ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1855 от 19.04.2018 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

Дело №33а-1855

Судья Телемишев Э.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 апреля 2018 г. г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного суда РД в составе: председательствующего Джарулаева А.-Н.К., судей Гомленко Н.К. и Хираева Ш.М.

при секретаре судебного заседания Муртазаалиевой П.

при рассмотрении апелляционной жалобы главы администрации сельского поселения « сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района ФИО1 на решение Ногайского районного суда от 18 января 2018 г., которым

«Иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение IX сессии III созыва Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан от 20 января 2017 года №37 о передаче земельного участка (пастбища) с кадастровым номером 05:03:000007:1115, площадью 400 га, для пастьбы скота населению с. Уй-Салган Ногайского района Республики Дагестан.

Признать незаконным бездействие и действия главы администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан ФИО1 в непринятии арендной платы у ФИО2 за арендуемый им земельный участок (пастбища), площадью 400 га с кадастровым номером 05:03:000007:1115, тем самым воспрепятствованию в пользовании указанным земельным участком и обязать главу администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО1 принимать ежегодно арендную плату у арендатора ФИО2 на условиях договора аренды пастбища в количестве 400 га от 12.01.2006 года».

Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Гомленко Н.К., объяснения главы администрации сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района ФИО1, просившего решение суда отменить, возражения ФИО2 и его представителя – адвоката Арсланова Д.Н. ( ордер от 19.04.2018 г.), просивших решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО2 обратился в суд с административным иском к Собранию депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД и главе администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО1 о признании незаконным решение IX сессии III созыва Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД от 20 января 2017 года №37 о передаче земельного участка (пастбища) с кадастровым номером 05:03:000007:1115, площадью 400 га, для пастьбы скота населению с. Уй-Салган Ногайского района РД; признании бездействия и действия главы администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО1 в отказе принятия арендной платы у ФИО2 за арендуемый им земельный участок (пастбище), площадью 400 га с кадастровым номером 05:03:000007:1115, и воспрепятствованию в пользовании указанным земельным участком, просит обязать принимать у него ежегодно арендную плату на условиях договора аренды от 12.01.2006 г.

В обоснование иска ссылался на то, что на основании договора аренды от 12 июля 2006г. года он арендует у администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД 400 гектаров пастбищ, предназначенного для пастьбы частного поголовья скота. Арендуемый им земельный участок расположен на границе со Ставропольским краем и через него проходит нефтепровод «Грозный - Баку», договор аренды земельного участка заключен с бывшим в то время главой администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО3, сроком на 15 лет, с арендной платой в размере 50 рублей за один гектар.

В 2009 году земли сельскохозяйственного назначения Ногайского района РД были переданы в оперативное управление администрации МО «Ногайский район» РД, однако смена собственника земельного участка не являлась основанием для составления нового или дополнительного договора аренды, поэтому новый договор аренды с администрацией МО «Ногайский район» РД он не стал заключать. С 2006 года он как арендатор добросовестно исполнял свои обязанности, уплачивал арендную плату по 2014 год, задолженности по арендной плате он не имеет. 11 февраля 2013 года глава администрации МО «Ногайский район» вынес постановление №59 об одностороннем расторжении договора аренды на данный спорный земельный участок, однако решением Ногайского районного суда постановление за №59 от 11.02.2013 года признано незаконным.

Начиная с 2015 года, он неоднократно в устной форме обращался к главе администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО1, которому в оперативное управление районной администрацией были переданы спорные пастбища, чтобы у него принимали арендную плату за 400 гектаров пастбищ. Однако ФИО1 по разным надуманным причинам, не объясняя порядок уплаты арендной платы, не принимал у него плату за аренду 400 гектаров пастбищ.

На его очередное заявление глава администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» ФИО1 в письме от 06 октября 2017 года сообщил, что договор аренды не имеет юридической силы, так как решением сессии Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» от 20.01.2017 года земельный участок с кадастровым номером 05:03:000007:1115, площадью 400 гектаров, передан для пастьбы скота населению с.Уй-Салган. К указанному ответу была приложена выписка из протокола №09 сессии сельского Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД от 20.01.2017 года.

Считает, что решение сессии сельского Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД от 20 января 2017 года за №09 о передаче земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1115 площадью 400 гектаров, незаконно, т.к. договор аренды, заключенный с ним в 2006 г., не расторгнут, в судебном порядке не признан незаконным. Также являются незаконными бездействие и действия главы администрации МО Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО1, который с 2015 года не принимает от него арендную плату за арендуемые им 400 гектаров пастбищ. Своими незаконными действиями глава администрации ФИО1 лишил его права пользования арендуемым им земельным участком.

Сессия сельского Собрания МО СП «сельсовет Ортатюбинский» не вправе своим решением изымать у него земельный участок и передавать его в пользование населению с.Уй-Салган.

Представитель ФИО2 - ФИО4 в судебном заседании ссылался также на то, что решение сессии от 20 января 2017 г. является незаконным, т.к. в соответствии с п. 3 ст. 19 Устава МО СП «сельсовет Ортатюбинский» с инициативой проведения собрания граждан может выступить инициативная группа в составе не менее 10 жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом. В поддержку проведения собрания граждан инициативная группа представляет в Собрание депутатов сельского поселения подписи не менее 3 процентов жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом, проживающих на территории проведения собрания граждан. Согласно п.4 ст. 19 Устава, вопрос о назначении собрания граждан должен быть рассмотрен Собранием депутатов сельского поселения не позднее чем через 30 календарных дней со дня поступления ходатайства инициативной группы. Указанная процедура администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» и Собранием депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» была нарушена, что говорит о незаконности их действия и принятых ими решений. Отсутствует дата подписания обращения граждан с.Уй-Салган и регистрация его как входящего документа администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский». В протоколе схода-собрания жителей с.Уй-Салган от 20.03.2016 года говорится о необходимости организации сбора подписей, в то время как согласно процедуре собрания граждан, утвержденной Уставом МО СП, необходимо первоначально обращение, а потом уже принятие решение по нему.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе и на заседании судебной коллегии глава администрации сельского поселения «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что договор аренды не прошел государственную регистрацию, подлинник договора не представлен, в копии договора имеются никем не оговоренные исправления срока, на который заключен договор, т.е. с одного года до 15 лет. Договор не зарегистрирован в Управлении Росреестра по РД или в Управлении сельского хозяйства администрации СП «сельсовет Ортатюбинский», как указано в самом договоре. Порядок вынесения решения сессией Собрания депутатов МО СП « сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района от 20 января 2017 г. не нарушен, т.к. были многочисленные обращения жителей района о предоставлении земельного участка для выпаса скота, поэтому сессия и решила предоставить пастбища, размером 40 га под выпас личного скота населению с. Уй-Салган Ногайского района. Копии договора аренды с истцом ФИО2 не имеется в администрации МО СП «Сельсовет Ортатюбинский», постановления сельской администрации о предоставлении земельного участка ФИО2 в аренду также не имеется, в книге регистрации постановлений сельской администрации не имеется записи о вынесении постановления о предоставлении истцу земельного участка в аренду. В договоре аренды не указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, на кадастровый учет земельный участок не был поставлен.

В возражениях на жалобу ФИО2 и его представитель Арсланов Д.Н. просят решение суда оставить без изменения, в связи с тем, что договор аренды земельного участка не расторгнут в судебном порядке и нарушен порядок принятия решения от 20.01.2017 г. сессией Собрания депутатов МО СП « Сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.

Из материалов дела следует, что согласно решению IX сессии III созыва Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан от 20 января 2017 г. земельный участок с кадастровым номером 05:03:000007:1115, площадью 400 гектаров, передан для пастьбы скота населению с.Уй-Салган Ногайского района РД, основанием послужило обращение и протокол собрания граждан с.Уй-Салган ( л.д. 60).

Согласно ст. 218 ч.1 КАС РФ,гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Из указанной нормы права следует, что право на обращение в суд имеет гражданин, чьи права, свободы и законные интересы нарушены.

ФИО2 в подтверждение своего права на обращение в суд представлен договор аренды земельного участка от 12 января 2006 года, заключенный между главой администрацией МОСП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО5 и истцом ФИО2(л.д. 8-9). Суд признал договор допустимым доказательством.

Между тем, договор аренды от 12 января 2006 г. предоставлен лишь в копии, подлинник договора не представлен, в договоре имеются никем не оговоренные изменения, а именно - исправлен срок действия договора с одного года на пятнадцать лет ( л.д. 8).

Согласно ст. 70, ч.ч. 2,3 КАС РФ, письменные доказательства представляются в суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к рассматриваемому административному делу имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.

Подлинники документов представляются в суд в случае, если в соответствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом обстоятельства административного дела подлежат подтверждению только такими документами, а также по требованию суда, если невозможно разрешить административное дело без подлинников документов или представленные копии одного и того же документа различны по своему содержанию.

Документы, представляемые в суд и подтверждающие совершение юридически значимых действий, должны соответствовать требованиям, установленным для данного вида документов ( ч.4).

В нарушение указанных норм права ФИО2 подлинник договора аренды от 12 января 2006 г. не представлен, в то время как ответчик ФИО1 отрицает факт заключения указанного договора в установленном законом порядке, ссылаясь на то, что копия такого договора в администрации МО СП «Сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района не имеется, в книге регистрации постановлений администрации сельского поселения такого постановления также не имеется.

Кроме того, из представленного ФИО2 договора аренды от 12 января 2006 г. не усматривается, что на момент его заключения земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет. Акта приема-передачи земельного участка, с указанием места расположения участка (координаты на местности)также не имеется.

Между тем, согласно ст.26 ФЗ « О государственной регистрации сделок с недвижимым имуществом», в редакции от 09.06.2003 г., действовавшей на момент заключения договора, государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

С заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

Если в аренду сдается земельный участок или часть его, к договору аренды, представляемому на государственную регистрацию прав, прилагается кадастровый паспорт земельного участка с указанием части его, сдаваемой в аренду».

В судебном заседании ФИО2 и его представитель не отрицали факта отсутствия регистрации договора аренды в Управлении Росреестра по РД до настоящего времени, ссылаясь на юридическую неграмотность ФИО2, не отрицали также, что кадастровый паспорт земельного участка, площадью 400 га, был составлен лишь в момент возникновения спора с администрацией сельского поселения, а не на момент заключения договора аренды.

Согласно ст. 609 Гражданского кодекса РФ, договор аренды на срок более одного года, а если хотя бы одной из сторон договора является юридическое лицо, независимо от срока, должен быть заключен в письменной форме.

Договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Согласно закону Республики Дагестан от 29.12.2003 г. № 46 « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Республике Дагестан», земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, прошедшие государственный кадастровый учет, находящиеся в собственности Республики Дагестан или в муниципальной собственности, могут быть переданы в аренду на торгах (конкурсах, аукционах) гражданам, юридическим лицам в соответствии с нормами Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, ФЗ « Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», других федеральных законов.

Поскольку представленный ФИО2 договор аренды не соответствует указанным выше требованиям закона, его следует признать ничтожным в соответствии с правилами ст. 166 ч.4 ГК РФ, поскольку указанный договор заключен с нарушением прав и интересов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» и жителей села Уй-Салган.

Доводы ФИО2 о том, что договора аренды от 12 января 2006 г. имелся в подлиннике, но был потерян представителем ФИО2 – адвокатом при рассмотрении судом дела в 2014 г., не может быть принят во внимание, поскольку из копии решения Ногайского районного суда от 7 апреля 2014 г. не усматривается, что судом был исследован подлинник договора аренды от 12 января 2006 г.( л.д. 10), факт утери подлинника договора аренды ничем, кроме объяснений ФИО2, также не подтверждается.

Доводы ФИО2 о том, что с момента заключения договора аренды от 12 января 2006 г. он как арендатор добросовестно исполнял его условия, оплачивал арендную плату, также не могут быть приняты во внимание, поскольку арендная плата оплачивалась ФИО2 до 2013 г., доказательств, подтверждающих, что после этого времени ФИО2 оплачивал арендную плату, обращений ФИО2 после решения суда от 2014 г. с заявлениями о принятии арендной платы не имеется, лишь перед обращением в суд с настоящим иском ФИО2 в октябре 2017 г. обратился с заявлением на имя главы МО СП « сельсовет Ортатюбинский» по поводу оплаты арендной платы ( л.д. 19). К тому же, факт внесения истцом арендной платы за земельный участок по 2013 г. не освобождало его от обязанности зарегистрировать подлинник договора аренды с приложением кадастрового паспорта и других необходимых документов в Управлении Росреестра по РД.

Согласно объяснениям главы МО СП « сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района, спорными пастбищами пользуются с давних времен жители села Уй-Салган, ФИО2 не является жителем этого села, проживает в с. Терекли-Мектеб, поэтому он пастбищами, размером 400 га, не пользуется, он избран главой МО СП « сельское поселение Ортатюбинский» в 2016 г., с этого времени ФИО2 на спорных пастбищных землях не видел. В совокупности указанные обстоятельства опровергают доводы ФИО2 о том, что добросовестно исполнял обязанности по договору аренды.

Суд пришел к выводу, что решение 9 сессии 3 созыва сельского Собрания депутатов МО СП « сельсовет Ортатюбинский» от 20 января 2017 г., которым пастбища в размере 400 га для пастьбы скота переданы жителям сел. Уй-Салган ( л.д. 60), является незаконным, принятым с нарушением Устава МО СП « сельсовет Ортатюбинский» ( п.3, п.5 ст. 19). Однако судом не учтено, что согласно тому же Уставу МО СП « сельсовет Ортатюбинский» ( ст. 31 ч.1 п.4,5,6 ) к полномочиям главы сельского полселения относится, в том числе инициатива созыва внеочередного заседания Собрания депутатов сельского поселения, право внесения в Собрание депутатов сельского поселения проектов муниципальных правовых актов и пр. ( л.д. 48).

Из материалов дела следует, что жители села Уй-Салган обратились к председателю сельского собрания « сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района с Обращением о передаче им в пользование под пастьбу скота земельный участок, пастбища, площадью 400 га, который по поддельному договору аренды передан в пользование ФИО2, не проживающему в их селе, который передал этот участок в субаренду другому лицу, а жителям села Уй-Салган негде пасти свой скот ( л.д. 61). К обращению приложен протокол схода- собрания жителей с. Уй-Салган ( л.д. 63) и решение схода от 20 марта 2016 г. (л.д. 64). Не действительными указанные документы не признаны, доказательств, опровергающих факт обращения жителей села к главе и председателю Собрания депутатов с Обращением и проведения собрания, не представлены.

Как пояснил глава МО СП «Сельсовет Ортатюбинский», он же председатель Собрания депутатов сельского собрания с/с Отратюбинский» ФИО1, указанные обращение и протокол схода жителей села явились достаточным основанием для принятия решения сессией Собрания депутатов МО СП « с\с Отратюбинский» от 20 января 2017 г. о передаче земельного участка – пастбищ, площадью 400 га, жителям села Уй-Салган Ногайского района, в противном случае, могли бы возникнуть митинги и другие проявления недовольства жителей этого села.

Судебная коллегия, оценивая указанные выше доказательства в совокупности, приходит к выводу, что ссылка суда на нарушение порядка принятия правового акта - решения сессии сельского Собрания депутатов МО СП « с/с Отратюбинский» от 20 января 2017 г., является ошибочным, правовой акт принят полномочным органом, по инициативе председателя этого Собрания, что не противоречит Уставу МО СП « сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД. Тем более, что факт обращения жителей села Уй-Салган за получением спорного земельного участка для выпаса своего скота, является очевидным и не оспаривается ни ФИО2, ни его представителем Арслановым Д.Н.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 309-310 КАС РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ногайского районного суда от 18 января 2018 г. отменить, по делу вынести новое решение.

В удовлетворении иска ФИО2 к Собранию депутатов МО СП « сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД, главе администрации МО СП « сельсовет Ортатюбинский» о признании незаконным решения 9 сессии 3 созыва Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района от 20 января 2017 г. № 37 о передаче земельного участка (пастбища) с кадастровым номером 05:03:0000017:1115, площадью 400 га, для пастьбы скота населению с. Уй-Салган Ногайского района; о признании бездействия ( действия) главы администрации МО СП «Сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района ФИО1 в отказе принятия арендной платы у ФИО2 за арендуемый им земельный участок ( пастбища), площадью 400 га, с кадастровым номером 05:03:000017:1115 и препятствию в пользовании указанным земельным участок; обязании его принимать ежегодно арендную плату на условиях договора аренды от 12 января 2006 г. отказать полностью.

Председательствующий Джарулаев А.-Н.К.

Судьи Гомленко Н.К.

Хираев Ш.М.


Согласно ст.619 ГК РФ по требованию арендодателя договор аренды может быть досрочно расторгнут судом в случае, когда арендатор пользуется имуществом с существенным нарушением условий договора или назначения имущества либо с неоднократными нарушениями. При этом арендодатель вправе требовать досрочного расторжения договора только после направления арендатору письменного предупреждения о необходимости исполнения им обязательства в разумный срок.

В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции РФ, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам РФ, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов РФ.

По смыслу указанных норм Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", принятый акт Собранием депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД должен также соответствовать закону, т.е. быть обоснованным и не нарушающим законных прав граждан и организаций.

Вынесение полномочным органом акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать субъективные права. Объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

При наличии заключенного между МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан и ФИО2 договора аренды в силу ст.450 ГК РФ и ст.46 ЗК РФ, ответчик не вправе во внесудебном порядке изымать и передавать в пользование третьим лицам земельный участок.

В соответствии со ст.450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных ГК РФ, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным.

Таким образом, принимая во внимание, что оспариваемое Решение IX сессии III созыва сельского Собрания МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан №37 от 20.01.2017 г. приняты с нарушением действующего законодательства РФ в части процедуры прекращения договора аренды земельного участка, так как это право может быть оспорено исключительно в судебном порядке, в них не указаны основания для прекращения договорных отношений, тем самым права ФИО2 на землю нарушены, суд приходит к выводу об удовлетворении его исковых требований.

Вместе с тем основанием для удовлетворения иска ФИО2 является так же следующее.

Из протокола «схода-собрания» жителей с.Уй-Салган Ногайского района РД усматривается, что собрание граждан с.Уй-Салган было проведено 20 марта 2016 года и собрание граждан решило организовать сбор подписей с обращением к депутатам сельского Собрания МО СП «сельсовет Ортатюбинский» о передаче земельного участка с кадастровым номером 05:03:000007:1115, площадью 400 га в пользование местного населения с.Уй-Салган для выпаса сельского скота.

В судебном заседании исследовано «Обращение» жителей с.Уй-Салган, на основании решения собрания граждан, в котором они просят депутатов сельского Собрания «сельсовет Ортатюбинский» вынести решение о передаче спорного земельного участка площадью в 400 га в пользование населения с.Уй-Салган, для выпаса сельского скота с приложением подписей 55 жителей.

В соответствии с пунктом 2 статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 г. № ФЗ-131«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

Согласно п.п.2 и 3 ст. 19 Устава МО СП «Ортатюбинский» (Собрание граждан) Собрание граждан, проводимое по инициативе население, назначается Собранием депутатов сельского поселения. С инициативой проведения собрания граждан может выступить инициативная группа в составе не менее 10 жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом. В поддержку проведения собрания граждан инициативная группа представляет в Собрание депутатов сельского поселения подписи не менее 3 процентов жителей сельского поселения, обладающих избирательным правом, проживающих на территории проведения собрания граждан. В ходатайстве инициативной группы о проведении собрания граждан должны быть указаны фамилия, имя, отчество, адрес места жительства каждого члена инициативной группы, вопрос, выносимый на собрание граждан, обоснование необходимости проведения собрания граждан.

Согласно п.4 ст. 19 Устава МО СП «сельсовет Ортатюбинский» вопрос о назначении собрания граждан должен быть рассмотрен Собранием депутатов сельского поселения не позднее чем через 30 календарных дней со дня поступления ходатайства инициативной группы.

В силу п.5 ст. 19- Устава МО СП «сельсовет Ортатюбинский» решение Собрания депутатов сельского поселения, правовой акт Главы сельского поселения о назначении собрания граждан с указанием времени и места проведения собрания граждан не позднее, чем за 15 календарных дней до дня проведения собрания граждан публикуется в периодическом печатном издании, определенном в качестве источника официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов.

В судебном заседании установлено, что собрание граждан МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД от 20.03.2016 г. проведено по инициативе населения, однако инициативная группа с ходатайством о проведении собрания граждан в Собрание депутатов сельского поселения не обращалась и Собранием депутатов МО СП «Ортатюбинский» дата проведения Собрания граждан с. Уй-Салган не назначалась.

Уставом муниципального образования определяется законность проведения собрания граждан. Решение собрания граждан с. Уй-Салган не может считаться правомочным, если оно проведено в нарушение Устава МО СП «сельсовет Ортатюбинский».

При таких обстоятельствах собрание граждан с. Уйсалган МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД состоявшееся 20.03.2016 г., на котором принято решение об обращении в Собрание депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» проведено в нарушение устава, вследствие чего принятое решение не основано на законе, в связи с чем и Решение IX сессии 111 созыва сельского Собрания МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан №37 от 20.01.2017 г., о передаче земель на пользование населения с. Уй-Салган, не может быть законным.

Кроме того, действия главы администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО1 воспрепятствовавшего арендатору ФИО2 в пользовании земельным участком, выразившегося, согласно письма №59 от 06.10.2017 г., в отказе в принятии арендной платы за аренду земельного участка (пастбище) с кадастровым номером 05:03:000007:1115, площадью 400 гектаров у арендатора ФИО2, ввиду того, что данный земельный участок передан жителям с. Уй-Салган и договор аренды от 2006 г. не имеет юридической силы, являются незаконными по вышеизложенным основаниям.

В своих доводах административный ответчик ФИО1 ссылается на
недействительность договора, заключенного между ФИО2 и администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» в ввиду отсутствия его на учете МО СП «сельсовет Ортатюбинский», (оригинал договора аренды истцом не представлен, копия договора не заверена), имеются исправления относительно срока договора, которые не заверены подписями и печатью сторон, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

Между тем, административный ответчик в установленном законом судебном порядке не оспорил указанный договор. Напротив, решением Ногайского районного суда от 07.04.2014 года подтверждается факт наличия арендных отношений между ФИО2 и администрацией МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского районного суда РД.

В соответствии с п. 1 ч. 2 статьи 227 КАС РФ суд выносит решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск ФИО2 удовлетворить.

Признать незаконным решение IX сессии III созыва Собрания депутатов МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан от 20 января 2017 года №37 о передаче земельного участка (пастбища) с кадастровым номером 05:03:000007:1115 площадью 400 га, для пастьбы скота населению с. Уй-Салган Ногайского района Республики Дагестан.

Признать незаконным бездействие и действия главы администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района Республики Дагестан ФИО1 в непринятии арендной платы у ФИО2 за арендуемый им земельный участок (пастбище) площадью 400 га с кадастровым номером 05:03:000007:1115, тем самым воспрепятствованию в пользовании указанным земельным участком и обязать главу администрации МО СП «сельсовет Ортатюбинский» Ногайского района РД ФИО1 принимать ежегодно арендную плату у арендатора ФИО2 на условиях договора аренды пастбища в количестве 400 га от 12.01.2006 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Ногайский районный суд в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда РД в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.