ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1871/2018 от 10.05.2018 Забайкальского краевого суда (Забайкальский край)

Председательствующий по делу Дело № 33а-1871/2018

судья Алекминская Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Цыдендамбаевой О.Ч.

и судей краевого суда Бурака М.Н., Пичуева В.В.,

при секретаре Гайгул И.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 мая 2018 года административное дело по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Забайкальскому благотворительному фонду помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

по апелляционной жалобе представителя административного ответчика Забайкальского благотворительного фонда помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» Сорокина Д.Д.

на решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 13 февраля 2018 года, которым постановлено:

«административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю к Забайкальскому благотворительному фонду помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (ИНН 7536105336/ ОГРН 1097500000949) о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц удовлетворить.

Ликвидировать Забайкальский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (ИНН 7536105336/ ОГРН 1097500000949).

Исключить данные о Забайкальском благотворительном фонде помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (ИНН 7536105336/ ОГРН 1097500000949) из Единого государственного реестра юридических лиц».

Заслушав доклад судьи Забайкальского краевого суда Цыдендамбаевой О.Ч., судебная коллегия

установила:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю (далее – Управление Минюста России по Забайкальскому краю) обратилось в суд с указанным административным иском, ссылаясь на то, что Забайкальским благотворительным фондом помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» (далее – Фонд «Возвращение», Фонд) нарушены нормы действующего законодательства, а именно: пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - несоблюдение отдельных положений Устава Фонда; пункта 3 части 1, части 2 статьи 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» - обязательный аудит в 2014-2016 годах не проводился; пункта 2 статьи 123.18 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - отчеты об использовании своего имущества в проверяемом периоде не публиковались; пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» - баланс и (или) смета не составлялись и не утверждались; пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - благотворительные программы не разрабатывались и не утверждались; статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» - отчеты о деятельности в 2013-2016 годах в Управление не представлены. Кроме того, постановлениями мирового судьи от 20 мая 2015 года, 8 июня 2016 года, 7 июня 2017 года Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, - за непредставление ежегодной отчетности в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

На основании вышеизложенного административный истец просил ликвидировать Забайкальский благотворительный фонд помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» и исключить данные о нем из Единого государственного реестра юридических лиц (л.д. 5-13).

Определением суда от 14 декабря 2017 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление Федеральной службы исполнения наказания по Забайкальскому краю (л.д. 159-161).

Судом постановлено вышеприведенное решение (л.д. 198-200).

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Фонда «Возвращение» Сорокин Д.Д. просит решение отменить, указывая, что они не были уведомлены о начале проведения проверки, при этом информация о продолжении деятельности размещалась на сайте Управления, налоговая отчетность в налоговый орган представлялась. Судом не учтено, что Фондом ведется деятельность по реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Считает, что выявленные нарушения не являются грубыми и не устранимыми, в настоящий момент ведется работа по их устранению. Административный штраф не уплачен в связи с отсутствием денежных средств (л.д. 204-208).

В письменных возражениях представитель административного истца Моисеева А.В. просит решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения (л.д. 221-222).

В суде апелляционной инстанции представитель административного ответчика Сорокин Д.Д. доводы апелляционной жалобы поддержал.

Представители административного истца Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Забайкальскому краю, заинтересованного лица Управления Федеральной службы исполнения наказания по Забайкальскому краю в суд апелляционной инстанции не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело без их участия.

На основании статей 150, 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав представителя административного ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

Подпунктом 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусмотрено, что юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 20 октября 2009 года Управлением Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Забайкальскому краю в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) на основании решения № 458-н Управления Минюста России по Забайкальскому краю от 13 октября 2009 года внесена запись о государственной регистрации Забайкальского благотворительного фонда помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение».

На основании распоряжения Управления Минюста России по Забайкальскому краю от 19 июля 2017 года в рамках федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций в отношении Фонда «Возвращение» в период с 1 по 28 августа 2017 года проведена плановая документарная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 28 августа 2017 года и установлено, что Фондом допущены следующие нарушения:

- не соблюдались отдельные положения Устава Фонда, утвержденного решением Общего собрания учредителей 25 сентября 2009 года (общее собрание участников Фонда не собиралось, срок полномочий Правления истек 25 сентября 2014 года, в проверяемом периоде Правление Фонда не избиралось, не собиралось, Президент Фонда отчеты о деятельности Правления Общему собранию участников Фонда не представлял, распорядительные документы не издавались, Директор Фонда годовые и полугодовые отчеты о деятельности Фонда на рассмотрение и утверждение Общему собранию участников Фонда не представлял, распорядительные документы (приказы) не издавал, трудовой договор с директором Фонда Рудый Н.К. не заключался, срок полномочий ревизора истек 28 марта 2016 года, на новый срок ревизор не избирался, ежегодные ревизии финансовой и хозяйственной деятельности Фонда не проводились, срок полномочий попечительского совета истек 25 сентября 2014 года, на новый срок попечительский совет не формировался, заседания не проводились, председатель и секретарь попечительского совета не избирались - п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ);

- обязательный аудит в 2014-2016 годах не проводился (п. 3 ч. 1, ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2008 года № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»);

- отчеты об использовании имущества Фонда в проверяемом периоде не публиковались (п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, п. 2 ст. 7 Федерального закона № 7-ФЗ);

- отдельные положения Устава Фонда не соответствуют требованиями законодательства (регистрация символики Федеральным законом № 7-ФЗ не предусмотрена, реорганизация Фонда п. 3 ст. 123.18 ГК РФ не допускается);

- баланс и (или) смета Фонда не составлялись и не утверждались (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ);

- благотворительные программы не разрабатывались и не утверждались (п. 1 ст. 17 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»);

- отчеты о деятельности в 2013-2016 годах в Управление не представлялись (ст. 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»).

Вместе с тем на сайте Управления Фондом представлены сведения о продолжении деятельности в 2014-2017 годах.

Постановлениями мирового судьи судебного участка № 5 Железнодорожного судебного района г. Читы от 20 мая 2015 года, 8 июня 2016 года, 7 июня 2017 года Фонд признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.7 КоАП РФ, - за непредставление ежегодной отчетности в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

С учетом изложенных обстоятельств, установив, что Фондом «Возвращение» допущены неоднократные нарушения закона, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для его ликвидации.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены и установлены судом первой инстанции полно и правильно, решение суда принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, является законным и обоснованным, оснований к отмене решения в апелляционном порядке судебная коллегия не усматривает. На момент рассмотрения дела в суде первой инстанции, а также в суде апелляционной инстанции сведений об устранении указанных нарушений, которые носят устранимый характер, не представлено.

Доводы апелляционной жалобы о том, что информация о продолжении деятельности размещалась на сайте Управления, налоговая отчетность в налоговый орган представлялась, при этом Фондом ведется деятельность по реабилитации людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, не могут служить основанием для отмены принятого судом решения, поскольку не опровергают выводы о наличии многочисленных нарушений законодательства Российской Федерации, которые допускались некоммерческой организацией неоднократно.

Утверждение представителя административного ответчика о том, что выявленные нарушения не являются грубыми и не устранимыми, подлежат отклонению, поскольку основанием для удовлетворения административного иска послужили неоднократные нарушения законодательства Российской Федерации.

Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства при установленных обстоятельствах соответствует общеправовому принципу юридической ответственности и является в данном случае соразмерной выявленным нарушениям, которые носили систематический и длительный характер и допущены, в том числе в сфере основных положений об управлении Фондом.

Доводы апелляционной жалобы об ознакомлении с распоряжением о проведении проверки после установленной даты ее начала не свидетельствуют о нарушении порядка ее проведения, так как проверка являлась плановой в соответствии с Планом проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2017 год, утвержденным приказом Управления Минюста России по Забайкальскому краю от 28 октября 2016 года № 622, размещенным на официальном сайте Управления Минюста России по Забайкальскому краю в сети Интернет.

Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, юридически значимые обстоятельства по административному делу определены верно, оценка собранных по делу доказательств произведена судом первой инстанции в соответствии с требованиями статьи 84 КАС РФ.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены принятого по делу судебного акта.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Читы от 13 февраля 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Забайкальского благотворительного фонда помощи лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию «Возвращение» Сорокина Д.Д. – без удовлетворения.

Председательствующий О.Ч. Цыдендамбаева

Судьи М.Н. Бурак

В.В. Пичуев