Судья Цитович Н.В. М 13а-177/2023 | Дело № 33а-1856/2023 41RS0002-01-2018-000990-07 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Камчатского краевого суда Гончарова Н.В., рассмотрев 16 октября 2023 года в г. Петропавловске-Камчатском административное дело по частной жалобе администрации Елизовского городского поселения на определение Елизовского районного суда Камчатского края от 18 августа 2023 года об отказе в удовлетворении заявления администрации Елизовского городского поселения о прекращении исполнительного производства №
УСТАНОВИЛ:
администрация Елизовского городского поселения (далее также – Администрация ЕГП) обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства № указывая, что решением Елизовского районного суда Камчатского края от 30 мая 2018 года по административному делу № 2а-679/2018 по иску городского прокурора на Администрацию ЕГП возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года обеспечить постановку на учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения. Администрацией ЕГП принимались меры к исполнению решения суда, поставлены на кадастровый учет 10 дорог, однако, по сообщению кадастровых инженеров, проведение кадастровых работ по постановке на кадастровый учет некоторых дорог не представляется возможным, поскольку эти дороги имеют грунтовое покрытие, в связи с чем не относятся к объектам недвижимости. Автомобильная дорога по проезду Брусничному расположена в границах земельного участка, относящегося к частной собственности, автомобильные дороги по <адрес> и <адрес> находятся в границах земельных участков, находящихся в федеральной собственности, и переданы в безвозмездное пользование Министерству обороны РФ, поэтому полномочия по распоряжению такими земельными участками у Администрация ЕГП отсутствуют. При указанных обстоятельствах имеются основания для прекращения исполнительного производства, возбужденного судебным приставом-исполнителем Елизовского РСП УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Слукиной М.А. по административному делу № 2а-679/2018.
Представитель Администрации ЕГП Чайка А.С. в судебном заседании доводы заявления поддержал.
Помощник Елизовского городского прокурора Никифорова Я.В. в удовлетворении заявления просила отказать.
Судебный пристав-исполнитель Елизовского районного отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу Слукина М.А. в судебном заседании участия не принимала.
Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 18 августа 2023 года в удовлетворении заявления Администрации ЕГП отказано.
В частной жалобе представитель Администрации ЕГП Чайка А.С., ссылаясь на те же обстоятельства, которые были изложены в первоначально поданном заявлении, просит отменить определение, разрешить вопрос по существу и прекратить исполнительное производство, полагая, что при рассмотрении заявления судом не дана оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, в том числе отказам кадастровых инженеров на проведение кадастровых работ, поскольку грунтовые дороги не являются объектами недвижимости, что также подтверждается ответом Росреестра по Камчатскому краю от 12 сентября 2019 года и письмами Министерства экономического развития РФ от 7 февраля 2019 года и от 14 октября 2019 года. Кроме того автомобильные дороги по проезду <адрес>, <адрес> и <адрес> не находятся в границах земельных участков, находящихся в собственности Администрации ЕГП, что делает невозможным проведение на них кадастровых работ, постановку на кадастровый учет и регистрацию на них права собственности за Администрацией ЕГП.
В возражениях на жалобу участвующий в деле помощник Елизовского городского прокурора Никифорова Я.В. полагала определение суда законным и обоснованным, а частную жалобу Администрации ЕГП - не подлежащей удовлетворению.
Проверив материалы административного дела № 2а-679/2018, материалы № 13а-77/2023, № 13а-177/2023, исполнительное производство №, изучив доводы частной жалобы и возражений на нее, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 359 КАС РФ суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное Федеральной службой судебных приставов или судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
Исполнительное производство прекращается судом в случае утраты возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (пункт 2 части 1 статьи 43 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве»).
Прекращение исполнительного производства допускается в случае возникновения на стадии исполнительного производства объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа.
Таким образом, для прекращения исполнительного производства должны быть установлены факт возникновения реальной утраты возможности исполнения исполнительного документа и отсутствие возможности его исполнения любыми способами.
Как следует из представленных материалов, решением Елизовского районного суда Камчатского края от 30 мая 2018 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Камчатского краевого суда от 16 августа 2018 года, на Администрацию ЕГП возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года обеспечить постановку на кадастровый учет с последующей регистрацией права собственности автомобильных дорог местного значения по следующим улицам: <адрес>
27 января 2020 года судебным приставом-исполнителем Елизовского районного отделения судебных приставов УФССП России по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу на основании выданного Елизовским районным судом исполнительного листа по делу № 2а-679/2018 возбуждено исполнительное производство №
Определением Елизовского районного суда Камчатского края от 20 февраля 2020 года Администрации ЕГП предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2022 года.
14 марта 2023 года Администрация ЕГП обратилась в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции указал, что заявителем не представлено достоверных сведений, подтверждающих наличие объективных и неустранимых обстоятельств, делающих невозможным дальнейшее принудительное исполнение требований исполнительного документа, выданного на основании решения суда от 30 мая 2018 года, в связи с чем пришел к выводу об отсутствии оснований для прекращения исполнительного производства. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ст. 51 Федерального закона № 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частями 1, 8 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 257-ФЗ) автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Статьей 10 этого же Федерального закона № 257-ФЗ (действующей на дату вынесения решения суда по делу № 2а-679/2018) предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильных дорог, в который вносятся сведения об автомобильных дорогах, предоставленные собственниками данных дорог.
Постановлением администрации Елизовского городского поселения от 7 октября 2015 года № 715-п утвержден Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Елизовского городского поселения, в который включены, в том числе, дороги, указанные в решении суда по делу № 2а-679/2018.
Согласно статье 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
Исходя из системного анализа вышеприведенных положений, постановка на кадастровый учет дорог общего пользования местного значения, включенной в перечень имущества администрации Елизовского городского поселения, является обязательным.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорные автомобильные дороги являются гравийными и имеют переходной тип покрытия покрытие, поэтому в силу Гражданского кодекса РФ не могут являться самостоятельными объектами недвижимости, был предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции при рассмотрении дела № 2а-679/2018 и правомерно отклонен, как основанный на неверном толковании норм права, поскольку данные объекты включены в перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения.
При этом ее покрытие не меняет статуса данного объекта как автомобильной дороги общего пользования.
Как указано в приказе Росстата от 29 декабря 2017 года № 887 «Об утверждении методологических положений по статистике транспорта» в зависимости от типа покрытия автомобильные дороги разделяются на автомобильные дороги с твердым покрытием и грунтовые автомобильные дороги. К твердому покрытию автомобильных дорог относится усовершенствованное покрытие (цементобетонное, асфальтобетонное, из щебня и гравия, обработанных вяжущими материалами) и покрытие переходного типа (из щебня и гравия (шлака), не обработанных вяжущими материалами, каменные мостовые; из грунтов и местных малопрочных материалов, обработанных вяжущими материалами)). Грунтовая дорога - автомобильная дорога, устроенная из естественного грунта или грунта, укрепленного добавками других материалов, и не имеющая твердого покрытия.
Действующее законодательство не содержит каких-либо исключений в части постановки на кадастровый учет автомобильных дорог, имеющих грунтовое покрытие либо из щебня и гравия.
Тот обстоятельство, что земельные участки по проезду <адрес><адрес> и <адрес> не находятся в границах земельных участков, находящихся в собственности Администрации ЕГП, основанием для прекращения исполнительного производства в указанной части явиться не может, поскольку спорные автомобильные дороги включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Елизовского городского поселения, утвержденный постановлением администрации Елизовского городского поселения от 7 октября 2015 года № в связи с чем находятся в ведении администрации Елизовского городского поселения. Кроме того материалы дела не содержат доказательств, подтверждающих нахождение этих земельных участков в собственности или ведении иных лиц.
Принимая во внимание изложенное, определение Елизовского районного суда Камчатского края от 18 августа 2023 года подлежит оставлению без изменения, а частная жалоба Администрации ЕГП – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309, 315, 316 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
определение Елизовского районного суда Камчатского края от 18 августа 2023 года оставить без изменения, частную жалобу администрации Елизовского городского поселения – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Судья Камчатского краевого суда Н.В. Гончарова