Судья Пластова Т.В. Дело№33а-1877/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
7 августа 2020года г.Иваново
Судебная коллегия по административным делам Ивановского областного суда в составе председательствующего судьи Степановой Л.А.,
судей Запятовой Н.А., Матвеева Н.А.
при секретаре Солдатенковой И.Ю.,
с участием прокурора Гурьевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Степановой Л.А.
дело по апелляционной жалобе Лушкина Владимира Александровича на решение Ленинского районного суда города Иваново от 29 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Лушкина Владимира Александровича к территориальной избирательной комиссии Ивановского района о признании незаконным решения территориальной избирательной комиссии о регистрации кандидата в депутаты,
УСТАНОВИЛА:
Лушкин В.А. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в котором просил признать незаконным решение территориальной избирательной комиссии Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты Совета Коляновского сельского поселения четвертого созыва Умникова А.В.», выдвинутого в порядке самовыдвижения кандидатом в депутаты на выборах депутатов Совета Коляновского сельского поселения четвертого созыва по многомандатному избирательному округу №, назначенных на ДД.ММ.ГГГГ, а также отменить регистрацию кандидата в депутаты Умникова А.В.
Требования мотивированы тем, что решением территориальной избирательной комиссии Ивановского района от ДД.ММ.ГГГГ на выборах депутатов Совета Коляновского сельского поселения четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № кандидатом в депутаты зарегистрирован выдвинутый в порядке самовыдвижения Умников А.В.
Лушкин В.А., являясь зарегистрированным кандидатом по этому же многомандатному округу, полагает, что в нарушение положений Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закона Ивановской области от 26.11.2009 № 130-ОЗ «О муниципальных выборах», Закона Ивановской области от 13.07.2007 № 98-ОЗ «О системе избирательных комиссий в Ивановской области», кандидатом в депутаты Умниковым А.В. в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты не указано полное наименование выборов, а именно, слова «четвертого созыва», а также неполно указан адрес места жительства в части наименования «Фрунзенский район». Кроме того, подписные листы, представленные кандидатом Умниковым А.В., с подписями избирателей не соответствуют форме подписного листа, установленной приложением 8 к Федеральному закону от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также приложению 1 к решению территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ№, поскольку содержат разные по высоте строки, подчеркивание верхней части подписного листа, в верхней и нижней части подписного листа отсутствует указание на адрес места жительства Умникова А.В. - «Фрунзенский район». Согласно протоколу об итогах сбора подписей избирателей Умниковым А.В. представлено всего 4 действительных подписи, что недостаточно. Также Умниковым А.В. не представлены актуальные сведения о месте работы кандидата после объявления даты выборов, а также доказательства оплаты подписных листов из специального фонда кандидата.
Полагая, что оспариваемым незаконным решением административного ответчика нарушено право административного истца, предусмотренное пунктом 1 статьи 39 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на равное участие в избирательном процессе, несение обязанностей всеми кандидатами, в том числе и кандидатом Умниковым А.В., административный истец обратился с настоящим административным иском в суд.
Решением Ленинского районного суда г.Иваново от 29 июля 2020 года в удовлетворении заявленных Лушкиным В.А. требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Лушкин В.А. подал апелляционную жалобу, в которой поставил вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения об удовлетворении административного искового заявления.
В судебном заседании административный истец Лушкин В.А., его представители Медведев Н.А., Дереза А.Н., поддержали доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в ней, полагали решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Представитель административного ответчика Территориальной избирательной комиссии Ивановского района по доверенности Лукович О.В. полагала доводы апелляционной жалобы заслуживающими внимания, решение суда первой инстанции подлежащим отмене.
Заинтересованное лицо Умников А.В. и его представитель Волков И.А., считая вынесенное решение законным и обоснованным, возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав лиц, участвующих в деле, заслушав заключение прокурора Гурьевой Е.А., полагавшего решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражения на неё, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным.
Из положений частей 10, 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) следует, что с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о регистрации кандидата и отмене регистрации кандидата вправе обратиться кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу.
Из материалов дела следует и судом установлено, что постановлением Избирательной комиссии Ивановской области № от ДД.ММ.ГГГГ полномочия избирательной комиссии Коляновского сельского поселения возложены на территориальную избирательную комиссию Ивановского района.
Решением Совета Коляновского сельского поселения третьего созыва № от ДД.ММ.ГГГГ были назначены выборы депутатов Совета Коляновского сельского поселения четвертого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением территориальной избирательной комиссии Ивановского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на указанных выборах зарегистрирован кандидатом в депутаты по многомандатному избирательному округу № административный истец Лушкин В.А., выдвинутый избирательным объединением ПП «Российская партия пенсионеров за социальную справедливость».
Решением территориальной избирательной комиссии Ивановского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ на указанных выборах также зарегистрирован кандидатом в депутаты по тому же многомандатному избирательному округу № Умников А.В., выдвинутый в порядке самовыдвижения.
Разрешая заявленные Лушкиным В.А. требования, суд, руководствуясь положениями Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Закон № 67-ФЗ), Закона Ивановской области от 26 ноября 2009 года № 130-ОЗ «О муниципальных выборах» (далее – Закон № 130-ОЗ), пришел к выводу о том, что решение территориальной избирательной комиссии Ивановского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О регистрации кандидата в депутаты Совета Коляновского сельского поселения четвертого созыва Умникова А.В.» является законным и обоснованным, оснований, установленных частью 24 статьи 38 Закона № 67-ФЗ и пунктом 9 статьи 22 Закона №130-ОЗ для отказа в регистрации кандидата в депутаты Умникова А.В., не имеется.
Оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку данные выводы соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, и основаны на установленных обстоятельствах, подтвержденных представленными доказательствами, в том числе письменными
Частью 2 ст. 32 Конституции Российской Федерации гарантировано гражданам Российской Федерации право избирать и быть избранными в органы государственной власти.
Согласно п. 5 и 7 ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» выборы в Российской Федерации организуют и проводят избирательные комиссии, деятельность которых осуществляется открыто и гласно.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п. п. 24 - 26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» установлен исчерпывающий перечень оснований отказа в регистрации кандидата. Содержащиеся в указанном перечне основания обусловлены наличием обстоятельств, исключающих возможность участия гражданина в выборах в качестве кандидата либо связанных с нарушением кандидатом требований избирательного законодательства.
Аналогичные основания для отказа в регистрации кандидата установлены статьей 22 Закона Ивановской области от 26.11.2009 №130-ОЗ «О муниципальных выборах».
Судом установлено и из материалов дела следует, что кандидатом Умниковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию были представлены следующие документы: заявление кандидата о согласии баллотироваться, копия паспорта, копии документов, подтверждающих сведения об образовании кандидата, копия справки с основного места работы, уведомление об отказе открытия специального избирательного счета.
Подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата Умникова А.В. на 5 листах и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе на 1 листе и в машиночитаемом виде на электронном носителе были представлены Умниковым А.В. в территориальную избирательную комиссию Ивановского района ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему выдано соответствующее подтверждение.
Протоколом от ДД.ММ.ГГГГ№ заседания рабочей группы по приему и проверке документов, представляемых кандидатами в депутаты Советов, в том числе, Коляновского сельского поселения четвертого созыва, установлено, что представленные Умниковым А.В. документы не в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям, в связи с чем территориальной избирательной комиссией Ивановского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ вынесено соответствующее решение об извещении Умникова А.В. о выявленных недостатках, извещение от ДД.ММ.ГГГГ получено Умниковым А.В. ДД.ММ.ГГГГ лично, о чем имеется соответствующая подпись.
ДД.ММ.ГГГГ в территориальную избирательную комиссию Ивановского района Умниковым А.В. представлено заявление об устранении выявленных недостатков с приложением соответствующих документов, в частности Умниковым А.В. в заявлении кандидата о согласии баллотироваться в депутаты Совета Коляновского сельского поселения по многомандатному избирательному округу № и уведомлении о неоткрытии специального избирательного счета уточнено наименование избирательной комиссии - «территориальная избирательная комиссия Ивановского района».
Рассмотрев представленные документы и проверив соблюдение порядка выдвижения кандидата, избирательная комиссия приняла оспариваемое решение и зарегистрировала Умникова А.В. кандидатом в депутаты Совета Коляновского сельского поселения по многомандатному избирательному округу №.
Доводы жалобы о незаконности указанного решения избирательной комиссии в связи с несоответствием оформления представленных кандидатом документов требованиям закона, несоблюдением формы подписных листов для сбора подписей избирателей, представленных Умниковым А.В., недостаточного количества подписей избирателей, отсутствия актуальных сведений о месте работы Умникова А.В., а также неправильного указания данным кандидатом наименования комиссии и выборов, непредставления доказательств оплаты изготовления подписных листов, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и обоснованно отклонены как несостоятельные.
Как правильно указал суд первой инстанции, с учетом положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона № 67-ФЗ, разъяснений действующего законодательства, изложенных в пункте 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», представленные административным истцом подписные листы, заявление о согласии баллотироваться соответствуют установленной законом форме в части указания кандидатом Умниковым А.В. адреса своего места жительства без указания внутригородского района (Фрунзенского района), поскольку отсутствие указания на наименование района города Иваново в указанных документах не дает оснований для двоякого толкования места жительства Умникова А.В., не исключает возможность идентифицировать лицо, обратившееся с заявлением о регистрации кандидата в депутаты, на недостоверность указанных сведений не указывает и не является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Согласно п. 5 ст. 2 Закона № 67-ФЗ адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. При этом адрес места жительства может не содержать всех указанных выше реквизитов с учетом фактических особенностей места жительства. Действующее законодательство не содержит требования об указании адреса кандидата в точности, как он указан в документе, удостоверяющем личность либо ином документе.
Структура указанного пункта закона предполагает последовательность указания места жительства кандидата от более крупной административно-территориальной единицы (в данном случае район) к менее крупным (например, город, иной населенный пункт).
По смыслу приведенной нормы законодательства район в адресе места жительства подлежит указанию применительно к республике, краю, области, автономной области, автономному округу, входящему в состав Российской Федерации. Фрунзенский район является внутригородским районом г. Иваново, а не Ивановской области и его указание в адресе места жительства не является обязательным.
В соответствии с подпунктом "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениями 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования оформляются и составляются согласно приложению 8 к данному федеральному закону.
Решением территориальной избирательной комиссии Ивановского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден образец подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата на указанных выборах.
Суд пришел к выводу о том, что нарушений формы подписных листов Умниковым А.В. не допущено. Расширение строк, подчеркивание в верхней части подписного листа, обоснованно не отнесены к таковым.
Мотивы, по которым суд пришел к указанным выводам, подробно изложены в решении суда, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает. Как верно указал суд, такое заполнение подписного листа, при наличии в нем необходимых 5 строк, требований к размеру которых действующее законодательство не содержит, и указании в листе всех обязательных сведений, не свидетельствует о несоблюдении его формы и, следовательно, недействительности всех подписей в нем, и не может быть расценено в качестве нарушения принципа равенства кандидатов либо оказывающим влияние на восприятие избирателями информации о кандидате.
Судебная коллегия также соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, связанных с заполнением Умниковым А.В. протокола об итогах сбора подписей.
Решением территориальной избирательной комиссии Ивановского района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждена форма протокола об итогах сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов на выборах депутатов, в том числе, Совета Коляновского сельского поселения четвертого созыва.
Данная форма протокола Умниковым А.В. соблюдена.
Доводы жалобы о том, что с учетом указанных Умниковым А.В. 11 исключенных (вычеркнутых) подписей, количество собранных в поддержку кандидата равно 4, что является недостаточным, судебная коллегия считает необоснованным.
Суд, исследовав подписные листы, протокол об итогах сбора подписей, итоговый протокол проверки подписных листов, представленных Умниковым А.В., пришел к выводу, что количество заявленных и представленных кандидатом подписей составляет 14 подписей. Данные подписи проверены избирательной комиссией и обоснованно признаны действительными. Оснований не согласиться с выводами суда в данной части судебная коллегия также не усматривает.
Рассматривая доводы административного истца о непредставлении кандидатом Умниковым А.В. актуальной, надлежащим образом оформленной справки места работы, суд первой инстанции, учитывая положения статьи 33 Федерального закона №67-ФЗ, статьи 62 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 14 Закона Ивановской области № 130-ОЗ, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого решения избирательной комиссии по данным доводам, поскольку кандидат представил достоверные, актуальные сведения о своем месте работы, доказательства несоответствия справки указанным в ней обстоятельствам в материалах дела отсутствуют.
Не имеется оснований не согласиться и с выводами суда первой инстанции о том, что отсутствие в представленных Умниковым А.В. сведениях информации, касающейся порядкового номера созыва, не свидетельствует о несоблюдении формы заявления о согласии баллотироваться либо о нарушении принципа равенства кандидатов, поскольку указанное в заявлении наименование позволяет установить представительный орган муниципального образования, в который баллотируется кандидат, и не позволяет усомниться в воле лица, подавшего данное заявление.
Также суд первой инстанции правильно указал на необоснованность доводов административного истца о непредставлении Умниковым А.В. доказательств оплаты изготовления подписных листов из избирательного фонда.
Действительно, в п. 5 ст. 37 Федерального закона № 67-ФЗ указано, что подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума.
Вместе с тем, документы, которые необходимо предоставить кандидату для выдвижения, а впоследствии для регистрации, перечислены в ст. ст. 33, 38 ФЗ № 67-ФЗ, ст.ст. 14,19 Закона № 130-ОЗ. Платежные документы об оплате подписных листов из избирательного фонда, в указанных положениях законодательства не отражены. Территориальная комиссия, проверив документы, представленные Умниковым А.В. и указав на имеющиеся в них недостатки, вместе с тем на отсутствие названных платежных документов не ссылалась, на необходимость их представления не указывала.
Согласно п.п. «и» п 6.4 ст. 38 Закона № 67-ФЗ основанием для недействительности всех подписей в подписном листе является его изготовление с нарушением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
При рассмотрении дела Умниковым А.В. сведения об оплате подписных листов из своего избирательного фонда представлены, т.е. нарушений Умниковым А.В. указанного положения закона не допущено.
Доводы жалобы о необходимости обращения кандидатов в депутаты Совета Коляновского сельского поселения четвертого созыва по многомандатному избирательному округу № с документами на выдвижение и регистрацию в избирательную комиссию Коляновского сельского поселения, а не в территориальную избирательную комиссию Ивановского района, судебная коллегия считает несостоятельными, учитывая, то, что полномочия избирательной комиссии Коляновского сельского поселения постановлением избирательной комиссии Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ. № возложены на территориальную избирательную комиссию Ивановского района.
Ссылка административного истца в жалобе на неотражение в судебном решении в полном объеме позиции и детальных объяснений административного ответчика основанием для отмены решения суда не является. Изложение в полном объеме в решении суда позиции сторон действующим процессуальным законодательством не предусмотрено. При этом пояснения сторон занесены в протокол судебного заседания, заявление о признании административным ответчиком иска рассмотрено судом, о чем отражено в обжалуемом судебном акте.
Объявление перерывов в судебном заседании, на что указывает истец в апелляционной жалобе, не противоречит требованиям закона и не свидетельствует о незаконности принятого решения. Недостаточно мотивированное заключение прокурора по делу, вопреки утверждениям истца также не влечет отмену правильного по существу решения суда.
В целом доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административного ответчика, изложенную в суде первой инстанции, при этом не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы решения суда, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы являться безусловным основанием для отмены решения, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда города Иваново от 29 июля 2020 года – оставить без изменения, апелляционную жалобу Лушкина Владимира Александровича – без удовлетворения.
Председательствующий Степанова Л.А.
Судьи Матвеев Н.А.
Запятова Н.А.