ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1869/2017 от 12.04.2017 Верховного Суда Чувашской Республики (Чувашская Республика)

Апелляционное дело № 33а-1869/2017 Судья: Данилин Е.М.АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 апреля 2017 года гор. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего Карлинова С.В., судей Алексеева Д.В., Смирновой Е.Д., с участием прокурора Столяровой Э.В., при секретаре судебного заседания Никитине П.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики административное дело по административному исковому заявлению Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Министерства финансов Чувашской Республики к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующим постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики, поступившее на апелляционное рассмотрение по апелляционной жалобе административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 февраля 2017 года, которым постановлено:

Признать недействующим постановление администрации города Чебоксары Чувашской Республики от 15.04.2015 № 1396 «О внесении изменений в постановление администрации города Чебоксары от 03.06.2014 № 2001» со дня его принятия.

Сообщение о принятии настоящего решения суда подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном сайте Администрации г. Чебоксары и в Городской газете «Чебоксарские новости».

Заслушав доклад судьи Карлинова С.В., пояснения представителей административного ответчика администрации г. Чебоксары Яхатина С.А., Николаева Д.О., представителя заинтересованного лица ООО «Коммунальные технологии» Смирновой И.Н., поддержавших жалобу, представителей административного истца Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам Александровой А.Г., Щукиной И.Г., представителей административного истца Министерства финансов Чувашской Республики Волковой И.В., Мандравиной Т.Н., возражавших против доводов жалобы, заключение прокурора Столяровой Э.В. о законности судебного решения, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Государственная служба Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, Министерство финансов Чувашской Республики обратились в суд с административными исковыми заявлениями к администрации г. Чебоксары Чувашской Республики о признании недействующим постановления администрации г. Чебоксары Чувашской Республики от 15.04.2015 года № 1396 «О внесении изменений в постановление администрации г. Чебоксары от 03.06.2014 № 2001».

Определением суда от 28 декабря 2016 года указанные дела объединены в одно производство.

Заявления, со ссылкой на положения ст. 7 ФЗ № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Закона Чувашской Республики от 30.09.2001 № 43 «О порядке государственного регулирования цен (тарифов) в Чувашской Республике», мотивированы тем, что 15 апреля 2015 г. администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики с нарушением законодательства Российской Федерации и Чувашской Республики вынесено постановление № 1396 «О внесении изменений в постановление администрации г. Чебоксары от 03.06.2014 № 2001», опубликованное на официальном сайте города Чебоксары в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://gcheb.cap.ru/ 6 мая 2015 г., которым внесены изменения в существовавшую до этого Схему теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары на период 2013-2028 годы, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от 3 июня 2014 г. № 2001 (далее - Схема теплоснабжения), официально опубликованным в газете «Чебоксарские новости» 23.10.2014 № 116 (5095), подлежащим официальному применению при расчете тарифов в сфере теплоснабжения.

В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) и надбавок осуществляется Государственной службой Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам, утвержденный постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 29 июля 2004 г. № 174 «О мерах по упорядочению государственного регулированию цен (тарифов)», включена тепловая энергия (мощность), поставляемая теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тепловая энергия (мощность), поставляемая теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям (п. 8). Так, Госслужба при формировании тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Коммунальные технологии» на первый долгосрочный период регулирования 2015-2017 годы расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети от собственных источников теплоснабжения, использовала Схему теплоснабжения, утвержденную постановлением администрации города Чебоксары от 3 июня 2014 г. № 2001, где расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети от собственных источников теплоснабжения, определен в размере 1225,422 тыс. Гкал. Сформированные на основании указанной Схемы теплоснабжения тарифы на тепловую энергию (мощность), теплоноситель, поставляемые теплоснабжающими организациями потребителям, тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в Чувашской Республике на 2015 - 2017 годы утверждены постановлением Госслужбы от 16 декабря 2014 г. № 48-13-21/т. При корректировке тарифов для ООО «Коммунальные технологии» на 2016-2017 годы расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, отпускаемой из тепловой сети от собственных источников теплоснабжения, определен на уровне установленного на первый год долгосрочного периода регулирования в размере 1225,422 тыс. Гкал.

Указанный расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии был признан экономически обоснованным Федеральной службой по тарифам (ФСТ России) по итогам рассмотрения разногласий по заявлению ООО «Коммунальные технологии» в ФСТ России по объему полезного отпуска тепловой энергии, принятой при регулировании тарифов на 2015 год.

ООО «Коммунальные технологии» обратилось в Верховный Суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением о признании несоответствующими законодательству установленных для ООО «Коммунальные технологии» тарифов на тепловую энергию, поставляемую потребителям г. Чебоксары, на 2016 год (дело № 3а-56/2016), одним из доводов которого являлось непринятие Госслужбой снижения объемов полезного отпуска в соответствии с постановлением № 1396. Постановлением № 1396 Схема теплоснабжения была актуализирована: объем полезного отпуска тепловой энергии от собственных источников теплоснабжения для ООО «Коммунальные технологии» на 2015 год резко снижен и установлен в размере 1005,269 тыс. Гкал (здесь и далее размеры определены расчетным путем исходя из представленных в Схеме теплоснабжения значений отпуска тепловой энергии по каждой арендуемой ООО «Коммунальные технологии» котельной), что на 220,153 тыс. Гкал меньше установленного первоначальной Схемой теплоснабжения и признанного обоснованным ФСТ России; на 2016 год - утвержден в размере 962,814 тыс. Гкал, что на 313,913 тыс. Гкал (на 24,59%) меньше объема, установленного первоначальной Схемой теплоснабжения; на 2017 год - утвержден в размере 963,682 тыс. Гкал, что на 241,605 тыс. Гкал (на 20,05%) меньше объема, установленного первоначальной Схемой теплоснабжения.

Вместе с тем, в соответствии с пунктами 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, схема теплоснабжения подлежит ежегодной актуализации в соответствии с требованиями к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения. Уведомление о проведении ежегодной актуализации схемы теплоснабжения размещается не позднее 15 января года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Актуализация схемы теплоснабжения должна быть осуществлена не позднее 15 апреля года, предшествующего году, на который актуализируется схема. Предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций и иных лиц по актуализации схемы теплоснабжения принимаются до 1 марта. Однако в нарушение указанных норм администрация г. Чебоксары Чувашской Республики не разместила в установленный срок уведомление о проведении ежегодной актуализации Схемы теплоснабжения, тем самым нарушив установленный законодательством порядок и не предоставив теплоснабжающим, теплосетевым организациям и иным заинтересованным лицам (в том числе Госслужбе) возможность представить свои предложения относительно актуализированной Схемы теплоснабжения несмотря на то, что от нее зависят размеры тарифов в сфере теплоснабжения для потребителей города Чебоксары. Таким образом, постановление № 1396 не подлежит применению, поскольку вынесено с нарушением пунктов 22-24 Требований к порядку разработки и утверждения схем теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.2012 № 154, без предварительного уведомления об актуализации Схемы теплоснабжения, а также без учета предложений и замечаний к ней заинтересованных лиц, что является достаточным основанием для признания его недействующим.

В соответствии с п. 6 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154, схема теплоснабжения разрабатывается на срок не менее 15 лет с соблюдением одного из основных принципов - соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей. Резкое отличие объема полезного отпуска тепловой энергии в актуализированной схеме теплоснабжения от принятого в первоначальной Схеме теплоснабжения повлечет существенный рост тарифов в сфере теплоснабжения, что свидетельствует об актуализации Схемы теплоснабжения без соблюдения основного принципа - соблюдения баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей, без анализа соответствующих требований, поскольку за один год оснащение потребителей приборами учета и перевод системы отопления с централизованной на индивидуальную не могли повлечь резкое снижение объемов тепловой энергии, а прирост площадей строительных фондов не мог привести к резкому увеличению объемов по отдельным источникам теплоснабжения. Анализ обосновывающих материалов к актуализированной Схеме теплоснабжения свидетельствует о неучете установленных с учетом параметров Прогноза социально- экономического развития Российской Федерации тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Коммунальные технологии» на долгосрочный период регулирования, а также о непроработке вопроса в отношении источников покрытия финансовых потребностей при изменении Схемы теплоснабжения. В ходе публичных слушаний по утверждению актуализированной схемы основным вопросом являлось наделение статусом единой теплоснабжающей организации АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», вопрос об уменьшении объема полезного отпуска не выносился и не рассматривался. Таким образом, потребители г. Чебоксары не были уведомлены о меняющемся объеме полезного отпуска тепловой энергии от источников ООО «Коммунальные технологии», о последствиях такого изменения и влияния объема на повышение тарифов на тепловую энергию. Снижение объемов полезного отпуска на тепловую энергию при неизменности в необходимой валовой выручке ООО «Коммунальные технологии» базового уровня операционных расходов, определенных на 2015 год с учетом увеличения объемов полезного отпуска в соответствии со схемой теплоснабжения и проиндексированных на 2016 года, повлияет на пересмотр тарифа на тепловую энергию. Увеличения тарифа может составить 46,53% к уровню декабря 2015 года, а максимальный рост платы граждан в наборе коммунальных услуг (рассчитанный на одного проживающего в квартире площадью 33 кв.м) – 43%.

Министерство финансов Чувашской Республики указало, что администрацией г. Чебоксары заявка № ВТГК ФМЧ/257 на актуализацию схемы теплоснабжения г. Чебоксары представлена 17.12.2014 года, где указано, что ОАО «Волжская ТГК» направляет заявку на проведение актуализации схемы теплоснабжения г. Чебоксары за счет собственных денежных средств. Однако, данная организация разместила уведомление о проведении конкурсных процедур на актуализации схемы 05.12.2014 года, а 08.05.2015 года отменила данную заявку. Администрация нарушила п. 8 Требований к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2012 г. № 154 (не разместила на официальном сайте в течение 3 календарных дней с даты принятия решения о начале разработки схемы теплоснабжения уведомление о начале разработки и информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных п. 10 настоящего документа, а также не разместила на официальном сайте указанное уведомление в течение 3 календарных дней с даты его поступления, ограничившись новостью 13.01.2015 года, размещенной на сайте Управления ЖКХ, энергетики, транспорта и связи администрации г. Чебоксары. 24.12.2014 года на сайте Ростендер было размещено уведомление о проведении закупки № 20250355 (выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения в Чувашской Республике (место поставки – г. Чебоксары)). Далее, ОАО «Волжская ТГК» никакого отношения к схеме теплоснабжения, рассмотренной на публичных слушаниях, не имело, поскольку отменило проведение конкурсных процедур. 11.02.2015 года в администрацию г. Чебоксары поступило уведомление ООО «Коммунальные технологии» (без даты и номера), где указывалось, что в связи с проведением конкурсной процедуры филиалом «Марий Эл и Чувашии» ОАО «Волжская ТГК» на право заключения договора на выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения г. Чебоксары только для нужд Чувашских магистральных тепловых сетей филиала «Марий Эл и Чувашии» ОАО «Волжская ТГК», со ссылкой на п. 9 и п. 23 Требований, уведомляло о начале выполнения работ по актуализации схемы в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Коммунальные технологии» силами общества. 12.02.2015 года на портале была размещена новость о том, что ресурсоснабжающие организации г. Чебоксары приступили к актуализации схемы теплоснабжения. Но уведомление общества не направлено до 15 января года предшествующего году, на которых актуализируется схема. Сбор замечаний и предложений по опубликованной актуализированной схеме не проводился. 20.02.2015 года на сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении ООО «Коммунальные технологии» запроса предложений на право заключения договора на актуализацию схемы теплоснабжения, по итогам запроса предложений 11.03.2015 года заключен договор № 268 от 11.03.2015 года с ООО «Инженерный центр «Энерго-Ч». 13.04.2015 года состоялись публичные слушания, где рассматривался вопрос об утверждении актуализированной схемы, разработанной ООО «Инженерный центр «Энерго-Ч». Но из протокола не видно, кто был инициатором и уведомил своевременно администрацию города о начале актуализации схемы теплоснабжения. Как с момента заключения договора (11.03.2015 года) и на момент проведения слушаний (13.04.2015 года) могли подготовить схему, разместить ее не позднее 30 дней до даты назначения проведения публичных слушаний. Администрацией г. Чебоксары нарушены условия п. 3.1 и 3.2 положения «О порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Чебоксары».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просили признать недействующим постановление № 1396, являющееся экономически необоснованным, поскольку оно вынесено без предварительного уведомления об актуализации Схемы теплоснабжения, а также без учета предложений и замечаний к ней заинтересованных лиц.

В судебном заседании представители административного истца Государственной службы Чувашской Республики по конкурентной политике и тарифам ФИО1, ФИО2 требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить.

Представители административного истца Министерства финансов Чувашской Республики ФИО3, ФИО4 в суде требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Указали, что порядок принятия нормативного правового акта нарушен.

Представители административного ответчика администрации г. Чебоксары ФИО5, ФИО6 в суде административные иски не признали, поддержали доводы, изложенные в отзывах на заявленные требования. Ссылались на то, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий административного ответчика, порядок его принятия соблюден, оно не противоречит правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Данное постановление не является нормативным правовым актом, административными истцами пропущен срок его обжалования (ст. 219 КАС РФ). На сайте были размещены контактные номера телефонов, чтобы заинтересованные лица могли позвонить и им предоставили бы ссылку на проект.

Представитель заинтересованного лица ООО «Коммунальные технологии» в судебное заседание представителя не направило.

Прокурор Столярова Э.В. в суде считала, что требования административных истцов подлежат удовлетворению. Нарушение процедуры оспариваемого постановления нашло подтверждение в судебном заседании и подтверждается материалами дела.

Судом вынесено указанное выше решение, обжалованное административным ответчиком администрацией г. Чебоксары Чувашской Республики по мотивам незаконности и необоснованности, нарушения норм материального и процессуального права. Судом не указано на реальное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов актуализацией схемы теплоснабжения, каким образом актуализация схемы теплоснабжения повлияла на установление тарифов и выработку единой финансовой, бюджетной, налоговой политики в Чувашии.

В письменных пояснениях к жалобе содержатся ссылки на то, что судом не указаны причины отнесения оспариваемого акта к нормативным правовым актам, нарушена подведомственность спора, поскольку он должен был рассматриваться в Арбитражном суде Чувашской Республики. Выражаются доводы о том, что администрацией г. Чебоксары не нарушен порядок принятия оспариваемого постановления. Отмечается, что судом к участию в деле не привлечены АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ООО «Фирма Три АсС». ООО «СУОР», ООО «Маштехсервис», ООО «Ремонтно-эксплуатационное управление», ООО «Чувашгосснаб», которые были наделены оспариваемым постановлением статусом единой теплоснабжающей организации по зонам деятельности в пределах границ систем теплоснабжения, состоящих из источников теплоснабжения, присоединенных тепловых сетей и потребителей.

Проверив решение суда и доводы апелляционной жалобы, письменных пояснений представителя административного ответчика по жалобе, возражений административных истцов на жалобу, изучив материалы дела, выслушав представителей административного ответчика, представителей административного истцов, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора,признав возможным рассмотрение дела в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу ст. 17 КАС РФ Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции и мировые судьи рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также другие административные дела, возникающие из административных или иных публичных правоотношений и связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий, за исключением дел, отнесенных федеральными законами к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и арбитражных судов.

Согласно ч. 1 ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, перечисленные в этой норме права.

В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения (постановления от 17 ноября 1997 года № 17-П и от 31 марта 2015 года № 6-П).

С указанной позицией согласуется позиция Верховного Суда Российской Федерации, который относит к существенным признакам, характеризующим нормативный правовой акт, его издание в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

Разрешая заявленные административными истицами административные исковые требования, суд пришел к выводу об их обоснованности.

Судом указано, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом, административные истцы являются лицами, которые в силу п. 1 ст. 208 КАС РФ вправе обратиться с административным исковым заявлением о признании оспариваемого нормативно правового акта недействующим.

Указанные выводы суда полностью соответствуют установленным по делу обстоятельствам и требованиям законов.

Приведенные административными истцами обоснования права на предъявление указанных административных исков по оспариванию постановления администрации г. Чебоксары о внесении изменений в схему теплоснабжения находят свое объективное подтверждение материалами дела.

Удовлетворяя заявленные требования, суд, руководствуясь постановлением Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения», указал, что административным ответчиком допущены нарушения при процедуре принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, оспоренная схема теплоснабжения является нормативным актом, вынесен в соответствии с предоставленными данному органу государственной власти полномочиями, однако с нарушением установленного законом порядка.

Вывод суда о том, что оспариваемое постановление является нормативным правовым актом и настоящий спор подлежит рассмотрению по правилам подведомственности в суде общей юрисдикции, судебная коллегия находит обоснованным.

В соответствии с п. п. 20 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» схема теплоснабжения - документ, содержащий предпроектные материалы по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

Проект схемы теплоснабжения разрабатывается уполномоченными органами местного самоуправления поселений, городских округов, уполномоченными органами исполнительной власти городов федерального значения, юридическими лицами либо совместно органами местного самоуправления или органами исполнительной власти городов федерального значения и юридическими лицами (п. 2 Постановления Правительства РФ от 22.02.2012 № 154 «О требованиях к схемам теплоснабжения, порядку их разработки и утверждения»).

Единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения (далее - единая теплоснабжающая организация) - теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением администрации г. Чебоксары от 3 июня 2014 года № 2001 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования г. Чебоксары на период 2013 - 2028 годы (л.д. 8-9 т. 1).

Постановлением администрации г. Чебоксары от 15 апреля 2015 года № 1396 внесены изменения в постановление администрации г. Чебоксары от 3 июня 2014 года № 2001 (л.д. 7 т.1).

13.01.2015 на официальном сайте администрации г. Чебоксары размещено уведомление о том, что в столичной администрации принято решение об актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары. Заказчиком работ выступит администрация города, исполнителем - филиал Марий Эл и Чувашии ОАО «Волжская ТГК». Указано, что предложения от теплоснабжающих и теплосетевых организаций принимаются до 01 марта т.г. в письменном виде по <адрес>, указан контактный телефон (т. 1 л.д. 110).

11.02.2015 года в администрацию г. Чебоксары поступило уведомление ООО «Коммунальные технологии» (без даты и номера), где указывалось, что в связи с проведением конкурсной процедуры филиалом «Марий Эл и Чувашии» ОАО «Волжская ТГК» на право заключения договора на выполнение работ по актуализации схемы теплоснабжения г. Чебоксары только для нужд Чувашских магистральных тепловых сетей филиала «Марий Эл и Чувашии» ОАО «Волжская ТГК», со ссылкой на п. 9 и п. 23 Требований, уведомляло о начале выполнения работ по актуализации схемы в зоне эксплуатационной ответственности ООО «Коммунальные технологии» силами общества (л.д. 67 т. 1).

12.02.2015 на официальном сайте администрации г. Чебоксары размещена новость об уведомлении, отмечено, что в администрации принято решение об актуализации схемы теплоснабжения муниципального образования города Чебоксары. Указано, что в начале февраля ООО «Коммунальные технологии» уведомило администрацию города о начале выполнения работ по актуализации схемы теплоснабжения г. Чебоксары в зоне эксплуатационной ответственности предприятия. Работы будут выполняться силами общества (л.д. 68 т.1).

Судом при разрешении заявленных требований установлено, что информацию о порядке предоставления сведений, предусмотренных пунктом 10 Требований, уведомления не содержат, при этом уведомление от 12.02.2015 года вообще не содержит никаких сведений о предоставлении предложений.

В соответствии с установленным порядком проект схемы теплоснабжения в течение 15 календарных дней с даты поступления на рассмотрение подлежит размещению в полном объеме на официальном сайте, за исключением сведений, составляющих государственную тайну, и электронной модели схемы теплоснабжения. При этом органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения обязаны опубликовать в установленных официальных источниках опубликования сведения о размещении проекта схемы теплоснабжения на официальном сайте (п. 11 Требований).

Рассмотрение проекта схемы теплоснабжения осуществляется органами местного самоуправления, органами исполнительной власти городов федерального значения путем сбора замечаний и предложений, а также организации публичных слушаний. Для организации сбора замечаний и предложений по проекту схемы теплоснабжения органы местного самоуправления, органы исполнительной власти городов федерального значения при его размещении на официальных сайтах указывают адрес, по которому осуществляется сбор замечаний и предложений, а также срок их сбора, который не может быть менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения (п. 12).

Публичные слушания по проекту схемы теплоснабжения начинаются не позднее 15 календарных дней с даты окончания срока представления предложений по нему. Срок проведения публичных слушаний с момента размещения информации о времени и месте их проведения до дня опубликования заключения о результатах публичных слушаний не может быть более 60 календарных дней (п. 13).

Из пояснений представителей административного ответчика и представленных им сведений следует, что проект схемы теплоснабжения, представленный ООО «Коммунальные технологии», размещен на официальном сайте 11.03.2015 (т. 1 л.д. 109).

Проект актуализации схемы теплоснабжения поступил в администрацию г. Чебоксары от ООО «Коммунальные технологии» 10.03.2015 (л.д. 65 т. 1).

При этом разработчиком указанного проекта, как следует из протокола публичных слушаний, является ООО «Инженерный центр «Энерго-Ч» (т. 1 л.д. 94 - 97).

В свою очередь договор на актуализацию схемы теплоснабжения заключен между ООО «Коммунальные технологии» и ООО «Инженерный центр «Энерго-Ч» лишь 11.03.2015 (л.д. 15-49, 93 т. 2, представлены сведения с официального сайта ООО «Коммунальные технологии»), что исключает возможность предоставления выполненного по данному договору проекта в администрацию г. Чебоксары 10.03.2015.

Достоверных и убедительных пояснений о том, каким образом сложилась указанная ситуация, а также доказательств в опровержение того, что представленный ООО «Коммунальные технологии» в администрацию г. Чебоксары, разработанный ООО «Инженерный центр «Энерго-Ч» и вынесенный на публичные слушания проекты актуализации схемы теплоснабжения не являются одним и тем же проектом, не представлено.

Также в нарушение п. 11 Требований прилагаемая к объяснению на официальном сайте администрации в качестве проекта схемы теплоснабжения схема (активная ссылка в объявлении от 11.03.2015, л.д. 109, 115, 116 т.1) проектом схемы теплоснабжения не является, поскольку не содержит никаких материалов (в. т.ч. количественных данных) по обоснованию эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения, ее развития с учетом правового регулирования в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, являясь приложением № 1, к постановлению главы г. Чебоксары от 11.03.2015 № 167, представляя собой только схематичное изображение расположения источников тепловой энергии на территории г. Чебоксары.

Действующее законодательство предусматривает предоставление не менее 30 календарных дней с даты опубликования проекта схемы теплоснабжения для сбора замечаний и предложений, а также обязательное проведение публичных слушаний после окончания срока представления замечаний и предложений.

Районный суд сделал вывод о том, что фактически совместив два этапа рассмотрения проекта схемы теплоснабжения: сбор замечаний и предложений, а также организацию публичных слушаний, назначив публичные слушания на 11.03.2015, т.е. одновременно с началом срока сбора замечаний и предложений, административный ответчик также нарушил порядок проведения слушаний.

Проект муниципального правового акта органа местного самоуправления города Чебоксары, предлагаемый к обсуждению на публичных слушаниях, а именно соответствующего постановления администрации г. Чебоксары, не был опубликован (обнародован) ни в периодическом печатном издании «Вестник органов местного самоуправления города Чебоксары» или газете «Чебоксарские новости», ни на официальном сайте города Чебоксары в информационно- телекоммуникационной сети Интернет (http://gcheb.cap.ru/) не позднее чем за 10 дней до проведения публичных слушаний.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела установлены существенные нарушения процедуры принятия оспариваемого нормативного правового акта.

Соблюдение указанной процедуры принятия нормативного правового акта призвано обеспечить гласность и соблюдения интересов населения города Чебоксары при подготовке и принятии муниципальных правовых актов органов местного самоуправления городского округа по вопросам местного значения, а также выявление общественного мнения и обеспечение в рассматриваемом конкретном случае эффективного и безопасного функционирования системы теплоснабжения с соблюдением прав всех участников общественных отношений в соответствующей сфере.

С указанными выводами в полном объеме соглашается судебная коллегия, поскольку они основаны на требованиях закона и не противоречат собранным по делу доказательствам.

Доводы апелляционной жалобы в указанной части (о соблюдении процедуры принятии постановления), судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они аналогичны позиции административного ответчика по делу в суде первой инстанции, были предметом подробной проверки суда первой инстанции, по существу сводятся к иной оценке имеющихся в материалах дела доказательств и установленных по делу обстоятельств, но фактически опровергаются содержанием представленных административными истцами доказательств.

Достаточных правовых доводов, указывающих на незаконность и необоснованность решения суда, при этом апелляционная жалоба ответчика не содержит.

Доводы о том, что судом не указано на реальное нарушение прав, свобод и законных интересов административных истцов актуализацией схемы теплоснабжения судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку они опровергаются нормативно-правовым обоснованием предъявленных административных исков, а также выводами суда в части ущемления прав административных истцов оспоренным постановлением.

Указание в жалобе на то, что судом к участию в деле не привлечены АО «ЧПО им. В.И. Чапаева», ООО «Фирма Три АсС», ООО «СУОР», ООО «Маштехсервис», ООО «Ремонтно-эксплуатационное управление», ООО «Чувашгосснаб», которые были наделены оспариваемым постановлением статусом единой теплоснабжающей организации по зонам деятельности в пределах границ систем теплоснабжения, состоящих из источников теплоснабжения, присоединенных тепловых сетей и потребителей, не может свидетельствовать о нарушении прав административного ответчика, поскольку это не затрагивает его права и интересы. Также по делу отсутствуют достаточные основания для выводов о том, что судом разрешены права и интересы указанных юридических лиц.

Судом первой инстанции в ходе рассмотрения дела обсуждено и правомерно отклонено с приведением мотивов принятого процессуального решения указанное ходатайство представителя ответчика о привлечении к участию в деле АО «ЧПО им. В.И. Чапаева» в качестве заинтересованного лица.

Ссылки в жалобе на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела, неверное применение норм права не могут признаваться ввиду необоснованности в качестве достаточных оснований для отмены решения суда.

Доводы жалобы в той части, что административным ответчиком полностью соблюден порядок принятии правого акта в виде постановления, являются несостоятельными и опровергаются содержанием совокупности доказательств по делу.

В целом доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии правовых оснований к отмене решения суда, поскольку основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, по существу сводятся к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, а также повторяют позицию, которая была предметом исследования и оценки суда первой инстанции.

Оснований для иной оценки исследованных судом доказательств судебная коллегия не усматривает.

Нормы материального права судом применены правильно, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену решения, по делу не допущено, в связи с чем оснований для отмены судебного решения не имеется.

Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу административного ответчика администрации г. Чебоксары Чувашской Республики на решение Ленинского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики от 09 февраля 2017 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий Карлинов С.В.

Судьи: Алексеев Д.В.

ФИО7