45,913121, 42,139884; с.Большая Джалга, 1км на запад, в пределах кадастрового квартала 26:02:081202; географические координаты: 45,972155; 42,659703; с.Большая Джалга, 0,3км на восток, в пределах кадастрового квартала 26:02:081328, географические координаты: 45,983549; 42,718597; западная окраина с.Бурукшун, в пределах кадастрового квартала 26:02:070802; географические координаты: 45,913486; 42,534260; 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:020707, географические координаты: 45.910517, 42.142133.

Обжалуемым решением Ипатовского районного суда Ставропольского края от 15.08.2023 административные исковые требования прокурора Ипатовского района Ставропольского края удовлетворены, признано незаконным бездействие Администрации и Управления по работе с территориями Администрации в части непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в населенных пунктах с.Тахта, с.Бурукшун, с.Большая Джалга Ипатовского городского округа Ставропольского края, на Администрацию и Управление по работе с территориями Администрации возложена обязанность в срок в течение 1 года 6 месяцев после вступления в законную силу решения суда провести работы по ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах муниципального образования: 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:021201, географические координаты 45,913121, 42,139884; с.Большая Джалга, 1км на запад, в пределах кадастрового квартала 26:02:081202; географические координаты: 45,972155; 42,659703; с.Большая Джалга, 0,3км на восток, в пределах кадастрового квартала 26:02:081328, географические координаты: 45,983549; 42,718597; западная окраина с.Бурукшун, в пределах кадастрового квартала 26:02:070802; географические координаты: 45,913486; 42,534260; 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:020707, географические координаты: 45.910517, 42.142133.

В апелляционной жалобе Администрация просит указанное решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении административных исковых требований в части признания незаконным бездействия Администрации и Управления по работе с территориями Администрации, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края, установить срок ликвидации несанкционированных свалок отходов, расположенных в границах муниципального образования: 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:021201, географические координаты 45,913121, 42,139884; с.Большая Джалга, 1км на запад, в пределах кадастрового квартала 26:02:081202; географические координаты: 45,972155; 42,659703; с.Большая Джалга, 0,3км на восток, в пределах кадастрового квартала 26:02:081328, географические координаты: 45,983549; 42,718597; западная окраина с.Бурукшун, в пределах кадастрового квартала 26:02:070802; географические координаты: 45,913486; 42,534260; 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:020707, географические координаты: 45.910517, 42.142133, не позднее 2 лет после вступления в законную силу решения суда.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что с 01.01.2018 на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами осуществляет региональный оператор ООО «Эко-Сити», выбранный по итогам конкурсного отбора, проведенного Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края. Указывает, что Тахтинским территориальным отделом по работе с населением размещены информационные таблички о закрытии свалки в с.Тахта, силами КФХ проведено буртование свалки, Бурукшунским территориальным отделом по работе с населением проводится беседа о запрете вывоза мусора на свалку, установлены таблички «Свалка мусора запрещена». Обращает внимание на то обстоятельство, что Территориальным отделом по работе с населением с.Б.Джалга проведены следующие мероприятия: усилена разъяснительная работа с жителями села по вопросам благоустройства и порядка общения с отходами потребления, о негативных экологических последствиях, рисках для здоровья и социального благополучия как следствие норм обращения с отходами, информационные письма направлены в каждый двор в количестве 900 шт.; размещены на информационных стендах листовки о соблюдении правил благоустройства Ипатовского городского округа Ставропольского края; проведено буртование свалок; установлены аншлаги «Свалка строго запрещена»; выдано 10 предписаний жителям о нарушении правил благоустройства. Территориальными отделами по работе с населением Управления по работе с территориями Администрации регулярно проводятся обследования, контроль мест складирования твердых бытовых отходов, разъяснительная работа с жителями населенных пунктов о недопустимости вывоза отходов на несанкционированные свалки, направляются заявки в Росприроднадзор о включении несанкционированных свалок в федеральную программу «Генеральная уборка» для ликвидации свалок за счет средств федерального бюджета. Участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством РФ о концессионных соглашениях. Формирование расходов местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов. В 2023 году прокуратурой Ипатовского района Ставропольского края подано в суд 9 административных исковых заявлений о возложении на Администрацию обязанности ликвидировать 31 несанкционированную свалку отходов, на исполнение решений суда, по которым, необходимо в пределах 5 600 000 рублей, при этом срок исполнения решений суда составляет от 1 года до 1 года 6 месяцев, решения суда в указанные сроки исполнить не предоставляется возможным, так как бюджет Ипатовского городского округа Ставропольского края сбалансирован в части доходов и расходов, является высокодотационным, лимиты бюджетных обязательств на данные виды расходов отсутствуют. Бюджет Ипатовского городского округа Ставропольского края на 2021 год сбалансирован в части доходов и расходов, является высокодотационным и направлен на решение вопросов местного значения Ипатовского городского округа Ставропольского края, определенных статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Кроме того, средства бюджета Ставропольского края на решение вопросов местного значения занимают наибольший удельный вес в собственных доходах бюджета Ипатовского городского округа Ставропольского края.

Возражений на апелляционную жалобу не поступило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в результате проведенной прокуратурой Ипатовского района Ставропольского края проверки на территории Ипатовского городского округа Ставропольского края выявлены несанкционированные свалки твердых коммунальных отходов, расположенных в границах муниципального образования: 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:021201, географические координаты 45,913121, 42,139884; с.Большая Джалга, 1км на запад, в пределах кадастрового квартала 26:02:081202; географические координаты: 45,972155; 42,659703; с.Большая Джалга, 0,3км на восток, в пределах кадастрового квартала 26:02:081328, географические координаты: 45,983549; 42,718597; западная окраина с.Бурукшун, в пределах кадастрового квартала 26:02:070802; географические координаты: 45,913486; 42,534260.

Указанные несанкционированные свалки включены в кадастр отходов Ставропольского края.

Несанкционированные свалки образованы и действовали на основании следующих муниципальных актов: постановления Главы Администрации Ипатовского городского округа от 30.09.1993 №447 «Об обмене земель и отводе земельных участков под полигоны технических и бытовых отходов», постановления Главы Администрации с.Большая Джалга Ипатовского района от 19.03.2001 «О выделении земельных участков под полигоны твердых бытовых отходов для села Большая Джалга», постановления Главы Администрации Бурукшунского сельсовета Ипатовского района от 24.09.1993 №33 «О выделении земельного участка под полигон ТБО в с.Бурукшун».

Также вблизи несанкционированной свалки 500м севернее с.Тахта, в пределах кадастрового квартала 26:02:020707, расположена несанкционированная свалка, не учтенная в кадастре отходов Ставропольского края географические координаты: 45.910517, 42.142133.

Факт расположения несанкционированных свалок отходов, подтверждается актами осмотров земельного участка от 30.06.2023 с фотоматериалами.

Указанные свалки не относятся к числу вновь образованных, функционируют от 10 и более лет, образовались от действий неопределенного круга лиц.

На вышеуказанных несанкционированных свалках, обнаружены недавно размещенные отходы производства и потребления (строительные отходы, покрышки, стекло, пластик, обрезки деревьев, навоз и др.), которые складированы непосредственно на почву. При этом на территории свалок ведут грунтовые наезженные дороги, которые проходят через свалки, что свидетельствует об эксплуатации несанкционированных свалок и не принятии органом местного самоуправления мер по предотвращению возникновению новых очагов отходов.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Из положений части 1 статьи 9 Конституции РФ следует, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Согласно статье 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В силу части 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон от 10.01.2002 №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Статьей 72 Конституции РФ предусмотрено, что в совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся, в том числе, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности.

Охрана окружающей среды – деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (статья 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ).

Из положений статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; возмещение вреда окружающей среде запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды.

Соблюдение природоохранного законодательства является обязательным для всех субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на территории РФ, независимо от формы собственности.

В соответствии с частью 2 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно пунктам 11, 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах муниципального, городского округа, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В силу части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.

Частью 4 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ) предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством РФ случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирование экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Согласно определению Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 №258-О, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29.12.2014 №458-ФЗ, положения статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами претерпели изменения и по объему полномочий включают участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.

Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ, согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (часть 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ, относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7).

Таким образом, названное правовое регулирование не предполагает освобождения органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Закрепление указанной обязанности предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер, призванных обеспечивать своевременное и бесперебойное оказание услуг по приему и перемещению бытовых и промышленных отходов, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Согласно пунктам 15, 27 статьи 13 Устава Ипатовского городского округа Ставропольского края, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 24.10.2017 №28, к вопросам местного значения Ипатовского городского округа Ставропольского края относится, в том числе организация мероприятий по охране окружающей среды в границах Ипатовского городского округа Ставропольского края, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

В соответствии пунктами 1, 4 статьи 1 Положения об Управлении по работе с территориями Администрации, утвержденного решением Думы Ипатовского городского округа Ставропольского края от 12.12.2017 №78 (далее – Положение), Управление по работе с территориями Администрации входит в структуру и является отраслевым (функциональным) органом Администрации, осуществляющим указанные в Положении функции на территории населенных пунктов Ипатовского городского округа Ставропольского края.

В силу подпункта 10 пункта 1 статьи 2 Положения основными задачами Управления по работе с территориями Администрации являются, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Пунктом 2 части 2 статьи 13 ЗК РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 ЗК РФ).

Из положений пункта 7.8 «ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» следует, что собственник отходов – это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.

В примечании к данному пункту указано, что если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Суд первой инстанции, учитывая, что свалки отходов являются несанкционированными, сбор и хранение отходов не соответствует санитарным правилам и иным нормативным актам, их расположение вблизи населенных пунктов ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга лиц и создает опасность причинения вреда окружающей среде, принимая во внимание то обстоятельство, что административные ответчики обязаны принять меры к ликвидации несанкционированных свалок, однако данных мер не приняли, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований. Вместе с тем, суд первой инстанции правильно исходил из того, что: доказательств относительно обстоятельств, объективно затрудняющих исполнение судебного акта, Администрацией не представлено; принимаемые Администрацией меры по ликвидации свалок не являются исчерпывающими; иных доказательств того, что административными ответчиками ведется какая-либо работа по ликвидации свалок не представлено; обязанность по устранению свалок лежит на муниципальном образовании, в том числе по ее территориальному размещению, отнесение которого к Ипатовскому городскому округу Ставропольского края подтверждается представленными доказательствами; бездействие органа местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, на благоприятную среду обитания. Кроме того, суд первой инстанции верно посчитал разумным срок исполнения решения суда 1 год 6 месяцев с момента его вступления в законную силу.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию Администрации с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного решения по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права и не могут служить основанием для отмены решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ипатовского районного суда Ставропольского края от 15.08.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи