КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Рукосуева Е.В. дело № ЗЗа-18604/2018
3.021
12 декабря 2018 года судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего Полынцева С.Н.,
судей Корниенко А.Н., Шавриной А.И.,
при секретаре Фром Е.С.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу Полынцева С.Н. административное дело по административному исковому заявлению прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Детловскому сельскому Совету депутатов Курагинского района Красноярского края о прекращении полномочий депутата Детловского сельского Совета депутатов Курагинского района Никулина С.Н., в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»,
по апелляционной жалобе административного ответчика Никулина Сергея Николаевича,
на решение суда Курагинского района Красноярского края от 10 сентября 2018 года, которым постановлено:
«Административный иск прокурора Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц к Детловскому сельскому Совету депутатов Курагинского района Красноярского края о прекращении полномочий депутата Детловского сельского Совета депутатов Курагинского района Никулина С.Н., в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», удовлетворить.
Прекратить полномочия депутата Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва Никулина С.Н. в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Выслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Курагинского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Детловскому сельскому Совету депутатов Курагинского района Красноярского края о прекращении полномочий депутата Детловского сельского Совета депутатов Курагинского района Никулина С.Н., в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Требования мотивированы тем, что депутат Никулин С.Н. при решении вопроса о выборе главы муниципального образования Детловский сельсовет участвовал при голосовании, при этом в числе кандидатов, допущенных к рассмотрению, был ФИО1 - <данные изъяты>; мер, направленных на урегулирование конфликта интересов принято не было. Прокурор считает, что участие Никулина С.Н. при решении вопроса о выборе главы муниципального образования Детловский сельсовет, носит коррупционный характер, нарушает требования действующего законодательства в сфере противодействия коррупции. Непринятие Никулиным С.Н. мер по урегулированию конфликта интересов создает условия для коррупционных проявлений, что является недопустимым, так как не соответствует принципам противодействия коррупции.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе административный ответчик Никулин С.Н. просит отменить решение, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, нарушение норм материального права. Указывает на то, что ситуация по участию Никулина С.Н. в тайном голосовании по избранию главы сельсовета может рассматриваться как «ситуация кажущегося конфликта» интересов; наличие родственных отношений не доказывает факт личной заинтересованности и не может рассматриваться как ситуация влияющая на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение Никулиным С.Н. должностных обязанностей; голосование проходило тайно и доказать, что Никулин С.Н. отдал свой голос за ФИО1, не представляется возможным; до начала заседания 06.04.2018 года он (Никулин С.Н.) сообщил депутатам о сложившейся ситуации, а значит, принял необходимые меры; применение самоотвода, порядок и сроки его применения, законодательством и муниципальными правовыми актами Детловского сельсовета не установлены.
Обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приняв во внимание письменное заключение прокурора Краснопеевой О.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 03 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".
На основании ч.1 ст.11, ч.4.1 ст.12.1 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" лицо, замещающее муниципальную должность, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, предотвращению или урегулированию конфликта интересов. Лица, замещающие муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
В силу ч.1 ст.10 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, обязанного принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий). Под личной заинтересованностью в силу части 2 данной статьи понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) указанным лицом и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми это лицо и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений) государственный или муниципальный служащий обязан принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4 и 5 статьи 11 Федерального закона "О противодействии коррупции" в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных отношений).
Из материалов дела следует и судом верно установлено, что 14 сентября 2015 года Никулин Сергей Николаевич избран депутатом Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва по одному многомандатному избирательному округу.
С ноября 2017 года по апрель 2018 года трижды объявлялся конкурс на должность Главы Детловского сельсовета. В каждом конкурсе принимал участие кандидат – ФИО1, являющийся близким родственником (<данные изъяты>) Никулина С.Н.
В соответствии с протоколом Тридцать восьмой сессии Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва от <дата> и.о.председателя Детловского сельского Совета депутатов Никулин С.Н. уведомил, что один из кандидатов – ФИО1 является его <данные изъяты>, но согласно регламента депутат, присутствующий на заседаниях, не вправе отказаться от голосования, поэтому он примет участие в тайном голосовании, тем самым не нарушив Устав и регламент. Депутаты проголосовали за участие в голосовании Никулина С.Н., при этом сам Никулин С.Н. в голосовании также участвовал.
Указанные обстоятельства послужили основанием для внесения Курагинской прокуратурой в адрес председателя Детловского сельского Совета Депутатов <дата> представления "Об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции" с требованием устранить выявленные нарушения законодательства о противодействии коррупции, принять решение Детловского сельского Совета депутатов о досрочном прекращении полномочий депутата Детловского сельского Совета депутатов Никулина С.Н.
Ссылка в жалобе на то, что сложившаяся ситуация не доказывает факт личной заинтересованности, основана на неверном толковании норм материального права и не может быть признана обоснованной. Кроме того, возможность совместной профессиональной деятельности на муниципальной службе для родственников ограничена п.5 ч.1 ст.13 Федерального закона от 02.03.2007 года N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации".
Порядок уведомления лицом, замещающим муниципальную должность представителя нанимателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, установлен положениями ст.11 Федерального закона от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Ссылка в апелляционной жалобе на то, что применение самоотвода, порядок и сроки его применения, законодательством и муниципальными правовыми актами Детловского сельсовета не установлены, не свидетельствует о незаконности принятого судом решения, поскольку такой самоотвод Никулиным С.Н. вообще не заявлялся, и вопрос о соблюдении (несоблюдении) порядка и сроков заявления самоотвода предметом обсуждения не являлся.
С учетом изложенного и вступившего в законную силу решения Курагинского районного суда от 25 апреля 2018 года, которым признано незаконным бездействие депутата Детловского сельского Совета Депутатов Курагинского района Красноярского края Никулина С.Н. по непринятию мер направленных на урегулирование конфликта интересов, суд верно исходил из того, что Никулин Н.С., являясь депутатом Детловского сельского Совета депутатов 3 созыва, то есть лицом, замещающим муниципальную должность, исполняя обязанности председателя Совета, в нарушение требований части 1 статьи 11, части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" не принял мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого являлся, хотя должен был их принять в силу прямого указания закона.
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования,- не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания (ч.11 ст. 40 названного закона).
Поскольку решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования Никулина С.Н. Детловским сельским Советом депутатов в установленном законом порядке принято не было, суд правомерно прекратил полномочия депутата Детловского сельского Совета депутатов третьего созыва Никулина С.Н. в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № ФЗ «о противодействии коррупции».
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Принимая во внимание, что выводы суда первой инстанции сделаны с правильным применением норм материального права, нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, не установлено, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб и отмены обжалуемого судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309-311 КАС РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Курагинского районного суда Красноярского края от 10 сентября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья С.Н.Полынцев
Судьи А.Н.Корниенко
А.И.Шаврина