ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1871/2021 от 30.11.2021 Ставропольского краевого суда (Ставропольский край)

Судья Филатова В.В.

Дело №33а-1871/2021

УИД 26RS0024-01-2021-002437-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Ставрополь

30 ноября 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Ставропольского краевого суда в составе:

председательствующего судьи

Строчкиной Е.А.,

судей

ФИО1, ФИО2,

с участием секретаря

ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ФИО4 на решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 30.08.2021 по административному делу по административному исковому заявлению Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю к ФИО4 о взыскании недоимки,

заслушав доклад судьи Строчкиной Е.А.,

установила:

Межрайонная ИФНС России №8 по Ставропольскому краю обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО4, в котором просила суд взыскать со ФИО4 задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017) в размере 16 921,80 рублей, пени в размере 51,57 рублей, а также страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 01.01.2017 в размере 4 394,20 рублей, пени в размере 11,21 рублей.

Обжалуемым решением Невинномысского городского суда Ставропольского края от 30.08.2021 административные исковые требования Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю удовлетворены. Кроме того, со ФИО4 в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 841,36 рублей.

В апелляционной жалобе ФИО4 просит указанное решение суда в части взыскания с нее налогов (сборов), пени за период введения в Ставропольском крае с 30.03.2020 по 11.05.2020 ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, за период приостановления личного приема налогоплательщиков налоговым органом с 06.04.2020 по 31.05.2020, за период применения ФИО4 специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 09.07.2020 по 06.08.2020 отменить как незаконное и необоснованное, принять по делу новое решение, которым отказать Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю в удовлетворении административных исковых требований в части взыскания с нее налогов (сборов), пени за период введения в Ставропольском крае с 30.03.2020 по 11.05.2020 ограничительных мер, связанных с распространением коронавирусной инфекции, за период приостановления личного приема налогоплательщиков налоговым органом с 06.04.2020 по 31.05.2020, за период применения ФИО4 специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» с 09.07.2020 по 06.08.2020, отсрочить исполнение решения суда на срок до 31.12.2022.

В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что судом первой инстанции оставлены без внимания ее доводы, возражения на административное исковое заявление в решении не отражены. Полагает, что административные исковые требования о взыскании задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование за период с 01.01.2020 по 06.08.2020 предъявлены без учета введенного в РФ и на территории Ставропольского края режима повышенной готовности, ограничительных мер, самоизоляции, связанной с коронавирусом, нерабочих выходных дней, установленных Указом Президента РФ, а также периода применения специального налогового режима «Налог на профессиональный доход». Считает, что предпринимательская деятельность в области права не подпадала под критерии организаций, на которые действие ограничительных мер с 30.03.2020 по 11.05.2020 не распространялось, что подтверждено представленными административным истцом документами, между тем, судом первой инстанции не дана оценка указанным обстоятельствам. Обращает внимание на то обстоятельство, что документами, подтверждающими чрезвычайные обстоятельства, повлекшие ограничения предпринимательской деятельности, являются Указы Президента РФ от 25.03.2020 №206, от 02.04.2020 №239, от 28.04.2020 №294. Судом первой инстанции не применены положения части 3 статьи 401 ГК РФ. Указывает, что отсутствие доходов от предпринимательской деятельности в период введенных Президентом РФ ограничительных мер является следствием, а не причиной неуплаты налогов за период с 30.03.2020 по 31.05.2020. Заявление о прекращении предпринимательской деятельности должно быть подано лично заявителем, между тем, с 06.04.2020 по 29.05.2020 была лишена возможности подать в налоговый орган указанное заявление, поскольку налоговым органом прекращен личный прием налогоплательщиков, при этом, подача документов через бокс, установленная Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю, не соответствуют нормам Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, деятельность МФЦ приостановлена с 28.03.2020, усиленная квалифицированная электронная подпись отсутствовала. Кроме того, с августа 2020 года она не трудоустроена, вакансий, соответствующих ее квалификации нет, что является препятствием в трудоустройстве, каких-либо иных доходов она не имет, а отсутствие иждивенцев не свидетельствует о наличии доходов.

Относительно доводов апелляционной жалобы Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю представлены письменные возражения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не поступило.

Изучив материалы административного дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, ФИО4 состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю.

Административный ответчик прекратила свою деятельность в качестве индивидуального предпринимателя 06.08.2020, вследствие чего, фиксированные платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за 2020 год начислены налоговым органом пропорционально количеству дней деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и составляют на обязательное пенсионное страхование в размере 16 921,80 рублей, на обязательное медицинское страхование в размере 4 394,20 рублей.

Налоговым органом в адрес ФИО4 направлено требование об уплате налога от 09.09.2020 №60531 по сроку уплаты до 12.10.2020.

Административный истец обратился к мировому судье судебного участка г.Невинномысска Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с налогоплательщика задолженности по уплате налога, пени.

18.12.2020 мировым судьей судебного участка №5 г.Невинномысска Ставропольского края вынесен судебный приказ №2а-821-24-287/2020 о взыскании с административного ответчика задолженности по уплате налога, пени на сумму в размере 21 378,78 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №5 г.Невинномысска Ставропольского края от 25.01.2021 судебный приказ от 18.12.2020 №2а-821-24-287/2020 отменен.

Межрайонная ИФНС России №8 по Ставропольскому краю обратилась к мировому судье судебного участка г.Невинномысска Ставропольского края с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с налогоплательщика задолженности по уплате налога, пени.

28.05.2021 мировым судьей судебного участка №1 г.Невинномысска Ставропольского края вынесен судебный приказ №2а-97-24-283/2021 о взыскании со ФИО4 задолженности по уплате налога, пени на сумму в размере 72 006,07 рублей.

Определением мирового судьи судебного участка №5 г.Невинномысска Ставропольского края от 25.06.2021 судебный приказ от 28.05.2021 №2а-97-24-283/2021 отменен.

С настоящим административным исковым заявлением Межрайонная ИФНС России №8 по Ставропольскому краю обратилась в суд 16.06.2021.

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги (пункт 1 части 1 статьи 23 НК РФ).

В силу абзацев 1, 3 части 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Статьей 419 НК РФ предусмотрено, что плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

Исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в пункте 2 части 1 статьи 419 НК РФ, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 432 НК РФ).

В соответствии с абзацами 1-3 части 2 статьи 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование. Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в пункте 2 части 1 статьи 419 НК РФ, в срок, установленный абзацем 2 части 2 статьи 432 НК РФ, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 части 2 статьи 432 НК РФ).

Согласно части 5 статьи 432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности, в том числе индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя, в качестве плательщика страховых взносов.

Согласно частям 2, 9 статьи 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Правила, предусмотренные статьей 69 НК РФ, применяются также в отношении требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ, и распространяются на требования, направляемые плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам.

В силу абзаца 1 части 1 статьи 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Частью 3 статьи 70 НК РФ предусмотрено, что правила, установленные статьей 70 НК РФ, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 НК РФ.

Согласно частям 1-3, 5 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Суд первой инстанции, установив, что налоговый орган обратился в суд с административным исковым заявлением в установленный законом срок, доказательств уплаты задолженности по страховым взносам и пени административным ответчиком не предоставлено, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении административных исковых требований.

Доводы апелляционной жалобы о том, что заявление о прекращении предпринимательской деятельности должно быть подано лично заявителем, между тем, с 06.04.2020 по 29.05.2020 она была лишена возможности подать в налоговый орган указанное заявление, поскольку налоговым органом прекращен личный прием налогоплательщиков, при этом, подача документов через бокс, установленная Межрайонной ИФНС России №8 по Ставропольскому краю, не соответствуют нормам Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ, деятельность МФЦ приостановлена с 28.03.2020, усиленная квалифицированная электронная подпись отсутствовала, являлись предметом проверки судом первой инстанции при вынесении решения, им дана надлежащая оценка, с которой судебная коллегия соглашается.

Утверждения административного ответчика о том, что судом первой инстанции оставлены без внимания ее доводы, возражения на административное исковое заявление в решении не отражены, опровергаются материалами дела. В сопариваемом решении, судом дана оценка всем доводам административного ответчика, а также приняты во внимание ее возражения на административное исковое заявление.

Вопреки доводам апелляционной жалобы о том, что с августа 2020 года она не трудоустроена, вакансий, соответствующих ее квалификации нет, что является препятствием в трудоустройстве, каких-либо иных доходов она не имет, а отсутствие иждивенцев не свидетельствует о наличии доходов, судебная коллегия исходит из того, что указанные обстоятельства не являются основанием для освобождения налогоплательщика от его обязанности уплачивать законно установленные налоги.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на обстоятельства, свидетельствующих о нарушении судом первой инстанции норм материального права, сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и иной оценке установленных по делу обстоятельств, иному толкованию норм материального права, что не отнесено статьей 310 КАС РФ к числу оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 307-311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Невинномысского городского суда Ставропольского края от 30.08.2021 оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в течение 6 месяцев в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд, принявший решение.

Председательствующий

Судьи