ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33А-1873/19 от 17.07.2019 Рязанского областного суда (Рязанская область)

Дело № 33а-1873/2019 судья Горбатенко Е.Ю.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2019 года г. Рязань

Судебная коллегия по административным делам Рязанского областного суда в составе: председательствующего судьи Милашовой Л.В.,

судей Лукашевича В.Е.. Логвина В.Н.,

при секретаре Поповой Е.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в здании суда дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда г. Рязани от 08 апреля 2019 года, которым постановлено:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия по Рязанской области о признании незаконными действий Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия по Рязанской области по установлению границ зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия в виде координат характерных поворотных точек и направлению их в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости, отказать.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Милашовой Л.В., объяснения представителя административного истца ФИО1 – ФИО2, представителя Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия по Рязанской области – ФИО3, представителя ФГБУ ФКП Росреестра по Рязанской области – Подорожной Ю.А., представителя Правительства Рязанской области – ФИО4, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился в суд с настоящим иском, мотивируя тем, что он является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1443 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенного по адресу: Рязанская область, Рязанский район, с. Федякино.

25.01.2019 года из газеты "Приокская Новь" ему стало известно об установлении в апреле-мае 2018 года зон охраны объекта культурного наследия "Государственный музей-заповедник ФИО5" на основании постановления Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года № 62 "Об утверждении границ музея-заповедника ФИО5" на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны государственного музея-заповедника ФИО5".

29.01.2019 год из публичной кадастровой карты истец узнал, что 28.04.2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о зоне с особыми условиями использования территории: "Зона охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника ФИО5", с кадастровым номером , а его земельный участок полностью расположен в границах данной зоны.

Учитывая, что гл. 5 Постановления Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года № 62 «Об утверждении границ государственного музея ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны I осударственного музея-заповедника ФИО5» установлены ограничения на использование земельных участков, расположенных в данной зоне, его права и законные интересы как собственника земельного участка нарушены, в связи с чем строительные работы на его земельном участке запрещены и он не может использоваться в соответствии с видом разрешенного использования.

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области безосновательно установила координаты характерных точек границы зоны охраняемого природного ландшафта Государственного музея- заповедника ФИО5 в виде перечня координат характерных поворотных точек границ.

Поскольку границы данной зоны были впервые установлены 28.04.2018 года, в то время как Постановление Правительства Рязанской области № 62 утверждено

14.03.2006 года, фактически произошло изменение границ этой зоны, что в соответствии с п. 21 Постановления Правительства РФ от 12.09.2015 года № 972 допускается только путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия.

Более того, по его мнению, является сомнительной техническая возможность установления координат характерных точек границ охраны объекта культурного наследия и составления карт (планов), так как при установлении координат поворотных точек не учитывались границы населенных пунктов, не была использована текстовая часть Постановления Правительства Рязанской области № 62, в которой перечислены населенные пункты, входящие в зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, в том числе территория д. Федякино. не вошедшая в охранную зону музея-заповедника.

Ераницы зон Еосударственного музея-заповедника ФИО5 и карта (план) данной зоны были определены кадастровым инженером самостоятельно в нарушение требований действующего законодательства. В распоряжении кадастрового инженера не имелось оригиналов проектной документации. Карга (план) данной зоны также подготовлена с нарушением требований действующего законодательства, в частности, с нарушением требований Постановления Правительства РФ от 30.07.2009 года № 621 «Об утверждении формы карты (плана) объекта землеустройства и требований к ее составлению», содержит противоречия и имеет признаки фальсификации.

На основании приказа Минэкономразвития России № 853 от 27.12.2016 года "Об утверждении требований к составу сведений единой электронной картографической основы и требований к периодичности их обновления" определение координат зоны охраняемого природного ландшафта должно быть выполнено в использованием картографической основы масштабом не мельче 1: 2000 для населенных пунктов и 1: 5 000 для межселенной территории. На основании указанного приказа и приказа Минэкономразвития России № 163 от 23.03.2016 года "Требования к системе координат, точности определения координат характерных точек границ зоны с особыми условиями использования территории, формату электронного документа, содержащего сведения о границах зоны с особыми условиями использования территории" схема в составе Приложения № 1 к Постановлению Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года № 62. имеющая масштаб 1: 50 000. не может быть использована для определения координат характерных точек границ.

Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области произвела незаконные действия по установлению границ зоны охраняемого природного ландшафта без учета Постановления Правительства Рязанской области № 62 от 14.03.2006 года посредством определения перечня координат характерных поворотных точек, составления карт (планов) и направления их в ФГБУ ФКП Росреестра для постановки на кадастровый учет Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области.

Полагает, что у Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области отсутствовали полномочия на установление или определение границ зоны охраны объектов культурного наследия федерального значения.

Просил признать незаконными действия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области по установлению границ зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года № 62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5» в виде перечня координат характерных поворотных точек и направлению их в орган кадастрового учета для внесения в государственный кадастр недвижимости;

признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области по постановке на кадастровый учет границ зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия, утвержденных постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5»;

обязать Филиал Федерального государственного бюджетного учреждения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Рязанской области снять с кадастрового учета границы зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия, утвержденные постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №;62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5».

Определением суда от 01.04.2019 года производство по делу прекращено в части требований к Управлению Росреестра по Рязанской области и Филиалу ФГБУ ФКП Росреестра по Рязанской области о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области по постановке на кадастровый учет границ зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия, утвержденных Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года № 62 "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5" и обязании Филиала Федерального государственного бюджетного

учреждения Федеральной кадастровой палаты Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Рязанской области снять с кадастрового учета границы зоны охраняемого природного ландшафта объекта культурного наследия, утвержденные Постановлением Правительства Рязанской области от 14.03.2006 года №62 «Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5».

Суд отказал в удовлетворении административных исковых требований, постановив оспариваемое решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, и принять по делу новый судебный акт. Указывает, что судом неправильно трактовались нормы закона, не исследованы всесторонне и полно все обстоятельства дела. В нарушение ст.ст. 180 п.6 пп.5. 182 КАС РФ решение суда не содержит информацию о дате изготовления мотивированного решения, суд не направил копию решения суда представителю административного истца. Судом не выяснено отсутствие у государственной инспекции полномочий на осуществление действий по установлению 1раниц зон охраны в виде перечня координат характерных поворотных точек, не учтены требования законодательства, предусматривающие направление в орган регистрации прав сведений, содержащих текстовое и графическое описание местоположения границ территории объекта культурного наследия и его зон охраны с перечнем координат характерных точек тем органом, который принял решение об установлении (изменении) границ. Полагает, что, исполняя требования Постановления Правительства РФ № 972 от 12.09.2015 года, орган охраны объектов культурного наследия должен был разработать новый проект зон охраны Государственного музея- заповедника ФИО5.

В нарушение приказа Росреестра от 15.09.2016 года № П/465 суд не исследовал, какой именно документ должен быть представлен в орган кадастрового учета в виде XML - схемы, не учел, что Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области не представила в орган кадастрового учета XML - схему, соответствующие сведения были внесены в Единый государственный реестр недвижимости без данной схемы. Зная о нарушении норм ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации и ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области посредством заключения государственного контракта обязала кадастрового инженера установить перечень координат характерных точек объекта культурного наследия, согласовала ею и направила в орган кадастрового учета для внесения в реестр.

3 возражениях на апелляционную жалобу Правительство Рязанской области, филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Рязанской области просят решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца ФИО1 — ФИО2 доводы апелляционной жалобы поддержала.

Представители Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области — ФИО6, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Рязанской области" - ФИО7. Правительства Рязанской области - ФИО4 возражали против доводов жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, их представители в суд не явились, причины неизвестны, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность постановленного решения, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции. ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером , общей площадью 1443 кв.м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адрес}}: <адрес>.

Постановлением Правительства Рязанской области 14 марта 2006 года N 62 "Об утверждении границ Государственного музея-заповедника ФИО5 на территории Рыбновского и Клепиковского муниципальных районов и Положения о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5" утверждены границы территории Государственного музея-заповедника ФИО5 как земель историко-культурного значения, его зоны охраны (охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности и зона охраняемого природного ландшафта) согласно приложению N 1 к Постановлению (п. I), утверждено Положение о порядке использования земель в пределах территории и зон охраны согласно приложению N 2 к Постановлению (п. 2).

28.04.2018 года в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о границах зоны охраняемого природного ландшафта (номер ) Государственного музея - заповедника ФИО5 в виде координат характерных (поворотных) точек границ.

Согласно публичном кадастровой карте Рязанской области принадлежащий административному истцу земельный участок в настоящее время полностью расположен в зоне с особыми условиями использования территории, а именно в зоне охраняемого природного ландшафта Государственного музея - заповедника ФИО5 (номер ).

Действовавшее на момент принятия Постановления Правительства Рязанской области от 14 марта 2006 года № 62 законодательство Российской Федерации не предусматривало включение в сведения о границах территории объекта культурного наследия перечня координат характерных точек границ объекта культурного наследия и его зон охраны.

Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 972 от 12.09.2015 года проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем) границ, содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и требований к градостроительным регламентам в границах данных зон. Границами зон охраны объекта культурного наследия являются линии, обозначающие территорию, за пределами которой осуществление градостроительной, хозяйственной и иной деятельности не оказывает прямое или косвенное негативное воздействие на сохранность данного объекта культурного наследия в его исторической среде. Обозначение указанных линий, а также координат характерных точек границ зон охраны объекта культурного наследия на картах (схемах) должно позволять однозначно определить границы зон охраны

объекта культурного наследия с нормативным значением точности, предусмотренным для ведения государственного кадастра недвижимости (п. 6).

Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, объединенной зоны охраны объектов культурного наследия должны содержать текстовое и графическое описания местоположения границ зон охраны объекта культурного наследия (в виде карты (схемы) границ), перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.

Сведения о границах зон охраны объекта культурного наследия, об ограничениях использования объекта недвижимого имущества, находящегося в указанных границах, учитываются в государственном кадастре недвижимости в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном кадастре недвижимости. Отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений, указанных в настоящем пункте, не является основанием для несоблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объектов культурного наследия (п. 16).

Приказом Министерства культуры Российской Федерации № 1745 от 04.06.2015 года утверждены Требования к составлению границ территорий объектов культурного наследия, согласно которым проект границ территории объекта культурного наследия представляет собой документацию в графической в виде карт (схем) и текстовой форме, а также включает материалы по их обоснованию и утверждению. Материалы для утверждения проектов границ территорий объектов культурного наследия включают: 1) текстовое описание границ территории объекта культурного наследия: 2) карту (схему) границ территории объекта культурного наследия; 3) перечень координат поворотных (характерных точек границ территории объекта культурного наследия в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости; 4) режим использования территории объекта культурного наследия (п.5, 5.2).

Принятый по результатам рассмотрения представленных материалов органом исполнительной власти нормативный правовой акт об утверждении границ территории объекта культурного наследия содержит текстовое и графическое (карта (схема)) описания местоположения границ объекта культурного наследия, перечень координат поворотных (характерных) точек и режим использования его территории (п.п. 8,9).

В соответствии со ст. ст. 9.1 ч.1 п.2. 33 ч.2 п.6 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление полномочий по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения, в том числе по разработке, согласованию и утверждению проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия. Перечень которых устанавливается Правительством РФ).

Законом Рязанской области № 64-03 от 5 августа 2015 года "О регулировании отдельных отношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Рязанской области" к полномочиям Правительства Рязанской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия отнесено утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, особых режимов использования земель в границах

территорий данных зон и требовании к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения (ст.6 п.8). "

Согласно ст. 7. п. 2 ст. 10 ФЗ О государственной регистрации недвижимости" в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости органом государственной регистрации прав вносятся сведения о зонах с особыми условиями использования территорий, территориях объектов культурного наследия, в том числе описание местоположения границ таких зон и территорий.

Таким образом, в реестр границ Единого государственного реестра недвижимости подлежат внесению регистрирующим органом сведения об утвержденных в установленном порядке границах зон охраны объектов культурного наследия. При этом, утверждение границ зон охраны объектов культурного наследия федерального значения, расположенных на территории Рязанской области, в том числе координат поворотных (характерных) точек границ, отнесено к полномочиям Правительства Рязанской области, которое об утверждении границ территории объекта культурного наследия принимает нормативно-правовой акт.

Учитывая требования приведенного выше законодательства, основанием для соблюдения требований к осуществлению деятельности в границах зон охраны объекта культурного наследия является принятие уполномоченным органом государственной власти нормативного правового акта об утверждении границ зон охраны объекта культурного наследия и внесение в государственный реестр недвижимости соответствующих сведений о границах регистрирующим органом, который при отсутствии законных оснований для регистрации в соответствии со ст.ст. 26, 27 ФЗ О государственной регистрации недвижимости" выносит решение об отказе в государственной регистрации.

Поэтому судебная коллегия соглашается с выводом суда о том. что Государственная инспекция по охране объектов культурного наследия Рязанской области не является органом, установившим границы зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5, оспариваемые действия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области не нарушают прав административного истца.

Совершенные Государственной инспекцией по охране объектов культурного наследия Рязанской области действия по заключению с кадастровым инженером государственного контракта на изготовление карты (плана) зоны охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника ФИО5 и представлению в регистрирующий орган карты (плана) зоны охраняемого природного ландшафта Государственного музея-заповедника ФИО5, содержащего описание характерных поворотных точек границ данной, сами по себе не влияют на права ФИО1

Доводы истца о неправомерности действий Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия Рязанской области по заключению с кадастровым инженером государственного контракта, предусматривающего проведение кадастровых работ, связанных с описанием характерных поворотных точек зон охраны Государственного музея-заповедника ФИО5, являются необоснованными. Указанные действия Государственной инспекции по охране объектов культурного наследия не противоречат требованиям действующего в настоящее время законодательства о необходимости установления границ объектов культурного наследия и их зон охраны в виде перечня координат характерных поворотных точек и Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного

Постановлением Правительства РФ № 972 от 12.09.2015 года, устанавливающему порядок разработки зон охраны объектов культурного наследия.

Иные доводы административного истца, приведенные в иске и апелляционной жалобе, на правильность решения суда не влияют.

При таких обстоятельствах вывод суда об отказе в удовлетворении иска является верным. Нарушений процессуального закона, которые привели бы к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Оснований к отмене или изменению решения суда, предусмотренных ст. 310 КАС РФ, не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г.Рязани от 08 апреля оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи